Цель гигиенического воспитания в больнице — повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий во время пребывания в больнице и, особенно, после выписки - для предупреждения прогрессирования заболевания (вторичная профилактика заболеваний). При этом важно учитывать потребность больного получить максимум информации о своем заболевании и состоянии.
В соответствии с этими задачами гигиеническое воспитание должно осуществляться на всех этапах пребывания больного в стационаре.Кроме того, в стационаре используются средства массовой пропаганды: местные радиопередачи (цикл радиобесед), библиотечки научно-популярной литературы по вопросам медицины и гигиены, которые комплектуются с учетом профиля отделений стационара; демонстрация видеофильмов на медицинские и гигиенические темы, прослушивание звукозаписи, применение дисплея с программами по различным аспектам охраны здоровья.
Наряду с традиционными лекциями, беседами, предоставлением пациентам памяток, буклетов и брошюр, перспективным является использование возможностей местного телевидения.
Содержание ГВ составляют как общие проблемы коррекции стиля жизни в отношении здоровья, так и индивидуальные рекомендации по возможному устранению факторов риска, сокращение степени их влияния на здоровье, предотвращение перехода заболевания в более тяжелую форму, развития рецидивов и обострений и т.д.
В стационаре должно предусматриваться санитарно-просветительское оформление приемного отделения, лечебных отделений и холлов для посетителей: информационно-справочный материал, касающийся правил внутреннего распорядка для больных и посетителей, материалы, освещающие роль членов семьи больного в создании его адекватной психологической установки на стационарное лечение и последующее выполнение врачебных назначений в условиях дома.
При отборе форм и средств санитарно-просветительского оформления лечебных отделений важно учитывать то обстоятельство, что больные в них находятся длительный срок. Поэтому настенные экспозиции здесь практически неприемлемы, они могут даже вызывать отрицательный эффект. Целесообразно использовать настольное оформление: альбомы, турникеты, картотеки, которые представляют собой тематическую подборку иллюстраций с текстом.
Гигиеническое воспитание в акушерско-гинекологических учреждениях
Система гигиенического воспитания населения в акушерско-гинекологических учреждениях строится с учетом специфики работы этих учреждений и должна быть направлена на формирование у населения гигиенических навыков, необходимых для создания оптимальных условий развития ребенка и охраны его здоровья. При этом особое внимание должно обращаться на оздоровление организма девочки, охрану генеративной функции мужчины и женщины, оздоровление их организма еще до наступления беременности, охрану здоровья беременных и матерей. Гигиеническое воспитание должно способствовать принятию супругами грамотных, с медицинской точки зрения, решений в отношении деторождения; проводится дифференцированно среди лиц репродуктивного возраста и старшей возрастной группы, подразделяясь в каждой из них на работу с тремя подгруппами: здоровые лица; составляющие «группы риска»; больные гинекологическими заболеваниями.
В группе женщин репродуктивного возраста программа информации (в женской консультации) включает пропаганду здорового образа жизни и материнства; планирование семьи и медико-генетические знания в целях предупреждения врожденных и наследственных заболеваний; профилактику гинекологических заболеваний и предупреждение непланируемой беременности; разъяснение вреда аборта для организма женщины, важности регулярного посещения гинеколога и необходимости ранней явки к врачу при наступлении беременности.
Одной из основных форм гигиенического воспитания является очное, очно-заочное и заочное курсовое обучение, которое проводится в школах для беременных. Предпочтение отдается индивидуальным беседам. Используются печатные и наглядные материалы (памятки, листовки, буклеты, брошюры, диапозитивы, стенные газеты и т.д.), с которыми женщина может ознакомить членов семьи, и, в первую очередь, мужа.
Беременной женщине сообщаются определенные сведения, касающиеся анатомо-физиологических особенностей женского организма в период беременности, родов, основ законодательства для беременных, режимов питания, физкультуры, труда и отдыха. Даются гигиенические рекомендации относительно профилактики заболеваний, токсикозов беременности, влияния вредных факторов на плод. Информация касается физиологических особенностей новорожденного и ухода за ним. Особое внимание отводится физио-психопрофилактической подготовке к родам. В женской консультации проводится обучение женщин методам контрацепции, планированию семьи. Разъясняются возможные последствия аборта. Значительное внимание уделяется обучению женщин методике самообследования молочных желез.
Подчеркивается роль регулярных профилактических осмотров в предупреждении ранней диагностики и лечении заболеваний женской половой сферы. На территории, обслуживаемой женской консультацией, проводится патронаж женщин в первые месяцы беременности, в дородовой и послеродовой периоды, создаются медицинские консультации для новобрачных «брак и семья», народные университеты здоровья, лектории и т.д.
Дифференцированно должна вестись работа с женщинами, обратившимися к акушеру-гинекологу с целью прерывания беременности. При отсутствии показаний для прерывания беременности необходимо проводить активную работу не только с женщиной, но и с мужем по предупреждению аборта, используя для этого всевозможные формы и средства пропаганды.
Программа ГВ женщин, имеющих факторы риска и находящихся на диспансерном учете, осуществляется дифференцированно и дополняется специальными гигиеническими рекомендациями, направленными на коррекцию гигиенического поведения женщины или устранение влияния неблагоприятного фактора. Это вопросы режима жизни, гигиены, двигательного режима, питания, необходимости выполнения всех врачебных назначений в целях охраны здоровья своего ребенка. Кроме того, освещаются вопросы планирования семьи с учетом специфики экстро-генитального заболевания женщины, и объясняется важность оздоровления организма женщины до наступления беременности.
В программу гигиенического воспитания больных гинекологическими заболеваниями дополнительно вводят рекомендации, направленные на формирование гигиенического поведения и навыков, способствующих скорейшему выздоровлению и препятствующих возникновению рецидивов заболевания. В зависимости от специфики гинекологического заболевания осуществляется противораковая пропаганда.
Программа гигиенической информации женщин старших возрастных групп должна содержать сведения об анатомо-физиологических особенностях женщины в периоды климакса и менопаузы; вопросы гигиены женщины в эти периоды жизни; гигиенические рекомендации по профилактике гинекологических и онкологических заболеваний.
Гигиеническое воспитание беременных и родильниц в послеродовом отделении направлено на формирование у них адекватного гигиенического поведения и навыков, необходимых для благоприятного течения и исхода беременности и родов, послеродового периода, создания оптимальных условий вскармливания и ухода за новорожденным. Оно проводится в течение всей беременности (с момента взятия на учет) и послеродового периода в форме индивидуальных бесед и занятий в школе материнства. Занятия (практические) организуются дифференцированно в зависимости от сроков беременности и включают вопросы, касающиеся анатомо-физиологических особенностей организма женщины и плода в различные сроки, и гигиены женщины в этот период (включая правила личной гигиены, двигательный режим, диеты, гигиену половой жизни и т.д.); значения регулярного посещения врача для благополучного течения и исхода беременности; физиологии родов и психопрофилактической подготовки к ним (с 32-34 недели беременности); подготовки организма женщины к лактации и грудному вскармливанию; правильной организации условий жизни новорожденного дома, профилактики послеродовых заболеваний, болезней новорожденных.
В целях закрепления полученных знаний женщина должна получить в личное пользование печатный материал, содержащий гигиенические рекомендации, который лучше представлять в виде серии из 4 памяток (соответственно срокам беременности и послеродовому периоду).
В задачи акушерско-гинекологических учреждений входит санитарно-просветительная работа и с членами семьи женщины, в первую очередь с мужем, от гигиенического поведения которого в значительной степени зависит здоровье женщины и новорожденного. Муж должен быть ознакомлен с такими важными вопросами, как вред аборта для организма женщины и влияние его на последующую способность к деторождению; гигиена половой жизни; охрана здоровья беременной и женщины-матери; создание условий жизни женщины для оптимальной лактации; уход за новорожденным.
Гигиеническое воспитание в аптечных учреждениях
Гигиеническое воспитание является одним из разделов производственной деятельности аптечных учреждений и проводится в соответствии с утвержденной Минздравом инструкцией № 460 от 15.06.1989 г. «О работе аптечных учреждений по пропаганде здорового образа жизни населения». Планирование и проведение мероприятий по вопросам гигиенического воспитания осуществляется под руководством центров (отделений) медицинской профилактики, которые координируют эту работу и обеспечивают оснащение техническими средствами пропаганды. Своевременная и правильная организация гигиенического воспитания в аптеках должна способствовать сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению заболеваний, повышению эффективности лечения больных лекарственными средствами. Руководит этой работой заведующий аптекой. Для ее проведения могут привлекаться все сотрудники аптеки. Работа проводится по плану, в котором определяется конкретная тематика мероприятий в зависимости от ее актуальности на данном периоде, особенностей труда и быта отдельных групп населения, уровня их санитарной культуры, санитарно-эпидемиологической обстановки в данной местности и т.д.
Главной задачей аптечных учреждений в гигиеническом воспитании является формирование здорового образа жизни населения как одного из важнейших разделов профилактического направления здравоохранения, совершенствование гигиенического воспитания, повышение уровня санитарной культуры населения, пропаганда знаний по вопросам правильного применения и хранения лекарственных средств.
Основные направления работы: правила приема лекарственных средств; правила хранения лекарств в домашних условиях; лекарственные травы: их применение, хранение, сбор и сушка, ядовитые растения; целебные свойства минеральных вод и их применение; значение витаминов для здоровья человека; профилактика потребления наркотических и токсических средств, борьба с вредными привычками (курение, употребление спиртных напитков и т.п.); лекарственная болезнь и медикаментозные аллергии; самолечение и его возможные последствия; уход за больными; правила пользования предметами ухода за больными; оказание доврачебной медицинской помощи; основные сведения о гигиене быта, питания, отдыха и т.п.
Методы и средства, используемые для проведения этой работы: средства массовой информации (радиовещание, телевидение); совещания и семинары медицинских и фармацевтических работников, «Дни открытых дверей» в учебных заведениях; беседы и лекции на предприятиях, учреждениях и организациях, в школах и пр.; групповые и индивидуальные беседы с больными при посещении ими аптек; средства наглядной агитации — санбюллетени, плакаты, стенды, брошюры, выставки, листовки; технические средства обучения - фильмы, диафильмы, диапозитивы, магнитофонные записи.
Специалисты аптек могут использовать и другие виды и формы санитарной пропаганды.
ПРАКТИКУМ
К разделу №6
«Здоровый образ жизни и личная гигиена»
Тема:
«Подготовка и проведение индивидуальной или групповой беседы с пациентами ЛПУ по вопросам гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни»
Дата: 2016-10-02, просмотров: 218.