Иудея, некогда бывшая государством и управлявшаяся поставленными от Бога царями, ко времени пришествия в мир Христа была завоевана римлянами (63г. до Р.Х.). Ирод Великий, идумеянин принявший иудейство, стал царем Иудейским в 37 г. до Р.Х. С его восшествием на престол прекратилась династия иудейских царей и исполнилось пророчество, данное потомкам патриархом Иаковом.
Царь Ирод, получивший в истории прозвище Великий, много сделал для иудейского государства, но был нелюбим народом за излишнюю жестокость, подозрительность и мстительность.
После его смерти Иудея пережила период разделения между сыновьями покойного царя, который закончился введением в государстве власти римского императора, от имени которого управляли проконсулы. Еврейское государство окончательно подпало под власть Рима и начало сотрясаться от народных волнений и восстаний.
Ко времени пришествия в мир Христа Спасителя иудеи жили и вне Палестины. Много их жило в Риме, Александрии (Египет), Персии, где они в основном занимались торговлей.
Если сравнивать религиозную еврейскую систему с языческими системами, можно заметить, насколько она глубже и Богооткровенней, чем языческая религия. Иудейская религия сохранила, не смотря на неоднократное уклонение евреев в идолопоклонство, учение о Боге и взаимоотношениях Бога и человека.
Перед пришествием на землю Мессии, иудеи все еще сохраняли веру, но потеряли верное понятие об Истинном Боге. Под влиянием завоевателей у иудеев сформировалось особый портрет будущего Спасителя. Евреи ожидали Мессию, как земного царя, который избавит их от власти Рима и устроит земное царство только для иудейского народа. Евреи считали себя высшими среди окружающих их народов и считали их навсегда отлученных от спасения и милости Божией. Поэтому евреям нужен был не пророк-примиритель, а царь-освободитель, который мог бы поднять народ на свержение гнета завоевателей-римлян.
Перед временем пришествия Христа в еврейском народе образовалось несколько религиозно-политических партий: фарисеи, саддукеи, ессеи и ферапевты.
Фарисеи – партия, придерживавшаяся постановлений Моисеева закона и устных преданий. Их приверженность к соблюдению закона привела к тому, что они больше внимания уделяли мелочному соблюдению предписаний закона, чем истинному почитанию Бога. В этом, впоследствии, их обличал Иисус Христос и апостолы.
Саддукеи - партия, усвоившая себе греческую ученость, и также смотревшая на мир и религию. Эта партия, как партия ученых, на основе «рацио» (ума) пыталась постичь Моисеев закон и поэтому отвергала устное предание. В своем рационализме они дошли до отрицания бессмертия души, воскресения мертвых и были ярыми противниками фарисеев. Поскольку к саддукеям принадлежали люди очень образованные, партия их была малочисленная. Это, однако, не мешало принадлежать к ней многим видным и богатым евреям того времени.
Ессеи и ферапевты – партии аскетической направленности. Их члены создавали отдельные общества и жили в пустынях (ферапевты в Египте, ессеи в Палестине). Эти общества были закрытого типа, и жизнь в них проходила в строго спланированном режиме. Последователи изучали Писание, занимались земледелием, имели общее имущество и общественное богослужение. В противоположность фарисеям главное место в своей жизни уделяли внутреннему самосовершенствованию.
Ожидали пришествия Мессии и самаряне. Происхождение этого народа связано со временем падения Израильского царства (722 г. до Р.Х.), когда ассиро-вавилоняне переселили на захваченные территории язычников вместо захваченных и уведенных в плен израильтян. Через некоторое время язычники породнились с местным населением, и таким образом возник новый народ. Самаряне принимали только Пятикнижие Моисея и имели свой храм на горе Гаризим, где совершали богослужения по установлению Моисея. Ко времени пришествия в мир Христа этот храм был разрушен, из-за чего существовала неприязнь между евреями и самарянами. Евреи ненавидели самарян, хотя у последних было лучшее понимание роли Мессии, и цели Его пришествия в мир чем у иудеев. Самаряне видели в Мессии пророка, который должен им объяснить закон и научить их всему.
У иудеев живших в диаспоре вне Палестины, понятия были отличны от понятий палестинских иудеев. Им чужды были мечты палестинских иудеев о всемирном политическом владычестве еврейского народа. Связи иудеев рассеяния с язычниками способствовали более терпимому отношению их друг к другу в пределах Римской империи.
Иудеи рассеяния знакомили язычников и языческий мир со своей религией и верованиями, взамен изучая греческую философию и науку. Особенных успехов на этом поприще достигли александрийские евреи. Здесь у иудеев Священное Писание было переведено еще в 280 г. до Р.Х. на греческий язык. Многие язычники, благодаря этому шагу познакомились с религией и богословием иудеев.
Во время жизни и проповеди Иисуса Христа мы встречаем много язычников, принявших религию евреев: « пришельцев врат» (не принявших обрезания) и «пришельцев правды» (обрезанных).
Знакомство александрийских евреев с греческим образованием привело к следующему шагу. Александрийские евреи попытались сблизить философию Платона с Моисеевым Законом. Представителем этого направления был ученый иудей Филон, современник апостолов. Основными положениями этот вероучения были попытки постичь Божественное через борьбу с материальным, отречение от него, и нахождение посредника между Богом и миром.
Таким образом, сравнив состояние языческого и иудейского мира перед пришествием на землю Христа, мы можем отметить, что античный мир потерял свое значение, он загнивал. В этом мире были личности, которые хотели познать истину, но тогдашний уровень науки и духовности не мог утолить эту жажду человека. Древний культурный языческий мир, стремившийся к абсолютной истине, был далек от Христа и Его слова.
Иудейский мир, занятый борьбой за свою независимость и борьбой религиозно-политических партий внутри страны, не смог увидеть в сыне бедного плотника Господа и Спасителя, пришедшего спасти мир и проповедать Евангелие всем народам.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 210.