ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Учебное пособие
для самостоятельной работы студентов
по дисциплине: «Гигиена и экология человека»
Специальности: «Лечебное дело», 060101
«Акушерское дело», 060102
«Сестринское дело», 060109
ББК 51.204 я723
А42
Аксенова, И. А. Здоровый образ жизни и личная гигиена. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине: «Гигиена и экологиия человека».[Текст] / И. А. Аксенова; ГОУ СПО «Курганский базовый медицинский колледж».- Курган: КБМК, 2009.-60 с.
Автор-составитель: Аксенова Ирина Александровна –преподаватель дисциплины «Гигиена и экология человека» Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Курганский базовый медицинский колледж».
Рецензент: Ионина Наталья Геннадьевна –кандидат биологических наук, заведующая кафедрой естественно-математического образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области.
Илюшина Ирина Александровна –преподаватель дисциплины «Основы сестринского дела» Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Курганский базовый медицинский колледж».
Присвоен гриф «Допущено Глав УО Курганской области». Рассмотрено к использованию в системе среднего профессионального образования. Протокол № 1 заседания Регионального Экспертного совета Глав УО Курганской области от 10.03.2010 г.
Учебное пособие рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии колледжа.
Данные учебные материалы по дисциплине «Гигиена и экология человека» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму уровня подготовки выпускников по специальностям: 060101 «Лечебное дело», 060102 «Акушерское дело», 060109 «Сестринское дело», а также на основе учебного плана данных специальностей.
©Аксенова И.А., 2009
© ГОУ СПО КБМК, 2009
Пояснительная записка
Учебные материалы включают в себя раздел «Здоровый образ жизни и личная гигиена», тему «Методы, формы и средства гигиенического воспитания».
Актуальность данного раздела обусловлена тем, что в настоящее время здравоохранение переориентируется с лечения болезней как таковых на сохранение здоровья здорового человека (здоровье здоровых, гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни и профилактика заболеваний).
В то же время, знания медицинских работников самых разных профессий по гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни учитываются при трудоустройстве, лицензировании, аттестации и сертификации, при участии в различных соревнованиях, конкурсах по профессии.
Целью данных учебных материалов является формирование знаний и умений по подготовке материала и проведению бесед, лекций с пациентами стационаров, амбулаторно-поликлинических, акушерско-гинекологических, аптечных учреждениях по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.
Учебные материалы содержат данные о принципах гигиенического воспитания, методах, средствах и формах гигиенического воспитания, а также особенности работы по гигиеническому воспитанию в различных видах лечебно-профилактических учреждений. Учебные материалы по данному разделу могут использоваться и по дисциплине «Гигиена с экологией человека» для специальностей 060110 «Лабораторная диагностика», 060105 «Стоматология», в связи с тем, что содержание рабочих программ по этим специальностям соответствует материалу рассматриваемому в данном учебном материале для самостоятельной работе студентов.
Для закрепления материала студентам предлагаются контрольные тестовые задания.
В соответствии с профессиональными требованиями медицинский работник в области гигиенического воспитания по дисциплине «Гигиена и экология человека»
Должен знать:
· принципы гигиенического воспитания
· содержание гигиенического воспитания
· основы первичной и вторичной профилактики заболеваний
· методы гигиенического воспитания
· средства гигиенического воспитания
· формы гигиенического воспитания
Должен уметь:
· формировать у населения гигиеническое поведение
· владеть методикой составления лекций, проведения бесед с населением по вопросам гигиенического воспитания и здорового образа жизни, издание бюллетеней, буклетов, листовок
· подготовить доклады, рефераты по актуальной тематике, проведению консультаций
· подготовить тексты лекций и бесед и выступить с ними перед аудиторией
Содержание
1. Введение ……………………………………………………… 5
2. Краткий исторический очерк становления санитарного просвещения, гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни ……………………………………... 6
3. Принципы гигиенического воспитания …………………… 8
4. Содержание гигиенического воспитания ………………… 10
5. Вопросы профилактики заболеваний ……………………… 19
6. Методы гигиенического воспитания ………………………. 26
7. Средства гигиенического воспитания ……………………... 27
8. Формы гигиенического воспитания ………………………. 31
Введение
«Взять в свои руки людей здоровых,
предохранить их от болезней
наследственных или угрожающих,
предписать им надлежащий образ жизни
есть честно и для врача спокойно,
ибо легче предохранить от болезней,
чем их лечить»
М.Я. Мудров
Выпускники средних медицинских учебных заведений согласно Государственным образовательным стандартам готовятся к выполнению двух видов деятельности: лечебно-диагностической и медико-профилактической. Будущий средний медицинский работник должен осуществлять меры по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп, проводить работу по профилактике заболеваний, выявлять физические, психические, социальные, экологические, этнические факторы риска для здоровья пациента; уметь консультировать население по вопросам уменьшения их влияния на здоровье; владеть обеспечения безопасности больничной среды; проводить обучение пациента и его семьи по вопросам поддержания здоровья в различные возрастные периоды, ухода, самоухода. все это невозможно без глубоких знаний гигиенических принципов организации здорового образа жизни населения, которые студент получает, углубляет, расширяет, систематизирует при изучении всех дисциплин: гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных («Здоровый человек и его окружение», «Гигиена и экология человека») и специальных. Особенно это важно в связи с переориентацией здравоохранения с лечения болезней как таковых на сохранение здоровья здорового человека (здоровье здоровых, гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни и профилактика заболеваний).
Содержание гигиенического воспитания
Содержание гигиенического воспитания - это совокупность медицинских знаний, предназначенных для усвоения и практического применения индивидом, группой лиц, социальной общностью.
Содержание гигиенического воспитания составляют вопросы, касающиеся различных аспектов, способствующих здоровью, стилей жизни, профилактики заболеваний и травм, оказания первой медицинской помощи и др.
Вопросы питания - это вопросы, связанные с качеством пищевых продуктов и их влиянием на организм человека, рациональным, полноценным питанием; с нормами, требованиями и рекомендациями по изготовлению и хранению пищевых продуктов. В плане гигиенического воспитания освещаются следующие моменты.
Дается представление о количественном и качественном составе пищи, витаминов, воды, напитков (чая, кофе, соков, молока и др.).
Предусматриваются рекомендации, касающиеся рациона питания, которые соответствуют физиологическим потребностям организма, а также распространение информации об оптимальном режиме питания, т.е. о кратности, времени приемов пищи, распределении ее по калорийности и химическому составу. Разъясняются особенности лечебного голодания, разгрузочных дней. Рекомендации по рациональному питанию даются с учетом возраста, состояния здоровья, особенностей труда, климато-географических условий, национальных обычаев, традиций. Для больных различными заболеваниями предлагаются соответствующие диеты.
Программы гигиенического воспитания предусматривают обучение самоконтролю за весом тела, информацию о возможностях избавления от избыточного веса и ожирения. Разъясняется опасность следования различным модным диетам без назначения врача.
Рекомендации по хранению, обработке и приготовлению пищи касаются необходимых санитарно-гигиенических норм, соблюдение которых способствует предотвращению пищевых отравлений, инфекционных и паразитарных заболеваний, а также способов сохранения вкусовых и питательных качеств продуктов. Эти рекомендации даются с учетом климатогеографических условий, социальных, культурных, экономических особенностей тех или иных регионов.
Освещаются аспекты профилактики радиационного заражения пищевых продуктов, отрицательного воздействия на организм человека химических веществ при попадании их в пищу (нитратов и т.д.).
Вопросы ухода за телом.Предусматривается информация по использованию гигиенических и косметических средств, очистке кожи от загрязнения, уходу за волосами, предотвращающему нарушение их структуры и т.д.
Рекомендации по уходу за полостью рта направлены на приобретение навыка правильной чистки зубов, своевременное выявление и лечение кариеса и т.д.
Вопросы поддержания гигиенических условий быта. Предусматривают рекомендации по освещению, поддержанию чистоты, благоприятной температуры воздуха в помещениях.
Разъясняются гигиенические требования, касающиеся санитарного состояния дворов, улиц, мест водоснабжения, туалетов. Популяризируются мероприятия по очистке и озеленению территорий, сооружению физкультурных, игровых, детских площадок, обеспечению условий в зонах отдыха, парках и т.д., пропагандируются меры по снижению уровня выделения автомобильных газов, уменьшению транспортного шума.
Даются рекомендации по устройству быта для детей, пожилых людей, инвалидов.
Вопросы поддержания гигиенических условий труда. Дается информация о действиях в условиях труда, направленных на профилактику профессиональных заболеваний, производственных травм, обеспечение благоприятных условий труда.
Одним из важных аспектов гигиенического воспитания работающих является организация процесса труда, режима труда и отдыха, предусматривающего определенное сочетание периодов труда и отдыха, их содержание и порядок чередования.
Во время рабочего дня рекомендуются различные формы активного отдыха (небольшая прогулка, производственная гимнастика и т.д.), для чего могут быть использованы обеденный перерыв, кратковременные перерывы и т.д.
В программы гигиенического воспитания включаются: информация о нормативах и правилах содержания рабочего места, правильном использовании средств техники безопасности и индивидуальной защиты, направленных на предупреждение производственных травм.
Значительное внимание уделяется сведениям о необходимых инженерно-технических и лечебно-профилактических мероприятиях, способствующих оздоровлению труда, таких как, например, аэрация, орошение, пылеулавливание и пылеудаление, периодические медицинские осмотры и консультирование по вопросам здоровья и т.д. В качестве одного из благоприятных условий труда рассматривается здоровый психологический климат. Популяризируются различные возможности оздоровления работающих.
Содержание гигиенического воспитания обусловлено особенностями производства, характером конкретной профессиональной деятельности.
Вопросы отдыха. Информация, предусмотренная в программах гигиенического воспитания, касается как активного отдыха, т.е. связанного с изменением характера умственной или физической деятельности, так и пассивного, т.е. связанного с пребыванием в условиях относительного покоя.
В течение рабочего дня рекомендуются такие формы отдыха, как короткие прогулки, производственная гимнастика, аутогенная тренировка. Популяризируются комнаты психологической разгрузки. В нерабочее время рекомендуется переключаться на такие виды деятельности, как занятия физкультурой, спортом, чтение, посещение кино, театров и т.д. Отпускное время рекомендуется использовать для туристических походов, занятий посильным физическим трудом.
Следует уделять внимание организации активного отдыха, форма и интенсивность которого должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья.
Информация, касающаяся отдыха, содержит сведения о гигиене сна: его продолжительности, регулярности, значении сна для восстановления сил и работоспособности; гигиенических требованиях к условиям сна (температура в помещении, наличие свежего воздуха, исключение шума); подготовке ко сну (прогулки, теплый душ и т.д.).
Вопросы двигательной активности связаны с двигательными действиями человека, систематически и последовательно выполняемыми для повышения уровня физического развития, формирования и совершенствования двигательных умений, навыков и качеств.
Гигиеническим воспитанием предусматривается информация о необходимой физической нагрузке, определяемой величиной энергетических затрат организма, о значении различных физических упражнений как
разновидности двигательных действий для здоровья человека.
Рекомендуются виды и средства физической культуры, конкретные методики их применения.
В качестве физических упражнений, способствующих всестороннему развитию физических способностей человека и формированию жизненно важных двигательных навыков, рекомендуются ходьба, бег, прыжки, плавание, катание на лыжах, коньках, велосипеде, а также гимнастические упражнения, подвижные и спортивные игры, туризм и т.д.
Предусматривается информация относительно ежедневного минимума занятий физическими упражнениями, требований к организации и режиму занятий, способов сочетания физических упражнений с использованием природных факторов. Предлагаются индивидуальные комплексы оздоровительных физических нагрузок и занятий, комплексы физических упражнений для производственной гимнастики и т.д. Разъясняются способы самоконтроля в отношении физической нагрузки.
Подчеркивается, что уровень двигательной активности человека должен соотноситься с состоянием здоровья, возрастными, профессиональными и др. индивидуальными особенностями. При наличии определенных заболеваний рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Назначается специальный режим двигательной активности, занятия физическими упражнениями в соответствии с медицинскими показаниями и др. Могут быть рекомендованы различные лечебно-физкультурные комплексы упражнений, применяемые с лечебно-профилактической и реабилитационной целью.
Предусматриваются различные организационные формы занятий: группы здоровья для различных возрастных групп, группы лечебной гимнастики, группы бега, группы для ослабленных детей, группы «физкультурно-спортивная семья», «физкультура издоровье» и т.д.
Вопросы закаливания связаны сукреплением и развитием физических способностей человека путем повышения устойчивости его организма к неблагоприятному влиянию ряда физических факторов окружающей среды путем применения систематического дозированного воздействия этих факторов. Информация содержит сведения о влиянии различных видов закаливания на организм человека.
В качестве форм закаливания пропагандируются: сон на свежем воздухе, воздушные и солнечные ванны, обтирания и обливания, душ, купания и т.д. Особое внимание уделяется изложению методики закаливания, его обязательных элементов, таких как повторность действия того или иного фактора (холода, тепла и т.д.), постепенность повышения его дозировки, систематичность выполнения процедур. Разъясняются правила поведения до, во время и после процедур. Подчеркивается, что режим закаливания должен проводиться с учетом возраста и состояния здоровья; любые формы закаливания требуют специальной медицинской консультации и наблюдения.
Вопросы режима дня связаны с определенной длительностью и порядком чередования периодов труда, отдыха, повседневной физической активностью, а также с рациональным соотношением умственной и физической нагрузки.
Программы гигиенического воспитания предусматривают рекомендации по режиму дня, способствующему сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.
Рекомендации в соотношении режима дня даются с учетом состояния здоровья, возраста, биоритмов человека, специфики условий труда, быта и др. факторов.
Вопросы сексуальной культуры предусматривают информацию, необходимую для формирования сексуального поведения, не наносящего ущерб здоровью: о строении и функциях половой сферы, о физиологических, психологических, социальных, морально-этических аспектах сексуальной жизни, о путях предотвращения заболеваний, передающихся половым путем ит.д.
Содержание гигиенического воспитания в данном направлении дифференцируется с учетом возрастных особенностей населения. Для детей и подростков актуальной является информация о строении и функциях половой сферы, об особенностях периода полового созревания, взаимоотношениях между подростками, об этической стороне сексуальной жизни, культуре брачно-семейных отношений, об отрицательном влиянии на половую сферу курения, потребления алкоголя, наркотиков и др. Особое внимание уделяется разъяснению сексуальных проблем детского и подросткового возрастов. Молодежи дается информация по гигиеническим аспектам половой жизни. Предусматриваются рекомендации по планированию семьи, основанные на применении современных методов контрацепции, позволяющих избежать нежелательной беременности и регулировать рождаемость по числу детей и срокам их рождения. Разъясняются возможные последствия аборта. Для лиц данной возрастной группы предусматривается информация о влиянии на здоровье будущих детей потребления родителями наркотиков, алкоголя.
Дается представление о таких понятиях, как оптимальная половая активность, половое возбуждение, гиперсексуальность и т.д.
Важным аспектом информации являются сведения о заболеваниях, передающихся половым путем. В особенности актуальным является вопрос о путях передачи ВИЧ-инфекции, о правильном сексуальном поведении как одной из эффективных мер предупреждения этого заболевания (отказ от беспорядочной половой жизни, использование презервативов и др.).
Программы гигиенического воспитания, предназначенные для лиц пожилого возраста, включают сведения о физиологических особенностях периода менопаузы, о его возможных влияниях на физическое и психическое здоровье человека. Рекомендуются формы поведения, способствующие сохранению трудоспособности и физической активности в этот период.
Вопросы психологической культуры и психического здоровьявключают информацию о гармонических отношениях с окружающими, психической саморегуляции, преодолении отрицательного эмоционального фона.
Гигиеническим воспитанием предусматривается информация о факторах, отрицательно влияющих на психическое здоровье человека, таких как длительные стрессовые ситуации, конфликты и напряженные отношения с окружающими, дефицит времени, монотонный ритм жизни, незаинтересованность в работе, негативные социально-экономические условия жизни и т.д. В качестве одного из основных факторов, способствующих возникновению функциональных расстройств вегетативной нервной системы, дисгармонии и неуравновешенности психических процессов рассматривается нерациональный стиль жизни: нарушения биоритма, недостаточный отдых, злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами, курение, потребление наркотиков.
В программах гигиенического воспитания используются данные психогигиены и психологии об оптимальных для психического здоровья режимах дня с учетом биоритма человека, о методах психофизиологической тренировки, путях формирования гармонических межличностных отношений, условиях трудовой деятельности, способствующих предупреждению чрезмерной психической нагрузки, поддерживающих жизненный тонус. Большое внимание уделяется повышению адаптационных способностей организма, обучению умениям противостоять чрезмерному нервно-психическому напряжению, разрешать жизненные противоречия и конфликты. Разъясняются аспекты психологического общения. Даются рекомендации по сознательному регулированию психических процессов (восприятия, мышления и др.).
Вопросы экологической культурыпредусматривают информацию о сохранении и рациональном использовании природных ресурсов в процессе бытовой и производственной деятельности человека.
В программы гигиенического воспитания включаются вопросы, связанные с взаимоотношениями человека и среды его обитания и производственной деятельности, а также с мерами по оптимизации их взаимодействия.
Предусматривается информация о физических, химических, биологических процессах, которые оказывают или могут оказывать прямым или косвенным образом значительное воздействие на физическое, психическое, социальное благополучие человека, группы людей, социальной общности. Используются данные о гигиене окружающей среды, экологии человека, об отрицательных последствиях для здоровья загрязненности атмосферного воздуха, воды, почвы. Значительное место занимает информация, связанная с мерами по благоустройству населенных мест, которые основываются на нормативах коммунальной гигиены и предусматривают: создание спортивно-рекреационных площадок, озеленение дворов, улиц, рациональное проектирование жилых помещений, обеспечение защиты от шума, снабжение чистой питьевой водой, удаление и утилизацию мусора и т.д.
Вопросы воздержания от злоупотребления алкоголемсвязаны с предупреждением возникновения и распространения любых форм потребления алкогольных напитков, наносящих ущерб здоровью человека и обществу в целом. Дается понятие культуры пития, подразумевающее «трапезное», традиционное потребление алкогольных напитков в данном обществе.
Сообщается о факторах, способствующих неумеренному потреблению алкогольных напитков, и о его возможных последствиях, которые выражаются в острой и хронической интоксикации организма, возникновении алкогольной зависимости.
Предусматривается информация о медицинских, медико-психологических, правовых, морально-этических, экономических, производственных, демографических аспектах пьянства и алкоголизма.
Рассматривается влияние алкоголизма на физическое и психическое здоровье человека, трудовую деятельность, на взаимоотношения с окружающими и т.д.
Особое внимание уделяется проблемам потребления алкоголя беременными женщинами, кормящими матерями, детьми, подростками. Подчеркивается недопустимость потребления этими категориями лиц даже малых доз алкоголя.
Разъясняется роль алкоголя в возникновении производственных и бытовых травм, несчастных случаев на дорогах, росте преступности.
Предусматривается информация о возможных путях избавления от алкоголизма, о профилактике рецидивов хронического алкоголизма. В качестве одного из условий выздоровления рассматривается позитивный стиль жизни - рациональный режим дня, занятия физкультурой, закаливание, умение находить выход из стрессовых ситуаций и т.д.
Гигиеническое воспитание содействует ознакомлению населения с законодательными мероприятиями, направленными на борьбу со злоупотреблением алкоголя.
Вопросы воздержания от курениясвязаны с предупреждением возникновения привычки к курению табака, а также способами избавления от нее.
Дается информация о медико-психологических и социальных аспектах курения, о распространенности его среди населения, о побуждающих факторах, об ингредиентах табачного дыма, в том числе канцерогенах; о роли курения в возникновении заболеваний органов дыхания и пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем; об отрицательном влиянии систематического вдыхания табачного дыма на здоровье не только самих курильщиков, но и окружающих лиц («пассивных» курильщиков).
Тематика гигиенического воспитания в отношении курения табака дифференцируется с учетом возраста, пола, состояния здоровья различных групп населения. Так, при работе с детьми школьного возраста и подростками информация содержит сведения об отрицательном влиянии курения табака на физическое развитие организма, психоэмоциональную сферу (память, способность к концентрации внимания и т.д.), используются данные психологии, направленные на формирование у подростка негативного отношения к курению.
Тематика гигиенического воспитания при работе с девушками, женщинами детородного возраста, беременными предусматривает информацию о последствиях курения табака для организма женщины и будущего ребенка.
Гигиеническое воспитание больных включает сведения о влиянии курения табака на дальнейшее развитие заболевания, возникновение обострений и рецидивов.
Сообщается о различных путях избавления от курения; рассматриваются особенности психотерапевтических и др. методов воздействия.
К целям гигиенического воспитания относится разъяснение законодательных и административных мер в различных странах, направленных на борьбу с курением: запрещение продажи детям табачных изделий, ограничение рекламы, запрещение курения в общественных местах и т.д.
Вопросы воздержания от потребления наркотиковсвязаны с предупреждением постоянного или спорадического потребления наркотических лекарственных средств, не вызванного медицинской необходимостью или несовместимого с медицинской практикой, а также вопросы предупреждения потребления наркотических веществ, не являющихся лекарственными средствами.
Гигиеническим воспитанием предусматривается информирование о возможных последствиях пристрастия к наркотикам и наркотической зависимости, о медико-психологических и социальных сторонах наркомании, об отрицательном влиянии наркотиков на состояние организма.
Рассматривается вопрос о возможных путях заражения ВИЧ при употреблении наркотиков.
Анализируются различные мотивы потребления наркотиков, ситуации, способствующие их приему. Даются рекомендации по преодолению эмоциональных стрессов, самоконтролю, созданию гармоничных отношений в быту, на работе и т.д. Предусматриваются сведения о путях избавления от наркомании. Сообщается о правовых аспектах наркомании, о законодательных мерах по борьбе с незаконным изготовлением и распространением наркотиков.
Медицинская активность населения и динамическое слежение за собственным здоровьем. Медицинская активность слагается из отношения человека к своему здоровью и выполнения медицинских предписаний и назначений, посещений лечебно-профилактических учреждений и пр. Известно, что от своевременности постановки на учет и частоты посещений будущими матерями женской консультации зависит исход родов, здоровье новорожденного; от точности выполнения назначений врача - успех лечения большинства заболеваний; от выполнения календаря прививок - иммунитет детей к инфекционным заболеваниям; от своевременности обращения за медицинской помощью - успех неотложных операций и т.д. Низкая медицинская активность - одна из причин эпидемических вспышек инфекционных заболеваний, хронизации большинства неинфекционных заболеваний. В то же время, при высокой медицинской активности многие факторы риска при своевременной коррекции можно было бы нивелировать.
К сожалению, медицинская активность населения остается низкой: часть населения в течение года не обращается в амбулаторно-поликлинические учреждения, часть не является для прохождения профилактических осмотров в назначенный срок.
Причина кроется в отсутствии у большинства людей осознанной необходимости в профилактических осмотрах, тем более, если это связано со значительными затратами времени. Население еще плохо осведомлено о существовании наследственных, производственных и поведенческих факторов риска заболеваний; многие боятся выявления в процессе осмотра болезни, которую трудно лечить, а также возможности заразиться раком; некоторые считают опасными для здоровья диагностические манипуляции, например, рентгеноскопию и т.д. Вместе с тем, диспансеризация, приобретающая сейчас особое значение в системе профилактики заболеваний, требует подготовленности населения к контролю за собственным здоровьем. Формирование медицинской активности, правильной самооценки своего здоровья - важнейшая задача на пути к достижению здорового образа жизни.
Вопросы профилактики заболеваний
Вопросы профилактики заболеваний - составная часть содержания гигиенического воспитания, направленного на предупреждение возникновения и развития заболеваний, их раннее выявление и устранение возможных негативных последствий, а также на восстановление здоровья посредством медицинской, социальной и трудовой реабилитации.
Эти вопросы включают сведения по первичной профилактике заболеваний: о поведенческих, биологических, социально-психологических факторах и проблемах связанных с загрязнением окружающей природной, производственной и бытовой среды.
Тематика гигиенического воспитания в первичной профилактике заболеваний может иметь комплексный характер, т.е. специалист может освещать проблемы здоровья и болезни в целом, влияние комплекса различных факторов риска на физическое и психологическое здоровье, пути повышения устойчивости организма к их воздействию и т.д.
Наряду с этим тематика гигиенического воспитания может быть направлена на предупреждение конкретных заболеваний; при этом основное внимание специалиста должно быть уделено вопросам, связанным с данным заболеванием, включая информацию о факторах риска данного заболевания, о возможных путях их устранения, о ранних симптомах заболевания, о само- и взаимопомощи медицинского характера. Тематика гигиенического воспитания по предупреждению развития заболеваний, т.е. по вторичной профилактике, включает в себя аспекты деятельности заболевшего и лиц, ухаживающих за ним, которые способствуют пресечению или ослаблению патологического процесса, повышают адаптационные способности организма, играя значительную роль в медицинской и социальной реабилитации, предупреждении обострений, осложнений, прогрессирования заболевания, перехода его в более тяжелую форму.
Содержание гигиенического воспитания, включающее вопросы профилактики заболеваний, дифференцируется в зависимости от этиологии, патогенеза, стадии заболевания, возможности осложнений, периода заболевания (обострения, ремиссии), метода лечения. Гигиеническое воспитание в области первичной и вторичной профилактики заболеваний включает рекомендации в отношении стиля жизни, способствующего здоровью.
Вопросы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний
связаны с предупреждением возникновения болезней сердца и сосудов, их прогрессирования, рецидивов и обострений.
Программы гигиенического воспитания по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний дифференцируются в соответствии с состоянием здоровья лиц, на которых они направлены. Для здоровых и лиц в преморбидном состоянии актуальными являются сведения о широкой распространенности атеросклероза, ишемической и гипертонической болезней, различных форм нарушения кровообращения, о медицинских и социальных последствиях этих заболеваний, а также сведения об основных факторах риска сердечно-сосудистых заболеваний (повышенное кровяное давление, длительные нервно-психические перегрузки, эмоциональные стрессы, избыточная масса тела, недостаточная физическая активность, злоупотребление алкоголем, курение и т.д.). Подчеркивается, что многие факторы, способствующие возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, поддаются устранению путем изменения стиля жизни.
Даются рекомендации в отношении рационального питания, двигательной активности, отказа от курения, злоупотребления алкоголем, режима дня, форм поведения, связанных с психическим здоровьем и т.д. Сообщается информация о ранних признаках заболеваний. Говорится о важности профилактических осмотров и своевременного обращения к врачу. В процессе гигиенического воспитания больных особое внимание уделяется проблемам отказа от курения, употребления алкогольных напитков, злоупотребления лекарственными препаратами, а также диетическим предписаниям, лечебной физкультуре, ходьбе по специально проложенным и оборудованным маршрутам.
Большое значение имеет информация об аутогенных тренировках, повышающих адаптационные возможности организма, о способах налаживания сна, четкого ритма в профессиональной деятельности и в быту, регулирования человеческих взаимоотношений и т.д.
Важной стороной являются вопросы гигиенического воспитания реконвалесцентов, в том числе вопросы, связанные с медицинской и социальной реабилитацией после инфаркта и инсульта.
Вопросы профилактики онкологических заболеванийсвязаны спредупреждением возникновения и прогрессирования опухолей, с медицинской и социальной реабилитацией онкологических больных.
Основное место в содержании гигиенического воспитания занимают аспекты профилактики злокачественных новообразований, хотя вопросы первичной и вторичной профилактики доброкачественных опухолей не должны оставаться вне поля зрения специалистов.
Гигиеническое воспитание в предупреждении возникновения онкологических заболеваний предусматривает информацию о факторах риска, таких как курение, неумеренное потр<
Дата: 2016-10-02, просмотров: 215.