Кафедра международного бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Факультет мировой экономики и мировой политики

Кафедра международного бизнеса

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему «Стратегии и формы интернационализации французских компаний в ЕС и в России на примере Группы Данон»

 

Студент группы № 561

Магомедова М.Д.

 

Руководитель ВКР

к.э.н., доцент кафедры

международного бизнеса

Карпова Н.С.

 

Москва, 2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы стратегий выхода международных компаний на рынки зарубежных стран ……………………………………………………......5
1.1. Основные причины и факторы, побуждающие предприятие к выходу на внешние рынки……………………………………………………………………5

1.2. Основные критерии привлекательности зарубежных рынков……………7
1.3. Стратегии инвестиционной деятельности компаний на внешних рынках..…………………………………………………………………………...13
2. Стратегии выхода французских компаний на зарубежные рынки………..24
2.1. Мероприятия по поддержке национального экспорта во Франции…….27
2.2. Стратегии выхода французских компаний на рынок ЕС………………...32

2.3. Стратегии выхода французских компаний на российский рынок……....37
3. Стратегии Группы Данон при выходе на зарубежные рынки…...………...47
3.1. Общие сведения о компании Данон..……………………………………...47
3.1.1. История создания Группы Данон...……………………………………...47

3.1.2. Современные тенденции развития Группы Данон……………………..49
3.1.3. Организационная структура компании Данон в мировом контексте…52
3.1.4. Корпоративная культура Группы Данон: миссия, ценности и философия………………………………………………………………………..55
3.2. Стратегии интернационализации Группы Данон..……………………….57
3.2.1. Стратегии и формы интернационализации Группы Данон в Европейском регионе …………...………………………………………...….....63

3.2.2. Стратегии и формы интернационализации Группы Данон в России…66
Заключение……………………………………………………………………….70

Приложение……………………………………………………………………....73

Список использованных источников…………………………………………...79


Введение

 

На сегодняшний день уровень экономического развития и объем экспорта выводят Францию на пятое место в мире[1]. Это обуславливает один из наиболее высоких уровней жизни населения.

При этом особую роль в экономической жизни Франции играют внешнеэкономические связи, которые отличаются разнообразием и масштабностью. Приоритетной формой зарубежного инвестирования для Франции является вывоз производительного капитала и открытие отделений французских предприятий в иностранных государствах. Осуществляя прямые иностранные инвестиции, Франция преследует не только экономические, но и политические цели. К последним в частности относится создание благоприятных политических отношений со странами, в которые Франция преимущественно направляет свой капитал, а именно страны-члены ЕС (в основном, страны Западной Европы), США, Латинская Америка, Африка и страны ОПЕК.

Россия по сравнению с вышеперечисленными французскими экономическими партнерами представляет меньший интерес. Тем не менее, наша страна является одним из десяти наиболее стратегически важных контрагентов Франции.

В разных регионах стратегии выхода на рынок характеризуются особенностями, обусловленными инвестиционным климатом принимающей стороны и политическими отношениями стран-партнеров. Соответственно, в работе будут рассмотрены стратегии и формы интернационализации, которые выбирают французские предприятия при ведении деятельности в Европейском Союзе и в России.

Актуальность работы заключается в том, что в условиях нестабильности и растущей конкуренции в мировой экономике для России важен поиск и анализ форм и методов экономического взаимодействия, которые использует Франция и другие страны, достигшие в этой области успехов. Кроме того, Россия, будучи заинтересованной в привлечении французских инвестиций, должна стремиться к созданию благоприятных условий для сохранения их притока с учетом происходящих изменений в самой Франции. К примеру, недавние реформы нового французского президента Ф.Олланда в сфере налогообложения могут привести к спаду экономической и инвестиционной активности, как граждан, так и компаний внутри страны и переносу активности за рубеж.

В основу данной ВКР были положены работы таких авторов, как Ф.М.Левшин, С.И.Долгов, И.И.Кретов, Ф.Котлер, М.Портер, Дж.Даннинг, Р.Вернон, И.Ансофф, а также обзоры, опубликованные в газете Le Monde, таких французских специалистов по вопросам развития французских предприятий, как С.Бурсье и С.Прюдомм.

Объектом исследования являются французские компании. Основной фокус был сделан на крупные многонациональные корпорации, но также в работе освещены малые и средние предприятия. В рамках анализа в качестве практического примера была рассмотрена французская компания Данон. Соответственно предметом исследования явились стратегии и формы интернационализации рассматриваемой компании.

Цель работы - проанализировать и сравнить стратегии и формы интернационализации французских компаний в ЕС и в России.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы внешнеэкономической деятельности компаний, прежде всего, формы и методы зарубежного инвестирования.

2. Сравнить стратегии выхода французских компаний на рынок в ЕС и в России.

3. Проследить на практическом примере сходства и различия стратегий французских компаний на рынке ЕС и России.

Хронологические рамки исследования. В связи с тем, что компания Данон, рассматриваемая в работе, начала активную международную экспансию в начале 1990-х годов, в работе преимущественно анализируется период с 90-х годов XX-го века по настоящее время.

Данная выпускная квалификационная работа (ВКР) состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические основы стратегий интернационализации международных компаний. Во второй главе анализируются стратегии и формы интернационализации французских компаний в целом. Далее, в заключительной третьей главе рассматриваются стратегии Группы Данон при выходе на зарубежные рынки.

Работа преимущественно основана на кабинетных исследованиях, включающих обработку статистических данных, корпоративных финансовых отчетов, аналитических обзоров и статей из периодических изданий.

В ходе исследования были использованы статистические данные таких международных организаций, как Всемирный Банк и ЮНКТАД; таких национальных статистических ведомств, как Росстат, Национальный Институт Статистики и Экономических Учений Франции (INSEE); данные Торгово-Промышленной Палаты Франции, а также годовые отчеты и пресс-релизы, предоставляемые компанией Данон в открытом доступе, сайты таких интернет-газет, как «РБК», «Эксперт», «Коммерсант» и «Le Monde».

 


Заключение

В ходе работе были рассмотрены теоретические основы выбора компаниями стратегий интернационализации, представлены стратегии французских компаний при выходе на рынок в ЕС и в России, а также проведен сравнительный анализ стратегий компании Данон в Европейском Союзе и в России.

Любая компания, принявшая решение об интернационализации своей деятельности, анализирует потенциальные целевые рынки с точки зрения STEP-различий, которые включают в себя социальные, технологические, экономические и политические особенности каждой страны, и пространственных различий, в которые входят географические, климатические и национально-культурные факторы. Компания оценивает страну относительно ее привлекательности для ведения конкретного бизнеса и благоприятности ее конъюнктуры.

Франция на сегодняшний день находится на пятой позиции в мире по объемам внешней торговли. Во многом страна обязана своим положением активной государственной деятельности по поддержке национального экспорта. В стране на высоком уровне развития находятся такие организации, как Ассоциация Торгово-Промышленных Палат Франции, агентство по содействию развитию предприятий на международном уровне ЮБИФРАНС и Ассоциация французских предпринимателей MEDEF. Эти институты оказывают финансовую и административную поддержку французским предприятиям при их выходе на зарубежные рынки, а также способствуют продвижению французского бизнеса в мире.

Франция, будучи активным игроком на рынке Европейского Союза, неравномерно присутствует во всех странах-членах организации. Французские компании скорее воспринимают общий рынок ЕС как совокупность отдельных потенциальных рынков сбыта с разной степенью благоприятности для ведения бизнеса, разными вкусами и предпочтениями. Активная позиция во франко-европейском сотрудничестве принадлежит многочисленным французским малым и средним предприятиям. В Западной Европе французские компании чаще всего используют стратегии слияний и поглощений и создают совместные предприятия с европейскими фирмами.

Среди основных мировых торговых партнеров России Франция сегодня стоит на шестой позиции, а среди европейских партнеров нашей страны Франция занимает второе место. Несмотря на определенное замедление темпов развития франко-российского сотрудничества в годы мирового финансового кризиса, на данный момент можно с уверенностью говорить о тенденции франко-российских торговых отношений к активному росту.

Неблагоприятный инвестиционный климат российского рынка приводит к возникновению определенных сложностей на пути французских инвесторов. Тем не менее, перспективы для увеличения притока прямых иностранных инвестиций в российскую экономику имеются, и Франция продолжает сотрудничество с нашей страной. Как и на рынке ЕС, основные формы, в которых происходит приток французского капитала в Россию, это в первую очередь, образование совместных предприятий, а также слияния и поглощения российских компаний в различных отраслях.

Основываясь на примере компании Данон, а также кратком анализе других крупных французских корпораций, можно сделать вывод, что формы присутствия французского крупного бизнеса являются схожими как на европейском, так и на российском рынке. В большинстве случаев стратегии интернационализации французских компаний варьируются в зависимости от отрасли и сферы деятельности предприятия.

Разумеется, иная ситуация наблюдается в случае с малыми и средними предприятиями. Если на рынке Европейского Союза французские МСП присутствуют весьма активно, как, базируя свои филиалы в европейских государствах, так и исключительно осуществляя экспорт в страны-члены ЕС, то на российском рынке они преимущественно осуществляют деятельность путем экспорта своих товаров и лишь незначительного локального размещения дочерних предприятий на территории России.

Сегодня Россия и Франция ведут активную кооперацию, направленную на укрепление партнерских связей между странами. Двухстороннее сотрудничество в сфере развития малого и среднего бизнеса позволит в дальнейшем создать такие условия, чтобы с одной стороны, французские предприятия обладали достаточным потенциалом для международной экспансии, а с другой стороны, конъюнктура нашей страны была достаточно благоприятной для ведения малыми и средними предприятиями бизнеса в России. Кроме того, в свете недавнего вступления России во Всемирную Торговую Организацию, можно говорить о перспективе снижения барьеров для входа иностранных игроков на российский рынок. Наша страна сегодня находится на пути активного развития и стремится укрепить свои позиции в мире. Ввиду этого России стоит уделить особое внимание смягчению условий для иностранного бизнеса, налаживанию административных процессов по регистрации зарубежных предприятий в РФ, борьбе с коррупцией и укреплению политической стабильности в стране.


Приложение

Таблица 1. Количество мероприятий ЮБИФРАНС за 2009-2010 гг.

Страна Количество мероприятий Количество «сопровождений»
США 1.621
Германия 2.492
Китай
Великобритания
Италия
Япония
Россия
Канада
Индия
Польша
ОАЭ
Алжир
Бразилия
Испания
Сингапур
Тунис
Южная Корея
Южная Африка
Гонконг
Марокко

Источник: Présentation d’UBIFRANCE http://www.ambafrance-ro.org/uploads/ubifrance.pdf

 

 

Таблица 2. Экспорт товаров и услуг (% от ВВП)

Country Name
Euro area 40,77 43,57
Europe & Central Asia (all income levels) 39,74 42,23
Europe & Central Asia (developing only) 31,76 34,85
European Union 39,97 42,57
France 25,57 26,96
Germany 47,01 50,17
Greece 22,24 25,05
Italy 26,56 28,84
Netherlands 78,22 83,00
OECD members 24,90 26,31
Russian Federation 29,95 31,05
United Kingdom 30,54 32,49
United States 12,79 13,97
World 28,03 29,34

Источник: World Bank

 

Таблица 3. Ключевые финансовые показатели Danone SA, ? млн

  Изменения 2012/2013
Чистые продажи 5,40%
Органичный рост 7,8% 5,40% ----
Операционная прибыль 1,80%
Операционная рентабельность 14,72% 14,18% ----
Текущая чистая прибыль 0,90%
Денежные потоки ----
Капитальные затраты -885 -976 ----
Покупка компаний и другие инвестиции -60 -291 ----
Чистые денежные потоки 11,40%
Чистый долг ----
Собственный капитал ----
Коэффициент долг/собственный капитал 55% 52% ----
Величина дивидендов на акцию 1,39 1,54 4,3%
Число акций на 31 декабря 642 246 573 ----
Цена акции на 31 декабря (?) 48,57 49,9 ----
Рыночная капитализация на 31 декабря (? млн.) ----
Число сотрудников на 31 декабря 101 885 ----

Источник: www.finance.danone.com

 

 

Таблица 4. Объемы продаж, ? млн.

  Q1 12 Q1 13 Изменение
По бизнес линиям      
Кисломолочные продукты +0,7%
Напитки +8,6%
Детское питание +17,1%
Медицинское питание +6,3%
По географическим зонам      
Европа (кроме СНГ) -5,1%
СНГ и Северная Америка +8,5
АЛБА* +16,6%
       
Группа +5,6%

*Азиатско-Тихоокеанский регион, Латинская Америка, Ближний Восток, Африка

 

Источник: www.finance.danone.com

Факультет мировой экономики и мировой политики

Кафедра международного бизнеса

 


















Дата: 2016-10-02, просмотров: 305.