Второй период гонений на христиан (98-238 гг. – с перерывами).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В этот период христианство объявляется религией недозволенной. За само имя «христианин», доказанное на суде, выносится определенный приговор – смерть. Император Траян, по свидетельству римских историков, был одним из величайших и знаменитейших императоров Римской империи. Однако в истории христианской Церкви он предстает перед нами, как гонитель христиан. Для спокойствия в империи, он в 98 г. издает указ, запрещающий деятельность любых тайных обществ. Поскольку христиане входили в число этих тайных обществ, и, не смотря на императорский указ, продолжали свои тайные собрания; против них было начато гонение со стороны императорской власти.

Поводом для издания и принятия указа было письмо римского наместника малоазийской провинции Вифиния Плиния Младшего, который в этом документе ставил в известность императора о появлении в его провинции тайного общества христиан, которые совершали свое богослужение по ночам. Наместник спрашивал императора, как ему следует поступать с христианами. В ответ на это письмо, императором Траяном был подписан в 104 году указ, в котором говорилось: «… разыскивать христиан не следует, анонимные доносы на них не принимать, но казнить их смертью за одно имя – «христианин», доказанное свидетелями на суде». После подписания этого указа по всей территории Римской империи прокатилась волна гонений на христиан.

Мучениками этого периода были: св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский(+107); св. Климент, епископ Римский (+101); св. Симеон, епископ Иерусалимский.

После смерти императора Траяна его законы продолжали иметь свою силу и при его приемнике – императоре Адриане (117-138). Кроме этого, император издал новый закон, по которому повелевалось принимать на христиан только формальные письменные доносы, а не крики толпы. Если после судебного разбирательства обвинения подтверждались, тогда наказывали христиан; в противном случае – наказывали обвинителя, как клеветника. При императоре Адриане впервые в Церковной истории появляется апологии и апологеты (писатели - юристы, которые защищали христиан перед императорским судом).

Император Антоний Пий (138-161) держался той же государственной политики, что и его предшественник Адриан. К сожалению, в период его императорского правления, Римскую империю постигли бедствия, в виде голода, наводнений и землетрясений в Греции и Малой Азии. Все эти события возбудили недовольство народных масс, которые видели во всем этом гнев богов и заставили императора поддержать законы императоров-предшественников.

В его царствование приняли мученическую кончину: св. Публий, епископ Афинский; св. Поликарп, епископ Смирнский (муж апостольский) (+155).

Император Марк Аврелий (161-180), опасаясь за целостность своего государства, старался поддержать в народе идолослужение, как средство для всенародного объединения. На христиан он смотрел, как на заблудших упрямых фанатиков. При Марке Аврелии был издан указ, который приказывал разыскивать христиан, и убеждать их отказываться от своих заблуждений. Если христиане не хотели отказываться от Христовой веры, их предавали пыткам. Гонение имело общегосударственный характер, и особенно сильное развитие имело в Смирне, Лионе и Вьене.

Мучениками этого периода являются:св. Иустин Философ, епископ Римский (+166); епископ Лионский Пофин (+177) с паствой, среди которых были даже дети (свв. Понтик и Бландина Лионские).

ИмператорКоммод (180-192) был мягким государем и не старался поддерживать распоряжения своего отца, императора Марка Аврелия, относительно христиан. При нем положение христиан было довольно спокойное. Однако это никак не означало, что гонения прекратились. Так, например, во время его правления был казнен в Риме сенатор Аполлоний, защищавший христианскую веру в сенате, и обвиненный своим рабом в принадлежности к христианству. Поскольку раб донес на своего господина, по закону императора Нервы, он также, как и его господин был казнен.

Император Септимий Север (196-211), занявший престол после нескольких лет междоусобной борьбы за трон, вначале своего императорского правления благосклонно относился к христианам и христианству, так как один раб-христианин Прокул, исцелил его от неизлечимой болезни. Однако начавшиеся восстания иудеев против римских властей и иудейская война изменили взгляд императора на христианство. Император, считавший христианство ответвлением иудейской религии, стал подозревать в политических замыслах против римских властей. В 202 году он издал указ, запрещающий под страхом смерти принятие иудейства и христианства.

Во время его правления в Александрии был обезглавлен ритор Леонид (отец выдающегося учителя Церкви – Оригена), св. девица Потамиена (+203), св. воин Василид (+203). В Лионе был замучен св. Ириней Лионский со многими из его пасомых. Не менее сильными гонения были и в Карфагенской области, где пострадали свв. мученицы Фивия Перпетуя и Фелицитата и муч. Ревокат (+202).

Сын Септимия Севера – император Каракалла (211-217) также продолжал гонения на христиан, хотя в его правление и не было издано особых законов против христиан.

Со времени императора Гелиогабала (218-222) римское правительство на некоторое время оставило христиан в покое. Император не преследовал христиан, так как сам не придерживался государственной религии, и увлекался сирийским культом солнца. С этой религией он пытался объединить и христианское вероучение. Следует отметить, что к этому времени многие из римских граждан успели через веру христианских мучеников прийти к выводу, что христиане не являются противниками Рима и человеконенавистниками.

ИмператорАлександр Север (222-235), сын императрицы Юлии Маммеи, бывшей большой почитательницей таланта Оригена, смотрел на христианство с более правильной точки зрения, чем его предшественники. Будучи приверженцем религии неоплатоников (считали, что истинное богопознание следует искать не в одной религии, а во всех), он считал христианство религией, достойной уважения. Известен тот факт, что в его божнице рядом с языческими идолами стояли изображения Авраама и Иисуса Христа. К сожалению, во время его императорского правления, христианство не было объявлено «дозволенной религией».

Приемник Александра Севера – император Максимин Фракиянин (235-238), был ставленником языческой партии. Став императором, он по настоянию префекта Каппадокийской области издал указ, повелевающий преследовать христиан, особенно пастырей Церкви. Гонение, происходившее в провинциях Понте и Каппадокии имело местное развитие. К счастью, его правление было не долгим.

При двух последующих императорах – Гордиане (238-244) и Филиппе Аравитянине (244-249) христиане жили спокойно. Некоторые ученые- историки выдвигают даже такую версию, что император Филипп был тайным христианином.

Таким образом мы может отметить, что конец второго периода гонений на христиан был обозначен относительным спокойствием христианской жизни. Это повлекло за собой распространение и появление христианских общин во многих городах империи. Народные массы стали более сдержанно относиться к христианам. Последователи же языческой партии ожидали своего благоприятного момента для возобновления гонений на христиан.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 200.