Понятие и структура административно-правовых отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем, они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.

Для определения таких особенностей прежде всего следует указать на то, что административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления в связи с осуществление государственной управленческой деятельности, направленной на выполнение функций и задач государства. Все это говорит о государственном характере административных отношений (т.е. они складываются в рамках государственной деятельности и не могут возникнуть, например, в семье) и о публично-правовом характере (через административные отношения обеспечиваются интересы государства и общества, а не отдельных частных лиц).

Изложенное позволяет выделить следующие особенности административных отношений:

1) административные отношения возникают в связи с осуществлением государственной управленческой деятельности, поэтому обязательным участником административно-правового отношения выступает орган (должностное лицо) публичной власти. Вместе с тем, эти отношения могут возникать по инициативе любой стороны и независимо от желания и согласия другой, т.е. для того чтобы административное правоотношение возникло, субъекту инициативы не обязательно обладать государственно-властными полномочиями. Например, гражданин, обращаясь в орган государственной власти или к должностному лицу с жалобой по поводу нарушения его прав, инициирует возникновение административного отношения, связанного с рассмотрением его обращения.

Административные отношения не могут возникать только между гражданами или негосударственными организациями.

2) административные отношения, возникают по поводу осуществления государственного управления, которое заключается в воздействии управляющего на управляемого, т.е. это отношения власти и подчинения. С одной стороны, в отношениях участвует орган государственной власти, наделенный властными полномочиями, с другой – гражданин, организация и другие субъекты, не имеющие таких властных полномочий. Таким образом, большинству административно-правовых отношений присуще юридическое неравенство сторон. В то же время, для некоторых административных отношений характерно равенство сторон, например, отношений, возникающих между органами государственной власти, которые не находятся в подчинении друг другу. Такие отношения в административном праве называются горизонтальными.

3) административные отношения имеют публичный характер, выражающийся в том, что во-первых, через эти отношения обеспечиваются интересы общества и государства, во-вторых, если субъект правоотношения не исполняет предписания административной нормы, то он несет ответственность перед государством. Если сравнить административные отношения с гражданско-правовыми, то через последние удовлетворяются частные интересы физического или юридического лица, а если сторона гражданско-правовой сделки нарушит свое обязательство, то она будет нести ответственность перед другой стороной в виде выплаты, например, упущенной выгоды.

4. защита прав сторонадминистративно-правового отношения осуществляется как в административном, так и в судебном порядке, и обеспечивается мерами административной и дисциплинарной ответственности.

Структура административно – правового отношения представляет собой совокупность упорядоченных и взаимосвязанных элементов. Элементами (составными частями) административно-правовых отношений, как и любых правовых отношений, являются: субъект, объект и содержание правоотношения.

Субъект административно-правового отношенияэто тот, кто наделен административными нормами, субъективными правами, и обязанностями. Субъектами административных правоотношений могут быть индивиды и организации. На основе анализа административного законодательства в настоящее время субъектами административно-правовых отношений являются:

1) физические лица – граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы;

2) государственные должностные лица, государственные органы, их структурные подразделения, государственные служащие;

3) государственные предприятия, учреждения;

4) органы местного самоуправления;

5) негосударственные формирования (коммерческие и некоммерческие организации) и их представители, наделенные административными обязанностями и правами.

Следует отметить, что служащие государственных предприятий, учреждений, и служащие общественных (негосударственных) объединений не являются субъектами административного права, т.к. государственное управление распространяется не на них, а на формирования, в которых они занимаются трудовой деятельностью. Следовательно, таких служащих следует рассматривать в качестве субъектов трудового права. Субъекты административного права могут быть признаны таковыми при наличии у них административной правосубъектности, которая включает в себя административную правоспособность, административную дееспособность и административную деликтоспособность.

Административная правоспособность – это способность обладать административными правами и обязанностями. Административная дееспособность – это способность своими действиями реализовывать принадлежащие права и выполнять обязанности. Административная деликтоспособность – это способность нести административную ответственность за свои действия.

Полная административная правосубъектность физических лиц связывается с достижением определенного возраста – 18 лет. Частичная правосубъектность может возникать ранее, так, способность нести административную ответственность возникает с 16 лет.

Административная правосубъектность юридических лиц (государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других) возникает с момента их государственной регистрации в реестре. Объединения граждан, которые могут осуществлять свою деятельность без регистрации в качестве юридического лица, приобретают правосубъектность с момента уведомления соответствующего органа местного самоуправления о создании это объединения. Например, граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления[3].

_____________________

1. См.: Ст. 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ от 29 сентября 1997 г., № 39, ст. 4465.

 

Административная правосубъектность государственных должностных лиц, государственных служащих наступает с момента их вступления в должность.

Объект административного правоотношения – это то, по поводу чего возникают, изменяются и прекращаются административные правоотношения. Объектом административного правоотношения является поведение, деятельность субъектов административного права, в его качестве не могут выступать вещи материального мира, которые могут быть предметом правоотношения, например, в отношениях связанных с конфискацией орудия или предмета административного правонарушения

Содержанием административно-правового отношенияв юридическом смысле, выступает совокупности прав и обязанностей его участников. Фактическим содержанием являются события и действия, в которых эти права реализуются, т.е. юридические факты.

Исходя из изложенного,административно-правовые отношения – это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, между субъектами административного права, по поводу реализации их административных прав и обязанностей.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 184.