Мероприятия по поддержке национального экспорта во Франции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С 20-х годов XX-го века французская экономическая система может характеризоваться как система государственного капитализма – state capitalism. Уже в 1923 году во Франции был создан такой правительственный орган, как Постоянный Комитет по ярмаркам за границей. В 1974 году данный Комитет был переименован во Французский Комитет по экономическому присутствию за рубежом и соответственно, рассматривал вопросы уже более широкого характера, касающиеся всей деятельности французских предприятий на зарубежных рынках. С 2001 года он представлен в актуальной на сегодняшний день форме с названием ЮБИФРАНС (UBIFRANCE) - Французское агентство по содействию в развитии предприятий на международном уровне. Однако стоит отметить, что наиболее значимый период в сфере государственной поддержки международной деятельности французских компаний начинается с кризисного 2008 года. В соответствии с соглашением, заключенным в 2008 году между французским правительством и ЮБИФРАНС, государство оказывает значительное содействие французским компаниям в осуществлении экспортных операций. На сегодняшний день сеть ЮБИФРАНС представлена в 116 странах в лице 2 тысяч агентов. В качестве одного из инструментов продвижения французских компаний за рубежом агентство использует торговые выставки.

По мнению представителей агентства[18], торговые выставки являются одной из лучших возможностей для представления компании на внешних рынках. В 2008 году, в начале мирового экономического кризиса, количество выставок, на которых представлены предприятия, возросло более чем в два раза. Финансовая помощь, предложенная предприятиям в 2009 году, на 50% состояла из средств, направленных на стимулирование присутствия Франции на заграничных торговых выставках. Агентство ставит себе цель играть роль «борцов с кризисом», поскольку необходимо повысить существенно упавшую деловую активность. В 2010 году ситуация несколько улучшилась, и доходы компаний росли темпами 30-40%, что намного выше показателей, наблюдавшихся последние 20-30 лет17. Что касается процедуры индивидуального финансирования экспорта СИДЕКС, она оказала очевидную выгоду 3 400 малых и средних предприятий в 2009 году, и порядка 5000 МСП воспользовались ей в 201017.

Вопрос о финансовой помощи всегда является достаточно деликатным. Предприятия не должны чувствовать себя очагом вливания средств, поскольку невозможно их финансово обеспечить по всем параметрам. При этом некоторые компании отказываются от помощи, заявляя, что они могут справиться в одиночку.

Проект ЮБИФРАНС на 2009-2011 годы[19], осуществленный при поддержке Ассамблеи Торгово-промышленных палат Франции (АТППФ), включает в себя следующие цели и задачи:

-увеличить число предприятий, поддерживаемых ЮБИФРАНС и АТППФ на внешних рынках, до 20 тысяч;

-выделить 10 тысяч новых экспортеров и вывести их на международный рынок;

- увеличить до 10 тысяч число предприятий, желающих и способных интернационализировать свою деятельность.

Роль АТППФ в рамках данного проекта заключается в управлении деятельностью сети французских торгово-промышленных палат и проверке их отчетности, определении национальной стратегии, управлении национальными проектами, обеспечении юридической и финансовой поддержки, определении национальной политики касательно человеческих ресурсов и в координации международной деятельности предприятий. Целями, которые ставила перед собой АТППФ, были способствование проходящим процессам профессионализации и реформации сети французских торгово-промышленных палат, повышение качества всего спектра предоставляемых услуг для достижения роста показателей внешней торговли и уровня занятости во Франции, интенсификация сотрудничества со всеми партнерами Программы продвижения французского экспорта, запущенной в 2009 году при поддержке Министерства экономики Франции.

Результаты первого этапа вышеуказанной программы были представлены в 2010 году. Число мероприятий ЮБИФРАНС, проведенных в рамках программы, составило 1 100, число компаний, получивших поддержку при выходе на иностранные рынки, достигло 18 525. Кроме того, было отмечено 4 000 новых потенциальных экспортеров, 500 новых МСП приняли решение начать интернационализацию. В целом, финансовая поддержка французских предприятий при выходе на внешние рынки в рамках первого этапа Программы продвижения французского экспорта включала мероприятия в 90 странах. В странах-членах Евросоюза было проведено порядка 40% мероприятий, 60% пришлось на страны за пределами региона. Наибольшее число мероприятий было проведено в странах США, Германии и Китае. В России было осуществлено 39 мероприятий ЮБИФРАНС и оказано 921 мероприятие по финансовой поддержке предприятий за 2009-2010 годы. В таблице 1 (в Приложении) представлен перечень 20 стран, в которых подобные мероприятия проводились наиболее активно.

Относительно вопросов, затрагиваемых мероприятиями ЮБИФРАНС за рубежом, на первом месте стоят коммуникации и информационные технологии (136 мероприятий из общего количества), на втором – энергетика и защита окружающей среды (111 мероприятий), далее идут промышленность и строительство, дизайн и туризм (108 и 101 мероприятие соответственно). Важным пунктом, затронутым в рамках Программы продвижения французского экспорта, являются «полюса конкурентоспособности» (pôles de compétitivité) во Франции и технологическое партнерство, которым было отведено порядка 3% всех организованных мероприятий.

На первом этапе Программы продвижения французского экспорта место приоритетной страны занимала Россия. В течение 2009-2010 годов в России было проведено 25 встреч B2B («бизнес для бизнеса»), одна миссия партнерства и 900 мероприятий по финансовой поддержке французского экспорта в Россию. Кроме того, французские предприятия участвовали в 25 торговых выставках, проведенных ЮБИФРАНС и АТППФ на территории России.

Следующий этап Программы был запущен в октябре 2010 года. В ходе данного этапа было проведено 78 кампаний на территории США, 62 мероприятия в Китае, 57 - пришлось на территорию Германии и 50 и 45 - было проведено в России и в Италии соответственно. Приоритетной страной на втором этапе Программы явилась Индия.

На втором этапе программе были поставлены следующие цели:

- вовлечение в Программу большего числа участников из французских регионов;

- способствование продвижению французских «полюсов конкурентоспособности» и их участников на иностранные рынки.

Кроме деятельности ЮБИФРАНС представлению и продвижению интересов французских предприятий на внешних рынках способствуют меры, принятые Ассоциацией французских предпринимателей MEDEF International. Она включает в себя более чем 700 000 фирм-членов, 90% и которых являются малыми и средними предприятиями с менее, чем пятьюдесятью сотрудников. MEDEF занимается лоббированием органов принятия решений на местном, региональном, национальном и европейском уровнях. Каждый год, MEDEF International организовывает ряд делегаций руководителей французских компаний с конкретными проектами для целевых стран, в большей степени для стран с развивающейся экономикой.

Для обеспечения постоянного прогресса и стимулирования предпринимательства во Франции MEDEF принимает меры с целью помочь компаниям повысить их конкурентоспособность на мировой арене. Так, чтобы дать возможность французским МСП конкурировать с их зарубежными соперниками на равных условиях, MEDEF организовывает тематические промоционные презентации и встречи по всей территории Франции для обеспечения роста экспорта.

Кроме того, MEDEF стремится объединить сферу образования и бизнес сферу так, чтобы бизнес реальность стала более прозрачна и понятна для студентов. MEDEF регулярно устраивает тренинги и сэндвич курсы, проводимые в рабочей среде и в учебных заведениях. Данная ассоциация стимулирует компании к найму молодой рабочей силы.

MEDEF оказала большое влияние на увеличение занятости среди молодежи и пожилого населения, людей с ограниченными возможностями и также способствовала продвижению равноправия и принципа равных возможностей. В более общем смысле, MEDEF предпринимает меры, направленные на стимулирование устойчивого развития.

Следующей государственной мерой по поддержке национального экспорта можно назвать тот факт, что в конце 2010 года французским правительством был предложен ряд механизмов, направленных на облегчение рискового бремени для компаний-страховщиков путем принятия государством частичной ответственности по управлению рисками, связанными с возможностью неуплаты поставщикам со стороны клиентов. В ансамбль этих механизмов входит CAP – система дополнительного страхования товарных кредитов государством, CAP+ - система, обеспечивающая защиту поставщиков от возможных рисков, не предусматриваемых компаниями-страховщиками, и CAP Export – помощь государства при возникновении трудностей, связанных со страхованием краткосрочных экспортных кредитов. В первую очередь вышеперечисленные системы направлены на помощь французским малым и средним предприятиям, ежегодный товарооборот которых не превышает 50 миллионов евро.

К концу 2012 года ожидается, что более 17 000 предприятий примут участие в мероприятиях, позволяющих развивать деловые отношения на международных рынках. Кроме того, наблюдается стремление к повышению активности проводимых мер в Бразилии, Испании, Польше, Вьетнаме, Чехии, Греции и Дании.

 

2.2. Стратегии выхода французских компаний на рынок ЕС

 

Основным критерием значимости МНК на международной арене является место компании в рейтинге крупнейших мировых компаний Fortune Global 500. По данным на 2011 год французскими международными лидерами являются Total (11-ое место в рейтинге), AXA (14-ое место), BNP Paribas (26-ое место), Carrefour (32-ое место), GDF Suez (38-ое место) и Crédit Agricole (43-ье место). В первую сотню также входят EDF (68-ое место), Société Générale (72-ое место), Peugeot (90-ое место) и Groupe BPCE (97-ое место)[20]. Всего доля французских МНК в рейтинге Fortune Global 500 составляет 7%, что является наиболее высоким показателем в ЕС (доля немецкий компаний в рейтинге составляет 6,8%, доля британских компаний – 6%)[21].

Сегодня французские экспортеры все еще представляют Западную Европу как совокупность очень разнообразных национальных рынков. Типология этих национальных рынков позволяет выявить секционный характер развития международных связей французских предприятий. В частности, отсюда вытекает разница в относительной производительности независимых малых и средних предприятий и крупных компаний на различных рынках.

С макроэкономической точки зрения, Европа занимает первое место среди основных направлений французского экспорта, на нее приходится 61% экспорта страны. Привлекательность европейского рынка для Франции подтверждается и с микроэкономической точки зрения. Основная часть французских экспортеров занимают уверенные позиции на европейском рынке, и если успех, которого достигают некоторые французские компании на отдаленных развивающихся рынках, очевиден, Западная Европа обеспечивает не меньшую эффективность деятельности французских компаний. Лишь 15% предприятий, объявивших о своем намерении интернационализироваться, нацелены исключительно на неевропейские рынки, не осуществляя при этом деятельности в пределах европейских границ. Порядка 80% предприятий реализуют больше половины своих продаж в Европе, и для каждого третьего предприятия в регионе расположено более 80% его каналов сбыта. При этом, менее 10% французских компаний осуществляют более 80% продаж за пределами Европы.

Данная статистика касается всех типов предприятий во Франции. Если большинство экспортеров, которые продают свою продукцию в рамках Евросоюза, это малые предприятия, привлекательность европейского рынка очевидна также для наиболее крупных компаний. Стоит отметить, что тремя крупнейшими французскими экспортерами в Европу являются такие крупные предприятия, как Renault, Peugeot и Citroën. В целом, порядка 42% французских промышленных компаний осуществляют деятельность за рубежом с помощью своих дочерних предприятий, а на Евросоюз приходится около 4/5 таких внутригрупповых притоков инвестиций.

Важно заметить, что не все французские экспортеры в Европу равномерно покрывают европейский рынок. Среди французских предприятий, представленных на рынке ЕС, больше половины экспортируют только в 4 страны региона, и пятая часть всех французских предприятий экспортирует лишь в одно государство ЕС. Кроме того, менее 10% предприятий покрывают рынки более десяти стран.

Различия относительно степени покрытия европейского рынка вызваны напрямую различиями в уровне развития разных стран, что естественно влияет на французские предприятия. Их более активное распространение в Европе способствует тому, что они постепенно переходят от ближайших франкоговорящих рынков в сторону крупных рынков стран, стоящих во главе Европы. Такой секционный подход связан с классификацией национальных европейских рынков, согласно которой Европа условно делится на 3 большие группы: ближайшие рынки (Бельгия и Люксембург), сердце Европы (Германия, Великобритания, Нидерланды, Италия, Испания) и периферийные рынки (Швеция, Финляндия, Дания, Австрия, Ирландия, Греция, Португалия). Первая группа стран является наиболее типичным направлением деятельности французским фирм. Этот франкоязычный и наиболее близкий с географической точки зрения рынок привлекает в основном малых экспортеров, которые ведут свою деятельность в пределах ЕС и в небольшом количестве других стран.

Когда позиции на ближайших рынках укреплены, создается возможность для продолжения увеличения своего влияния в Европе путем поиска каналов сбыта на наиболее важных национальных рынках региона: в Германии, Великобритании, Нидерландах, Италии и Испании. В большей степени в них инвестируют предприятия, имеющие от четырех до восьми стран-клиентов в Европе. Так, Германия представляет собой рынок сбыта для 88% предприятий, ведущих внешнеторговую деятельность в 4-8 странах Европы, а Великобритания – для 74% из них.

Наконец, последний этап распространения внешнеторговой деятельности в Европе это выход на периферийные рынки: скандинавские страны (Финляндия, Швеция, Дания), Австрия, Ирландия, Греция и Португалия. До этого этапа обычно доходят только «закаленные» экспортеры, чей экспортный товарооборот в мире превышает 15 млн. евро.

Теперь рассмотрим долю малых и средних предприятий во внешнеторговой деятельности Франции. В среднем на долю частных МСП приходится порядка 30% французского экспорта в Европу. Будь то из-за географической, исторической, лингвистической близости или из-за структуры импорта, Европа является более благоприятным рынком для малых и средних предприятий (относительно крупных компаний), чем Азия с ее быстрыми темпами роста, Ближний Восток и американский континент, но в то же время она (Европа) менее благоприятна для МСП, чем, например, Африка.

Положение французских МСП на рынках стран-членов ЕС отражает в большинстве случаев позицию каждой страны в процессе международного развития. Согласно анализу, проведенному выше, ближайшие рынки, на которые в первую очередь направлены стратегии малых экспортеров, более благоприятны для МСП, чем периферийные рынки, открытые для более опытных игроков.

Среди примеров наиболее удачного размещения французских предприятий в Европе можно отметить пищевую компанию Danone и нефтехимический концерн Total.

Компания BSN Gervais Danone (сегодня: Danone) расположилась на европейском рынке с начала 1980-х годов. Путем поглощений, партнерств и совместных предприятий в своей традиционной сфере деятельности, а также в новых для себя секторах (кондитерские изделия, соусы, специи), компания разместилась в Италии и Испании, дающих наибольшие возможности для дальнейшего развития ввиду слабой концентрации сетей супер- и гипермаркетов, равно как и в Великобритании и Германии. BSN Gervais Danone запускает успешное производство печенья благодаря поглощению в 1986 году компании General Biscuit, имевшей весьма крепкие позиции в Европе, затем европейских филиалов Nabisco в 1989-ом. Таким образом, компания становится лидером в пищевой промышленности в Германии, Бельгии, Испании, Италии, Люксембурге и Португалии. С 1990 года Danone активно консолидирует свое присутствие на Западе, скупая такие кондитерские предприятия, как Papadopoulos в Греции и W&R Jacob в Ирландии.

Что касается присутствия компании Total на европейском рынке, она является одним из крупнейших производителей нефтехимической отрасли в Европе, осуществляя экспансию на зарубежные рынки путем вертикальной интеграции. На конец 2010 года она владела сетью из 12 062 заправочных станций в Европе, расположенных во Франции, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Германии, Великобритании, Италии, а также в Испании и Португалии. В Италии соглашение, заключенное между Total и ERG в январе 2010 года касательно создания совместного предприятия TotalErg позволило группе стать третьим игроком на итальянском рынке с долей рынка около 13,5%[22] и более 3 400 заправочных станций. Кроме того, дочерняя структура мирового концерна Total, AS24, представленная в 25 европейских странах, в 2010 начала дальнейшее расширение в Европе путем выхода на новый для нее рынок в Швеции.

В рамках активного экономического присутствия Франции на рынке Европейского Союза французские компании неравномерно распределены по всему рынку ЕС, выбирая отдельные каналы сбыта в зависимости от степени благоприятности конъюнктуры отдельной страны. Достаточно велика доля участия французских малых и средних предприятий в французско-европейских внешнеторговых операциях. Относительно более частой формы выхода французского бизнеса на общий рынок ЕС, можно отметить совместные предприятия, партнерства, поглощения и слияния, а также размещение филиалов компаний в различных странах-членах ЕС.

 

2.3. Стратегии выхода французских компаний на российский рынок

 

Прежде чем приступить к описанию стратегий и форм интернационализации французских предприятий на российском рынке стоит кратко описать конъюнктуру рынка нашей страны и выделить основные барьеры для развития зарубежного бизнеса в РФ. Для этого рассмотрим место России в рейтинге глобальной конкурентоспособности, представленном в Отчете о глобальной конкурентоспособности 2012-2013[23].

На 2012-2013 года в рейтинге по индексу глобальной конкурентоспособности Россия находится на 67-ой позиции из 144. На одну позицию нашу страну опережает Исламская Республика Иран, а Шри-Ланка следует сразу за Россией в данном рейтинге. При этом по данным предыдущего года Россия стояла на 66-ом месте (из 142), а на момент 2010-2011 годов наша страна располагалась на 63-ей позиции, но из 139 стран. На настоящий момент индекс глобальной конкурентоспособности Российской Федерации равен 4,2, при максимальном значении 7 баллов. Для сравнения наиболее высоким индексом обладают такие страны, как Швейцария (5,72), Сингапур (5,67) и Финляндия (5,55).

Подобная позиция России в рейтинге глобальной конкурентоспособности обусловлена тремя группами факторов. Наиболее существенной из этих групп являются индикаторы эффективности. Их доля в индексе конкурентоспособности составляет 50%. По индикаторам эффективности наша страна сегодня занимает 54-ое место с 4,3 балла. В данную группу входят следующие показатели:

• высшее образование и обучение (52-ое место, 4,6 балла), причем набор на образовательные программы третичного сектора (75,9% от общего набора в вузы) выводит Россию на 12-ое место и является конкурентным преимуществом нашей страны;

• эффективность рынка товаров (134-ое место, 3,6 балла);

• эффективность рынка труда (84-ое место, 4,2 балла), где конкурентное преимущество России заключается в отношении женской рабочей силы к мужской (0,87 и 38-ое место в рейтинге);

• развитие финансового рынка (130-ое место, 3,2 балла);

• уровень технологического развития (57-ое место, 4,1 балла), по данному пункту конкурентными преимуществами нашей страны являются широкополосный доступ в Интернет (47-ое место), пропускная способность международной интернет-связи (44-ое место), мобильный широкополосный доступ (17-ое место);

• размер рынка (7-ое место, 5,8 балла), что в целом является конкурентным преимуществом для России как по индексу величины внутреннего рынка (5,6 балла из 7 и 9-ое место), так и по индексу величины внешнего рынка (6,1 балла из 7 и 7-ое место).

По следующей группе факторов – основным требованиям, вес которых составляет 30%, Россия находится на 53-ей позиции из 144 и ей приписывается 4,8 балла. Рассмотрим 4 пункта, входящие в данную группу.

• институты (133-ье место, 3,1 балла);

• инфраструктура (47-ое место, 4,5 балла), причем качество железнодорожной инфраструктуры (30-ое место), количество доступных в авиалиниях мест на километр в неделю (12-ое место), доступ к мобильной сети (5-ое место) и фиксированные телефонные линии (41-ое место) являются конкурентными преимуществами страны;

• макроэкономическая среда (22-ое место, 5,8 балла), где конкурентными преимуществами являются баланс государственного бюджета (1,6% ВВП и 20-ое место в мире), валовые национальные сбережения (28,6% ВВП и 28-ое место), общий государственный долг (9,6% ВВП и 9-ое место) и кредитный рейтинг страны (66,9 из 100 и 39-ое место);

• здравоохранение и начальное образование (65-ое место, 5,7 балла), причем Россия лидирует в мире по таким параметрам, как влияние малярии на бизнес (отсутствует) и случаи заболевания малярией (отсутствуют).

Последняя группа показателей с долей 20% - факторы инновации и модернизации – выводит Россию на 108-ую позицию рейтинга с 3,2 балла. Составляющими в данной группе являются:

• модернизация бизнеса (119-ое место, 3,3 балла);

• инновация (85-ое место, 3,0 балла), причем по количеству использования патентов в рамках Договора о патентной кооперации на 1 миллион человек (5,4) Россия занимает 44-ое место, что является ее конкурентным преимуществом.

Стоит отметить, что сегодня Российская Федерация находится на стадии перехода со второй стадии развития (стадия инвестиций) на третью стадию (стадия инноваций). Если сравнивать Россию с другими экономиками, находящимися на той же стадии развития, по основным показателям конкурентоспособности, можно отметить следующее:

- Россия опережает большинство экономик равного с ней уровня по таким параметрам, как размер рынка (средний балл по переходным экономикам - 4, в России – 5,8) и макроэкономическая среда (средний балл по переходным экономикам – 5, в России – 5,8);

- по таким факторам, как инновации (3 балла), инфраструктура (4,5 балла), здравоохранение и начальное образование (5,7 балла), высшее образование и обучение (4,6 балла), эффективность рынка труда (4,2 балла) и уровень технологического развития (4,1 балла) Россия стоит наравне с остальными переходными экономиками;

-однако по модернизации бизнеса (средний балл по переходным экономикам – 4, в России – 3,3), развитию институтов (средний балл по переходным экономикам – 4, в России – 3,1), эффективности рынка товаров (средний балл по переходным экономикам- 4,2, в России – 3,6) и развитию финансового рынка (средний балл по переходным экономикам – 4, в России – 3,2) наша страна отстает от экономик, находящихся на той же стадии развития.

Последним, но не менее важным пунктом, который стоит осветить, является перечень наиболее проблематичных факторов для ведения бизнеса по данным Отчета глобальной конкурентоспособности. Факторы перечислены в порядке убывания их значимости:

• коррупция

• неэффективность государственной бюрократии

• доступ к финансированию

• налоговые ставки

• недостаточно обученная рабочая сила

• недостаточная способность к инновациям

• налоговые регулирования

• преступность и воровство

• политическая нестабильность

• недостаточно оснащенная инфраструктура

• инфляция

• неразвитая трудовая этика в национальной рабочей силе

• ограничительное трудовое законодательство

• неразвитая государственная система здравоохранения

• государственная нестабильность

• валютное регулирование

Несмотря на представленные выше существенные барьеры для иностранного бизнеса в России, Франция, владея 4,5% российского рынка, занимала шестое место среди мировых поставщиков России в 2010 году и второе место среди европейских поставщиков. Положение торговли между Францией и Россией, на которую оказал существенное негативное влияние кризис 2008-2009 годов, улучшилось в 2010 году (рост составил 30% по отношению к 2009 году) и франко-российские торговые отношения находятся в состоянии активного роста на сегодняшний день. Динамика французско-русской торговли с 2000 по 2010 год изображена на графике 1 (в Приложении). Франция доминирует на рынках парфюмерии и косметики, равно как и на рынках вина и алкогольных напитков. Она имеет сильные позиции в таких секторах российской экономики, как фармацевтика, авиация, космическая и продовольственная промышленность. Тем не менее, торговый баланс Франции с Россией является дефицитным в силу совокупности расходов на энергетику (-6,1 млрд. евро в 2010 году: 6,3 млрд. евро пришлось на экспорт и 12,2 млрд. – на импорт, причем 85% составили углеводороды и очищенные нефтепродукты)[24].

В течение последних пяти лет отмечался значительный рост притока французских инвестиций в Россию: сегодня Франция является пятым зарубежным инвестором в российскую экономику (исключая офшорные зоны) с общим объемом ПИИ в 6,6 млрд. евро на конец 2010 года[25]. Французские инвестиции фокусируются в основном на финансовом секторе и сфере страхования, обрабатывающей промышленности, в частности, на автомобильном секторе, крупной розничной торговле и продовольствии. В энергетическом секторе компания Total обладает значительными перспективами на российском рынке в ближайшие годы в рамках проектов «Штокман» и «Ямал СПГ». В последние годы произошел ряд сделок по поглощению российских предприятий французскими компаниями (например, Société Générale/Росбанк, Danone/Unimilk) и сделок по покупке французской стороной существенных долей в российских компаниях. К последним относятся такие сделки, как Renault/Автоваз, Alstom/Энергомаш и Трансмашхолдинг, Axa/Ресо-Гарантия, Total/Новатэк.

В целом, более 400 филиалов французских предприятий размещены на территории Российской Федерации. В большей степени они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, но динамика российского рынка стимулирует французские предприятия развиваться в регионах, в частности в десяти крупных российских городах с численностью населения свыше миллиона жителей, таких как, например, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и Новосибирск.

Вплоть до 2006 года лидером среди французских игроков на российском рынке являлась нефтегазовая компания Total. В сотрудничестве с Ненецкой нефтяной компанией и норвежской компанией Norsk Hydro она в 1995 году запустила работы на Харьягинском нефтяном месторождении. Прогнозы относительно объема прямых иностранных инвестиций, которые будут привлечены в Россию в рамках проекта, на тот момент составляли порядка 2 млрд. долларов[26]. В данном совместном предприятии, подтвержденном соглашением о разделе продукции (СРП), компании Total, выступавшей в качестве оператора проекта, принадлежало 50%23.

С целью увеличения своей роли в топливно-энергетическом секторе российского рынка компания была намерена начать свою деятельность на Ванкорском и Штокмановском нефтегазовых месторождениях. Так, в начале 2000-х годов обсуждался вопрос участия Total в проектах в Краснодарском крае (Ванкор и шельф Черного моря), кроме того компания участвовала в тендере на получение права участия в разработке Штокманского месторождения. Однако с развитием российской экономики большинство компаний топливно-энергетической отрасли стали чувствовать бòльшую уверенность в своих инвестиционных возможностях и изменили свое отношение к сотрудничеству с заграничными компаниями.

Это привело к возникновению у Total трудностей на российском рынке. Прежние предприятия (Англо-Сибирская нефтяная компания и ЮКОС), совместно с которыми Total работала над совместными предприятиями в сфере нефтедобычи, вышли из участия в проектах и уступили место государственной компании Роснефть, о сотрудничестве с которой Total договориться не удалось. Разработками Штокмановского месторождения занялась компания Газпром, которая также не желала допускать иностранные предприятия к участию в проекте. Касательно работ на Харьягинском месторождении, Total неоднократно обвинялась в нарушении условий подписанного соглашения и в предоставлении консолидированной отчетности.

Франция со все более активно развивающимися вторичным и третичным секторами экономики постепенно диверсифицирует структуру капиталовложений в Россию, сохраняя при этом их общий объем.

В большей степени импорт технологий в России осуществляется посредством притока прямых иностранных инвестиций, в том числе со стороны французских компаний. Как пример здесь можно привести отрасль автомобилестроения.

В конце 90-х годов французская автомобильная компания Renault вышла на российский рынок в форме совместного предприятия с московским автомобильным заводом АЗЛК. На сегодняшний день группа компаний Renault владеет заводом Автофрамос (бывший АЗЛК) совместно с Банком Москвы (94,1% и 5,9% акций соответственно). В 2008 году международный альянс Renault-Nissan скупает блокирующий пакет акций (25%+1 акция) крупнейшего игрока российской отрасли автомобилестроения – компании АвтоВАЗ, укрепляя при этом свои позиции в России. В первом полугодии 2012 года произошло закрытие сделки по покупке контрольного пакета акций АвтоВАЗа. Подписание контракта о предоставлении Renault и Nissan 35% и 15% акций АвтоВАЗа соответственно было намечено на апрель текущего года, однако пока точной информации об исходе процесса не предоставляется. Также в 2010 году в Калужской области на территории нашей страны начал свою деятельность новый завод, принадлежащий международному альянсу Peugeot-Citroën-Mitsubishi.

В рамках отрасли машиностроения Франция интересуется не только автомобильной промышленностью, которая приносит выгоду за счет непрерывно растущей емкости российского рынка сбыта, но и российской авиационной промышленностью, в частности ее технологиями. В 2010 году в ходе кооперации между французской государственной компанией Snecma и ОАО НПО «Сатурн» был изобретен двигатель SaM146. Совместное предприятие PowerJet ставит себе целью продажи двигателя в составе самолетов SSJ100 (Sukhoi SuperJet 100) производства российского ЗАО «Гражданские Самолеты Сухого» по всему миру. Ожидается, что объемы продаж SSJ100 будут составлять порядка 800 единиц, причем на рынок РФ и СНГ придется 30%, а 70% - на мировой рынок[27].

Не менее перспективной с точки зрения инвестирования и развития франко-российской кооперации является химическая отрасль промышленности в России. В начале 2000-х годов один из крупнейших игроков мирового рынка технических газов, французская компания Air Liquide приняла решение о размещении производства на территории РФ. В 2005 году между французским концерном и российской компанией Северсталь было организовано совместное предприятие по производству технических газов для металлургии, в котором доля Air Liquide составляет 75% минус 1 акция. В 2007 году в рамках двусторонней кооперации была построена крупнейшая в мире воздухоразделительная установка, и начато строительство в Рязани комплекса для выпуска кислорода, азота и водорода в сотрудничестве с научно-производственным объединением «Микрон».

Одним из ярких примеров присутствия французского бизнеса в банковском секторе России можно считать слияние французского банка Société Générale Vostok и Росбанка летом 2011 года. Основная цель слияния заключалась в том, чтобы в России один универсальный банк от группы Société Générale вел деятельность по предоставлению полного спектра услуг. Французскому предприятию Société Générale Group сегодня принадлежит 82% капитала образовавшейся компании.

Объединенный банк является крупнейшим активом Société Générale Group за пределами Франции, его капитал составляет порядка 100 млрд. рублей, а общая сумма активов достигает 600 млрд.[28] Ожидается, что к 2015 году Россия станет вторым рынком по уровню выручки для французской финансовой группы.

В течение долгого времени концерн Saint-Gobain - мировой лидер по производству и продаже строительных материалов – использовал сеть дочерних компаний для выхода на российский рынок. Но в 2002 году в связи с существенным ростом рынка сбыта в секторе продаж стройматериалов компания запустила строительство завода, специализирующегося на выпуске теплоизоляционных материалов. Следующими проектами Saint-Gobain в России были: приобретение 85% акций компании Стекловолокно, покупка ОАО Ситалл и покупка контрольного пакета акций ЗАО Кавминстекло. Кроме того, в 2006 году на российский рынок вышла компания Saint-Gobain Weber Rus, которая является дочерним предприятием концерна Saint-Gobain.

Однако стоит отметить, что наибольший интерес французских инвесторов вызывают те сегменты российского рынка, в которых располагаются товары массового потребления, а именно сфера пищевой промышленности. В данной области наибольшего успеха добилась французская МНК Danone. В начале 90-х годов компания уже имела свою фирму-представителя в Москве и владела контрольным пакетом акций кондитерского предприятия ОАО «Большевик». В 1995 и 2000 году концерн открыл в России два завода, специализирующихся на производстве молочной продукции. Сегодня компания Danone владеет контрольным пакетом акций предприятия Юнимилк, второго национального переработчика молока в России, и находится на третьем месте среди игроков на молочном рынке России.

Таким образом, несмотря на некоторые сложности на российском рынке, обусловленные в основном такими негативными факторами инвестиционного климата России, как коррупция и неэффективность государственной демократии, французские компании продолжают инвестировать в нашу страну, и на сегодняшний день можно сказать, что имеются определенные перспективы роста французских прямых иностранных инвестиций в Россию. В большинстве случаев для укрепления своих позиций на российском рынке французские предприятия используют такой тип международной кооперации, как совместное предприятие. Кроме того, многие французские компании достаточно активно используют стратегию M&A, желая заполучить уверенные позиции на нашем рынке.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 248.