Гигиеническое воспитание в стационаре
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель гигиенического воспитания в больнице — повысить эффек­тивность лечебных и профилактических мероприятий во время пре­бывания в больнице и, особенно, после выписки - для предупрежде­ния прогрессирования заболевания (вторичная профилактика заболе­ваний). При этом важно учитывать потребность больного получить максимум информации о своем заболевании и состоянии.

В соответствии с этими задачами гигиеническое воспитание должно осуществляться на всех этапах пребывания больного в стационаре.Кроме того, в стационаре используются средства массовой пропаганды: местные радиопередачи (цикл радиобесед), библио­течки научно-популярной литературы по вопросам медицины и ги­гиены, которые комплектуются с учетом профиля отделений ста­ционара; демонстрация видеофильмов на медицинские и гигиени­ческие темы, прослушивание звукозаписи, применение дисплея с программами по различным аспектам охраны здоровья.

Наряду с традиционными лекциями, беседами, предоставлени­ем пациентам памяток, буклетов и брошюр, перспективным являет­ся использование возможностей местного телевидения.

Содержание ГВ составляют как общие проблемы коррекции стиля жизни в отношении здоровья, так и индивидуальные рекомен­дации по возможному устранению факторов риска, сокращение сте­пени их влияния на здоровье, предотвращение перехода заболевания в более тяжелую форму, развития рецидивов и обострений и т.д.

В стационаре должно предусматриваться санитарно-просветительское оформление приемного отделения, лечебных отделений и холлов для посетителей: информационно-справочный материал, ка­сающийся правил внутреннего распорядка для больных и посетите­лей, материалы, освещающие роль членов семьи больного в созда­нии его адекватной психологической установки на стационарное лечение и последующее выполнение врачебных назначений в усло­виях дома.

При отборе форм и средств санитарно-просветительского оформления лечебных отделений важно учитывать то обстоятель­ство, что больные в них находятся длительный срок. Поэтому на­стенные экспозиции здесь практически неприемлемы, они могут даже вызывать отрицательный эффект. Целесообразно использо­вать настольное оформление: альбомы, турникеты, картотеки, ко­торые представляют собой тематическую подборку иллюстраций с текстом.

Гигиеническое воспитание в акушерско-гинекологических учреждениях

Система гигиенического воспитания населения в акушерско-гинекологических учреждениях строится с учетом специфики рабо­ты этих учреждений и должна быть направлена на формирование у населения гигиенических навыков, необходимых для создания оп­тимальных условий развития ребенка и охраны его здоровья. При этом особое внимание должно обращаться на оздоровление орга­низма девочки, охрану генеративной функции мужчины и женщи­ны, оздоровление их организма еще до наступления беременности, охрану здоровья беременных и матерей. Гигиеническое воспитание должно способствовать принятию супругами грамотных, с меди­цинской точки зрения, решений в отношении деторождения; прово­дится дифференцированно среди лиц репродуктивного возраста и старшей возрастной группы, подразделяясь в каждой из них на ра­боту с тремя подгруппами: здоровые лица; составляющие «группы риска»; больные гинекологическими заболеваниями.

В группе женщин репродуктивного возраста программа информа­ции (в женской консультации) включает пропаганду здорового образа жизни и материнства; планирование семьи и медико-генетические зна­ния в целях предупреждения врожденных и наследственных заболева­ний; профилактику гинекологических заболеваний и предупреждение непланируемой беременности; разъяснение вреда аборта для организма женщины, важности регулярного посещения гинеколога и необходимо­сти ранней явки к врачу при наступлении беременности.

Одной из основных форм гигиенического воспитания является очное, очно-заочное и заочное курсовое обучение, которое прово­дится в школах для беременных. Предпочтение отдается индивиду­альным беседам. Используются печатные и наглядные материалы (памятки, листовки, буклеты, брошюры, диапозитивы, стенные га­зеты и т.д.), с которыми женщина может ознакомить членов семьи, и, в первую очередь, мужа.

Беременной женщине сообщаются определенные сведения, ка­сающиеся анатомо-физиологических особенностей женского орга­низма в период беременности, родов, основ законодательства для беременных, режимов питания, физкультуры, труда и отдыха. Да­ются гигиенические рекомендации относительно профилактики за­болеваний, токсикозов беременности, влияния вредных факторов на плод. Информация касается физиологических особенностей но­ворожденного и ухода за ним. Особое внимание отводится физио-психопрофилактической подготовке к родам. В женской консульта­ции проводится обучение женщин методам контрацепции, плани­рованию семьи. Разъясняются возможные последствия аборта. Зна­чительное внимание уделяется обучению женщин методике само­обследования молочных желез.

Подчеркивается роль регулярных профилактических осмотров в предупреждении ранней диагности­ки и лечении заболеваний женской половой сферы. На территории, обслуживаемой женской консультацией, проводится патронаж жен­щин в первые месяцы беременности, в дородовой и послеродовой периоды, создаются медицинские консультации для новобрачных «брак и семья», народные университеты здоровья, лектории и т.д.

Дифференцированно должна вестись работа с женщинами, об­ратившимися к акушеру-гинекологу с целью прерывания беремен­ности. При отсутствии показаний для прерывания беременности необходимо проводить активную работу не только с женщиной, но и с мужем по предупреждению аборта, используя для этого всевоз­можные формы и средства пропаганды.

Программа ГВ женщин, имеющих факторы риска и находя­щихся на диспансерном учете, осуществляется дифференцирован­но и дополняется специальными гигиеническими рекомендациями, направленными на коррекцию гигиенического поведения женщины или устранение влияния неблагоприятного фактора. Это вопросы режима жизни, гигиены, двигательного режима, питания, необхо­димости выполнения всех врачебных назначений в целях охраны здоровья своего ребенка. Кроме того, освещаются вопросы плани­рования семьи с учетом специфики экстро-генитального заболева­ния женщины, и объясняется важность оздоровления организма женщины до наступления беременности.

В программу гигиенического воспитания больных гинекологи­ческими заболеваниями дополнительно вводят рекомендации, на­правленные на формирование гигиенического поведения и навы­ков, способствующих скорейшему выздоровлению и препятствую­щих возникновению рецидивов заболевания. В зависимости от спе­цифики гинекологического заболевания осуществляется противо­раковая пропаганда.

Программа гигиенической информации женщин старших воз­растных групп должна содержать сведения об анатомо-физиологических особенностях женщины в периоды климакса и менопаузы; во­просы гигиены женщины в эти периоды жизни; гигиенические реко­мендации по профилактике гинекологических и онкологических за­болеваний.

Гигиеническое воспитание беременных и родильниц в послеро­довом отделении направлено на формирование у них адекватного гигиенического поведения и навыков, необходимых для благоприят­ного течения и исхода беременности и родов, послеродового периода, создания оптимальных условий вскармливания и ухода за ново­рожденным. Оно проводится в течение всей беременности (с момен­та взятия на учет) и послеродового периода в форме индивидуаль­ных бесед и занятий в школе материнства. Занятия (практические) организуются дифференцированно в зависимости от сроков бере­менности и включают вопросы, касающиеся анатомо-физиологических особенностей организма женщины и плода в различные сроки, и гигиены женщины в этот период (включая правила личной гигие­ны, двигательный режим, диеты, гигиену половой жизни и т.д.); зна­чения регулярного посещения врача для благополучного течения и исхода беременности; физиологии родов и психопрофилактической подготовки к ним (с 32-34 недели беременности); подготовки орга­низма женщины к лактации и грудному вскармливанию; правильной организации условий жизни новорожденного дома, профилактики послеродовых заболеваний, болезней новорожденных.

В целях закрепления полученных знаний женщина должна по­лучить в личное пользование печатный материал, содержащий ги­гиенические рекомендации, который лучше представлять в виде се­рии из 4 памяток (соответственно срокам беременности и послеро­довому периоду).

В задачи акушерско-гинекологических учреждений входит санитарно-просветительная работа и с членами семьи женщины, в пер­вую очередь с мужем, от гигиенического поведения которого в зна­чительной степени зависит здоровье женщины и новорожденного. Муж должен быть ознакомлен с такими важными вопросами, как вред аборта для организма женщины и влияние его на последующую способность к деторождению; гигиена половой жизни; охрана здоро­вья беременной и женщины-матери; создание условий жизни жен­щины для оптимальной лактации; уход за новорожденным.

Гигиеническое воспитание в аптечных учреждениях

Гигиеническое воспитание является одним из разделов произ­водственной деятельности аптечных учреждений и проводится в соответствии с утвержденной Минздравом инструкцией № 460 от 15.06.1989 г. «О работе аптечных учреждений по пропаганде здоро­вого образа жизни населения». Планирование и проведение меро­приятий по вопросам гигиенического воспитания осуществляется под руководством центров (отделений) медицинской профилакти­ки, которые координируют эту работу и обеспечивают оснащение техническими средствами пропаганды. Своевременная и правиль­ная организация гигиенического воспитания в аптеках должна спо­собствовать сохранению и укреплению здоровья населения, преду­преждению заболеваний, повышению эффективности лечения больных лекарственными средствами. Руководит этой работой заведую­щий аптекой. Для ее проведения могут привлекаться все сотрудни­ки аптеки. Работа проводится по плану, в котором определяется конкретная тематика мероприятий в зависимости от ее актуально­сти на данном периоде, особенностей труда и быта отдельных групп населения, уровня их санитарной культуры, санитарно-эпи­демиологической обстановки в данной местности и т.д.

Главной задачей аптечных учреждений в гигиеническом вос­питании является формирование здорового образа жизни населения как одного из важнейших разделов профилактического направле­ния здравоохранения, совершенствование гигиенического воспита­ния, повышение уровня санитарной культуры населения, пропаган­да знаний по вопросам правильного применения и хранения лекар­ственных средств.

Основные направления работы: правила приема лекарствен­ных средств; правила хранения лекарств в домашних условиях; ле­карственные травы: их применение, хранение, сбор и сушка, ядови­тые растения; целебные свойства минеральных вод и их примене­ние; значение витаминов для здоровья человека; профилактика по­требления наркотических и токсических средств, борьба с вредны­ми привычками (курение, употребление спиртных напитков и т.п.); лекарственная болезнь и медикаментозные аллергии; самолечение и его возможные последствия; уход за больными; правила пользо­вания предметами ухода за больными; оказание доврачебной меди­цинской помощи; основные сведения о гигиене быта, питания, от­дыха и т.п.

Методы и средства, используемые для проведения этой ра­боты: средства массовой информации (радиовещание, телевиде­ние); совещания и семинары медицинских и фармацевтических ра­ботников, «Дни открытых дверей» в учебных заведениях; беседы и лекции на предприятиях, учреждениях и организациях, в школах и пр.; групповые и индивидуальные беседы с больными при посещении ими аптек; средства наглядной агитации — санбюллетени, плакаты, стенды, брошюры, выставки, листовки; технические средства обуче­ния - фильмы, диафильмы, диапозитивы, магнитофонные записи.

Специалисты аптек могут использовать и другие виды и фор­мы санитарной пропаганды.

 

 

 

 

ПРАКТИКУМ

К разделу №6

«Здоровый образ жизни и личная гигиена»

Тема:

«Подготовка и проведение индивидуальной или групповой беседы с пациентами ЛПУ по вопросам гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни»

Дата: 2016-10-02, просмотров: 185.