Массовые формы гигиенического воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Массовые формы - это формы гигиенического воспитания, предусматривающие сообщение специалистом сведений по вопро­сам оптимальных для здоровья стилей жизни и профилактики забо­леваний одновременно большому числу лиц.

 

Используется как непосредственное общение специалиста с массовой аудиторией, так и опосредованное - через каналы массо­вой коммуникации, использование которых способствует оператив­ному распространению информации, ее жанровому разнообразию.

Лекция по-прежнему занимает одно из ведущих мест в пропа­ганде ЗОЖ. Последнюю можно проводить в виде эпизодических лекций (самостоятельные выступления лектора с законченным из­ложением темы или одного из ее вопросов) или в виде цикла, когда тема освещается суммарно, последовательно и развернуто. Лекция может проходить как при непосредственном контакте с аудитори­ей, так и опосредованно, например, по радио. Лекция, основанная на прямом контакте лектора и слушателей, позволяет ему учиты­вать реакцию аудитории. Живое слово лектора часто сопровожда­ется показом диафильмов, видеозаписей, видеофильмов и т.д., ил­люстрирующих содержание изложенного материала.

Лекции о здоровом образе жиз­ни должны быть строго дифференцированы в зависимости от ауди­тории, и они могут выполнить свое назначение только в том слу­чае, если выйдут за рамки чистого просветительства и станут дей­ственным средством формирования мировоззрения людей, вовле­кая их в активный двусторонний процесс соразмышления. Для это­го тема выступления должна быть субъективно значима для слуша­телей, а значит, должна преподноситься с учетом:

а) уровня подготовки, развития слушателей;

б) демографических особенностей аудитории (возраст, место
жительства, национальность);

в) социального состава аудитории (рабочие, сельхозработники, интеллигенция и др.);

г) профессионально-психологических признаков слушателей
(профессия, потребности, интересы, ценностные ориен­тиры,
традиции, настроения).

 

Гигиеническое воспитание в работе лечебно-профилактических учреждений

ГВ в работе лечебно-профилактических учреждений осуществ­ляется в учреждениях, деятельность которых направлена на профи­лактику и лечение заболеваний, сохранение, укрепление и восста­новление здоровья - в поликлиниках, больницах (стационарах), пансионатах, санаториях, родильных домах, аптеках и др.

Гигиеническое воспитание - неотъемлемая составная часть деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная задача каждого медицинского работника - вра­ча, фельдшера, акушерки, медсестры, при выполнении ими своих непосредственных служебных обязанностей. Личностный (пове­денческий) фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановление трудоспособности, на предупрежде­ние обострений заболеваний.

В настоящее время положение о лечебно-профилактических уч­реждениях всех типов - поликлинике, амбулатории, центрах общей врачебной (семейной) практики, больнице и т.д. - предусматривает работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ практического осуществления гигиенического воспита­ния в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее про­ведению подходят неохотно, формально и часто допускают методи­ческие ошибки, основными причинами которых являются:

è недооценка врачами важности и эффективности профилактиче­ской работы, в силу чего они не уделяют ей должного внимания;

è отсутствие знаний об организации и методических подхо­дах к этой работе.

Все это приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения - дифференцированности и целенаправленности пропа­ганды. Среди форм санитарного просвещения по-прежнему преоблада­ют чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней. Кроме того, недостаточное внимание уделяется групповым и индивиду­альным формам работы, работе в средствах массовой информации.

Организация, содержание и методика гигиенического воспита­ния в различных учреждениях здравоохранения обусловлены стоя­щими перед ними задачами, местными условиями, спецификой их работы, связанной с возрастом, состоянием здоровья, условиями труда и др. особенностями обслуживаемого контингента.

В этой важной работе выделяют три основных звена: гигиени­ческое воспитание в поликлинике или центре общей врачебной (се­мейной) практики, стационаре и на участке.

Гигиеническое воспитание в работе амбулаторно-поликлинических учреждений

Поликлиническое обслуживание взрослого населения преду­сматривает осуществление ГВ как непосредственно в самой поли­клинике, амбулатории, так и на обслуживаемой территории (участке).

Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи населению путем поэтапного внедрения общей врачебной (семей­ной) медицины, усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений с последующим расширением масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюде­ния, постепенный переход к диспансеризации всего населения, «за­хлебнувшейся» в 90-е годы (сейчас вновь ставшей актуальной — вводится обязательная диспансеризация детей до 18-летнего воз­раста), оказывают влияние на организацию и формы проведения гигиенического воспитания.

 

В современных условиях выделяют два основных его аспекта:

è ГВ по привлечению населения на медицинские профилак­тические осмотры;

è ГВ диспансеризуемых контингентов в условиях динамиче­ского наблюдения за ними.

Для привлечения населения на медицинские профилактиче­ские осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т.е. ударную, кратковременную, массированную ин­формацию о целях, задачах и практической значимости диспансе­ризации. Это обеспечивается:

агитационно-информационным, санитарно-просветительским воздействием наглядными средствами (плакаты, лозунги и т.д.), экспонируемыми по месту жительства населения и не­посредственно в самой поликлинике или центре общей вра­чебной (семейной) практики;

разъяснением и убеждением с помощью печатной информа­ции (листовки-приглашения, тематические памятки, гигие­нические рецепты, другие наглядные материалы), чтением лекций, бесед, разъясняющих сущность диспансерного ме­тода обслуживания населения;

демонстрацией тематиче­ских санитарно-просветительских видеофильмов и специ­альных видеопрограмм.

 

Проводится все это для того, чтобы выработать у населения об­служиваемой территории адекватное отношение к профилактиче­ским мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

Приме­нение методики аккордного санитарно-просветительного воздейст­вия в ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилак­тические осмотры повышает на 40% участие в них населения.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболеваний и больных острыми и хрониче­скими заболеваниями. Методика работы с этим контингентом населе­ния включает проведение медицинским работником индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки «Здоровым советует врач», которая содержит ряд практических советов, направленных на сохра­нение и укрепление здоровья. В этой работе используются различные тематические брошюры, памятки о здоровье и здоровом образе жиз­ни, о факторах риска, вредных привычках и др.

В современных условиях профилактической работы особую важ­ность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны: тенденция к избыточно­му весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т.д. В ос­овее многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха. Гигиеническое воспитание лиц, находящихся под угрозой бо­лезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются, и направлены на коррекцию их образа жизни. Здесь приходится пе­ревоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся при­вычки, поэтому формирование здорового образа жизни должно стро­иться таким образом, чтобы была возможность прямого повторного общения, в процессе которого человек мог бы взять на себя опреде­ленные обязательства по изменению сложившегося неправильного (нездорового) поведения, а медицинский работник – контролиро­вать выполнение этих обязательств.

Методика санитарного просвещения с указанным контингентом включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбира­ют из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых за­нятий, помимо терапевтов, желательно привлекать других специали­стов поликлиники: диетолога, врача (инструктора) ЛФК, психотера­певта и т.д. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции образа жизни и мобилизацию волевых усилий.

Гигиеническое просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению те­чения заболевания. От этого в значительной степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.

Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по двум направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями. Многие хронические заболевания явля­ются следствием недолеченных острых, поэтому адекватное гигиениче­ское поведение больного с острым заболеванием является важным ус­ловием предупреждения развития хронических процессов. Программа гигиенической информации для него должна включать обязательный минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в пе­риод болезни и реконвалесценции. На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены се­мьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней об­становке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписа­ний врача по обеспечению грамотного ухода за больным. Методика ра­боты с этим контингентом предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомен­дациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с гигиениче­скими предписаниями, сделанными в адрес больного.

Гигиеническое просвещение людей, страдающих хронически­ми заболеваниями, осуществляется по принципу очно-заочного обучения. Этот курс включает:

 

ü индивидуальную беседу, в процессе которой больной полу­чает необходимые гигиенические рекомендации;

ü групповую беседу с участием врачей-специалистов, во вре­мя которой больной получает дополнительную медико-ги­гиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, так как при этом повышается познавательная активность боль­ных, что способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;

ü выдачу «Книжки диспансеризуемого», которая является основ­ным элементом заочного обучения, где отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Больной получает ее вме­сте с соответствующей заболеванию памяткой-вкладышем. «Книжка диспансеризуемого» дает возможность: больному — регистрировать отдельные параметры своего гигиенического пове­дения и закреплять в сознании полученные гигиенические рекомен­дации, врачу - контролировать их выполнение. При проведении диспансеризации эта форма просветительской работы применяется также для лиц, имеющих риск возникновения заболеваний.

 




Дата: 2016-10-02, просмотров: 202.