Методы гигиенического воспитания населения - это способыуправления познавательной и практической деятельностью индивида, группы лиц, социальной общности, направленные на формирование гигиенической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни и реализуемые в условиях взаимосвязанной деятельности специалиста и лиц, на
которых направлен процесс гигиенического воспитания.
Эти методы предусматривают формирование различных компонентов гигиенической культуры: знаний, умений, навыков, убеждений, ценностных ориентации, связанных со здоровьем. Совокупность приемов, применяемых при реализации каждого метода, обусловлена его целями и содержанием.
Информационно-рецептивный метод - это метод гигиеническоговоспитания, заключающийся в сообщении специалистом готовой информации гигиенического характера обучаемым лицам, которые усваивают ее на уровне осознанного восприятия и запоминания.
Цель метода - повышение уровня гигиенических знаний населения, достигается в результате использования различных средств гигиенического воспитания, позволяющих осуществлять объяснение и иллюстрирование устным и письменным словом, действием, изображением, реальным предметом.
Формы реализации метода могут иметь индивидуальный, групповой или массовый характер: консультации, инструктаж, лекции и т.д.
Репродуктивный метод- это метод гигиенического воспитания, заключающийся в организации специалистом воспроизведения имеющихся знаний со стороны обучаемых лиц как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Цель метода – формирование способности применять имеющиеся гигиенические знания в легко опознаваемых вариативных ситуациях. Это способствует не только лучшему усвоению знаний, но и формированию практических умений, необходимых для их применения (использование в качестве средств реальных предметов и приспособлений, различных приборов, иллюстрирующих процессы и явления, связанные с гигиенической тематикой).
Формы реализации метода - репродуктивная беседа, практические занятия, письменные задания и др.
Метод проблемного изложения информации - метод гигиеническоговоспитания, заключающийся в постановке пропагандистом-воспитателем перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска их решений.
Цель метода - повышение уровня знаний, развитие практических умений и навыков, формирование творческого отношения к здоровью, соответствующих ценностных ориентации и установок.
Формы реализации метода - живое слово специалиста, дополненное другими средствами, например, кинофильмами, звукозаписями, слайдами и т.д. В качестве основных форм выступают индивидуальные и групповые занятия (решение задач, беседы, дискуссии и т.д.).
Эвристический метод— это метод гигиенического воспитания, заключающийся в постановке специалистом перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска, а также в организации самостоятельного решения этих задач обучаемыми.
Цель метода – формирование ценностных ориентации и установок в отношении здоровья, умения творчески решать проблемы, связанные со здоровьем, что достигается не только наблюдением обучаемых за деятельностью специалиста, но и самостоятельным участием в поиске.
Форм реализации метода – эвристическая беседа, в ходе которой специалист направляет поиск, последовательно ставит промежуточные задачи, формулирует противоречия и т.д.
Средства гигиенического воспитания
Средства гигиенического воспитания — это способы реализации методов гигиенического воспитания, основанные на речи, изображении, действии, а также реальные предметы и приспособления, имеющие отношение к гигиенической тематике.
Речевые средства
· Устные речевые средства - основаны на устной речи и позволяют реализовывать методы гигиенического воспитания вербальным (словесным) путем. К ним относят как «живое слово» специалиста при непосредственном общении его с аудиторией, так и возможные опосредованные способы передачи речевого процесса (речь или звукозапись, транслируемую по радио или по телевидению, передаваемую по телефону, звукозапись на магнитофонной кассете или CD).
· Письменные речевые средства — основаны на письменной речи и позволяют реализовывать методы гигиенического воспитания путем отображения с помощью системы графических знаков и представляют собой печатные издания, рукописные или машинописные текстовые материалы.
· Листовка - издание в виде листка агитационно-информационного характера, содержащего гигиенические сведения.
В листовке могут быть даны лаконичные советы и
рекомендации. Текст листовки часто сопровождается мотивированным призывом к участию в тех или иных профилактических оздоровительных мероприятиях.
· Буклет - это иллюстрированное издание в виде определенным образом сложенного листка бумаги, содержащее краткую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.
· Памятка представляет собой издание в виде книжки небольшого формата, содержащей перечень конкретных советов, правил, сведений гигиенического характера. Памятка предназначается для отдельных целевых групп населения. Особенно широко используется в работе лечебно-профилактических учреждений.
· Журнал - научно-популярное периодическое иллюстрированное издание, которое содержит материал по различным аспектам здоровья и профилактики заболеваний.
· Газета— периодическое издание, освещающее текущую информацию гигиенического характера, в основном по различным вопросам здоровья и профилактики заболеваний.
Существуют так называемые стенные газеты, которые выпускаются силами работников лечебно-профилактических учреждений.
· Рецептпредставляет собой бланк, содержащий совет индивидуального характера в отношении здоровья. Может быть печатным и рукописным.
Совет дается в виде рекомендации, касающейся двигательного режима, характера питания, режима труда, отдыха и т.д.
Рецепт как средство гигиенического воспитания особенно распространен в лечебно-профилактических учреждениях (поликлиниках, амбулаториях и т.д.); вручается пациенту во время врачебного приема.
Изобразительные средства
Изобразительные средства- это образное воспроизведение предметов, процессов и явлений, связанных со здоровьем.
· Плакат - рисунок, который может сопровождаться кратким текстом, с изображением предмета, процесса или явления, связанного с тематикой здоровья, профилактикой заболеваний. Призван привлекать внимание, поддерживать интерес населения к трактуемой проблеме, побуждать к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.
· Фотографический снимок - изображение предмета, процесса или явления, связанных с тематикой здоровья, профилактики заболеваний.
· Картотека - это тематический набор рисунков, наклеенных на картонные листы небольшого формата, каждый из которых сопровождается пояснениями, рекомендациями гигиенического характера.
· Диапозитив (слайд) - представляет собой фотографический снимок на прозрачном материале, тематика которого отражает вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний.
Наиболее часто диапозитив используется в качестве иллюстрированного материала для бесед и лекций. Крупногабаритные диапозитивы применяются для оформления лечебно-профилактических учреждений, выставок и пр.
· Диафильм - представляет собой фильм составленный из диапозитивов, тематика которого отражает вопросы охраны и укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
Диафильмы используются в целях динамической сюжетной иллюстрации материала бесед и лекций.
· Аппликация- представляет собой рисунок или набранный текстом шрифт, отражающие тематику охраны и укрепления здоровья, которые прикрепляются к специальному устройству, предназначенному для их показа.
· Изобразительно-речевые средства- это способ передачи информации о здоровье, профилактике заболеваний с изображением предметов, процессов и явлений, иллюстрирующих эту информацию (телевидение, кино, театр, видео).
Применение этих средств в гигиеническом воспитании предполагает их использование и на местном уровне (местное телевидение позволяет освещать проблемы охраны и укрепления здоровья, специфичные для данного промышленного предприятия, городского или сельского района и т.д.).
· Предметные средства- это средства гигиенического воспитания, представляющие собой реальные («натуральные») предметы, имеющие отношение к здоровью – практически любые предметы, используемые в процессе жизнедеятельности человека и имеющие отношение к его здоровью: посуда для приготовления и хранения пищи; предметы индивидуальной защиты поверхности кожи, глаз, органов дыхания на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях; средства ухода за кожей, волосами, зубами, одеждой; средства, используемые для обеспечения чистоты жилых и рабочих помещений; спортивные снаряды; лекарства; предметы для оказания первой медицинской помощи, ухода за больными, за детьми грудного возраста и т.д.
К предметным средствам гигиенического воспитания относятся также кукольные персонажи, используемые в целях формирования у детей позитивного с точки зрения проведения (Айболит и др.)
· Технические средства обучения используются в ГВ как для обучения, так и самообучения населения, а также для контроля усвоения знаний:
è технические средства информации (звуковые, записывающие, воспроизводящие, переговорные устройства);
è технические средства контроля (программированный тестовый машинный контроль);
è технические средства программированного обучения (обучающие и мультимедийные программы);
è слайды по разным темам;
è наглядные средства соответственно содержанию и теме
è муляжи, тренажеры;
è видеофильмы;
è использование сети Интернет;
è компьютерно-видео-аудио-конференции, лекции и другие
телемедицинские и телепросветительские информационные
технологии.
Формы гигиенического воспитания
Формы гигиенического воспитания - это способы применения отдельного средства или совокупности средств в определенной последовательности для осуществления процесса гигиенического воспитания.
Если средства ГВ позволяют говорить о том, с помощью чего (чем?) методы гигиенического воспитания получают реальное воплощение, то формы показывают, как, каким образом осуществляется это воплощение.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 384.