Источники церковной истории разделяются на монументальные и письменные. Монументальные – церковные здания, церковная утварь, печати, предметы христианской живописи, архитектуры и скульптуры. Наиболее важными для современного изучения Общецерковной истории являются древневизантийские базилики и римские катакомбы. Не стоит пренебрегать и данными современных церковных археологов.
Письменные – творения св. отцов и церковных писателей, деяния Соборов Вселенских и поместных, жития святых, законы древнеримских императоров, а также указы и новеллы византийских императоров, относящиеся к христианской эпохе. Еще одним по праву важным письменным источником для изучения Общецерковной Истории являются христианские акты. К ним относятся – послания епископов друг к другу, послания к обществам и различным историческим лицам, древнейшие литургии, символы, мученические акты.
Первым и главным трудом по Церковной истории является «Церковная История» Евсевия еп. Кесарийского (+ 340 г.).
В настоящее время многие из церковных историков к ряду основных наук относят палеографию,филологию,географию и хронологию.
Вспомогательными науками являются: дипломатика, сфрагистика или сигиллография, эпиграфика, нумизматика.
ПАЛЕОГРАФИЯ -наука, изучающая письменные материалы и шрифты, которыми писались документы. К письменным материалам относят: папирусы, пергаменты, бумага. Известно, что на папирусе писали еще в начале 1 тысячелетия нашей эры, пергамент делался из кожи телят или ягнят, а бумага (китайское изобретение) появилась в Европе лишь в XV веке.
Обращая внимание на шрифты, следует отметить следующие из них, которые получили наибольшее развитие: беглый курсив, маюскульный (из больших букв), унциальное и минускульное (получившее свое развитие от унциального и являющееся его уменьшенной копией).
ГЕОГРАФИЯ – наука о землях, народах и населении. В нее входит статистика (сколько кафедр было в данном месте в данное время) и ономатология (греч. «онома» - имя, наука об именах епископов той или иной местности, их кафедрах, подписях на Вселенских и Поместных Соборах).
ФИЛОЛОГИЯ – наука о языке и наречиях того или иного народа в рассматриваемых нами областях и провинциях.
ХРОНОЛОГИЯ – наука о различных исторических источниках, времени их написания, событиях, способствовавших их написанию. К хронологии относятся хронографии, летописи, таблицы, летоисчисления принятые в разных странах, входивших в состав Римской империи.
Известно, что римское летоисчисление велось по консулам (ординарным и подставным), которое прекратил Лев Философ (866-912)
Греческое летоисчисление велось по олимпиадам, начиная с первой в 776 г. до н.э.
Сирийское летоисчисление имеет свое начало от смерти Александра Македонского (1 октября 311г.) или с осени 312 г. (победа Селевка Никатора над Дмитрием Полиоркетом при Газе). Больше всего встречается в греческих и сирийских восточных памятниках. Предполагается, что оно подпало под византийское влияние, результатом которого стали считать началом года сентябрь, а не октябрь.
Антиохийское летоисчисление - «местная эра» – имеет свое начало с осени 48 г. до Р.Х.
Египетское летоисчисление (год в Египте равнялся 365 дням). Началом года было либо 28 августа (4 года), либо 30 августа (в высокосный год).
Кроме вышеперечисленных летоисчислений истории известны: абиссинское (2007 г. до Р.Х.), грузинское, армянское, мусульманское (15 июля 622 г.).
ДИПЛОМАТИКА ( diplvma - документ, сложенный вдвое) – наука, помогающая определить род документов по внешнему виду. На востоке встречаются хризовулы (царские грамоты), с подписями императоров, с месяцем и датой.
СФРАГИСТИКА или СИГИЛЛОГРАФИЯ – наука о печатях, выделилась из дипломатики. Печати были восковые и свинцовые. Папы с VII века употребляли свинцовые, а византийские императоры – восковые разных цветов в зависимости от важности документа. Сургуч был изобретен в Испании, и первое письмо было опечатано в 1553 году там же.
ГЕРАЛЬДИКА – наука о гербах. С помощь этой науки часто ученые определяют кому принадлежит тот или иной документ.
ЭПИГРАФИКА – наука о надписях на твердых материалах.
НУМИЗМАТИКА – наука о монетах и медалях.
Разделение Церковной Истории на периоды.
Общую Церковную Историю условно разделяют на 3 главных периода:
I. от начала возникновения Церкви Христовой до торжества православия при императоре Константине Великом (34-313 гг.)
II. от торжества православия при императоре Константине Великом до разделения христианской Церкви на Восточную и Западную (313-1054 гг.).
III. от разделения Христианской Церкви на Восточную и Западную до наших дней.
Некоторые из христианских историков разделяют третий период на несколько подпериодов для более глубокого рассмотрения истории христианской Церкви. Таким образом третий период разделяется на:
А) Историю православной Восточной Церкви.
Б) Историю Западной католической Церкви.
Первый период Общей Церковной Истории (34-313 гг.).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.