Специальности: «Лечебное дело», 060101
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Учебное пособие

для самостоятельной работы студентов

по дисциплине: «Гигиена и экология человека»

Специальности: «Лечебное дело», 060101

«Акушерское дело», 060102

«Сестринское дело», 060109

ББК 51.204 я723

А42

Аксенова, И. А. Здоровый образ жизни и личная гигиена. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине: «Гигиена и экологиия человека».[Текст] / И. А. Аксенова; ГОУ СПО «Курганский базовый медицинский колледж».- Курган: КБМК, 2009.-60 с.

 

 

Автор-составитель: Аксенова Ирина Александровна –преподаватель дисциплины «Гигиена и экология человека» Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Курганский базовый медицинский колледж».

Рецензент: Ионина Наталья Геннадьевна –кандидат биологических наук, заведующая кафедрой естественно-математического образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области.

 

Илюшина Ирина Александровна –преподаватель дисциплины «Основы сестринского дела» Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Курганский базовый медицинский колледж».

Присвоен гриф «Допущено Глав УО Курганской области». Рассмотрено к использованию в системе среднего профессионального образования. Протокол № 1 заседания Регионального Экспертного совета Глав УО Курганской области от 10.03.2010 г.

 

Учебное пособие рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии колледжа.

Данные учебные материалы по дисциплине «Гигиена и экология человека» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму уровня подготовки выпускников по специальностям: 060101 «Лечебное дело», 060102 «Акушерское дело», 060109 «Сестринское дело», а также на основе учебного плана данных специальностей.

 

 

©Аксенова И.А., 2009

© ГОУ СПО КБМК, 2009

Пояснительная записка

Учебные материалы включают в себя раздел «Здоровый образ жизни и личная гигиена», тему «Методы, формы и средства гигиенического воспитания».

Актуальность данного раздела обусловлена тем, что в настоящее время здравоохранение переориентируется с лечения болезней как таковых на сохранение здоровья здорового человека (здоровье здоровых, гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни и профилактика заболеваний).

В то же время, знания медицинских работников самых разных профессий по гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни учитываются при трудоустройстве, лицензировании, аттестации и сертификации, при участии в различных соревнованиях, конкурсах по профессии.

Целью данных учебных материалов является формирование знаний и умений по подготовке материала и проведению бесед, лекций с пациентами стационаров, амбулаторно-поликлинических, акушерско-гинекологических, аптечных учреждениях по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.

Учебные материалы содержат данные о принципах гигиенического воспитания, методах, средствах и формах гигиенического воспитания, а также особенности работы по гигиеническому воспитанию в различных видах лечебно-профилактических учреждений. Учебные материалы по данному разделу могут использоваться и по дисциплине «Гигиена с экологией человека» для специальностей 060110 «Лабораторная диагностика», 060105 «Стоматология», в связи с тем, что содержание рабочих программ по этим специальностям соответствует материалу рассматриваемому в данном учебном материале для самостоятельной работе студентов.

Для закрепления материала студентам предлагаются контрольные тестовые задания.

В соответствии с профессиональными требованиями медицинский работник в области гигиенического воспитания по дисциплине «Гигиена и экология человека»

Должен знать:

· принципы гигиенического воспитания

· содержание гигиенического воспитания

· основы первичной и вторичной профилактики заболеваний

· методы гигиенического воспитания

· средства гигиенического воспитания

· формы гигиенического воспитания

Должен уметь:

· формировать у населения гигиеническое поведение

· владеть методикой составления лекций, проведения бесед с населением по вопросам гигиенического воспитания и здорового образа жизни, издание бюллетеней, буклетов, листовок

· подготовить доклады, рефераты по актуальной тематике, проведению консультаций

· подготовить тексты лекций и бесед и выступить с ними перед аудиторией

Содержание

1. Введение ……………………………………………………… 5

2. Краткий исторический очерк становления санитарного просвещения, гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни ……………………………………... 6

3. Принципы гигиенического воспитания …………………… 8

4. Содержание гигиенического воспитания ………………… 10

5. Вопросы профилактики заболеваний ……………………… 19

6. Методы гигиенического воспитания ………………………. 26

7. Средства гигиенического воспитания ……………………... 27

8. Формы гигиенического воспитания ………………………. 31

Введение

«Взять в свои руки людей здоровых,

предохранить их от болезней

наследственных или угрожающих,

предписать им надлежащий образ жизни

есть честно и для врача спокойно,

ибо легче предохранить от болезней,

чем их лечить»

М.Я. Мудров

 

Выпускники средних медицинских учебных заведений согласно Государственным образовательным стандартам готовятся к выполнению двух видов деятельности: лечебно-диагностической и медико-профилактической. Будущий средний медицинский работник должен осуществлять меры по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп, проводить работу по профилактике заболеваний, выявлять физические, психические, социальные, экологические, этнические факторы риска для здоровья пациента; уметь консультировать население по вопросам уменьшения их влияния на здоровье; владеть обеспечения безопасности больничной среды; проводить обучение пациента и его семьи по вопросам поддержания здоровья в различные возрастные периоды, ухода, самоухода. все это невозможно без глубоких знаний гигиенических принципов организации здорового образа жизни населения, которые студент получает, углубляет, расширяет, систематизирует при изучении всех дисциплин: гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных («Здоровый человек и его окружение», «Гигиена и экология человека») и специальных. Особенно это важно в связи с переориентацией здравоохранения с лечения болезней как таковых на сохранение здоровья здорового человека (здоровье здоровых, гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни и профилактика заболеваний).

Содержание гигиенического воспитания

Содержание гигиенического воспитания - это совокупность ме­дицинских знаний, предназначенных для усвоения и практического применения индивидом, группой лиц, социальной общностью.

Содержание гигиенического воспитания составляют вопросы, касающиеся различных аспектов, способствующих здоровью, сти­лей жизни, профилактики заболеваний и травм, оказания первой медицинской помощи и др.

Вопросы питания - это вопросы, связанные с качеством пи­щевых продуктов и их влиянием на организм человека, рациональ­ным, полноценным питанием; с нормами, требованиями и рекомен­дациями по изготовлению и хранению пищевых продуктов. В пла­не гигиенического воспитания освещаются следующие моменты.

Дается представление о количественном и качественном составе пищи, витаминов, воды, напитков (чая, кофе, соков, молока и др.).

Предусматриваются рекомендации, касающиеся рациона пита­ния, которые соответствуют физиологическим потребностям орга­низма, а также распространение информации об оптимальном ре­жиме питания, т.е. о кратности, времени приемов пищи, распреде­лении ее по калорийности и химическому составу. Разъясняются особенности лечебного голодания, разгрузочных дней. Рекоменда­ции по рациональному питанию даются с учетом возраста, состоя­ния здоровья, особенностей труда, климато-географических усло­вий, национальных обычаев, традиций. Для больных различными заболеваниями предлагаются соответствующие диеты.

Программы гигиенического воспитания предусматривают обу­чение самоконтролю за весом тела, информацию о возможностях избавления от избыточного веса и ожирения. Разъясняется опас­ность следования различным модным диетам без назначения врача.

Рекомендации по хранению, обработке и приготовлению пищи касаются необходимых санитарно-гигиенических норм, соблюдение которых способствует предотвращению пищевых отравлений, ин­фекционных и паразитарных заболеваний, а также способов сохра­нения вкусовых и питательных качеств продуктов. Эти рекоменда­ции даются с учетом климатогеографических условий, социальных, культурных, экономических особенностей тех или иных регионов.

Освещаются аспекты профилактики радиационного заражения пищевых продуктов, отрицательного воздействия на организм чело­века химических веществ при попадании их в пищу (нитратов и т.д.).

 

Вопросы ухода за телом.Предусматривается информация по использованию гигиенических и косметических средств, очистке кожи от загрязнения, уходу за волосами, предотвращающему нару­шение их структуры и т.д.

Рекомендации по уходу за полостью рта направлены на приоб­ретение навыка правильной чистки зубов, своевременное выявле­ние и лечение кариеса и т.д.

 

Вопросы поддержания гигиенических условий быта. Преду­сматривают рекомендации по освещению, поддержанию чистоты, благоприятной температуры воздуха в помещениях.

Разъясняются гигиенические требования, касающиеся санитар­ного состояния дворов, улиц, мест водоснабжения, туалетов. Попу­ляризируются мероприятия по очистке и озеленению территорий, сооружению физкультурных, игровых, детских площадок, обеспе­чению условий в зонах отдыха, парках и т.д., пропагандируются меры по снижению уровня выделения автомобильных газов, умень­шению транспортного шума.

Даются рекомендации по устройству быта для детей, пожилых людей, инвалидов.

Вопросы поддержания гигиенических условий труда. Дается информация о действиях в условиях труда, направленных на про­филактику профессиональных заболеваний, производственных травм, обеспечение благоприятных условий труда.

Одним из важных аспектов гигиенического воспитания рабо­тающих является организация процесса труда, режима труда и от­дыха, предусматривающего определенное сочетание периодов тру­да и отдыха, их содержание и порядок чередования.

Во время рабочего дня рекомендуются различные формы ак­тивного отдыха (небольшая прогулка, производственная гимнасти­ка и т.д.), для чего могут быть использованы обеденный перерыв, кратковременные перерывы и т.д.

В программы гигиенического воспитания включаются: информа­ция о нормативах и правилах содержания рабочего места, правильном использовании средств техники безопасности и индивидуальной за­щиты, направленных на предупреждение производственных травм.

Значительное внимание уделяется сведениям о необходимых инженерно-технических и лечебно-профилактических мероприя­тиях, способствующих оздоровлению труда, таких как, например, аэрация, орошение, пылеулавливание и пылеудаление, периодиче­ские медицинские осмотры и консультирование по вопросам здо­ровья и т.д. В качестве одного из благоприятных условий труда рассматривается здоровый психологический климат. Популяризи­руются различные возможности оздоровления работающих.

Содержание гигиенического воспитания обусловлено особен­ностями производства, характером конкретной профессиональной деятельности.

Вопросы отдыха. Информация, предусмотренная в програм­мах гигиенического воспитания, касается как активного отдыха, т.е. связанного с изменением характера умственной или физиче­ской деятельности, так и пассивного, т.е. связанного с пребывани­ем в условиях относительного покоя.

В течение рабочего дня рекомендуются такие формы отдыха, как короткие прогулки, производственная гимнастика, аутогенная трени­ровка. Популяризируются комнаты психологической разгрузки. В не­рабочее время рекомендуется переключаться на такие виды деятель­ности, как занятия физкультурой, спортом, чтение, посещение кино, театров и т.д. Отпускное время рекомендуется использовать для тури­стических походов, занятий посильным физическим трудом.

Следует уделять внимание организации активного отдыха, форма и интенсивность которого должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья.

Информация, касающаяся отдыха, содержит сведения о гигиене сна: его продолжительности, регулярности, значении сна для восста­новления сил и работоспособности; гигиенических требованиях к условиям сна (температура в помещении, наличие свежего воздуха, исключение шума); подготовке ко сну (прогулки, теплый душ и т.д.).

Вопросы двигательной активности связаны с двигательными действиями человека, систематически и последовательно выполняемыми для повышения уровня физического развития, формирования и совершенствования двигательных умений, навыков и качеств.

Гигиеническим воспитанием предусматривается информация о необходимой физической нагрузке, определяемой величиной энергети­ческих затрат организма, о значении различных физических упражне­ний как

разновидности двигательных действий для здоровья человека.

Рекомендуются виды и средства физической культуры, кон­кретные методики их применения.

В качестве физических упражнений, способствующих всесто­роннему развитию физических способностей человека и формиро­ванию жизненно важных двигательных навыков, рекомендуются ходьба, бег, прыжки, плавание, катание на лыжах, коньках, велоси­педе, а также гимнастические упражнения, подвижные и спортив­ные игры, туризм и т.д.

Предусматривается информация относительно ежедневного минимума занятий физическими упражнениями, требований к ор­ганизации и режиму занятий, способов сочетания физических уп­ражнений с использованием природных факторов. Предлагаются индивидуальные комплексы оздоровительных физических нагру­зок и занятий, комплексы физических упражнений для производст­венной гимнастики и т.д. Разъясняются способы самоконтроля в отношении физической нагрузки.

Подчеркивается, что уровень двигательной активности челове­ка должен соотноситься с состоянием здоровья, возрастными, про­фессиональными и др. индивидуальными особенностями. При на­личии определенных заболеваний рекомендуются занятия лечеб­ной физкультурой. Назначается специальный режим двигательной активности, занятия физическими упражнениями в соответствии с медицинскими показаниями и др. Могут быть рекомендованы раз­личные лечебно-физкультурные комплексы упражнений, приме­няемые с лечебно-профилактической и реабилитационной целью.

Предусматриваются различные организационные формы заня­тий: группы здоровья для различных возрастных групп, группы ле­чебной гимнастики, группы бега, группы для ослабленных детей, группы «физкультурно-спортивная семья», «физкультура издоро­вье» и т.д.

 

Вопросы закаливания связаны сукреплением и развитием фи­зических способностей человека путем повышения устойчивости его организма к неблагоприятному влиянию ряда физических фак­торов окружающей среды путем применения систематического до­зированного воздействия этих факторов. Информация содержит сведения о влиянии различных видов закаливания на организм человека.

В качестве форм закаливания пропагандируются: сон на свежем воздухе, воздушные и солнечные ванны, обтирания и обливания, душ, купания и т.д. Особое внимание уделяется изложению методи­ки закаливания, его обязательных элементов, таких как повторность действия того или иного фактора (холода, тепла и т.д.), постепен­ность повышения его дозировки, систематичность выполнения про­цедур. Разъясняются правила поведения до, во время и после проце­дур. Подчеркивается, что режим закаливания должен проводиться с учетом возраста и состояния здоровья; любые формы закаливания требуют специальной медицинской консультации и наблюдения.

 

Вопросы режима дня связаны с определенной длительностью и порядком чередования периодов труда, отдыха, повседневной физической активностью, а также с рациональным соотношением умственной и физической нагрузки.

Программы гигиенического воспитания предусматривают ре­комендации по режиму дня, способствующему сохранению, укреп­лению и восстановлению здоровья.

Рекомендации в соотношении режима дня даются с учетом со­стояния здоровья, возраста, биоритмов человека, специфики усло­вий труда, быта и др. факторов.

Вопросы сексуальной культуры предусматривают информа­цию, необходимую для формирования сексуального поведения, не наносящего ущерб здоровью: о строении и функциях половой сфе­ры, о физиологических, психологических, социальных, морально-этических аспектах сексуальной жизни, о путях предотвращения заболеваний, передающихся половым путем ит.д.

Содержание гигиенического воспитания в данном направлении дифференцируется с учетом возрастных особенностей населения. Для детей и подростков актуальной является информация о строе­нии и функциях половой сферы, об особенностях периода полового созревания, взаимоотношениях между подростками, об этической стороне сексуальной жизни, культуре брачно-семейных отношений, об отрицательном влиянии на половую сферу курения, потребления алкоголя, наркотиков и др. Особое внимание уделяется разъясне­нию сексуальных проблем детского и подросткового возрастов. Мо­лодежи дается информация по гигиеническим аспектам половой жизни. Предусматриваются рекомендации по планированию семьи, основанные на применении современных методов контрацепции, позволяющих избежать нежелательной беременности и регулиро­вать рождаемость по числу детей и срокам их рождения. Разъясня­ются возможные последствия аборта. Для лиц данной возрастной группы предусматривается информация о влиянии на здоровье бу­дущих детей потребления родителями наркотиков, алкоголя.

Дается представление о таких понятиях, как оптимальная по­ловая активность, половое возбуждение, гиперсексуальность и т.д.

Важным аспектом информации являются сведения о заболева­ниях, передающихся половым путем. В особенности актуальным является вопрос о путях передачи ВИЧ-инфекции, о правильном сексуальном поведении как одной из эффективных мер предупреж­дения этого заболевания (отказ от беспорядочной половой жизни, использование презервативов и др.).

Программы гигиенического воспитания, предназначенные для лиц пожилого возраста, включают сведения о физиологических особенностях периода менопаузы, о его возможных влияниях на физическое и психическое здоровье человека. Рекомендуются фор­мы поведения, способствующие сохранению трудоспособности и физической активности в этот период.

 

 

Вопросы психологической культуры и психического здоровьявключают информацию о гармонических отношениях с окружаю­щими, психической саморегуляции, преодолении отрицательного эмоционального фона.

 

 

Гигиеническим воспитанием предусматривается информация о факторах, отрицательно влияющих на психическое здоровье чело­века, таких как длительные стрессовые ситуации, конфликты и напряженные отношения с окружающими, дефицит времени, моно­тонный ритм жизни, незаинтересованность в работе, негативные социально-экономические условия жизни и т.д. В качестве одного из основных факторов, способствующих возникновению функцио­нальных расстройств вегетативной нервной системы, дисгармонии и неуравновешенности психических процессов рассматривается не­рациональный стиль жизни: нарушения биоритма, недостаточный отдых, злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами, курение, потребление наркотиков.

В программах гигиенического воспитания используются дан­ные психогигиены и психологии об оптимальных для психического здоровья режимах дня с учетом биоритма человека, о методах пси­хофизиологической тренировки, путях формирования гармониче­ских межличностных отношений, условиях трудовой деятельности, способствующих предупреждению чрезмерной психической на­грузки, поддерживающих жизненный тонус. Большое внимание уделяется повышению адаптационных способностей организма, обучению умениям противостоять чрезмерному нервно-психиче­скому напряжению, разрешать жизненные противоречия и кон­фликты. Разъясняются аспекты психологического общения. Даются рекомендации по сознательному регулированию психических про­цессов (восприятия, мышления и др.).

Вопросы экологической культурыпредусматривают информа­цию о сохранении и рациональном использовании природных ресур­сов в процессе бытовой и производственной деятельности человека.

В программы гигиенического воспитания включаются вопро­сы, связанные с взаимоотношениями человека и среды его обита­ния и производственной деятельности, а также с мерами по опти­мизации их взаимодействия.

Предусматривается информация о физических, химических, био­логических процессах, которые оказывают или могут оказывать пря­мым или косвенным образом значительное воздействие на физиче­ское, психическое, социальное благополучие человека, группы людей, социальной общности. Используются данные о гигиене окружающей среды, экологии человека, об отрицательных последствиях для здоро­вья загрязненности атмосферного воздуха, воды, почвы. Значительное место занимает информация, связанная с мерами по благоустройству населенных мест, которые основываются на нормативах коммунальной гигиены и предусматривают: создание спортивно-рекреационных площадок, озеленение дворов, улиц, рациональное проектирование жилых помещений, обеспечение защиты от шума, снабжение чистой питьевой водой, удаление и утилизацию мусора и т.д.

Вопросы воздержания от злоупотребления алкоголемсвя­заны с предупреждением возникновения и распространения любых форм потребления алкогольных напитков, наносящих ущерб здоровью человека и обществу в целом. Дается понятие культуры пития, подразумевающее «трапезное», традиционное потребление алко­гольных напитков в данном обществе.

Сообщается о факторах, способствующих неумеренному по­треблению алкогольных напитков, и о его возможных последстви­ях, которые выражаются в острой и хронической интоксикации ор­ганизма, возникновении алкогольной зависимости.

Предусматривается информация о медицинских, медико-психо­логических, правовых, морально-этических, экономических, произ­водственных, демографических аспектах пьянства и алкоголизма.

Рассматривается влияние алкоголизма на физическое и психи­ческое здоровье человека, трудовую деятельность, на взаимоотно­шения с окружающими и т.д.

Особое внимание уделяется проблемам потребления алкоголя беременными женщинами, кормящими матерями, детьми, подрост­ками. Подчеркивается недопустимость потребления этими катего­риями лиц даже малых доз алкоголя.

Разъясняется роль алкоголя в возникновении производственных и бытовых травм, несчастных случаев на дорогах, росте преступности.

Предусматривается информация о возможных путях избавле­ния от алкоголизма, о профилактике рецидивов хронического алко­голизма. В качестве одного из условий выздоровления рассматри­вается позитивный стиль жизни - рациональный режим дня, заня­тия физкультурой, закаливание, умение находить выход из стрессо­вых ситуаций и т.д.

Гигиеническое воспитание содействует ознакомлению населе­ния с законодательными мероприятиями, направленными на борь­бу со злоупотреблением алкоголя.

 

Вопросы воздержания от курениясвязаны с предупреждени­ем возникновения привычки к курению табака, а также способами избавления от нее.

Дается информация о медико-психологических и социальных аспектах курения, о распространенности его среди населения, о по­буждающих факторах, об ингредиентах табачного дыма, в том чис­ле канцерогенах; о роли курения в возникновении заболеваний ор­ганов дыхания и пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной сис­тем; об отрицательном влиянии систематического вдыхания табач­ного дыма на здоровье не только самих курильщиков, но и окру­жающих лиц («пассивных» курильщиков).

Тематика гигиенического воспитания в отношении курения та­бака дифференцируется с учетом возраста, пола, состояния здоровья различных групп населения. Так, при работе с детьми школьного возраста и подростками информация содержит сведения об отрица­тельном влиянии курения табака на физическое развитие организма, психоэмоциональную сферу (память, способность к концентрации внимания и т.д.), используются данные психологии, направленные на формирование у подростка негативного отношения к курению.

Тематика гигиенического воспитания при работе с девушками, женщинами детородного возраста, беременными предусматривает информацию о последствиях курения табака для организма женщи­ны и будущего ребенка.

Гигиеническое воспитание больных включает сведения о влия­нии курения табака на дальнейшее развитие заболевания, возник­новение обострений и рецидивов.

Сообщается о различных путях избавления от курения; рас­сматриваются особенности психотерапевтических и др. методов воздействия.

К целям гигиенического воспитания относится разъяснение за­конодательных и административных мер в различных странах, на­правленных на борьбу с курением: запрещение продажи детям та­бачных изделий, ограничение рекламы, запрещение курения в об­щественных местах и т.д.

 

Вопросы воздержания от потребления наркотиковсвязаны с предупреждением постоянного или спорадического потребления наркотических лекарственных средств, не вызванного медицинской необходимостью или несовместимого с медицинской практикой, а также вопросы предупреждения потребления наркотических ве­ществ, не являющихся лекарственными средствами.

Гигиеническим воспитанием предусматривается информирование о возможных последствиях пристрастия к наркотикам и наркотической зависимости, о медико-психологических и социальных сторонах нарко­мании, об отрицательном влиянии наркотиков на состояние организма.

Рассматривается вопрос о возможных путях заражения ВИЧ при употреблении наркотиков.

Анализируются различные мотивы потребления наркотиков, ситуации, способствующие их приему. Даются рекомендации по преодолению эмоциональных стрессов, самоконтролю, созданию гармоничных отношений в быту, на работе и т.д. Предусматрива­ются сведения о путях избавления от наркомании. Сообщается о правовых аспектах наркомании, о законодательных мерах по борь­бе с незаконным изготовлением и распространением наркотиков.

Медицинская активность населения и динамическое слежение за собственным здоровьем. Медицинская активность слагается из от­ношения человека к своему здоровью и выполнения медицинских предписаний и назначений, посещений лечебно-профилактических уч­реждений и пр. Известно, что от своевременности постановки на учет и частоты посещений будущими матерями женской консультации за­висит исход родов, здоровье новорожденного; от точности выполнения назначений врача - успех лечения большинства заболеваний; от вы­полнения календаря прививок - иммунитет детей к инфекционным за­болеваниям; от своевременности обращения за медицинской помощью - успех неотложных операций и т.д. Низкая медицинская активность - одна из причин эпидемических вспышек инфекционных заболеваний, хронизации большинства неинфекционных заболеваний. В то же вре­мя, при высокой медицинской активности многие факторы риска при своевременной коррекции можно было бы нивелировать.

К сожалению, медицинская активность населения остается низкой: часть населения в течение года не обращается в амбулаторно-поликлинические учреждения, часть не является для прохожде­ния профилактических осмотров в назначенный срок.

Причина кроется в отсутствии у большинства людей осознанной необходимости в профилактических осмотрах, тем более, если это связано со значительными затратами времени. Население еще плохо осведомлено о существовании наследственных, производственных и поведенческих факторов риска заболеваний; многие боятся выявле­ния в процессе осмотра болезни, которую трудно лечить, а также воз­можности заразиться раком; некоторые считают опасными для здоро­вья диагностические манипуляции, например, рентгеноскопию и т.д. Вместе с тем, диспансеризация, приобретающая сейчас особое значе­ние в системе профилактики заболеваний, требует подготовленности населения к контролю за собственным здоровьем. Формирование ме­дицинской активности, правильной самооценки своего здоровья - важнейшая задача на пути к достижению здорового образа жизни.

Вопросы профилактики заболеваний

 

Вопросы профилактики заболеваний - составная часть содержания гигиенического воспитания, направленного на предупреждение возник­новения и развития заболеваний, их раннее выявление и устранение возможных негативных последствий, а также на восстановление здоро­вья посредством медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

 

Эти вопросы включают сведения по первичной профилактике заболеваний: о поведенческих, биологических, социально-психоло­гических факторах и проблемах связанных с загрязнением окру­жающей природной, производственной и бытовой среды.

Тематика гигиенического воспитания в первичной профилак­тике заболеваний может иметь комплексный характер, т.е. специа­лист может освещать проблемы здоровья и болезни в целом, влия­ние комплекса различных факторов риска на физическое и психо­логическое здоровье, пути повышения устойчивости организма к их воздействию и т.д.

Наряду с этим тематика гигиенического воспитания может быть направлена на предупреждение конкретных заболеваний; при этом основное внимание специалиста должно быть уделено вопросам, связанным с данным заболеванием, включая информацию о факто­рах риска данного заболевания, о возможных путях их устранения, о ранних симптомах заболевания, о само- и взаимопомощи медицин­ского характера. Тематика гигиенического воспитания по предупре­ждению развития заболеваний, т.е. по вторичной профилактике, включает в себя аспекты деятельности заболевшего и лиц, ухажи­вающих за ним, которые способствуют пресечению или ослаблению патологического процесса, повышают адаптационные способности организма, играя значительную роль в медицинской и социальной реабилитации, предупреждении обострений, осложнений, прогрессирования заболевания, перехода его в более тяжелую форму.

Содержание гигиенического воспитания, включающее вопро­сы профилактики заболеваний, дифференцируется в зависимости от этиологии, патогенеза, стадии заболевания, возможности ослож­нений, периода заболевания (обострения, ремиссии), метода лече­ния. Гигиеническое воспитание в области первичной и вторичной профилактики заболеваний включает рекомендации в отношении стиля жизни, способствующего здоровью.

Вопросы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний

связаны с предупреждением возникновения болезней сердца и со­судов, их прогрессирования, рецидивов и обострений.

Программы гигиенического воспитания по профилактике сер­дечно-сосудистых заболеваний дифференцируются в соответствии с состоянием здоровья лиц, на которых они направлены. Для здоро­вых и лиц в преморбидном состоянии актуальными являются све­дения о широкой распространенности атеросклероза, ишемической и гипертонической болезней, различных форм нарушения кровооб­ращения, о медицинских и социальных последствиях этих заболе­ваний, а также сведения об основных факторах риска сердечно-со­судистых заболеваний (повышенное кровяное давление, длитель­ные нервно-психические перегрузки, эмоциональные стрессы, из­быточная масса тела, недостаточная физическая активность, зло­употребление алкоголем, курение и т.д.). Подчеркивается, что мно­гие факторы, способствующие возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, поддаются устранению путем изменения стиля жизни.

Даются рекомендации в отношении рационального питания, двигательной активности, отказа от курения, злоупотребления ал­коголем, режима дня, форм поведения, связанных с психическим здоровьем и т.д. Сообщается информация о ранних признаках забо­леваний. Говорится о важности профилактических осмотров и своевременного обращения к врачу. В процессе гигиенического воспитания больных особое внимание уделяется проблемам отказа от курения, употребления алкогольных напитков, злоупотребления лекарственными препаратами, а также диетическим предписаниям, лечебной физкультуре, ходьбе по специально проложенным и обо­рудованным маршрутам.

Большое значение имеет информация об аутогенных трениров­ках, повышающих адаптационные возможности организма, о спосо­бах налаживания сна, четкого ритма в профессиональной деятельно­сти и в быту, регулирования человеческих взаимоотношений и т.д.

Важной стороной являются вопросы гигиенического воспита­ния реконвалесцентов, в том числе вопросы, связанные с медицин­ской и социальной реабилитацией после инфаркта и инсульта.

 

 

Вопросы профилактики онкологических заболеванийсвязаны спредупреждением возникновения и прогрессирования опухолей, с медицинской и социальной реабилитацией онкологических больных.

Основное место в содержании гигиенического воспитания зани­мают аспекты профилактики злокачественных новообразований, хо­тя вопросы первичной и вторичной профилактики доброкачествен­ных опухолей не должны оставаться вне поля зрения специалистов.

Гигиеническое воспитание в предупреждении возникновения онкологических заболеваний предусматривает информацию о фак­торах риска, таких как курение, неумеренное потр<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 215.