В соответствии с принципом федерализма, действующая в России система исполнительной власти состоит из двух звеньев:
• федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;
• органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К федеральным органам исполнительной власти относятся:Президент Российской Федерации[5], Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.
_______________________
1.В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ является главой государства, обеспечивает согласованное функционирование всех органов государственной власти и не входит ни в одну ветвь власти. Вместе с тем, анализ полномочий Президента (прежде всего его скрытых полномочий), а так же практика их реализации позволяют говорить о том, что в настоящее время в компетенции Президента РФ содержатся значительные полномочия в сфере исполнительной власти. Таким образом, в процессе реализации таких полномочий Президента РФ следует рассматривать в качестве органа исполнительной власти.
Президент Российской Федерации.В соответствии с конституционными нормами Президент Российской Федерации является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ст.11, ч.1; ст.80, ч.1).
Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он:
• определяет внутреннюю и внешнюю политику;
• создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы;
• формирует совместно с государственной Думой Правительство Российской Федерации;
• имеет право председательствовать на заседании Правительства Российской Федерации;
• издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России;
• вправе отменять акты Правительства Российской Федерации и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации;
• формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, формирует Администрацию Президента;
• назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
• назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
• является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России;
• в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение, а при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных конституционным законом, вводит чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Пункт 1. ст. 90 Конституции называет виды актов, издаваемых Президентом – это Указы и Распоряжения. Они могут быть нормативными и индивидуальными.
Указами Президента оформляются решения как нормативного, так и индивидуального характера (решения о назначении и освобождении от должности руководителей федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, присвоении высших воинских и специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, о помиловании).
Указами оформляются и другие решения индивидуального характера, прежде всего в экономической сфере, например, в сфере управления федеральной собственностью.
Распоряжениями Президента оформляются решения по оперативным, кадровым и организационным вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ. Распоряжения не должны содержать нормативных предписаний.
Такое разграничение между указами и распоряжениями установлено Распоряжением Президента РФ от 5 февраля 1993 г.№ 85-рп.
Принцип обязательности актов Президента распространяется на всю территорию страны.
Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме содержащих государственную тайну или сведения конфиденциального характера.
Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение 10-ти дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7-ми дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания.
Указы, распоряжения и законы подписываются собственноручно Президентом; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению главы государства (она хранится у заведующего канцелярией Президента).
Администрация Президента и иные вспомогательные органы. В соответствии с Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 “Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации”, Администрация Президента является государственным органом, который обеспечивает деятельность и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.
В состав Администрации входят:
• Руководитель Администрации Президента Российской Федерации;
• Главные управления и управления при Администрации Президента РФ, например, такие как: Главное управление внутренней политики, Главное территориальное управление, Информационное управление, Экспертное управление, Организационное управление, Управление кадров, Экономическое управление, Управление по внешней политике, Управление по государственным наградам, Управление по работе с обращениями граждан, Управление по связям с общественностью, Управление протокола, Пресс-служба и другие.
Кроме того, в Администрацию входят на правах самостоятельных подразделений аппараты Совета Безопасности, Совета Обороны, рабочие аппараты Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ, полномочных представителей Президента РФ в Государственной Думе, Совете Федерации и Конституционном Суде РФ,
Кроме названных структур, при Президенте РФ функционируют и другие органы, например Главное управлении специальных программ (обеспечивает исполнение Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации).
Органы при Президенте могут быть представлены различными комиссиями, например, Комиссия по правам человека, Государственной техническая комиссия при Президенте РФ, Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов и другие.
Существуют также разнообразные совещательные органы в виде советов, например, Совет при Президенте РФ по борьбе с коррупцией, Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, Совет при Президенте РФпо науке и высоким технологиям, Совет при Президенте РФ по физической культуре и спорту, Совет при Президенте РФ по культуре и искусству и другие.
Количество, виды, структура и компетенция органов при Президенте РФ определяются им самостоятельно и меняются (достаточно динамично) в связи с обеспечением полномочий Президента в развивающихся общественных отношениях.
Правительство Российской Федерацииявляется федеральным коллегиальным органом общей компетенции, осуществляющим исполнительную власть в России.
Коллегиальный орган –этоорганизационно и юридически объединенная группа лиц, обладающая правом принятия решений по всем вопросам компетенции данного органа. В коллегиальных органах решения принимаются большинством голосов их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы.
Правительство РФ состоит из: Председателя Правительства РФ; Заместителя Председателя Правительства РФ; 17-ти федеральных министров (сельского хозяйства, экономического развития и торговли, здравоохранения и социального развития, обороны, финансов, иностранных дел, транспорта, внутренних дел, культуры и массовых коммуникаций, природных ресурсов, информационных технологий и связи, образования и науки, промышленности и энергетики, юстиции, министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министра регионального развития, Минюста РФ, руководителя Аппарата Правительства РФ).
Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением правительственных решений образуется АппаратПравительства РФ. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.
Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства образуетПрезидиум Правительства РФ.
Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. Специальным законодательный актом, определяющим правовой статус Правительства, является Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. Правительство РФ осуществляет полномочия и функции, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента России. Перечень полномочий Правительства РФ содержится в ст. 114 Конституции РФ, нормах ФКЗ «О Правительстве» и является открытым. Полномочия Правительства конкретизируются в Законе о Правительстве, и в многочисленных федеральных законах и указах Президента.
Полномочия в сфере экономики: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономические развитие РФ; разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового сотрудничества; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.
Полномочия в бюджетной, финансовой, кредитной и денежной сфере:обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной денежной политики; разрабатывает и представляет ГосДуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГосДуме отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ; осуществляет валютный контроль; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Полномочия в сфере науки, культуры, образования:разрабатывает и осуществляет государственную поддержку науки; обеспечивает проведение государственной политики в образовании, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия Российской Федерации.
Полномочия в сфере социальной политики:обеспечивает проведение государственной социальной политики; реализует программы государственного социального обеспечения; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает и реализует программы сокращения безработицы; обеспечивает проведение государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие; содействует решению проблем семьи, материнства и детства; принимает меры по реализации молодежной политики.
Полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: разрабатывает и реализует государственную политику в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод; меры по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению и развитию материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности судебной власти.
Полномочия по обеспечению обороны и безопасности страны:организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами Вооруженных Сил; обеспечивает выполнение программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих; принимает меры по охране Государственной границы России; обеспечивает мероприятия по гражданской обороне.
Полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды:обеспечивает проведение государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию минерально-сырьевой базы РФ; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф и ликвидации их последствий.
Полномочия в сфере международных отношений:обеспечивает реализацию внешней политики РФ; обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях; в рамках своих полномочий заключает международные договоры РФ; обеспечивает выполнение международных обязательств РФ; защищает граждан РФ за пределами ее территории; осуществляет контроль во внешнеэкономической деятельности.
Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (п.1. ст. 115 Конституции РФ). Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
В формепостановлений издаются решения Правительства, имеющие нормативный характер. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в формераспоряженийПравительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.
Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на всей территории РФ (п.2. ст. 115 Конституции РФ).
Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. Постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в Российской газете, Собрании законодательства Российской Федерации, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ в течение десяти дней после дня их подписания. Официальными являются также тексты актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».
Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Акты Правительства РФ, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу либо со дня их подписания, либо со дня государственной регистрации и присвоения номера в Министерстве юстиции.
В актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства РФ осуществляет Аппарат Правительства РФ и Министерство юстиции РФ.
Акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти проходят государственную регистрациюв Министерстве юстиции РФ.
Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом (п.3. ст. 115 Конституции РФ). Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.
Создание системы федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Система данных органовустанавливается Указом Президента РФ. Действующая система установлена Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
Система федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации состоит из федеральных министерств и ведомств.
Термин «ведомства» собирательный. К ведомствам относятся: федеральные службы и федеральные агентства.
Необходимо иметь в виду, что ряд федеральных служб и федеральных агентств являются подведомственными министерствам, а некоторые напрямую подчинены либо главе государства, либо главе Правительства. Например, Федеральная миграционная служба подведомственна Министерству внутренних дел, а Федеральная служба безопасности напрямую подчинена главе государства. Указом Президента РФ от 12 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями 2009 г.) даны понятия и закреплены основные функции федеральных органов исполнительной власти.
Федеральное министерствоявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).
Министерство на основании и во исполнение законодательства самостоятельно осуществляет нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
В ведении министерства могут находиться федеральные службы и федеральные агентства, за которыми оно осуществляет контроль и координирует деятельность. В том числе, оно имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом.
Министерством назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств (находящихся в ведении министерства) заместителей руководителей служб и агентств, руководителей территориальных органов служб и агентств.
Министерство осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
Федеральная службаявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
В пределах своей компетенции федеральные службы и агентства издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы, агентства. Такими актами являются приказы, инструкции, распоряжения.
Федеральная служба и федеральное агентство могут быть подведомственны Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Положения о таких органах утверждаются Президентом Российской Федерации.
Руководители федеральных служб, федеральных агентств, не находящихся в ведении Президента РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств. Заместители руководителей таких органов назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств.
Порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 225.