Структура административно-правовой нормы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Административно-правовая норма, так же как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под которой понимается внутреннее строение нормы. В данном случае следует различать структуру исходной (учредительной) административной нормы и нормы – правила поведения.

Исходные (учредительные) административные нормы не устанавливают правила поведения, а закрепляют юридические понятия (нормы – определения), принципы (нормы – принципы), задачи и цели правового регулирования (нормы – декларации). Структура данных норм представляет собой совокупность существенных признаков, которые характеризуют ту идею, которая лежит в основе подобной нормы. Например, ст.3 ФЗ от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” содержит норму – определение. Анализ данной нормы позволяет выделить следующие основные признаки, которые характеризуют заложенную в ней идею. Государственная гражданская служба Российской Федерации – вид государственной службы (первый признак), представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы (второй признак) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации (третий признак), лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (четвертый признак). Совокупность данных признаков образуют структуру данной нормы.

Административная норма – правило поведения имеет трехчленную структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы указывает на жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых применяется правило поведения. В гипотезе содержится указание на юридический факт (заключение контракта о службе, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и др.) с которым связывается действие нормы. Гипотеза не всегда выражается в самой норме права, и может содержаться в иных нормах данного акта (отсылочная гипотеза), в иных нормативных актах (бланкетная гипотеза), либо вообще указывать на несколько жизненных обстоятельств (альтернативная гипотеза).

Диспозиция содержит само правило поведения предписывающего, дозволяющего и запрещающего характера. В нормах, устанавливающих административную ответственность за совершение административных правонарушений, диспозиция подразумевается, так как она слита с гипотезой. Например, ст. 12.8 КоАП РФ устанавливает, что в случае управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (гипотеза), наступит административная ответственность, т.е. управлять транспортным средством в состоянии опьянения запрещено – это диспозиция.

По способу изложения различают несколько видов диспозиций:

Простая диспозиция – указывает на вариант поведения, но не разъясняет его. Например, каждый гражданин имеет равный доступ к государственной службе. В данном случае не разъясняется, в каких случаях и при каких условиях.

Описательнаядиспозиция описывает основные признаки поведения. Например, при устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения (ст. 10 ФКЗ от 30 мая 2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

Отсылочная диспозиция отсылает для более полного ознакомления с правилом поведения к другой норме того же нормативного акта. Например, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 – 8.20, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях (ст. 2.6. КоАП РФ)

Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам. Например, ст. 12.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещается. Здесь содержится отсылка к Постановлению Правительства РФ от 21 февраля 2002г. №127, которым утверждены «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации».

Альтернативная диспозиция дает возможность участникам административно-правового отношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Например, Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение мер и временных ограничений, предусмотренных ст. 11 ФКЗ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Данные меры и ограничения Президентом РФ вводятся исходя из сложившейся обстановки, т.е. он может выбрать ту или иную меру.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. Не являются санкциями принудительные меры, применение которых не связано с совершением правонарушения. Например, меры, вводимые в период чрезвычайного положения. Подобные меры указываются не в санкции, а в диспозиции нормы права.

Особенностью системы административно-правовых санкций являются ее исключительно богатый арсенал средств административного воздействия, разнообразие видов санкций. Административные санкции различны по объему и размерам неблагоприятных последствий. Они могут быть:

1) абсолютно-определенными,в которых точно указывается размер неблагоприятных последствий (точно обозначенный размер штрафа);

2) относительно-определенными,где границы неблагоприятного воздействия устанавливаются от минимального и до максимального или только до максимального;

3) альтернативными,в них виды неблагоприятных последствий перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо».

Особенностью структуры административной нормы является то, что ей присущ и такой элемент, как поощрение, т.е. часть нормы, в которой содержаться меры публичного признания заслуг физического или юридического лица по выполнению обязанностей или общественного долга, сформулированных в диспозиции. Основанием для поощрения может служить образцовое исполнение служебных обязанностей. Мерами поощрения являются объявление благодарности, денежная премия, досрочное присвоение звания, ценный подарок и др.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 198.