Авторит. режим(в рез-те рев-ций, скачков) – отсутств. полит. права гр-н. Запрещ. д-ть дем., раб. орг-ций. М.б. распущены представит. ОГВ. Разновидности:
1) Фашист. режим (Герм., Италия). Особ-ти:
-наруш-е прав и свобод гр-н;
-запрещ. раб. (дем.) партии;
-запрещ. опозиция;
-сращивание гос. апп-та и правящей партийной элиты;
-усил. исп.вл.
Эт. режим уничтожал дем. инст-ты и теор. обосновывал необ-ть этого проц-са (надо поступиться инт-сами ради власти).
2) Расисткий режим (до 1993г. – ЮАР): отд. школы, трамваи… Негроиды лишены большинства прав и свобод. Население: 20% - белые; 80%-негры. В стране парламент из 3-х палат: две для белых, одна для черных.
3) Воен.-диктатор. режим (Чили при Пиночете).
4) Монократический режим (конст-но – авторитарный). К. есть, хотя возможно носит декларативный, формальный х-р.
5) Режим личной власти (Никарагуа +Ливия).
6) Клерикальный (религиозный):
*Иран – есть К., През-т, Парламент. Власть находится под контролем факих (спец. священнослужителей), кот. следят за соотв-ем религии.
*Др. мусульм. страны – здесь больше самодержавный режим.
Тоталитарный режим. Особ-ти:
-правящ. партия входит в состав гос. м\ма (сращивание гос. и парт. апп-тов).
-права предоставляются, но не гарантируются.
-полит. давление.
Монархия: понятие, признаки, сущность.
Таким образом, в подавляющем большинстве зарубежных стран существует единоличный глава государства, правовое положение которого зависит от формы правления страны.В странах с монархической формой правления главой государства является монарх, правовое положение которого отлиается двумя основными особенностями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Монаршая прерогатива даже в парламентарных монархиях пронизывает всю государственную систему; все государственное управление осуществляется от имени монарха. Власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. Порядок престолонаследия устанавливается либо конституциями, либо конституционными законами, которые в значительной степени дополняются обычаями. Законодательная практика зарубежных стран знает три системы престолонаследия.
1.Салическаясистема сводится к тому, что наследование пре
стола осуществляется только по мужской линии. Женщины из
круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция).
2.Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам - младший брат исключает старшую сестру (Великобритания).
3.Австрийскаясистема не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий. Наследственный принцип является генеральным для всех монархий, хотя в истории известны случаи, когда монархи избирались. Избирательная монархия представлет собой сочетание монархического и республиканского элементов, В случае вакантное™ престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство, т.е. правление за монарха, вместо него, осуществляемое либо единолично регентом, либо коллегией - регентским советом.
Власть монарха передаётся по наследству. Эта власть не производна. Монарх властвует (обладает властью) по собственному праву. Вся власть в государстве осуществляется от его имени. Правовой статус монарха зависит от вида монархии.
При абсолютной монархии власть монарха очень сильна, все ветви власти находятся в руках монарха.
При дуалистической монархии законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная и судебная власть – у монарха. Монарх силён, может отменить законы, наложить вето.
В парламентарных монархиях исполнительная и законодательная власть осуществляются от имени монарха. Монарх имеет номинальные полномочия. Монарх царствует, но не правит. Власть монарха наследственная. Монарх практически не участвует в реализации власти. Правительство действует от имени монарха, принимает акты. Роль монарха в осуществлении гос. власти незначительна, номинальна. Это конституционный резерв. У монарха есть «спящие полномочия». Монарх может выступить символом единства нации (объединить нацию) в кризисных ситуациях.
Парламентская монархия, ее основные особенности и признаки
Парлам. монархия (Австр., Канада, Люкс.): здесь первое место у парл-та, у монарха нет полномочий в зак.вл.
Япония: император лишен права вето.
Норв., Швец.: монарх имеет право вето, но практика (более 100лет) такого не знала.
Яп.: парл-т назнач. прав-во, т.е. полномочия монарха ограничены. Император назначает премьер-министра по представлению парлам. бол-ва Þ самостоятельно монарх ничего не м. сделать.
Монарх м. распустить парл-т, но т. по предлож-ю правит-ва.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 217.