Компания Данон начала свою деятельность на российском рынке в 1992 с открытия фирменного магазина «Данон» в Москве. Изначально продукция импортировалась с других рынков для дальнейшей продажи в России, однако уже в 1995 году Данон запускает производство в Тольятти. Затем в 2000 году Данон открывает второй в России завод в Чеховском районе Московской области.
В 2010 году, следуя своей стратегии экспансии на развивающиеся рынки и уже добившись внушительных показателей роста на российском рынке, Данон подписывает с Юнимилк договор о слиянии их деятельности в сфере производства кисломолочной продукции в России и других ближайших государствах (Украина, Казахстан и Белоруссия). Образовавшееся совместное предприятие на 57,5% принадлежит Данон и на 41,5% – акционерам Юнимилк.
Товарооборот Данон-Юнимилк составил порядка 2 млрд. евро в 2012 году, численность персонала предприятия превышает 18 тысяч человек, и предприятие позиционирует себя как полноправный лидер в сфере молочных продуктов в зоне СНГ, в частности в России компания занимает 21% рынка[45].
С помощью краткого анализа российского рынка на момент слияния Данон и Юнимилк мы сможем выявить аргументы в пользу резонности стратегического решения об образовании данного совместного предприятия. Однако для начала следует кратко представить компанию Юнимилк и определить ее привлекательность для Данон.
Компания Юнимилк, основанная в 2002 году, представлена на сегодняшний день в Россиии, Белоруссии, Казахстане и на Украине. По данным РБК[46] Юнимилк занимает второе место в рейтинге частных российских предприятий сектора молочных продуктов и детского питания после Вимм-Билль-Данн. Компании принадлежит 28 заводов, расположенных на различных рынках, и она выпускает 7 марок, соответствующих разным рыночным сегментам, среди которых «Простоквашино» является брендом номер 1 в сфере молочных продуктов. Товарооборот Юнимилк в 2009 году вырос на 7% и составлял 1 млрд. евро[47].
Среди основных факторов, способствующих успешной синергии в области продаж и издержек между Данон и Юнимилк, можно отметить следующее:
1) Основная доля продаж Данон приходится на средний+ и пермиум сегменты, в то время как Юнимилк занимает весьма сильные позиции в более массовых сегментах: эконом- и средний класс.
2) С географической точки зрения если Данон в большей степени присутствует в европейской части Российской Федерации, то деятельность компании Юнимилк в основном сосредоточена на востоке страны.
3) Наконец, компании дополняют друг друга в вопросе сетей сбыта продукции. Продукция Данон представлена в крупных розничных сетях, в то время как Юнимилк предлагает свою продукцию в первую очередь в мелких супермаркетах близкой доступности.
Перейдем к краткому анализу конъюнктуры российского рынка на момент проведения сделки слияния. Рынок широкого потребления в России находился на стадии резкого подъема благодаря повышению доходов домохозяйств и догоняющему характеру российского потребления, которое все еще оставалось ниже среднего уровня по Европе. Расходы на продовольствие росли примерно на 70% в период с 2002 до 2007 года и составляли более трети бюджета среднестатистической российской семьи. К тому же, при росте рождаемости в стране наблюдалось активное развитие сферы детского питания, что, безусловно, являлось значительным плюсом для Данон. После небольшого спада в кризисный 2008 год в российском секторе розничной торговли уже в период с 2009 по 2010 год наблюдался рост. Если в начале 2009 года рост объемов розничной торговли составлял -2,8%, то уже на начало 2010 он равнялся 4,2%[48]. Таким образом, российский рынок предлагал Данон определенные возможности для развития, в частности в сфере детского питания – одном из ключевых секторов для Данон.
На сегодняшний день по результатам 2012 года совместная выручка Данон и Юнимилк составила порядка 79 млрд. рублей, что соответствует росту в 5% по сравнению с показателями предыдущего года. Бренды «Простоквашино», «Тема» и «БиоБаланс» выросли более чем на 10% каждый за 2012 год, явившись тем самым основными двигателями роста оборота Данон-Юнимилк. Общий объем инвестиций СП Данон-Юнимилк в российскую экономику составил в 2012 году более 130 млн. долларов США[49].
В своей речи на Собрании акционеров 28 апреля 2011 года президент Данон Груп Франк Рибу отметил: «Россия стала для нас рынком номер 1. Интеграция с Юнимилк теперь является одним из наших приоритетов в ближайшем будущем»[50]. Действительно, с точки зрения основных показателей деятельности компании Россия наряду с Францией стала основным рынком Группы Данон.
В отличие от большинства корпораций мирового уровня, которые в своих стратегиях рисуют границу между промышленно развитыми странами и развивающимся миром, компания Данон скорее придерживается политики уравнения этих двух блоков. Как в экономически развитых странах Евросоюза, так и в России, Данон активно работает для удержания лидирующих позиций в отрасли пищевой промышленности. При выходе на зарубежные рынки Данон преимущественно использует такие формы интернационализации, как совместные предприятия, слияния и поглощения. При этом, проведенный анализ стратегий компании в ЕС и в России позволяет сделать вывод о том, что наиболее частой стратегией Данон Груп является создание совместных предприятий.
Заключение
В ходе работе были рассмотрены теоретические основы выбора компаниями стратегий интернационализации, представлены стратегии французских компаний при выходе на рынок в ЕС и в России, а также проведен сравнительный анализ стратегий компании Данон в Европейском Союзе и в России.
Любая компания, принявшая решение об интернационализации своей деятельности, анализирует потенциальные целевые рынки с точки зрения STEP-различий, которые включают в себя социальные, технологические, экономические и политические особенности каждой страны, и пространственных различий, в которые входят географические, климатические и национально-культурные факторы. Компания оценивает страну относительно ее привлекательности для ведения конкретного бизнеса и благоприятности ее конъюнктуры.
Франция на сегодняшний день находится на пятой позиции в мире по объемам внешней торговли. Во многом страна обязана своим положением активной государственной деятельности по поддержке национального экспорта. В стране на высоком уровне развития находятся такие организации, как Ассоциация Торгово-Промышленных Палат Франции, агентство по содействию развитию предприятий на международном уровне ЮБИФРАНС и Ассоциация французских предпринимателей MEDEF. Эти институты оказывают финансовую и административную поддержку французским предприятиям при их выходе на зарубежные рынки, а также способствуют продвижению французского бизнеса в мире.
Франция, будучи активным игроком на рынке Европейского Союза, неравномерно присутствует во всех странах-членах организации. Французские компании скорее воспринимают общий рынок ЕС как совокупность отдельных потенциальных рынков сбыта с разной степенью благоприятности для ведения бизнеса, разными вкусами и предпочтениями. Активная позиция во франко-европейском сотрудничестве принадлежит многочисленным французским малым и средним предприятиям. В Западной Европе французские компании чаще всего используют стратегии слияний и поглощений и создают совместные предприятия с европейскими фирмами.
Среди основных мировых торговых партнеров России Франция сегодня стоит на шестой позиции, а среди европейских партнеров нашей страны Франция занимает второе место. Несмотря на определенное замедление темпов развития франко-российского сотрудничества в годы мирового финансового кризиса, на данный момент можно с уверенностью говорить о тенденции франко-российских торговых отношений к активному росту.
Неблагоприятный инвестиционный климат российского рынка приводит к возникновению определенных сложностей на пути французских инвесторов. Тем не менее, перспективы для увеличения притока прямых иностранных инвестиций в российскую экономику имеются, и Франция продолжает сотрудничество с нашей страной. Как и на рынке ЕС, основные формы, в которых происходит приток французского капитала в Россию, это в первую очередь, образование совместных предприятий, а также слияния и поглощения российских компаний в различных отраслях.
Основываясь на примере компании Данон, а также кратком анализе других крупных французских корпораций, можно сделать вывод, что формы присутствия французского крупного бизнеса являются схожими как на европейском, так и на российском рынке. В большинстве случаев стратегии интернационализации французских компаний варьируются в зависимости от отрасли и сферы деятельности предприятия.
Разумеется, иная ситуация наблюдается в случае с малыми и средними предприятиями. Если на рынке Европейского Союза французские МСП присутствуют весьма активно, как, базируя свои филиалы в европейских государствах, так и исключительно осуществляя экспорт в страны-члены ЕС, то на российском рынке они преимущественно осуществляют деятельность путем экспорта своих товаров и лишь незначительного локального размещения дочерних предприятий на территории России.
Сегодня Россия и Франция ведут активную кооперацию, направленную на укрепление партнерских связей между странами. Двухстороннее сотрудничество в сфере развития малого и среднего бизнеса позволит в дальнейшем создать такие условия, чтобы с одной стороны, французские предприятия обладали достаточным потенциалом для международной экспансии, а с другой стороны, конъюнктура нашей страны была достаточно благоприятной для ведения малыми и средними предприятиями бизнеса в России. Кроме того, в свете недавнего вступления России во Всемирную Торговую Организацию, можно говорить о перспективе снижения барьеров для входа иностранных игроков на российский рынок. Наша страна сегодня находится на пути активного развития и стремится укрепить свои позиции в мире. Ввиду этого России стоит уделить особое внимание смягчению условий для иностранного бизнеса, налаживанию административных процессов по регистрации зарубежных предприятий в РФ, борьбе с коррупцией и укреплению политической стабильности в стране.
Приложение
Таблица 1. Количество мероприятий ЮБИФРАНС за 2009-2010 гг.
Страна | Количество мероприятий | Количество «сопровождений» |
США | 1.621 | |
Германия | 2.492 | |
Китай | ||
Великобритания | ||
Италия | ||
Япония | ||
Россия | ||
Канада | ||
Индия | ||
Польша | ||
ОАЭ | ||
Алжир | ||
Бразилия | ||
Испания | ||
Сингапур | ||
Тунис | ||
Южная Корея | ||
Южная Африка | ||
Гонконг | ||
Марокко |
Источник: Présentation d’UBIFRANCE http://www.ambafrance-ro.org/uploads/ubifrance.pdf
Таблица 2. Экспорт товаров и услуг (% от ВВП)
Country Name | ||
Euro area | 40,77 | 43,57 |
Europe & Central Asia (all income levels) | 39,74 | 42,23 |
Europe & Central Asia (developing only) | 31,76 | 34,85 |
European Union | 39,97 | 42,57 |
France | 25,57 | 26,96 |
Germany | 47,01 | 50,17 |
Greece | 22,24 | 25,05 |
Italy | 26,56 | 28,84 |
Netherlands | 78,22 | 83,00 |
OECD members | 24,90 | 26,31 |
Russian Federation | 29,95 | 31,05 |
United Kingdom | 30,54 | 32,49 |
United States | 12,79 | 13,97 |
World | 28,03 | 29,34 |
Источник: World Bank
Таблица 3. Ключевые финансовые показатели Danone SA, ? млн
Изменения 2012/2013 | |||
Чистые продажи | 5,40% | ||
Органичный рост | 7,8% | 5,40% | ---- |
Операционная прибыль | 1,80% | ||
Операционная рентабельность | 14,72% | 14,18% | ---- |
Текущая чистая прибыль | 0,90% | ||
Денежные потоки | ---- | ||
Капитальные затраты | -885 | -976 | ---- |
Покупка компаний и другие инвестиции | -60 | -291 | ---- |
Чистые денежные потоки | 11,40% | ||
Чистый долг | ---- | ||
Собственный капитал | ---- | ||
Коэффициент долг/собственный капитал | 55% | 52% | ---- |
Величина дивидендов на акцию | 1,39 | 1,54 | 4,3% |
Число акций на 31 декабря | 642 246 573 | ---- | |
Цена акции на 31 декабря (?) | 48,57 | 49,9 | ---- |
Рыночная капитализация на 31 декабря (? млн.) | ---- | ||
Число сотрудников на 31 декабря | 101 885 | ---- |
Источник: www.finance.danone.com
Таблица 4. Объемы продаж, ? млн.
Q1 12 | Q1 13 | Изменение | |
По бизнес линиям | |||
Кисломолочные продукты | +0,7% | ||
Напитки | +8,6% | ||
Детское питание | +17,1% | ||
Медицинское питание | +6,3% | ||
По географическим зонам | |||
Европа (кроме СНГ) | -5,1% | ||
СНГ и Северная Америка | +8,5 | ||
АЛБА* | +16,6% | ||
Группа | +5,6% |
*Азиатско-Тихоокеанский регион, Латинская Америка, Ближний Восток, Африка
Источник: www.finance.danone.com
Дата: 2016-10-02, просмотров: 241.