Понятие и источники гос. права в ЗС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные черты зарубежных конституций.

В настоящее время насчитывается более ста действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше ста лет назад. Наиболее старыми являются конституции США 1787 года, Норвегии 1814 года, Бельгии 1831 года, Аргентины 1853 года, Люксембурга 1868 года, Швейцарии 1874 года. Однако большинство конституций появилось после второй мировой войны. Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты.

1. Все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как старые, так и новые конституции. В преамбуле перечисляются «цели образования более совершенного Союза», но ничего не говорится о власти и ее носителях.

2. Все конституции в той либо иной форме закрепляют институты частной собственности.

3. В конституциях обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы теории разделения властей. В некоторых конституциях (итальянская, французская, западногерманская) концепция разделения властей не выражена семантически точно, она как бы подразумевается, из нее исходят. В других (американская, датская, японская) принципы разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях.

4. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства - республику или монархию. Конституционные предписания по этому вопросу могут быть различными, но они всегда имеются в тексте основного закона.

5. Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства - унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте основного закона могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом случае как бы предполагается, что само умолчание о форме государственного устройства является констатацией унитаризма как наиболее распространенного способа национально-политической организации территории страны.

6. Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных.

7. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем.

 

Порядок разрабоктки, приянятия, изменения и отмены конституций в ЗС.

Сп-бы принятия К.:

1) Дарованные (октроированные).

*Дарованные монархом: Страны: Кувейт, Сауд. Аравия, ОАЭ.

*Дарованные метрополией: Великобрит.Þ Канада и Австралия.

2) Парламентом (Испания, Китай, Индия).

3) Учредит. собранием (США, Болгария, Турция, Нидерланды, Тунис).

4) Референдым (РФ, ФР., Польша – сначала парламентом, потом референдумом).

В ряде федераций К. оформляется суб-тами (парламентами суб-тов): ФРГ, Индия .

Сп-бы изм-я К.:

Укр. - з-нами особого статуса: при абс. 2 раза на разных сессиях (сессия 1 раз в год).

Индия - внес. измен. простым з-ном.

Поправки вкл. в текст К. Но в ряде стран текст не измен., а есть приложения к К., в к-рых внос. изм-я (США, Индия).
Четыре порядка принятия изм-й К.:

1) Учредит. собранием (США);

2) Парламентом (Индия);

3) Парлам.Þ рефер. (Фр. 1958г.)

Отмена К.

Возн. в рез-те рев-ций или корен. изм-й в о-ве.

Вновь принятая К. вступ. в силу в то время, кот. указ. в ней.

В случ. присоед. к г-ву нов. терр-й – они приним. ее д-е (ФРГ + ГДРÞ К. ФРГ).

К. – акт длит. примен-я, обыч. срок д-я не указ., но есть и врем. К. (расстановка полит. сил такова, что нельзя принять постоян. К.): К. Тайланда – принята на время разраб. проекта К.

Установление неогр. срока д-я К. не означ. ее вечности (Пр.: в Бельгии 20-я К.).

В мексике К. вечна и несменяема, но в нее внос. изм-я.

В ряде стран зак-ль указ., что опред. главы нельзя изм-ть (Греция, Италия, Польша).

Виды конституций в ЗС

1) По ФГУ:

а) Федеральная;

б) Унитарная.

2) По х-ру полит. режима:

а) демокр.;

б) авторитарные (фашист. К.: Итал., Герм.)

3) По времени:

а) постоян.

б) врем. (Польша).

4) По ф-ме излож-я:

а) писаные;

б) неписаные. Акты входящ. в состав неписан. К.:

-парлам. з-ны конст. х-ра (статутное право),

-судеб. право (суд. прецедент).

5) По сп-бу принятия:

а) октроированные;

б) принятые.

6) По порядку принятия изм-й:

а) жесткие (сложно);

б) гибкие.

Четыре порядка принятия изм-й К.:

1) Учредит. собранием (США);

2) Парламентом (Индия);

3) Парлам.Þ рефер. (Фр. 1958г.)

Регулирование политических прав граждан в ЗС

1) Право участвовать в полит. жизни о-ва (на уч-е в управл-и г-вом).

Избират. право. Разл. возрастной ценз:

*актив. избир. право – с 18, 20 лет.

*пассив. избир. право – с 21, 23, 35 лет.

2) Свобода слова, печати, плюрализм мнений, недопущение цензуры.

Но: ответственность за разглашение гос. тайны, клевету, оскорбление, пропаганду расов. и религ. ненависти…

3) Свобода собраний и уличн. шествий: право собираться мирно и без оружия. Ограничения: запрещ. собираться на обществ. путях; вооруженно; в запрещ. местах…

5) Свобода союзов (в явочном порядке) - объед-е в общ. орг-ции, цели кот. не д. противоречить зак-ву.

6) Свобода совести, вероисповедания: ни одна из религий не д.б. приоритетной. Религ. орг-ции не м. заним. полит. д-тью.

В некот. странах церковь не отделена от г-ва: Кувейт, Морокко, Иран (з-н д. соотв-ть Корану).

Регистрация

Производится Минюстом.

Регистрация необходима:

а) всегда;

б) для участия в выборах.

Для рег-ции необх. поддержка избирателей - » 1500 подписей (в Португалии – 5000).

Запрещ. созд. фашист. партий.

Возможен принудит. роспуск партии при несоотв-ии з-ну. Осущ-ся судом. В Болгарии сущ-ет регистратор – он делает предупрежд-е КС для проверки соотв-я з-ну.

 

Автономия в Италии, Испании

В последние десятилетия, сначала с принятием конституции Италии в 1947 г., а затем Испании в 1978 г. и, наконец, с принятием особой, 15-й поправки к конституции Шри-Ланки в 1987 г., появилась новая форма государства, вся террито­рия которого, а не отдельные части, состоит из автономных образований. Эти автономии могут представлять собой территориальную автономию (большинство из 20 областей Италии), строиться с учетом бытовых осо­бенностей населения и географических факторов (пять областей Ита­лии) или создаваться на основе некоторых этнических, лингвистичес­ких, бытовых, исторических характеристик населения (Страна Басков, Андалузия и др. в Испании), но могут быть образованы и по смешанно­му — этническому и территориальному — признаку (одна из провинций, населенная тамилами, и девять других, сингальских провинций в Шри-Ланке). В Испании в более крупные автономные образования входят более мелкие автономные единицы.

Обычно эти государства рассматривают в качестве унитарных, но на деле они имеют особенности, которые отличают их от сложных уни­тарных государств, имеющих отдельные автономные образования, и одновременно от федераций. В литературе такие государства иногда называются регионалистскими (от слова регион) и рассматриваются как начальная стадия перехода от унитарного государства к федератив­ному. В регионалистском государстве автономные образования своих конституций не имеют, но в конституциях государств за ними закреп­лены определенные полномочия, для осуществления которых они изда­ют местные законы. Автономные образования имеют также особые до­кументы — статуты об автономии, которые утверждаются общегосу­дарственным парламентом/статуты пяти областей в Италии утвержда­ются в форме конституционного закона). Наряду со своими местными представительными органами автономии имеют также местные органы исполнительной власти, формируемые местными законодательными ор­ганами. Однако наряду с ними в автономные образования назначаются представители центра — комиссары, губернаторы. Их полномочия не­одинаковы, в Италии они невелики, в Шри-Ланке — очень обширны и включают право вето по отношению к законам, принимаемым представительными органами автономии, а также право роспуска представительного органа.

 

Регистрация кандидатов

Для рег-ции необх::

1) Заявление кандидата о согласии баллотироваться. Оно д.б. подписано теми, кто его избирает:

-В Бельгии – 500 подписей;

-В Польше – 100 тыс. подписей.

-Куба – 10 тыс. подписей.

2) Избир. залог – сумма, кот. д.б. сдана с заявл-ем:

-Велик. – 500 фунтов;

-Яп.: - 1млн. йен.

-Канада – 200$

Залог возвращ. в случае победы кандидата полностью, иначе удерживают 4-5%

34. Правовое регулирование избир. компании в ЗС.
В большинстве стран после регистрации кандидатов или опубликования их списка (Литва) им официально разре­шается вести предвыборную агитацию. Лишь в отдельных странах (Ру­мыния) это разрешается со дня объявления даты голосования или с опре­деленной даты до дня голосования (за 15 дней в Турции). Законодатель­ство зарубежных стран по-разному регулирует условия такой агитации, в одних странах довольно жестко, в других — мягче, но всегда закон определяет допустимые методы агитации, запрещая все другие. Закон регулирует начало и время окончания (обычно за сутки до дня выборов) предвыборной агитации, в ряде стран определяются даже места расклей­ки афиш и их количество, но наиболее детально регулируются вопросы использования средств массовой информации (периодической печати, радио, телевидения) и вопросы финансирования избирательной кампа­нии. Лица, зарегистрированные в качестве кандидатов на выборах, имеют доступ к государственным средствам массовой информации. Кан­дидаты пользуются такими средствами бесплатно и в равной доле; эти расходы оплачивает казна.

Формы:

· митинги

· встречи с избирателями

· TV, радио, печать

· распространение плакатов и т.д.

Финансирование осуществляется частично из бюджета, из средств партии и возможно из собственного избирательного фонда кандидата.

В целях обеспечения равенства шансов кандидатов запрещается участие в предвыборной агитации определенных должностных лиц, орга­нов местного самоуправления. Обычно запрещена агитация в воинских частях, в общественном транспорте; она не должна мешать деятельности государственных органов; запрещается вторгаться в личную жизнь граж­дан и кандидатов (на деле последнее делается, особенно в США). Закон устанавливает предел финансовых затрат на ведение избирательной кам­пании, определяется максимально разрешенная сумма пожертвований от юридических и физических лиц, причем размер пожертвований от юридического лица значительно превышает допустимый размер пожер­твований физического лица (в Германии, например, в 10 раз). При этом существует довольно строгая градация. В США по закону о федеральных избирательных кампаниях 1974 г. (хотя в него вносились поправки, ука­занные ниже суммы пожертвований не изменялись) индивиды не могут жертвовать более 1 тыс. долл. в год кандидату на федеральных выборах или уполномоченному им комитету, а фамилии лиц, давших более 200 долл. в год, должны быть обнародованы.

Запрещено принимать пожертвования от иностранных граждан, иностранных государств, от компаний с участием иностранного капитала (обычно если доля иностранного капитала превышает 25—30%), от международных организаций. Предусматривается гласность крупных пожертвований.

Для того чтобы не влиять на голосование граждан, за несколько дней до выборов запрещается публиковать опросы общественного мне­ния (во Франции — за 7, в Венгрии — за 8 дней).

 

Смешанные избират. системы.

И мажори­тарная, и пропорциональная избирательная система имеет свои плюсы и минусы. Поэтому в настоящее время в мире все чаще наблюдается тен денция объединения этих систем: часть депутатов парламента или колле­гиального органа местного самоуправления избирается по одной систе­ме, а часть — по другой. Комбинируются также разные способы подсчета голосов. Разумеется, смешанные систе­мы, как и пропорциональная, могут быть применены только при выборах коллегиального органа. Их невозможно использовать, например, на вы­борах президента.

Существует множество крупных и мелких разновидностей избирательных систем, которые неоднократно совер­шенствовались с целью обеспечить соответствие поданных голосов и распределяемых депутатских мандатов. Однако полного соответствия, видимо, достичь невозможно: при мажоритарной системе меньшинство вообще не получает депутатских мест в округе, при пропорциональной системе всегда есть остатки неучтенных голосов, следовательно, точной пропорции голосов и мест нет и в обозримом будущем в условиях пред­ставительной демократии врядли будет. При непосредственной демокра­тии, даже при применении техники будущего, мнение какой-то части меньшинства также может оставаться неучтенным. Главная проблема состоит в защите прав и интересов этого меньшинства.

Панашаж, соединение списков и заградительный пункт (барьер). Панашаж — это право избирателя голосовать в многомандатном изби­рательном округе за кандидатов из разных партийных списков.

Искажать пропорциональность партийного представительства может и прием соединения списков. Если такое разрешает закон, партии, оста­ваясь самостоятельными, объявляют, например, что в интересах выбо­ров они рассматривают свои два, три и т.д. списка кандидатов как единый блоковый список (в бюллетене кандидаты блока не составляют единого списка.

Заградительный пункт — это установленный в законе минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партии (списку кандидатов) в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским

Единоличные

Это спикер (его называют также председатель палаты, в Польше – маршал)

Коллегиальные

 

Во Франции – бюро,

в Польше – президиум.

В состав бюро и президиума входят:

- спикер

- его заместители

- (иногда) руководители крупнейших постоянных комиссий

- (иногда) руководитель самой крупной партийной фракции.

 

 

52.1. Внесение законопроекта (законодательная инициатива)

Сначала законопроект вносится в нижнюю палату Парламента. Рассмотрение законопроекта всегда начинается с нижней палаты.

Субъекты законодательной инициативы:

1) депутаты (это так называемая «групповая инициатива»)

2) глава государства (кроме президентских республик)

3) народная инициатива

Для неё предусмотрено огромное количество подписей (50 тыс., 100 тыс.). поэтому её сложно воплотить в жизнь.

4) Правительство

5) субъекты федерации

6) автономии (в ряде стран. Если вопрос касается их статуса.)

Субъекты законодательной инициативы

В ряде стран (например, Канада) финансовые законопроекты депутаты подавать не могут, это приоритет Правительства.

В Индии и Греции депутаты имеют право подавать финансовые законопроекты, но только с заключением Совета министров.

Во Франции депутаты не могут вносить законопроекты, которые ведут к сокращению или увеличению финансовых расходов. Это приоритет Правительства.

В США единственным субъектом законодательной инициативы являются депутаты. США – это президентская республика. Президент в законотворчестве участвует через послания и через депутатов своей политической или парламентской фракции.

В ряде стран законопроекты должны вноситься с обоснованием возможных экономических последствий (расходы и т.п.).

 

Порядок внесения законопроектов

По общему правилу, законопроекты вносятся в нижнюю палату.

Обсуждение законопроекта начинается всегда в нижней палате.

В ряде стран (США, Бельгия, Бразилия, Швейцария) законопроекты можно вносить в обе палаты.

В ряде стран (Австрия, Испания, Нидерланды) в верхнюю палату законопроекты вносить нельзя.

В Великобритании все проекты вносятся в палату общин (нижнюю палату), проекты по судоустройству и судебному процессу вносятся в палату лордов, т.к. прежде чем начать их рассмотрение они должны быть проверены Судебным комитетом.

В ФРГ верхняя палата состоит из представителей правительств земель => все правительственные проекты сначала передаются в верхнюю палату, т.к. нужно согласовать федеральный правительственный проект с правительствами земель; потом проект передаётся в нижнюю палату, где начинается его рассмотрение в обычном порядке.

Если возникают разногласия между нижней и верхней палатами (нижняя палата приняла закон, а верхняя не согласна):

1. В ряде стран (США, Мексика, Бразилия, Белоруссия) если верхняя палата не согласна, проект не пройдёт, не будет принят. В этих странах верхняя палата сильная, её нельзя обойти.

2. В ряде стран предусмотрены ограничения прав верхней палаты:

1) в Индии, Австрии верхняя палата может отклонить только финансовые проекты, остальные – не имеет права

2) в Великобритании, ФРГ, Японии, Франции решение нижней палаты имеет решающую силу. Верхние палаты этих стран слабы, их можно обойти.

В Великобритании проект, одобренный палатой общин, может вопреки мнению палаты лордов вступить в силу, если повторно будет рассмотрен через 1 год.

В ФРГ правительственные проекты подаются в верхнюю палату, депутатские проекты – в нижнюю (если для начала работы с законопроектом не требуется специального разрешения верхней палаты). Решение нижней палаты о принятии законопроекта будет окончательным, если за его принятие проголосует абсолютное большинство.

 

Законопроекты подаются в письменной форме. В Великобритании и США установлены специальные ящики. Некоторые законопроекты нельзя просто опустить в ящик, они требуют выступления (пояснения) на заседании, в котором говорилось бы о необходимости рассмотрения этого проекта, рассказывалось бы о его содержании.

 

 

53. Стадии законодат. процесса в ЗС
1. Законодат. инициатива: Президент (В США президент не облад. правом закон. инициативы, а осуществл. эту функцию через посланника). Самый активн. субъект закон. инициативы – Правительство, возможна народная инициатива, но она применяеться крайне редко. В соцмал. странах закон. инициатива может принадлежать обществ. организациям.
2. Обсуждение на пленарных заседаниях (2 или 3 чтений). После 1-го или 2-го чтения проект передается в соотв. комиссию.
Заседания комиссии проходят в 2 этапа:
- приглашаться эксперты-консультанты, кот. дают заключение как профессионалы

обсуждение самими членами комиссий – вправе внести изменения, доработать, отклонить, т.е. обладает огромными полномочиями.. Комиссия выносит заключение, затем проект рассматривается депутатами.
2- е чтение (в странах где их два) – выступает председатель с заключением. Дебаты, обсуждения депутатами.

Депутаты могут отклонить проект, вернуть на доработку, вносят поправки в письм. виде затем принимается закон.

1. Принятие После принятия нижн. палат он переходит в верхнюю, в ней происходят те же стадии. Простые законы принимаются простым большинством. Ограниченные законы – квалифицированным большинством.

2. Подписание главой государства

3. Опубликование (промульгация), т.е глава гос-ва подписывает и передает на опубликование. Проект вступает в силу с момента опубликования, но есть исключения. В Италии через 15 дн., Греция – 1 мес., Франция на след. день после опубликования, Дания – 7 дней.

Гильотина – устанавливается время для обсуждения закона.

Метод «кенгуру» - если много поправок, то спикер перепрыгивает как кенгуру некоторые. Выбирает их по своему усмотрению для дальнейшего голосования по ним.

Если верх. палата не соглашается с принятой нижней законом, то создается согласительная комиссия. Елси же она не придет к консенсусу, то существует процедура обхождения несогласия верхней палаты, повторное голосование нижней за проект преодалевает это несогласие.

Законопроект вносится лишь с экономич. обоснованием . Правит-во вносит законопроект по бюджету.

Испания, Австрия – проект вноситься лишь в нижнюю палату. В Германии все законопроекты подаются через верхнюю палату. В Великобритании все, связанное с судоустройством в палату лордов, а потом в палату общин. В скандинавских странах д/подачи проектов устанавливается для депутатов – 15 дней, для правительства 90 дней.

Отклоненный законопроект не м.б. внесет на той же сессии повторно.

Порядок д-ти.

Заседания. Строг. очередности нет.

Реш-я приним. коллегиально Þ прав-во – это коллег. орган с учетом мнения премьера.

Повестка дня опред-ся премьером, ?? м.б. проработаны в комиссиях.

Виды прав-в

1) Однопартийн. (если в нижн. палате бол-во).

2) Коалиционные (если неск. партий)

3) Др. виды (в кризис. условиях):

а) Прав-во нац. ед-ва. Цель – вывод страны из конфликта. Нет парлам. бол-ва.

б) Прав-во парлам. меньшинства. Прецедент: Болгария: прав-во само не м. сформир. прав-во из-за недачи доверияÞ дали право формир-я прав-ва партии, кот. имело меньшинство).

в) Служебн. прав-во: созд-ся когда коалиция не м. договориться. Созд. не из партий, а из специалистов.

г) Врем. прав-во – образ. внепарлам. путем в рез-те переворотов в г-ве.

Глава правит-ва

В през. респ-ках – Пр-т.

В парлам. респ-ках – лидер партии, кот. в парл-те в бол-ве.

Компетенция прав-ва в ЗС

1. В сфере полит. рук-ва:

а) Полномочия в обл. управления: исполнять К. и з-ны; в проц-се исп-я управлять всеми сферами общ. жизни.

б) Обеспеч-е безоп-ти г-ва (ВС в руках прав-ва, оно отвеч. за их сост-е).

в) Отвечает за правопорядок в стране.

г) Разраб-ка и исп-е бюджета.

2. В зак. обл.:

а) Право зак. инициативы.

б) Контроль за соотв-ем проектов з-нов К-ции.

в) Изд. собств. акты (пост. и распоряж-я) – это подзак. акты, принятые во исп-е з-нов.

г) Возм-но делегированное зак-во (Велик., Исп.) – это право прав-ва принимать акты, имеющие силу з-на с разреш-я парл-та: делается запрос парл-ту о принятии акта для оператив. реш-я ?? без законодат. проц-са. Деп-ы зак. собрания приним. з-н в кот. гов-ся о делегировании своего права.

3. Внеш. политика:

а) комплектование дипл. предст-в и консультств.

б) опред. контингенты ВС.

в) переговоры с прав-вами др. г-в.

г) в рамках св. комп-ции подпис. м\н дог-ы, соглаш-я (Пр.: об обмене студентами). М. даже некот. ратифицировать.

д) Реш-е ?? войны и мира, т.к. МинОбороны – это ед-ца прав-ва.

4. Чрезв. полномочия:

При наличии внеш. и внут. угроз

а) М. обращ. к Пр-ту о введ-ии ЧП.

б) М. самост. приостанавл. раб-у прав-в суб-тов

Отв-ть прав-ва

В завис. от соблюд-я з-нов и исп-я обяз-тей:

1) Полит. отв-ть:

*Выраж-е недоверия прав-ву парл-том (за невып. работу). Прав-во д. уйти в отставку.

В нек. странах прав-во м. обратиться к Пр-ту Þ Пр-т м. распустить нижн. палату.

В США полит. отв-ть прав-ва п\д парл-том отсутствует.

*В през. и смешан. респ-ках през-т м. выразить недоверие прав-ву. Прав-во д. уйти в отставку.

2) Угол. отв-ть.

Наступ. за прест-я в связи с исп-ем обяз-тей. Обычно – простые суды.

В некот. странах созд. спец. органы (Пр.: Фр. – высокая палата правосудия; ГДР – фед. конст. суд).

3) Гражд. отв-ть.

За причиненный ущерб физ. или юр. лицу. М. применяться: к прав-ву или мин-ру.

4) Дисципл. отв-ть.

Назнач-ся от прав-ва или мин-ра.

Срок полномочий прав-ва:

а) в През. респ-ках: соотв. сроку полномочий Пр-та;

б) в Парл. респ-ках:

-на срок пока пользуется поддержкой парл-та

-до правит. кризиса.

Пост премьера м. занимать не более 2-х сроков подряд.

 

Парламент США.

Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей и сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одно­мандатным округам. Избр. м. быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в гражданстве США не менее 7 лет и проживающие в том штате, где они баллотируются по избир. округу. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата, (ротация: треть сенаторов обновляется каждые два года). Для избрания сенатором необхо­димы 30-летний возраст, состояние в гражд. не менее 9 лет, проживание в штате, от которого он избирается.

Депутаты и сенаторы являются профессиональными парламентария­ми, имеют свободный мандат, не м. быть досрочно отозваны избира­телями. Депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за измену, тяжкие уголовные преступления и нару­шение общественного порядка они м. быть арестованы и в этот пери­од. Депутаты пользуются индемнитетом. Они получают парламентское вознаграждение: члены нижней палаты — 120 тыс. долл. в год, сенаторы — 98,4 тыс. Кроме того, им выплачиваются дополнительные суммы в зависимости от численности их избирательных округов. Им выделяются деньги для содержания личного штата (9—25 человек). Депутаты пользуются оплачиваемыми ко­мандировками, бесплатным медицинским обслуживанием, им оплачива­ются почтовые, телефонные, канцелярские расходы, пользование иными средствами коммуникаций. Конгрессмены получают специальную пен­сию, размер которой зависит от стажа пребывания в конгрессе.

Спикер в ниж. пал. (он всегда является предста­вителем партии большинства), в сенате председательствует вице-прези­дент. Спикер, как и в дру­гих странах англосаксонского права, пользуется большими полномочия­ми.
Председатель сената, напротив, существенных полномочий не имеет.

Конгресс создает из своих членов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (их немного), постоянные специализированные комитеты каждой из палат (в палате представителей их 22., в сенате — 16:), которые; временные специальные комитеты для расследования отдельных вопросов.

Особую роль играет комитет всей палаты. Создаются согла­сительные комитеты. Председатели комитетов, обычно занимающие этот пост по старшинству пребывания в конгрессе, вправе создавать подкомитеты, которые обладают некоторыми полномочиями комитетов.

В обеих палатах конгресса имеются партийные фракции большинст­ва и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций.

Полномочия конгресса. У конгресса есть общие полномочия, кото­рые м. быть реализованы при согласованном решении обеих палат: только так может быть принят закон, поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето верхней палаты нижней палатой в США отсутствует. С другой стороны, у каждой палаты есть свои, спец. полномочия: например, палата представителей может возбудить импичмент против федеральных должностных лиц, а сенат ратифицирует меж­дународные договоры.

К числу общих пол-чий конгрес­са относятся: фин-е, в области экономики, в области обороны, в области охраны общ. порядка. Нек. полномочия, закр. в конституции не соотв. межд. праву и офиц-но отменены межд. согл-ми.

Конгресс работает в сессионном поряд­ке. Сессия длится 7—8 месяцев (с перерывами). Главной формой деятельности конгресса является законодательст­во. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Для ускорения прохождения закона текст законопроекта обычно вносят в обе палаты члены этих палат. Президент вправе вносить только законопроект о бюджете. Члены палат, напротив, такого права не имеют. Законы принимаются в трех чтениях. Конгресс принимает также резолюции (некоторые из них по своей юридической силе выше обыкновенного закона).

Парламент Великобритании

По британской конституции парламент — трие­диное учреждение. В обычном словоупотреблении под парламентом поним-ся нижняя палата, которая осуществляет законодательные функции. Король подписывает все законы (на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет вето). Палата лордов возражения против законопроектов, принятых па­латой общин, тоже выдвигает очень редко.

Палата общин избирается по одномандат­ным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Депутаты обладают индемнитетом и ограниченным иммуните­том (только во время сессии + 40 дней до начала и после сессии). Они имеют трех оплачиваемых государством помощ­ников. Им возмещаются транспортные, канцелярские, почтовые расхо­ды. Жалованье считает­ся чуть ли не самым низким в мире.

Спикер, имеет трех заместителей. Избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии. Не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разде­лились поровну. Он не вправе комментировать выст-я членов па­латы и выступать сам.

Постоянные и временные комитеты.
1. Неспециализированные комитеты (до 50 человек). Их персональный состав опреде­ляется пропорционально численности партийных фракций. Спикер передает им законопроекты по своему усмотрению. 2. Специализированные комитеты. Эти комитеты также предварительно обсуждают законо­проекты, занимаются парламентскими расследованиями, но их основная деятельность связана с контролем за управлением, за работой минис­терств.

Партийные фракции (возглавляет лидер). Строгая партийная дисциплина (возможны санкции). Организацией работы парламента, удосто­верением его актов ведают клерки палаты, имеющие подчиненный им небольшой аппарат. Кворум – 40 депутатов.
Палата лордов, состав и численность которой изменяется, формируется в основном по наследственному признаку. Около 2/3 палаты составляют пэры, около 1/3 — пожизненные пэры. Кроме того духовные лорды англиканской церкви, 20 «лордов по апелляции» и др. В палате лордов председательствует лорд-канцлер. Кворум в пала­те — 3 лорда.

Полномочия.

1. Законодательные. Закон. инициатива – монарх, правительство. 3 чтения. Если проект принят, он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.

2. Финансовые пол­номочия. Закон о бюджете всегда принимается сначала нижней палатой (его вносит только правительство).

3. Контрольные. Палата общин может потребовать отставки министра (премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр). Вопрос о вотуме недоверия бывает только связанным т.е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им зако­нопроектом. Используеться резолюция порицания, вопросы к премьер-министру и к министрам, дебаты по общим вопросам политики, контроль также парла­ментских спец. комитетов. Парламентский уполномо­ченный (омбудсман) по делам администрации. Помимо него существуют уполномоченные по здравоохранению, местному самоуправлению и т.д.


Президент Франции

Президент избирается прямыми выборами. Для выдвижения кандидатуры требуется 500 подписей лиц, занимающих определенные должнос­ти: членов парламента, советов департаментов, совета Парижа, террито­риальных собраний, мэров. Причем эти подписи под заявлением о выдви­жении кандидатуры должны представлять по меньшей мере 30 департа­ментов и заморских территорий из приблизительно 100. Избрание осу­ществляется по мажоритарной системе абсолютного большинства, во втором туре баллотируются два кандидата, набравшие наибольшее коли­чество голосов в первом туре.

Президент замещает председателя Сената.

Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органа и государства, начинаются не с законодательной власти, а с президента. Президент следит за соблюдением конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдена международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Президент обладает большими полномочиями, которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно и требующие контрассигнатуры премьер-министра. К первой группе полномочий относятся: 1) право роспуска Национального собрания по своему усмотрению; 2) право ввести в стране чрезвычайное положение, во время которого может быть установлена, по существу, президентская диктатура; 3) право назначать премьер-министра, мини­стров, высших гражданских и военных должностных лиц и смещать их (по заявлениям об отставке). Назначение правительства президентом требует последующего одобрения правительственной программы ниж­ней палатой парламента; 4) право передавать на референдум законопро­екты; 5) право обращаться с послания­ми к палатам на их раздельных заседаниях; 6) право председательствовать в Совете министров по свое­му усмотрению; 7) право обращаться в Конституционный совет с запро­сами и назначать треть его членов; 8) президент — глава вооруженных сил, он председательствует в различных советах и комитетах обороны; 9) президент ратифицирует международные договоры (обычно это дела­ет сенат, но если ратификацию осуществляет президент, то требуется контрассигнатура правительства); 10) президенту принадлежит право помилования.

Полномочия президента, требующие контрассигнатуры членов правительства, немногочисленны: созыв парламента на чрезвычайную сессию; подписание декретов и ордонансов, принятых Советом мини­стров; назначение на гражданские и военные должности; назначение дипломатических представителей.

В осуществлении полномо­чий президенту помогает его собственный аппарат — несколько сот лич­ных сотрудников. Все они назначаются президентом. Он использует также огромный аппарат правительства.

Президент несет ответственность перед особым судом.


Правительство Франции

Правительство Франции — Совет министров со­стоит из премьер-министра и министров. Их назначает президент (министров — по представ­лению премьера). Вице-премьера во Франции нет.

Президент может на­значать министров по своему усмотрению, но правительство должно пользоваться доверием парламент. Доверие не обязательно должно быть получено после формирования правительства: само правительство может поставить вопрос о доверии в любое время, точно так же как в любое время может быть внесена депутатами нижней палаты резолюция порицания. Но по традиции после формирования правительства обычно голосуется вопрос о доверии ему. Должность члена правительства несо­вместима с парламентским мандатом, государственной службой, про­фессиональной оплачиваемой деятельностью. Но ее можно совмещать с членством в местном совете и даже с постом председателя местного совета на любом уровне.

Во Франции существует различие между правительством и кабинетом министров. Совет министров — это заседание правительства под председательством президента, на котором президент осуществляет полномочия, принадле­жащие правительству. Акты, принятые на таком заседании, подписыва­ются президентом. Кабинет министров созывается премьер-министром по специальному поручению президента и по указанным им вопросам. Председательствует на таких заседаниях премьер-министр.

Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важные из них правительство осуществляет коллегиально. Другие полномочия осущест­вляются на заседаниях кабинета правительства. На практике они реализуются от имени правительства премьер-министром. Он координирует работу минис­терств, контролирует их, председательствует в различных межминистер­ских комитетах, объединяющих группы министерств, сходных по профи­лю работы, несет личную ответственность за оборону страны (хотя на­значениями на высшие военные должности ведает президент), «обеспе­чивает исполнение законов» (по конституции это его личная обязан­ность), осуществляет регламентарную власть и вправе издавать декре­ты без рассмотрения в Совете министров (правда, это а<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 171.