Методы гигиенического воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы гигиенического воспитания населения - это спосо­быуправления познавательной и практической деятельностью ин­дивида, группы лиц, социальной общности, направленные на фор­мирование гигиенической культуры, позитивных в отношении здо­ровья стилей жизни и реализуемые в условиях взаимосвязанной деятельности специалиста и лиц, на

которых направлен процесс ги­гиенического воспитания.

Эти методы предусматривают формирование различных ком­понентов гигиенической культуры: знаний, умений, навыков, убеж­дений, ценностных ориентации, связанных со здоровьем. Совокуп­ность приемов, применяемых при реализации каждого метода, обу­словлена его целями и содержанием.

Информационно-рецептивный метод - это метод гигиениче­скоговоспитания, заключающийся в сообщении специалистом гото­вой информации гигиенического характера обучаемым лицам, кото­рые усваивают ее на уровне осознанного восприятия и запоминания.

Цель метода - повышение уровня гигиениче­ских знаний населения, достигается в результате исполь­зования различных средств гигиенического воспитания, позволяю­щих осуществлять объяснение и иллюстрирование устным и пись­менным словом, действием, изображением, реальным предметом.

Формы реализации метода могут иметь индивидуальный, групповой или массовый характер: консультации, инструктаж, лек­ции и т.д.

Репродуктивный метод- это метод гигиенического воспита­ния, заключающийся в организации специалистом воспроизведе­ния имеющихся знаний со стороны обучаемых лиц как на теорети­ческом, так и на практическом уровнях.

Цель метода – формирование спо­собности применять имеющиеся гигиенические знания в легко опо­знаваемых вариативных ситуациях. Это способствует не только лучшему усвоению знаний, но и формированию практических уме­ний, необходимых для их применения (использование в качестве средств реальных предметов и приспособлений, различных приборов, иллюстрирую­щих процессы и явления, связанные с гигиенической тематикой).

Формы реализации метода - репродуктивная беседа, практические занятия, письмен­ные задания и др.

Метод проблемного изложения информации - метод гигие­ническоговоспитания, заключающийся в постановке пропаганди­стом-воспитателем перед обучаемыми лицами научно-познаватель­ных и практических задач, в раскрытии логики поиска их решений.

Цель метода - повыше­ние уровня знаний, развитие практических умений и навыков, формирование творческого отношения к здоровью, соответст­вующих ценностных ориентации и установок.

Формы реализации метода - живое слово специалиста, дополненное другими сред­ствами, например, кинофильмами, звукозаписями, слайдами и т.д. В качестве основных форм выступают индивидуальные и группо­вые занятия (решение задач, беседы, дискуссии и т.д.).

 

Эвристический метод— это метод гигиенического воспита­ния, заключающийся в постановке специалистом перед обучаемы­ми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскры­тии логики поиска, а также в организации самостоятельного реше­ния этих задач обучаемыми.

Цель метода – формирование ценностных ориентации и уста­новок в отношении здоровья, умения творчески решать проблемы, связанные со здоровьем, что достигается не только наблюдением обучаемых за деятельностью специалиста, но и самостоятельным участием в поиске.

Форм реализации метода – эвристиче­ская беседа, в ходе которой специалист направляет поиск, последовательно ставит промежуточные задачи, формулирует противоре­чия и т.д.

Средства гигиенического воспитания

Средства гигиенического воспитания — это способы реализа­ции методов гигиенического воспитания, основанные на речи, изо­бражении, действии, а также реальные предметы и приспособле­ния, имеющие отношение к гигиенической тематике.

Речевые средства

· Устные речевые средства - основаны на устной речи и позво­ляют реализовывать методы гигиенического воспитания вербальным (словесным) путем. К ним относят как «живое слово» специалиста при непосредственном общении его с аудиторией, так и возможные опосредованные способы передачи речевого процесса (речь или зву­козапись, транслируемую по радио или по телевидению, передавае­мую по телефону, звукозапись на магнитофонной кассете или CD).

· Письменные речевые средства — основаны на письменной ре­чи и позволяют реализовывать методы гигиенического воспитания путем отображения с помощью системы графических знаков и представляют собой печатные издания, рукописные или машино­писные текстовые материалы.

· Листовка - издание в виде листка агитационно-информацион­ного характера, содержащего гигиенические сведения.

В листовке могут быть даны лаконичные советы и

рекоменда­ции. Текст листовки часто сопровождается мотивированным при­зывом к участию в тех или иных профилактических оздоровитель­ных мероприятиях.

· Буклет - это иллюстрированное издание в виде определенным образом сложенного листка бумаги, содержащее краткую информа­цию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.

· Памятка представляет собой издание в виде книжки неболь­шого формата, содержащей перечень конкретных советов, правил, сведений гигиенического характера. Памятка предназначается для отдельных целевых групп населения. Особенно широко использу­ется в работе лечебно-профилактических учреждений.

· Журнал - научно-популярное периодическое иллюстрирован­ное издание, которое содержит материал по различным аспектам здоровья и профилактики заболеваний.

 

· Газета— периодическое издание, освещающее текущую ин­формацию гигиенического характера, в основном по различным во­просам здоровья и профилактики заболеваний.

Существуют так называемые стенные газеты, которые выпуска­ются силами работников лечебно-профилактических учреждений.

· Рецептпредставляет собой бланк, содержащий совет индиви­дуального характера в отношении здоровья. Может быть печатным и рукописным.

Совет дается в виде рекомендации, касающейся двигательного режима, характера питания, режима труда, отдыха и т.д.

Рецепт как средство гигиенического воспитания особенно распро­странен в лечебно-профилактических учреждениях (поликлиниках, ам­булаториях и т.д.); вручается пациенту во время врачебного приема.

Изобразительные средства

Изобразительные средства- это образное воспроизведение предметов, процессов и явлений, связанных со здоровьем.

 

· Плакат - рисунок, который может сопровождаться кратким текстом, с изображением предмета, процесса или явления, связан­ного с тематикой здоровья, профилактикой заболеваний. Призван привлекать внимание, поддерживать интерес населения к трактуемой пробле­ме, побуждать к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.

 

· Фотографический снимок - изображение предмета, процесса или явления, связанных с тематикой здоровья, профилактики забо­леваний.

 

· Картотека - это тематический набор рисунков, наклеенных на картонные листы небольшого формата, каждый из которых сопрово­ждается пояснениями, рекомендациями гигиенического характера.

 

· Диапозитив (слайд) - представляет собой фотографический снимок на прозрачном материале, тематика которого отражает во­просы охраны здоровья, профилактики заболеваний.

Наиболее часто диапозитив используется в качестве иллюстри­рованного материала для бесед и лекций. Крупногабаритные диа­позитивы применяются для оформления лечебно-профилактиче­ских учреждений, выставок и пр.

· Диафильм - представляет собой фильм составленный из диа­позитивов, тематика которого отражает вопросы охраны и укрепле­ния здоровья и профилактики заболеваний.

Диафильмы используются в целях динамической сюжетной иллюстрации материала бесед и лекций.

· Аппликация- представляет собой рисунок или набранный текстом шрифт, отражающие тематику охраны и укрепления здоро­вья, которые прикрепляются к специальному устройству, предна­значенному для их показа.

 

 

· Изобразительно-речевые средства- это способ передачи ин­формации о здоровье, профилактике заболеваний с изображением предметов, процессов и явлений, иллюстрирующих эту информа­цию (телевидение, кино, театр, видео).

Применение этих средств в гигиеническом воспитании предпо­лагает их использование и на местном уровне (мест­ное телевидение позволяет освещать проблемы охраны и укрепле­ния здоровья, специфичные для данного промышленного предпри­ятия, городского или сельского района и т.д.).

 

· Предметные средства- это средства гигиенического воспи­тания, представляющие собой реальные («натуральные») предме­ты, имеющие отношение к здоровью – практически любые предметы, используемые в процессе жизнедеятельности че­ловека и имеющие отношение к его здоровью: посуда для приго­товления и хранения пищи; предметы индивидуальной защиты по­верхности кожи, глаз, органов дыхания на промышленных и сель­скохозяйственных предприятиях; средства ухода за кожей, волоса­ми, зубами, одеждой; средства, используемые для обеспечения чис­тоты жилых и рабочих помещений; спортивные снаряды; лекарст­ва; предметы для оказания первой медицинской помощи, ухода за больными, за детьми грудного возраста и т.д.

К предметным средствам гигиенического воспитания относятся также кукольные персонажи, используемые в целях формирования у детей позитивного с точки зрения проведения (Айболит и др.)

· Технические средства обучения используются в ГВ как для обучения, так и самообучения населения, а также для контроля ус­воения знаний:

è технические средства информации (звуковые, записываю­щие, воспроизводящие, переговорные устройства);

è технические средства контроля (программированный тесто­вый машинный контроль);

è технические средства программированного обучения (обу­чающие и мультимедийные программы);

è слайды по разным темам;

è наглядные средства соответственно содержанию и теме

è муляжи, тренажеры;

è видеофильмы;

è использование сети Интернет;

è компьютерно-видео-аудио-конференции, лекции и другие

телемедицинские и телепросветительские информационные

технологии.

Формы гигиенического воспитания

 

Формы гигиенического воспитания - это способы применения отдельного средства или совокупности средств в определенной по­следовательности для осуществления процесса гигиенического вос­питания.

Если средства ГВ позволяют говорить о том, с помощью чего (чем?) методы гигиенического воспитания получают реальное воплощение, то формы показывают, как, каким образом осуществ­ляется это воплощение.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 264.