Принципы гигиенического воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Принципы гигиенического воспитания - это основные, проверенные практикой поло­жения, направляющие деятельность в области гигиенического вос­питания. Гигиеническое воспитание использует принципы смеж­ных наук - психологии, социологии, педагогики и др., - на пересе­чении с которыми оно развивается.

Принцип актуальности - ориентирует гигиеническое воспи­тание на обеспечение индивидов, групп лиц, социальной общности наиболее важной и своевременной гигиенической информацией.

Принцип актуальности в ГВ предполагает отражение насущ­ных проблем, связанных со здоровьем человека, экологией, гигие­нической культурой, социальными нормами и ценностями и реали­зуется при удовлетворении интересов и потребностей населения в той или иной гигиенической информации. Актуальность гигиени­ческой информации определяется современными задачами по под­держанию здоровья, в т.ч. задачами здравоохранения, а также про­блемами местного (регионального, городского и т.д.) характера.

Принцип научности - предусматривает осуществление теоре­тической и практической деятельности в ГВ на основе научно обос­нованных данных, которые позволяют дать гигиеническую инфор­мацию в удобной, понятной, интересной для населения форме. Особо важная роль здесь принадлежит медицинской науке: гигиеническая информация должна соответствовать современному со­стоянию и последним достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной, избегать сенсационных сообщений, не имеющих научных доказательств.

Принцип доступности гигиенической информации - предпо­лагает соответствие его содержания, методов, форм, средств социаль­но-культурному уровню, интересам и потребностям индивида, группы лиц, социальной общности, а также оптимальный для усвоения объем информации и рациональные методики обучения. Необходимо ис­пользовать дидактический подход к изложению материала: следовать от простого к сложному, от известного к неизвестному, четко форму­лировать обобщения и выводы. Доступность информации достигается также эмоциональной образной речью, отсутствием в ней непонятных терминов и наименований, использованием в качестве примера жизненных фактов, применением изобразительных средств.

Принцип положительного ориентирования - предполагает формирование типов поведения и стилей жизни, благотворно влияющих на здоровье и ориентированных на достижение положи­тельных результатов, что более эффективно, чем показ отрицатель­ных последствий неправильного в отношении здоровья поведения.

Принцип единства теории и практики - это принцип гигие­нического воспитания, предполагающий возможность использова­ния полученных индивидом или группой лиц знаний на практике, чему способствуют иллюстрированные материалы по гигиениче­ской тематике, фактические данные, анализ конкретных практиче­ских ситуаций с использованием теоретических сведений, а также, по возможности, практическая отработка желательных способов поведения в различных ситуациях.

Принцип единства обучения и воспитания - предусматривает усвоение индивидом или группой лиц не только содержания ин­формации, но и приемов ее обработки, отношения к ней, способов ее использования.

Реализация данного принципа возможна в условиях комплексного использования методов передачи информации и методов, ак­тивизирующих познавательную деятельность, способствующих формированию творческой активности в отношении здоровья - метода проблемного изложения, эвристического обучения и т.д. Ис­пользуются как формы гигиенического воспитания, основанные на деятельности специалиста (напр., лекция), так и формы, предусматривающие активное участие лиц, на которых направлено воздействие (напр., дискуссия).

Принцип дифференцированного подхода - предусматривает осуществление ГВ с учетом характерных особенностей групп населе­ния, на которые оно направлено, пола, возраста, состояния здоровья, национальных черт, обычаев, традиций, бытовых географических и климатических условий, специфики труда, уровня информированно­сти, а также потребностей в той или иной гигиенической информации и т.д. С учетом особенностей целевых групп дифференцируется со­держание, методы, формы и средства гигиенического воспитания.

Принцип индивидуального подхода - предусматривает осуще­ствление ГВ с учетом индивидуальных особенностей человека, на которого оно направлено. Предусматривает дифференциацию содержания, методов, форм, средств гигиенического воспитания с учетом состояния здоровья, характерологических особенностей, темпера­мента, профессиональной деятельности, пола, возраста, условий труда, быта и т.д. Значение данного принципа возрастает в условиях повышения уровня гигиенической культуры населения, когда гигиеническое воспитание не может осуществляться лишь путем массовой информации. Поэтому важно, чтобы каждый человек имел возмож­ность получить индивидуальную консультацию по вопросам охраны и укрепления здоровья с учетом физиологических и психологических характеристик, социальных параметров.

Принцип иллюстративности - предусматривает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами, демонстрирующими ее применение на практике, что способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие.

Принцип последовательности- предусматривает выделение ос­новных этапов и их логическую преемственность в процессе его осу­ществления на всех этапах жизни человека. При этом изучение нового материала должно базироваться на ранее приобретенных знаниях, что позволит избежать фрагментарности подлежащей усвоению информа­ции, наличия в сознании противоречивых фактов и в целом сформиру­ет устойчивую убежденность в отношении стремления к здоровью.

Принцип системности - предусматривает постоянный, регу­лярный характер получения знаний, имеющих отношение к здоровью, в виде целостной системы, дает возможность сформировать концепту­альную картину, овладеть необходимыми знаниями и умениями, кото­рые станут предпосылкой формирования позитивных в отношении здоровья стилей жизни, а также будут способствовать сознательной смене стиля жизни при изменении объективных условий.

Этот принцип будет работать лишь в условиях координации деятельности всех учреждений и организаций, а также частных лиц, задействованных в гигиеническом воспитании (дошкольных учреждений, школ, средних специальных, высших учебных заведений, лечебно-профилактических учреждений, благотворительных организаций, родителей, руководителей спортивных секций, организаторов внеклассной работы и т.д.).

Принцип стимулирования сознательности и медицинской активности- это основополагающий в изменении форм поведения и стилей жизни принцип гигиенического воспитания, выражающий его направленность на повышение активности индивида, групп лиц, социальной общности в вопросах здоровья (динамическое слежение за ним); такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, подкрепленной выполнением медицинских рекомендаций.

 

 

Содержание гигиенического воспитания

Содержание гигиенического воспитания - это совокупность ме­дицинских знаний, предназначенных для усвоения и практического применения индивидом, группой лиц, социальной общностью.

Содержание гигиенического воспитания составляют вопросы, касающиеся различных аспектов, способствующих здоровью, сти­лей жизни, профилактики заболеваний и травм, оказания первой медицинской помощи и др.

Вопросы питания - это вопросы, связанные с качеством пи­щевых продуктов и их влиянием на организм человека, рациональ­ным, полноценным питанием; с нормами, требованиями и рекомен­дациями по изготовлению и хранению пищевых продуктов. В пла­не гигиенического воспитания освещаются следующие моменты.

Дается представление о количественном и качественном составе пищи, витаминов, воды, напитков (чая, кофе, соков, молока и др.).

Предусматриваются рекомендации, касающиеся рациона пита­ния, которые соответствуют физиологическим потребностям орга­низма, а также распространение информации об оптимальном ре­жиме питания, т.е. о кратности, времени приемов пищи, распреде­лении ее по калорийности и химическому составу. Разъясняются особенности лечебного голодания, разгрузочных дней. Рекоменда­ции по рациональному питанию даются с учетом возраста, состоя­ния здоровья, особенностей труда, климато-географических усло­вий, национальных обычаев, традиций. Для больных различными заболеваниями предлагаются соответствующие диеты.

Программы гигиенического воспитания предусматривают обу­чение самоконтролю за весом тела, информацию о возможностях избавления от избыточного веса и ожирения. Разъясняется опас­ность следования различным модным диетам без назначения врача.

Рекомендации по хранению, обработке и приготовлению пищи касаются необходимых санитарно-гигиенических норм, соблюдение которых способствует предотвращению пищевых отравлений, ин­фекционных и паразитарных заболеваний, а также способов сохра­нения вкусовых и питательных качеств продуктов. Эти рекоменда­ции даются с учетом климатогеографических условий, социальных, культурных, экономических особенностей тех или иных регионов.

Освещаются аспекты профилактики радиационного заражения пищевых продуктов, отрицательного воздействия на организм чело­века химических веществ при попадании их в пищу (нитратов и т.д.).

 

Вопросы ухода за телом.Предусматривается информация по использованию гигиенических и косметических средств, очистке кожи от загрязнения, уходу за волосами, предотвращающему нару­шение их структуры и т.д.

Рекомендации по уходу за полостью рта направлены на приоб­ретение навыка правильной чистки зубов, своевременное выявле­ние и лечение кариеса и т.д.

 

Вопросы поддержания гигиенических условий быта. Преду­сматривают рекомендации по освещению, поддержанию чистоты, благоприятной температуры воздуха в помещениях.

Разъясняются гигиенические требования, касающиеся санитар­ного состояния дворов, улиц, мест водоснабжения, туалетов. Попу­ляризируются мероприятия по очистке и озеленению территорий, сооружению физкультурных, игровых, детских площадок, обеспе­чению условий в зонах отдыха, парках и т.д., пропагандируются меры по снижению уровня выделения автомобильных газов, умень­шению транспортного шума.

Даются рекомендации по устройству быта для детей, пожилых людей, инвалидов.

Вопросы поддержания гигиенических условий труда. Дается информация о действиях в условиях труда, направленных на про­филактику профессиональных заболеваний, производственных травм, обеспечение благоприятных условий труда.

Одним из важных аспектов гигиенического воспитания рабо­тающих является организация процесса труда, режима труда и от­дыха, предусматривающего определенное сочетание периодов тру­да и отдыха, их содержание и порядок чередования.

Во время рабочего дня рекомендуются различные формы ак­тивного отдыха (небольшая прогулка, производственная гимнасти­ка и т.д.), для чего могут быть использованы обеденный перерыв, кратковременные перерывы и т.д.

В программы гигиенического воспитания включаются: информа­ция о нормативах и правилах содержания рабочего места, правильном использовании средств техники безопасности и индивидуальной за­щиты, направленных на предупреждение производственных травм.

Значительное внимание уделяется сведениям о необходимых инженерно-технических и лечебно-профилактических мероприя­тиях, способствующих оздоровлению труда, таких как, например, аэрация, орошение, пылеулавливание и пылеудаление, периодиче­ские медицинские осмотры и консультирование по вопросам здо­ровья и т.д. В качестве одного из благоприятных условий труда рассматривается здоровый психологический климат. Популяризи­руются различные возможности оздоровления работающих.

Содержание гигиенического воспитания обусловлено особен­ностями производства, характером конкретной профессиональной деятельности.

Вопросы отдыха. Информация, предусмотренная в програм­мах гигиенического воспитания, касается как активного отдыха, т.е. связанного с изменением характера умственной или физиче­ской деятельности, так и пассивного, т.е. связанного с пребывани­ем в условиях относительного покоя.

В течение рабочего дня рекомендуются такие формы отдыха, как короткие прогулки, производственная гимнастика, аутогенная трени­ровка. Популяризируются комнаты психологической разгрузки. В не­рабочее время рекомендуется переключаться на такие виды деятель­ности, как занятия физкультурой, спортом, чтение, посещение кино, театров и т.д. Отпускное время рекомендуется использовать для тури­стических походов, занятий посильным физическим трудом.

Следует уделять внимание организации активного отдыха, форма и интенсивность которого должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья.

Информация, касающаяся отдыха, содержит сведения о гигиене сна: его продолжительности, регулярности, значении сна для восста­новления сил и работоспособности; гигиенических требованиях к условиям сна (температура в помещении, наличие свежего воздуха, исключение шума); подготовке ко сну (прогулки, теплый душ и т.д.).

Вопросы двигательной активности связаны с двигательными действиями человека, систематически и последовательно выполняемыми для повышения уровня физического развития, формирования и совершенствования двигательных умений, навыков и качеств.

Гигиеническим воспитанием предусматривается информация о необходимой физической нагрузке, определяемой величиной энергети­ческих затрат организма, о значении различных физических упражне­ний как

разновидности двигательных действий для здоровья человека.

Рекомендуются виды и средства физической культуры, кон­кретные методики их применения.

В качестве физических упражнений, способствующих всесто­роннему развитию физических способностей человека и формиро­ванию жизненно важных двигательных навыков, рекомендуются ходьба, бег, прыжки, плавание, катание на лыжах, коньках, велоси­педе, а также гимнастические упражнения, подвижные и спортив­ные игры, туризм и т.д.

Предусматривается информация относительно ежедневного минимума занятий физическими упражнениями, требований к ор­ганизации и режиму занятий, способов сочетания физических уп­ражнений с использованием природных факторов. Предлагаются индивидуальные комплексы оздоровительных физических нагру­зок и занятий, комплексы физических упражнений для производст­венной гимнастики и т.д. Разъясняются способы самоконтроля в отношении физической нагрузки.

Подчеркивается, что уровень двигательной активности челове­ка должен соотноситься с состоянием здоровья, возрастными, про­фессиональными и др. индивидуальными особенностями. При на­личии определенных заболеваний рекомендуются занятия лечеб­ной физкультурой. Назначается специальный режим двигательной активности, занятия физическими упражнениями в соответствии с медицинскими показаниями и др. Могут быть рекомендованы раз­личные лечебно-физкультурные комплексы упражнений, приме­няемые с лечебно-профилактической и реабилитационной целью.

Предусматриваются различные организационные формы заня­тий: группы здоровья для различных возрастных групп, группы ле­чебной гимнастики, группы бега, группы для ослабленных детей, группы «физкультурно-спортивная семья», «физкультура издоро­вье» и т.д.

 

Вопросы закаливания связаны сукреплением и развитием фи­зических способностей человека путем повышения устойчивости его организма к неблагоприятному влиянию ряда физических фак­торов окружающей среды путем применения систематического до­зированного воздействия этих факторов. Информация содержит сведения о влиянии различных видов закаливания на организм человека.

В качестве форм закаливания пропагандируются: сон на свежем воздухе, воздушные и солнечные ванны, обтирания и обливания, душ, купания и т.д. Особое внимание уделяется изложению методи­ки закаливания, его обязательных элементов, таких как повторность действия того или иного фактора (холода, тепла и т.д.), постепен­ность повышения его дозировки, систематичность выполнения про­цедур. Разъясняются правила поведения до, во время и после проце­дур. Подчеркивается, что режим закаливания должен проводиться с учетом возраста и состояния здоровья; любые формы закаливания требуют специальной медицинской консультации и наблюдения.

 

Вопросы режима дня связаны с определенной длительностью и порядком чередования периодов труда, отдыха, повседневной физической активностью, а также с рациональным соотношением умственной и физической нагрузки.

Программы гигиенического воспитания предусматривают ре­комендации по режиму дня, способствующему сохранению, укреп­лению и восстановлению здоровья.

Рекомендации в соотношении режима дня даются с учетом со­стояния здоровья, возраста, биоритмов человека, специфики усло­вий труда, быта и др. факторов.

Вопросы сексуальной культуры предусматривают информа­цию, необходимую для формирования сексуального поведения, не наносящего ущерб здоровью: о строении и функциях половой сфе­ры, о физиологических, психологических, социальных, морально-этических аспектах сексуальной жизни, о путях предотвращения заболеваний, передающихся половым путем ит.д.

Содержание гигиенического воспитания в данном направлении дифференцируется с учетом возрастных особенностей населения. Для детей и подростков актуальной является информация о строе­нии и функциях половой сферы, об особенностях периода полового созревания, взаимоотношениях между подростками, об этической стороне сексуальной жизни, культуре брачно-семейных отношений, об отрицательном влиянии на половую сферу курения, потребления алкоголя, наркотиков и др. Особое внимание уделяется разъясне­нию сексуальных проблем детского и подросткового возрастов. Мо­лодежи дается информация по гигиеническим аспектам половой жизни. Предусматриваются рекомендации по планированию семьи, основанные на применении современных методов контрацепции, позволяющих избежать нежелательной беременности и регулиро­вать рождаемость по числу детей и срокам их рождения. Разъясня­ются возможные последствия аборта. Для лиц данной возрастной группы предусматривается информация о влиянии на здоровье бу­дущих детей потребления родителями наркотиков, алкоголя.

Дается представление о таких понятиях, как оптимальная по­ловая активность, половое возбуждение, гиперсексуальность и т.д.

Важным аспектом информации являются сведения о заболева­ниях, передающихся половым путем. В особенности актуальным является вопрос о путях передачи ВИЧ-инфекции, о правильном сексуальном поведении как одной из эффективных мер предупреж­дения этого заболевания (отказ от беспорядочной половой жизни, использование презервативов и др.).

Программы гигиенического воспитания, предназначенные для лиц пожилого возраста, включают сведения о физиологических особенностях периода менопаузы, о его возможных влияниях на физическое и психическое здоровье человека. Рекомендуются фор­мы поведения, способствующие сохранению трудоспособности и физической активности в этот период.

 

 

Вопросы психологической культуры и психического здоровьявключают информацию о гармонических отношениях с окружаю­щими, психической саморегуляции, преодолении отрицательного эмоционального фона.

 

 

Гигиеническим воспитанием предусматривается информация о факторах, отрицательно влияющих на психическое здоровье чело­века, таких как длительные стрессовые ситуации, конфликты и напряженные отношения с окружающими, дефицит времени, моно­тонный ритм жизни, незаинтересованность в работе, негативные социально-экономические условия жизни и т.д. В качестве одного из основных факторов, способствующих возникновению функцио­нальных расстройств вегетативной нервной системы, дисгармонии и неуравновешенности психических процессов рассматривается не­рациональный стиль жизни: нарушения биоритма, недостаточный отдых, злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами, курение, потребление наркотиков.

В программах гигиенического воспитания используются дан­ные психогигиены и психологии об оптимальных для психического здоровья режимах дня с учетом биоритма человека, о методах пси­хофизиологической тренировки, путях формирования гармониче­ских межличностных отношений, условиях трудовой деятельности, способствующих предупреждению чрезмерной психической на­грузки, поддерживающих жизненный тонус. Большое внимание уделяется повышению адаптационных способностей организма, обучению умениям противостоять чрезмерному нервно-психиче­скому напряжению, разрешать жизненные противоречия и кон­фликты. Разъясняются аспекты психологического общения. Даются рекомендации по сознательному регулированию психических про­цессов (восприятия, мышления и др.).

Вопросы экологической культурыпредусматривают информа­цию о сохранении и рациональном использовании природных ресур­сов в процессе бытовой и производственной деятельности человека.

В программы гигиенического воспитания включаются вопро­сы, связанные с взаимоотношениями человека и среды его обита­ния и производственной деятельности, а также с мерами по опти­мизации их взаимодействия.

Предусматривается информация о физических, химических, био­логических процессах, которые оказывают или могут оказывать пря­мым или косвенным образом значительное воздействие на физиче­ское, психическое, социальное благополучие человека, группы людей, социальной общности. Используются данные о гигиене окружающей среды, экологии человека, об отрицательных последствиях для здоро­вья загрязненности атмосферного воздуха, воды, почвы. Значительное место занимает информация, связанная с мерами по благоустройству населенных мест, которые основываются на нормативах коммунальной гигиены и предусматривают: создание спортивно-рекреационных площадок, озеленение дворов, улиц, рациональное проектирование жилых помещений, обеспечение защиты от шума, снабжение чистой питьевой водой, удаление и утилизацию мусора и т.д.

Вопросы воздержания от злоупотребления алкоголемсвя­заны с предупреждением возникновения и распространения любых форм потребления алкогольных напитков, наносящих ущерб здоровью человека и обществу в целом. Дается понятие культуры пития, подразумевающее «трапезное», традиционное потребление алко­гольных напитков в данном обществе.

Сообщается о факторах, способствующих неумеренному по­треблению алкогольных напитков, и о его возможных последстви­ях, которые выражаются в острой и хронической интоксикации ор­ганизма, возникновении алкогольной зависимости.

Предусматривается информация о медицинских, медико-психо­логических, правовых, морально-этических, экономических, произ­водственных, демографических аспектах пьянства и алкоголизма.

Рассматривается влияние алкоголизма на физическое и психи­ческое здоровье человека, трудовую деятельность, на взаимоотно­шения с окружающими и т.д.

Особое внимание уделяется проблемам потребления алкоголя беременными женщинами, кормящими матерями, детьми, подрост­ками. Подчеркивается недопустимость потребления этими катего­риями лиц даже малых доз алкоголя.

Разъясняется роль алкоголя в возникновении производственных и бытовых травм, несчастных случаев на дорогах, росте преступности.

Предусматривается информация о возможных путях избавле­ния от алкоголизма, о профилактике рецидивов хронического алко­голизма. В качестве одного из условий выздоровления рассматри­вается позитивный стиль жизни - рациональный режим дня, заня­тия физкультурой, закаливание, умение находить выход из стрессо­вых ситуаций и т.д.

Гигиеническое воспитание содействует ознакомлению населе­ния с законодательными мероприятиями, направленными на борь­бу со злоупотреблением алкоголя.

 

Вопросы воздержания от курениясвязаны с предупреждени­ем возникновения привычки к курению табака, а также способами избавления от нее.

Дается информация о медико-психологических и социальных аспектах курения, о распространенности его среди населения, о по­буждающих факторах, об ингредиентах табачного дыма, в том чис­ле канцерогенах; о роли курения в возникновении заболеваний ор­ганов дыхания и пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной сис­тем; об отрицательном влиянии систематического вдыхания табач­ного дыма на здоровье не только самих курильщиков, но и окру­жающих лиц («пассивных» курильщиков).

Тематика гигиенического воспитания в отношении курения та­бака дифференцируется с учетом возраста, пола, состояния здоровья различных групп населения. Так, при работе с детьми школьного возраста и подростками информация содержит сведения об отрица­тельном влиянии курения табака на физическое развитие организма, психоэмоциональную сферу (память, способность к концентрации внимания и т.д.), используются данные психологии, направленные на формирование у подростка негативного отношения к курению.

Тематика гигиенического воспитания при работе с девушками, женщинами детородного возраста, беременными предусматривает информацию о последствиях курения табака для организма женщи­ны и будущего ребенка.

Гигиеническое воспитание больных включает сведения о влия­нии курения табака на дальнейшее развитие заболевания, возник­новение обострений и рецидивов.

Сообщается о различных путях избавления от курения; рас­сматриваются особенности психотерапевтических и др. методов воздействия.

К целям гигиенического воспитания относится разъяснение за­конодательных и административных мер в различных странах, на­правленных на борьбу с курением: запрещение продажи детям та­бачных изделий, ограничение рекламы, запрещение курения в об­щественных местах и т.д.

 

Вопросы воздержания от потребления наркотиковсвязаны с предупреждением постоянного или спорадического потребления наркотических лекарственных средств, не вызванного медицинской необходимостью или несовместимого с медицинской практикой, а также вопросы предупреждения потребления наркотических ве­ществ, не являющихся лекарственными средствами.

Гигиеническим воспитанием предусматривается информирование о возможных последствиях пристрастия к наркотикам и наркотической зависимости, о медико-психологических и социальных сторонах нарко­мании, об отрицательном влиянии наркотиков на состояние организма.

Рассматривается вопрос о возможных путях заражения ВИЧ при употреблении наркотиков.

Анализируются различные мотивы потребления наркотиков, ситуации, способствующие их приему. Даются рекомендации по преодолению эмоциональных стрессов, самоконтролю, созданию гармоничных отношений в быту, на работе и т.д. Предусматрива­ются сведения о путях избавления от наркомании. Сообщается о правовых аспектах наркомании, о законодательных мерах по борь­бе с незаконным изготовлением и распространением наркотиков.

Медицинская активность населения и динамическое слежение за собственным здоровьем. Медицинская активность слагается из от­ношения человека к своему здоровью и выполнения медицинских предписаний и назначений, посещений лечебно-профилактических уч­реждений и пр. Известно, что от своевременности постановки на учет и частоты посещений будущими матерями женской консультации за­висит исход родов, здоровье новорожденного; от точности выполнения назначений врача - успех лечения большинства заболеваний; от вы­полнения календаря прививок - иммунитет детей к инфекционным за­болеваниям; от своевременности обращения за медицинской помощью - успех неотложных операций и т.д. Низкая медицинская активность - одна из причин эпидемических вспышек инфекционных заболеваний, хронизации большинства неинфекционных заболеваний. В то же вре­мя, при высокой медицинской активности многие факторы риска при своевременной коррекции можно было бы нивелировать.

К сожалению, медицинская активность населения остается низкой: часть населения в течение года не обращается в амбулаторно-поликлинические учреждения, часть не является для прохожде­ния профилактических осмотров в назначенный срок.

Причина кроется в отсутствии у большинства людей осознанной необходимости в профилактических осмотрах, тем более, если это связано со значительными затратами времени. Население еще плохо осведомлено о существовании наследственных, производственных и поведенческих факторов риска заболеваний; многие боятся выявле­ния в процессе осмотра болезни, которую трудно лечить, а также воз­можности заразиться раком; некоторые считают опасными для здоро­вья диагностические манипуляции, например, рентгеноскопию и т.д. Вместе с тем, диспансеризация, приобретающая сейчас особое значе­ние в системе профилактики заболеваний, требует подготовленности населения к контролю за собственным здоровьем. Формирование ме­дицинской активности, правильной самооценки своего здоровья - важнейшая задача на пути к достижению здорового образа жизни.

Вопросы профилактики заболеваний

 

Вопросы профилактики заболеваний - составная часть содержания гигиенического воспитания, направленного на предупреждение возник­новения и развития заболеваний, их раннее выявление и устранение возможных негативных последствий, а также на восстановление здоро­вья посредством медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

 

Эти вопросы включают сведения по первичной профилактике заболеваний: о поведенческих, биологических, социально-психоло­гических факторах и проблемах связанных с загрязнением окру­жающей природной, производственной и бытовой среды.

Тематика гигиенического воспитания в первичной профилак­тике заболеваний может иметь комплексный характер, т.е. специа­лист может освещать проблемы здоровья и болезни в целом, влия­ние комплекса различных факторов риска на физическое и психо­логическое здоровье, пути повышения устойчивости организма к их воздействию и т.д.

Наряду с этим тематика гигиенического воспитания может быть направлена на предупреждение конкретных заболеваний; при этом основное внимание специалиста должно быть уделено вопросам, связанным с данным заболеванием, включая информацию о факто­рах риска данного заболевания, о возможных путях их устранения, о ранних симптомах заболевания, о само- и взаимопомощи медицин­ского характера. Тематика гигиенического воспитания по предупре­ждению развития заболеваний, т.е. по вторичной профилактике, включает в себя аспекты деятельности заболевшего и лиц, ухажи­вающих за ним, которые способствуют пресечению или ослаблению патологического процесса, повышают адаптационные способности организма, играя значительную роль в медицинской и социальной реабилитации, предупреждении обострений, осложнений, прогрессирования заболевания, перехода его в более тяжелую форму.

Содержание гигиенического воспитания, включающее вопро­сы профилактики заболеваний, дифференцируется в зависимости от этиологии, патогенеза, стадии заболевания, возможности ослож­нений, периода заболевания (обострения, ремиссии), метода лече­ния. Гигиеническое воспитание в области первичной и вторичной профилактики заболеваний включает рекомендации в отношении стиля жизни, способствующего здоровью.

Вопросы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний

связаны с предупреждением возникновения болезней сердца и со­судов, их прогрессирования, рецидивов и обострений.

Программы гигиенического воспитания по профилактике сер­дечно-сосудистых заболеваний дифференцируются в соответствии с состоянием здоровья лиц, на которых они направлены. Для здоро­вых и лиц в преморбидном состоянии актуальными являются све­дения о широкой распространенности атеросклероза, ишемической и гипертонической болезней, различных форм нарушения кровооб­ращения, о медицинских и социальных последствиях этих заболе­ваний, а также сведения об основных факторах риска сердечно-со­судистых заболеваний (повышенное кровяное давление, длитель­ные нервно-психические перегрузки, эмоциональные стрессы, из­быточная масса тела, недостаточная физическая активность, зло­употребление алкоголем, курение и т.д.). Подчеркивается, что мно­гие факторы, способствующие возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, поддаются устранению путем изменения стиля жизни.

Даются рекомендации в отношении рационального питания, двигательной активности, отказа от курения, злоупотребления ал­коголем, режима дня, форм поведения, связанных с психическим здоровьем и т.д. Сообщается информация о ранних признаках забо­леваний. Говорится о важности профилактических осмотров и своевременного обращения к врачу. В процессе гигиенического воспитания больных особое внимание уделяется проблемам отказа от курения, употребления алкогольных напитков, злоупотребления лекарственными препаратами, а также диетическим предписаниям, лечебной физкультуре, ходьбе по специально проложенным и обо­рудованным маршрутам.

Большое значение имеет информация об аутогенных трениров­ках, повышающих адаптационные возможности организма, о спосо­бах налаживания сна, четкого ритма в профессиональной деятельно­сти и в быту, регулирования человеческих взаимоотношений и т.д.

Важной стороной являются вопросы гигиенического воспита­ния реконвалесцентов, в том числе вопросы, связанные с медицин­ской и социальной реабилитацией после инфаркта и инсульта.

 

 

Вопросы профилактики онкологических заболеванийсвязаны спредупреждением возникновения и прогрессирования опухолей, с медицинской и социальной реабилитацией онкологических больных.

Основное место в содержании гигиенического воспитания зани­мают аспекты профилактики злокачественных новообразований, хо­тя вопросы первичной и вторичной профилактики доброкачествен­ных опухолей не должны оставаться вне поля зрения специалистов.

Гигиеническое воспитание в предупреждении возникновения онкологических заболеваний предусматривает информацию о фак­торах риска, таких как курение, неумеренное потребление алкого­ля, чрезмерное ультрафиолетовое обучение, несоблюдение правил охраны труда при контакте с канцерогенными химическими веще­ствами, вредные привычки, связанные с питанием (например, по­требление механически раздражающей пищи, чрезмерно горячих напитков) и т.д.

Разъясняется важ

Дата: 2016-10-02, просмотров: 267.