Краткий исторический очерк становления санитарного просвещения, гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Санитарное просвещение является одним из важнейших на­правлений профилактической медицины и проводится во всех стра­нах мира. Особое внимание уделяет ей и Всемирная организация здравоохранения: в ее трактовке санитарное просвещение - это специальная область медицинской науки и здравоохранения, имею­щая целью формирование знаний и поведения людей - индивидуу­ма, коллектива, общества, направленных на обеспечение здоровья.

В задачи санитарного просвещения и гигиенического воспита­ния входит убедить человека в необходимости:

· принимать решения, направленные на улучшение индиви­дуального и коллективного здоровья и условий окружаю­щей среды;

· научиться здоровому образу жизни и соблюдать его;

· использовать находящиеся в его распоряжении службы здравоохранения.

В нашей стране санитарное просвещение, как часть системы здравоохранения, поя­вилось в 20-е годы XX столетия и прошло путь от внедрения эле­ментов гигиенической грамотности среди населения до формирова­ния санитарной культуры, выросло в отдельную отрасль здраво­охранения и медицинской науки, занимающуюся распространени­ем гигиенических и медицинских знаний в области личной и обще­ственной гигиены с целью правильного поведения человека (кол­лектива) для сохранения своего здоровья, высокой трудоспособно­сти и активного долголетия.

Важный вклад в развитие санитарного просвещения внесли вы­дающиеся организаторы советского здравоохранения Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, виднейшие деятели медицинской науки В.М. Бехтерев, Д.К. Заболотный, Л.А. Тарасевич, Н.Н. Бурденко, А.Н. Сысин и другие. Н.А. Семашко и З.П. Соловьев провозгласили и претворили в жизнь важнейший принцип - «без санитарного просвещения нет, и не может быть советской медицины». Народный комиссариат и ме­стные органы здравоохранения в первые годы Советской власти в борьбе с эпидемиями при активном участии самого населения про­водили довольно широко и успешно санитарно-предупредительные мероприятия по охране воды, воздуха и почвы.

Организовывались «Недели очистки», «Недели и дни санитар­ного просвещения», «Недели водоснабжения» в городах, на желез­ных дорогах, в казармах. Митинги, лекции, беседы, выставки, сот­ни тысяч листовок, брошюр, плакатов преследовали ту же цель, по­этому санитарное просвещение стало в стране на прочную основу именно в эти годы. «Нет теперь во всем нашем обширном отечест­ве ни одного местечка, куда не долетело бы слово санитарной про­паганды устной или печатной... мы сознаем, что участие и самодея­тельность населения - самый надежный, краткий и верный путь профилактических мероприятий». [Н.А. Семашко, 1923 г.]

В период Великой Отечественной войны одной из основных задач санитарного просвещения, проводившегося с достаточно большим размахом, явилось обеспечение санитарно-эпидемического благополучия на фронте и в тылу.

Всего за время войны издано научно-популярной литературы (книги, брошюры, памятки, лис­товки) санитарной и противоэпидемической направленности - 1559 названий общим тиражом 33 млн. 720 тыс.

В послевоенные годы основное внимание уделялось профилактике эпидемических заболеваний, оздоровлению внешней среды, охране здоровья различных групп взрослого и детского населения.

Для выполнения всех этих важнейших задач вначале стихийно, затем целенаправленно создавалась сеть специальных учреждений по санитарному просвещению.

Благодаря повышению санитарной культуры, гигиенической и эпидемиологической сознательности и грамотности населения сни­зилась инфекционная заболеваемость; улучшилось санитарное со­стояние городов и сел, пищевых, коммунальных, детских, промыш­ленных и других объектов; уменьшилась общая смертность населе­ния; увеличилась продолжительность жизни людей.

30-я сессия Всемирной Ассамблеи здравоохранения в 1977 го­ду постановила, что основная социальная задача правительств и ВОЗ в предстоящие десятилетия должна заключаться в достижении всеми жителями земли такого уровня здоровья (а это в значитель­ной мере может быть возможно только при интенсивной пропаган­де здорового образа жизни), который позволил бы им жить продук­тивно и в социальном, и в экономическом плане.

Поэтому уже с конца прошлого столетия в связи с ростом общей и особенно неинфекционной заболевае­мости была пересмотрена направленность всей системы санитарного просвеще­ния и, соответственно этому, его организационная структура. Ак­цент санитарного просвещения перенесен на различные формы ги­гиенического воспитания. Термин «гигиеническое воспитание- ГВ» означает комплексную просветительную, обучающую и собст­венно воспитательную деятельность, направленную на формирова­ние гигиенической культуры индивидов, социальных. групп и об­щества в целом.

Комплексное понятие, которое вкладывается специалистами в термин «гигиеническое воспита­ние», соответствует значению слова «воспитание» в общелитера­турном смысле, где оно означает: целенаправленный процесс про­свещения как распространения знаний и обучения - для формиро­вания системы знаний, умений и навыков, с одной стороны, и вос­питание в узком смысле слова - для формирования качеств и свойств характера, образа мыслей, поведенческих стереотипов - с другой. Точность этого термина позволила использовать его с 1986 года вместо употребляемых ранее терминов «санитарное просвеще­ние», «санитарная пропаганда», «санпросветработа», которые отражали лишь один из аспектов современного понятия гигиенического воспитания, а именно - просветительный.

Гигиеническая культура рассматривается в качестве одного из важных ресурсов здоровья, влияющих на организацию жизненных условий экономического, социального и экологического характера. Она оказывается весьма значимым фактором по отношению к дру­гим ресурсам здоровья, взаимосвязанным с условиями жизнедея­тельности человека и общества (например, чистый воз­дух, пригодная для употребления питьевая вода и пища, социаль­ная интеграция и социальная поддержка, достаточное финансиро­вание медико-социальной помощи и т.д.).

Гигиеническое воспитание рассматривается в качестве одного из видов деятельности, направленной на улучшение условий и ре­сурсов здоровья, как на индивидуальном, так и на общественном уровнях. В основу гигиенического воспитания на современном этапе положена концепция формирования здорового образа жизни, базирующаяся на научных основах гигиенического воспи­тания, Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Феде­рации и отраслевой программы Минздрава Российской Федера­ции «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг.»

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 254.