Санитарное просвещение является одним из важнейших направлений профилактической медицины и проводится во всех странах мира. Особое внимание уделяет ей и Всемирная организация здравоохранения: в ее трактовке санитарное просвещение - это специальная область медицинской науки и здравоохранения, имеющая целью формирование знаний и поведения людей - индивидуума, коллектива, общества, направленных на обеспечение здоровья.
В задачи санитарного просвещения и гигиенического воспитания входит убедить человека в необходимости:
· принимать решения, направленные на улучшение индивидуального и коллективного здоровья и условий окружающей среды;
· научиться здоровому образу жизни и соблюдать его;
· использовать находящиеся в его распоряжении службы здравоохранения.
В нашей стране санитарное просвещение, как часть системы здравоохранения, появилось в 20-е годы XX столетия и прошло путь от внедрения элементов гигиенической грамотности среди населения до формирования санитарной культуры, выросло в отдельную отрасль здравоохранения и медицинской науки, занимающуюся распространением гигиенических и медицинских знаний в области личной и общественной гигиены с целью правильного поведения человека (коллектива) для сохранения своего здоровья, высокой трудоспособности и активного долголетия.
Важный вклад в развитие санитарного просвещения внесли выдающиеся организаторы советского здравоохранения Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, виднейшие деятели медицинской науки В.М. Бехтерев, Д.К. Заболотный, Л.А. Тарасевич, Н.Н. Бурденко, А.Н. Сысин и другие. Н.А. Семашко и З.П. Соловьев провозгласили и претворили в жизнь важнейший принцип - «без санитарного просвещения нет, и не может быть советской медицины». Народный комиссариат и местные органы здравоохранения в первые годы Советской власти в борьбе с эпидемиями при активном участии самого населения проводили довольно широко и успешно санитарно-предупредительные мероприятия по охране воды, воздуха и почвы.
Организовывались «Недели очистки», «Недели и дни санитарного просвещения», «Недели водоснабжения» в городах, на железных дорогах, в казармах. Митинги, лекции, беседы, выставки, сотни тысяч листовок, брошюр, плакатов преследовали ту же цель, поэтому санитарное просвещение стало в стране на прочную основу именно в эти годы. «Нет теперь во всем нашем обширном отечестве ни одного местечка, куда не долетело бы слово санитарной пропаганды устной или печатной... мы сознаем, что участие и самодеятельность населения - самый надежный, краткий и верный путь профилактических мероприятий». [Н.А. Семашко, 1923 г.]
В период Великой Отечественной войны одной из основных задач санитарного просвещения, проводившегося с достаточно большим размахом, явилось обеспечение санитарно-эпидемического благополучия на фронте и в тылу.
Всего за время войны издано научно-популярной литературы (книги, брошюры, памятки, листовки) санитарной и противоэпидемической направленности - 1559 названий общим тиражом 33 млн. 720 тыс.
В послевоенные годы основное внимание уделялось профилактике эпидемических заболеваний, оздоровлению внешней среды, охране здоровья различных групп взрослого и детского населения.
Для выполнения всех этих важнейших задач вначале стихийно, затем целенаправленно создавалась сеть специальных учреждений по санитарному просвещению.
Благодаря повышению санитарной культуры, гигиенической и эпидемиологической сознательности и грамотности населения снизилась инфекционная заболеваемость; улучшилось санитарное состояние городов и сел, пищевых, коммунальных, детских, промышленных и других объектов; уменьшилась общая смертность населения; увеличилась продолжительность жизни людей.
30-я сессия Всемирной Ассамблеи здравоохранения в 1977 году постановила, что основная социальная задача правительств и ВОЗ в предстоящие десятилетия должна заключаться в достижении всеми жителями земли такого уровня здоровья (а это в значительной мере может быть возможно только при интенсивной пропаганде здорового образа жизни), который позволил бы им жить продуктивно и в социальном, и в экономическом плане.
Поэтому уже с конца прошлого столетия в связи с ростом общей и особенно неинфекционной заболеваемости была пересмотрена направленность всей системы санитарного просвещения и, соответственно этому, его организационная структура. Акцент санитарного просвещения перенесен на различные формы гигиенического воспитания. Термин «гигиеническое воспитание- ГВ» означает комплексную просветительную, обучающую и собственно воспитательную деятельность, направленную на формирование гигиенической культуры индивидов, социальных. групп и общества в целом.
Комплексное понятие, которое вкладывается специалистами в термин «гигиеническое воспитание», соответствует значению слова «воспитание» в общелитературном смысле, где оно означает: целенаправленный процесс просвещения как распространения знаний и обучения - для формирования системы знаний, умений и навыков, с одной стороны, и воспитание в узком смысле слова - для формирования качеств и свойств характера, образа мыслей, поведенческих стереотипов - с другой. Точность этого термина позволила использовать его с 1986 года вместо употребляемых ранее терминов «санитарное просвещение», «санитарная пропаганда», «санпросветработа», которые отражали лишь один из аспектов современного понятия гигиенического воспитания, а именно - просветительный.
Гигиеническая культура рассматривается в качестве одного из важных ресурсов здоровья, влияющих на организацию жизненных условий экономического, социального и экологического характера. Она оказывается весьма значимым фактором по отношению к другим ресурсам здоровья, взаимосвязанным с условиями жизнедеятельности человека и общества (например, чистый воздух, пригодная для употребления питьевая вода и пища, социальная интеграция и социальная поддержка, достаточное финансирование медико-социальной помощи и т.д.).
Гигиеническое воспитание рассматривается в качестве одного из видов деятельности, направленной на улучшение условий и ресурсов здоровья, как на индивидуальном, так и на общественном уровнях. В основу гигиенического воспитания на современном этапе положена концепция формирования здорового образа жизни, базирующаяся на научных основах гигиенического воспитания, Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации и отраслевой программы Минздрава Российской Федерации «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг.»
Дата: 2016-10-02, просмотров: 324.