Стратегии и формы интернационализации Группы Данон в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Компания Данон начала свою деятельность на российском рынке в 1992 с открытия фирменного магазина «Данон» в Москве. Изначально продукция импортировалась с других рынков для дальнейшей продажи в России, однако уже в 1995 году Данон запускает производство в Тольятти. Затем в 2000 году Данон открывает второй в России завод в Чеховском районе Московской области.

В 2010 году, следуя своей стратегии экспансии на развивающиеся рынки и уже добившись внушительных показателей роста на российском рынке, Данон подписывает с Юнимилк договор о слиянии их деятельности в сфере производства кисломолочной продукции в России и других ближайших государствах (Украина, Казахстан и Белоруссия). Образовавшееся совместное предприятие на 57,5% принадлежит Данон и на 41,5% – акционерам Юнимилк.

Товарооборот Данон-Юнимилк составил порядка 2 млрд. евро в 2012 году, численность персонала предприятия превышает 18 тысяч человек, и предприятие позиционирует себя как полноправный лидер в сфере молочных продуктов в зоне СНГ, в частности в России компания занимает 21% рынка[45].

С помощью краткого анализа российского рынка на момент слияния Данон и Юнимилк мы сможем выявить аргументы в пользу резонности стратегического решения об образовании данного совместного предприятия. Однако для начала следует кратко представить компанию Юнимилк и определить ее привлекательность для Данон.

Компания Юнимилк, основанная в 2002 году, представлена на сегодняшний день в Россиии, Белоруссии, Казахстане и на Украине. По данным РБК[46] Юнимилк занимает второе место в рейтинге частных российских предприятий сектора молочных продуктов и детского питания после Вимм-Билль-Данн. Компании принадлежит 28 заводов, расположенных на различных рынках, и она выпускает 7 марок, соответствующих разным рыночным сегментам, среди которых «Простоквашино» является брендом номер 1 в сфере молочных продуктов. Товарооборот Юнимилк в 2009 году вырос на 7% и составлял 1 млрд. евро[47].

Среди основных факторов, способствующих успешной синергии в области продаж и издержек между Данон и Юнимилк, можно отметить следующее:

1) Основная доля продаж Данон приходится на средний+ и пермиум сегменты, в то время как Юнимилк занимает весьма сильные позиции в более массовых сегментах: эконом- и средний класс.

2) С географической точки зрения если Данон в большей степени присутствует в европейской части Российской Федерации, то деятельность компании Юнимилк в основном сосредоточена на востоке страны.

3) Наконец, компании дополняют друг друга в вопросе сетей сбыта продукции. Продукция Данон представлена в крупных розничных сетях, в то время как Юнимилк предлагает свою продукцию в первую очередь в мелких супермаркетах близкой доступности.

Перейдем к краткому анализу конъюнктуры российского рынка на момент проведения сделки слияния. Рынок широкого потребления в России находился на стадии резкого подъема благодаря повышению доходов домохозяйств и догоняющему характеру российского потребления, которое все еще оставалось ниже среднего уровня по Европе. Расходы на продовольствие росли примерно на 70% в период с 2002 до 2007 года и составляли более трети бюджета среднестатистической российской семьи. К тому же, при росте рождаемости в стране наблюдалось активное развитие сферы детского питания, что, безусловно, являлось значительным плюсом для Данон. После небольшого спада в кризисный 2008 год в российском секторе розничной торговли уже в период с 2009 по 2010 год наблюдался рост. Если в начале 2009 года рост объемов розничной торговли составлял -2,8%, то уже на начало 2010 он равнялся 4,2%[48]. Таким образом, российский рынок предлагал Данон определенные возможности для развития, в частности в сфере детского питания – одном из ключевых секторов для Данон.

На сегодняшний день по результатам 2012 года совместная выручка Данон и Юнимилк составила порядка 79 млрд. рублей, что соответствует росту в 5% по сравнению с показателями предыдущего года. Бренды «Простоквашино», «Тема» и «БиоБаланс» выросли более чем на 10% каждый за 2012 год, явившись тем самым основными двигателями роста оборота Данон-Юнимилк. Общий объем инвестиций СП Данон-Юнимилк в российскую экономику составил в 2012 году более 130 млн. долларов США[49].

В своей речи на Собрании акционеров 28 апреля 2011 года президент Данон Груп Франк Рибу отметил: «Россия стала для нас рынком номер 1. Интеграция с Юнимилк теперь является одним из наших приоритетов в ближайшем будущем»[50]. Действительно, с точки зрения основных показателей деятельности компании Россия наряду с Францией стала основным рынком Группы Данон.

 

В отличие от большинства корпораций мирового уровня, которые в своих стратегиях рисуют границу между промышленно развитыми странами и развивающимся миром, компания Данон скорее придерживается политики уравнения этих двух блоков. Как в экономически развитых странах Евросоюза, так и в России, Данон активно работает для удержания лидирующих позиций в отрасли пищевой промышленности. При выходе на зарубежные рынки Данон преимущественно использует такие формы интернационализации, как совместные предприятия, слияния и поглощения. При этом, проведенный анализ стратегий компании в ЕС и в России позволяет сделать вывод о том, что наиболее частой стратегией Данон Груп является создание совместных предприятий.


Заключение

В ходе работе были рассмотрены теоретические основы выбора компаниями стратегий интернационализации, представлены стратегии французских компаний при выходе на рынок в ЕС и в России, а также проведен сравнительный анализ стратегий компании Данон в Европейском Союзе и в России.

Любая компания, принявшая решение об интернационализации своей деятельности, анализирует потенциальные целевые рынки с точки зрения STEP-различий, которые включают в себя социальные, технологические, экономические и политические особенности каждой страны, и пространственных различий, в которые входят географические, климатические и национально-культурные факторы. Компания оценивает страну относительно ее привлекательности для ведения конкретного бизнеса и благоприятности ее конъюнктуры.

Франция на сегодняшний день находится на пятой позиции в мире по объемам внешней торговли. Во многом страна обязана своим положением активной государственной деятельности по поддержке национального экспорта. В стране на высоком уровне развития находятся такие организации, как Ассоциация Торгово-Промышленных Палат Франции, агентство по содействию развитию предприятий на международном уровне ЮБИФРАНС и Ассоциация французских предпринимателей MEDEF. Эти институты оказывают финансовую и административную поддержку французским предприятиям при их выходе на зарубежные рынки, а также способствуют продвижению французского бизнеса в мире.

Франция, будучи активным игроком на рынке Европейского Союза, неравномерно присутствует во всех странах-членах организации. Французские компании скорее воспринимают общий рынок ЕС как совокупность отдельных потенциальных рынков сбыта с разной степенью благоприятности для ведения бизнеса, разными вкусами и предпочтениями. Активная позиция во франко-европейском сотрудничестве принадлежит многочисленным французским малым и средним предприятиям. В Западной Европе французские компании чаще всего используют стратегии слияний и поглощений и создают совместные предприятия с европейскими фирмами.

Среди основных мировых торговых партнеров России Франция сегодня стоит на шестой позиции, а среди европейских партнеров нашей страны Франция занимает второе место. Несмотря на определенное замедление темпов развития франко-российского сотрудничества в годы мирового финансового кризиса, на данный момент можно с уверенностью говорить о тенденции франко-российских торговых отношений к активному росту.

Неблагоприятный инвестиционный климат российского рынка приводит к возникновению определенных сложностей на пути французских инвесторов. Тем не менее, перспективы для увеличения притока прямых иностранных инвестиций в российскую экономику имеются, и Франция продолжает сотрудничество с нашей страной. Как и на рынке ЕС, основные формы, в которых происходит приток французского капитала в Россию, это в первую очередь, образование совместных предприятий, а также слияния и поглощения российских компаний в различных отраслях.

Основываясь на примере компании Данон, а также кратком анализе других крупных французских корпораций, можно сделать вывод, что формы присутствия французского крупного бизнеса являются схожими как на европейском, так и на российском рынке. В большинстве случаев стратегии интернационализации французских компаний варьируются в зависимости от отрасли и сферы деятельности предприятия.

Разумеется, иная ситуация наблюдается в случае с малыми и средними предприятиями. Если на рынке Европейского Союза французские МСП присутствуют весьма активно, как, базируя свои филиалы в европейских государствах, так и исключительно осуществляя экспорт в страны-члены ЕС, то на российском рынке они преимущественно осуществляют деятельность путем экспорта своих товаров и лишь незначительного локального размещения дочерних предприятий на территории России.

Сегодня Россия и Франция ведут активную кооперацию, направленную на укрепление партнерских связей между странами. Двухстороннее сотрудничество в сфере развития малого и среднего бизнеса позволит в дальнейшем создать такие условия, чтобы с одной стороны, французские предприятия обладали достаточным потенциалом для международной экспансии, а с другой стороны, конъюнктура нашей страны была достаточно благоприятной для ведения малыми и средними предприятиями бизнеса в России. Кроме того, в свете недавнего вступления России во Всемирную Торговую Организацию, можно говорить о перспективе снижения барьеров для входа иностранных игроков на российский рынок. Наша страна сегодня находится на пути активного развития и стремится укрепить свои позиции в мире. Ввиду этого России стоит уделить особое внимание смягчению условий для иностранного бизнеса, налаживанию административных процессов по регистрации зарубежных предприятий в РФ, борьбе с коррупцией и укреплению политической стабильности в стране.


Приложение

Таблица 1. Количество мероприятий ЮБИФРАНС за 2009-2010 гг.

Страна Количество мероприятий Количество «сопровождений»
США 1.621
Германия 2.492
Китай
Великобритания
Италия
Япония
Россия
Канада
Индия
Польша
ОАЭ
Алжир
Бразилия
Испания
Сингапур
Тунис
Южная Корея
Южная Африка
Гонконг
Марокко

Источник: Présentation d’UBIFRANCE http://www.ambafrance-ro.org/uploads/ubifrance.pdf

 

 

Таблица 2. Экспорт товаров и услуг (% от ВВП)

Country Name
Euro area 40,77 43,57
Europe & Central Asia (all income levels) 39,74 42,23
Europe & Central Asia (developing only) 31,76 34,85
European Union 39,97 42,57
France 25,57 26,96
Germany 47,01 50,17
Greece 22,24 25,05
Italy 26,56 28,84
Netherlands 78,22 83,00
OECD members 24,90 26,31
Russian Federation 29,95 31,05
United Kingdom 30,54 32,49
United States 12,79 13,97
World 28,03 29,34

Источник: World Bank

 

Таблица 3. Ключевые финансовые показатели Danone SA, ? млн

  Изменения 2012/2013
Чистые продажи 5,40%
Органичный рост 7,8% 5,40% ----
Операционная прибыль 1,80%
Операционная рентабельность 14,72% 14,18% ----
Текущая чистая прибыль 0,90%
Денежные потоки ----
Капитальные затраты -885 -976 ----
Покупка компаний и другие инвестиции -60 -291 ----
Чистые денежные потоки 11,40%
Чистый долг ----
Собственный капитал ----
Коэффициент долг/собственный капитал 55% 52% ----
Величина дивидендов на акцию 1,39 1,54 4,3%
Число акций на 31 декабря 642 246 573 ----
Цена акции на 31 декабря (?) 48,57 49,9 ----
Рыночная капитализация на 31 декабря (? млн.) ----
Число сотрудников на 31 декабря 101 885 ----

Источник: www.finance.danone.com

 

 

Таблица 4. Объемы продаж, ? млн.

  Q1 12 Q1 13 Изменение
По бизнес линиям      
Кисломолочные продукты +0,7%
Напитки +8,6%
Детское питание +17,1%
Медицинское питание +6,3%
По географическим зонам      
Европа (кроме СНГ) -5,1%
СНГ и Северная Америка +8,5
АЛБА* +16,6%
       
Группа +5,6%

*Азиатско-Тихоокеанский регион, Латинская Америка, Ближний Восток, Африка

 

Источник: www.finance.danone.com



Дата: 2016-10-02, просмотров: 241.