Административно правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев, иностранных рабочих
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах», беженцемпризнаётся лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается Федеральной миграционной службой при Министерстве внутренних дел по итогам рассмотрения соответствующего ходатайства.

Лицу, признанному беженцем органами федеральной миграционной службы, выдается удостоверение установленной формы. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. Срок признания беженцем может продлеваться органами федеральной миграционной службы на каждый последующий год.

Беженцы проживают в центрах временного размещения, а затем расселяются в определяемое федеральной миграционной службой место жительства, где им предоставляется жилое помещение из специального жилищного фонда, которым можно пользоваться только в период действия статуса беженца. На семью выделяется лишь одно жилое помещение. Беженец может выбрать себе место жительства и самостоятельно, по согласованию с федеральной миграционной службой, например, там, где проживают его родственники.

Лица, получившие статус беженца, могут работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь и приобретать собственность на условиях, предусмотренных в РФ для иностранцев, и др. Прибыв к месту постоянного проживания по направлению территориального органа федеральной миграционной службы, беженец получает от местных властей помощь в трудоустройстве, а если работы нет – регистрацию в качестве безработного с правом получения пособия.

Лица, получившие статус беженца, имеют право на получение социальной помощи со стороны государства. Им предоставляются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. При Правительстве РФ учрежден Фонд помощи беженцам. Все расходы возмещаются из федерального бюджета РФ и указанного Фонда.

Беженец имеет право в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ходатайствовать о предоставлении ему гражданства РФ, прожив год на территории России.

В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» (в ред. 2004 г.), вынужденный переселенец – это гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования (реальной опасности подвергнуться преследованию) по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

В связи с подобными обстоятельствами, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин России, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ;

2) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ.

3) Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или апатрид, постоянно проживающие на законных основаниях на территории России и изменившие место жительства в пределах территории РФ по обстоятельствам, перечисленным выше.

Не признаются вынужденными переселенцами лица:

1) совершившее тяжкое преступление;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12-ти месяцев со дня выбытия с места жительства;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицу, признанному вынужденным переселенцем, органами федеральной миграционной службы выдается удостоверение установленной формы. Лицо признается вынужденным переселенцем на срок до пяти лет.

Срок признания вынужденным переселенцем может продлеваться органами федеральной миграционной службы на каждый последующий год. Гражданин, получивший такой статус, вправе самостоятельно выбрать себе место жительства на территории РФ, или получить для этого перечень населенных пунктов, предлагаемых ФМС. При этом он может проживать в специальном центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного размещения таких лиц. Проезд к новому месту жительства для малообеспеченных или многодетных семей компенсируется государством. Вынужденные переселенцы получают помощь в трудоустройстве, при вступлении в жилищный кооператив, им предоставляются земельные участки, безвозмездные субсидии для строительства (приобретения) жилья и т.д.

Иностранные рабочие.Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ утвержден перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, к ним относятся: объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций; организации, в состав которых входят радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий[13].

В качестве работодателя или заказчика работ (услуг) может выступать физическое или юридическое лицо, а так же иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников[14].

_______________________

1. См.: Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 октября 2002 г. № 41 ст. 3996.

2. См.: ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3032.

 

Выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использованием осуществляются Федеральной миграционной службой МВД России.

Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями.

В соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы для получения разрешения работодатель представляет в Федеральную миграционную службу России:

• заявление;

• предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти субъектов с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;

• проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников.

Предприятия, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, для получения разрешения представляют также согласие Министерства обороны Российской Федерации на привлечение иностранных работников.

Решение о выдаче разрешений принимается Федеральной миграционной службой России в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов. В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов.

Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год. При продлении срока действия разрешения с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу разрешения.

Разрешение не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.

Работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в Федеральную миграционную службу России сведения о заключении на основании разрешения трудовых договоров с иностранными работниками.

В случае нарушения работодателем указанных в разрешении условий, а также законодательства Российской Федерации, в результате чего ущемляются права иностранных работников, Федеральная миграционная служба России может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений или дать указание об их устранении в определенный срок.

При не устранении нарушений в установленный срок разрешение может быть аннулировано по решению Федеральной миграционной службы России. Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.

В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.

Иностранному гражданину, въехавшему в Российскую Федерацию по приглашению работодателя, территориальными органами Федеральной миграционной службы России по представленному работодателем ходатайству на основании полученного работодателем разрешения, выдается подтверждения на право трудовой деятельности.

Привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности осуществляется без оформления разрешения в случаях найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории Российской Федерации, иностранных граждан на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий[15].

____________________

3.См.: Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (Утв. Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146) //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1993 г. № 51 ст. 4933.

 

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Данный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в Российской Федерации;

2) временно проживающих в Российской Федерации, если трудовая деятельность осуществляется в пределах субъекта, на территории которого ему разрешено временное проживание.;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. № 4 установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется

Дата: 2016-10-02, просмотров: 197.