Массовые формы - это формы гигиенического воспитания, предусматривающие сообщение специалистом сведений по вопросам оптимальных для здоровья стилей жизни и профилактики заболеваний одновременно большому числу лиц.
Используется как непосредственное общение специалиста с массовой аудиторией, так и опосредованное - через каналы массовой коммуникации, использование которых способствует оперативному распространению информации, ее жанровому разнообразию.
Лекция по-прежнему занимает одно из ведущих мест в пропаганде ЗОЖ. Последнюю можно проводить в виде эпизодических лекций (самостоятельные выступления лектора с законченным изложением темы или одного из ее вопросов) или в виде цикла, когда тема освещается суммарно, последовательно и развернуто. Лекция может проходить как при непосредственном контакте с аудиторией, так и опосредованно, например, по радио. Лекция, основанная на прямом контакте лектора и слушателей, позволяет ему учитывать реакцию аудитории. Живое слово лектора часто сопровождается показом диафильмов, видеозаписей, видеофильмов и т.д., иллюстрирующих содержание изложенного материала.
Лекции о здоровом образе жизни должны быть строго дифференцированы в зависимости от аудитории, и они могут выполнить свое назначение только в том случае, если выйдут за рамки чистого просветительства и станут действенным средством формирования мировоззрения людей, вовлекая их в активный двусторонний процесс соразмышления. Для этого тема выступления должна быть субъективно значима для слушателей, а значит, должна преподноситься с учетом:
а) уровня подготовки, развития слушателей;
б) демографических особенностей аудитории (возраст, место
жительства, национальность);
в) социального состава аудитории (рабочие, сельхозработники, интеллигенция и др.);
г) профессионально-психологических признаков слушателей
(профессия, потребности, интересы, ценностные ориентиры,
традиции, настроения).
Гигиеническое воспитание в работе лечебно-профилактических учреждений
ГВ в работе лечебно-профилактических учреждений осуществляется в учреждениях, деятельность которых направлена на профилактику и лечение заболеваний, сохранение, укрепление и восстановление здоровья - в поликлиниках, больницах (стационарах), пансионатах, санаториях, родильных домах, аптеках и др.
Гигиеническое воспитание - неотъемлемая составная часть деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная задача каждого медицинского работника - врача, фельдшера, акушерки, медсестры, при выполнении ими своих непосредственных служебных обязанностей. Личностный (поведенческий) фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановление трудоспособности, на предупреждение обострений заболеваний.
В настоящее время положение о лечебно-профилактических учреждениях всех типов - поликлинике, амбулатории, центрах общей врачебной (семейной) практики, больнице и т.д. - предусматривает работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ практического осуществления гигиенического воспитания в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят неохотно, формально и часто допускают методические ошибки, основными причинами которых являются:
è недооценка врачами важности и эффективности профилактической работы, в силу чего они не уделяют ей должного внимания;
è отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе.
Все это приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения - дифференцированности и целенаправленности пропаганды. Среди форм санитарного просвещения по-прежнему преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней. Кроме того, недостаточное внимание уделяется групповым и индивидуальным формам работы, работе в средствах массовой информации.
Организация, содержание и методика гигиенического воспитания в различных учреждениях здравоохранения обусловлены стоящими перед ними задачами, местными условиями, спецификой их работы, связанной с возрастом, состоянием здоровья, условиями труда и др. особенностями обслуживаемого контингента.
В этой важной работе выделяют три основных звена: гигиеническое воспитание в поликлинике или центре общей врачебной (семейной) практики, стационаре и на участке.
Гигиеническое воспитание в работе амбулаторно-поликлинических учреждений
Поликлиническое обслуживание взрослого населения предусматривает осуществление ГВ как непосредственно в самой поликлинике, амбулатории, так и на обслуживаемой территории (участке).
Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи населению путем поэтапного внедрения общей врачебной (семейной) медицины, усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений с последующим расширением масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения, «захлебнувшейся» в 90-е годы (сейчас вновь ставшей актуальной — вводится обязательная диспансеризация детей до 18-летнего возраста), оказывают влияние на организацию и формы проведения гигиенического воспитания.
В современных условиях выделяют два основных его аспекта:
è ГВ по привлечению населения на медицинские профилактические осмотры;
è ГВ диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.
Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т.е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:
агитационно-информационным, санитарно-просветительским воздействием наглядными средствами (плакаты, лозунги и т.д.), экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике или центре общей врачебной (семейной) практики;
разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки, гигиенические рецепты, другие наглядные материалы), чтением лекций, бесед, разъясняющих сущность диспансерного метода обслуживания населения;
демонстрацией тематических санитарно-просветительских видеофильмов и специальных видеопрограмм.
Проводится все это для того, чтобы выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.
Применение методики аккордного санитарно-просветительного воздействия в ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры повышает на 40% участие в них населения.
Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболеваний и больных острыми и хроническими заболеваниями. Методика работы с этим контингентом населения включает проведение медицинским работником индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки «Здоровым советует врач», которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья. В этой работе используются различные тематические брошюры, памятки о здоровье и здоровом образе жизни, о факторах риска, вредных привычках и др.
В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны: тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т.д. В осовее многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха. Гигиеническое воспитание лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются, и направлены на коррекцию их образа жизни. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки, поэтому формирование здорового образа жизни должно строиться таким образом, чтобы была возможность прямого повторного общения, в процессе которого человек мог бы взять на себя определенные обязательства по изменению сложившегося неправильного (нездорового) поведения, а медицинский работник – контролировать выполнение этих обязательств.
Методика санитарного просвещения с указанным контингентом включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов, желательно привлекать других специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктора) ЛФК, психотерапевта и т.д. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции образа жизни и мобилизацию волевых усилий.
Гигиеническое просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в значительной степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.
Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по двум направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями. Многие хронические заболевания являются следствием недолеченных острых, поэтому адекватное гигиеническое поведение больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Программа гигиенической информации для него должна включать обязательный минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции. На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены семьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача по обеспечению грамотного ухода за больным. Методика работы с этим контингентом предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с гигиеническими предписаниями, сделанными в адрес больного.
Гигиеническое просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по принципу очно-заочного обучения. Этот курс включает:
ü индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые гигиенические рекомендации;
ü групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает дополнительную медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, так как при этом повышается познавательная активность больных, что способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;
ü выдачу «Книжки диспансеризуемого», которая является основным элементом заочного обучения, где отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Больной получает ее вместе с соответствующей заболеванию памяткой-вкладышем. «Книжка диспансеризуемого» дает возможность: больному — регистрировать отдельные параметры своего гигиенического поведения и закреплять в сознании полученные гигиенические рекомендации, врачу - контролировать их выполнение. При проведении диспансеризации эта форма просветительской работы применяется также для лиц, имеющих риск возникновения заболеваний.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 245.