Система административного права и его принципы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Административное правопредставляет собой систему административно-правовых норм и институтов, тесно взаимосвязанных между собой.

Традиционно любая отрасль права состоит из общей и особенной частей.

В общей части содержатся нормы, регулирующие управленческие отношения, общие для всего управления (принципы, функции, методы, формы государственного управления, механизм административно-правового регулирования), государственную службу, и определяющие правовой статус государственных и муниципальных служащих. В общей части содержатся институты, закрепляющие административно–правовой статус субъектов административного права, институт обеспечения законности в государственном управлении, институт административного принуждения.

Особенную часть составляют нормы, регулирующие общественные отношения в той или иной сфере или отрасли управления: экономической, социально–культурной, административно-политической.

Особенность административного права заключается в том, что оно имеет третью часть – административную юрисдикцию, нормы и институты которой определяют понятие административного правонарушения, и административной ответственности, составы административных правонарушений и ответственность за их совершение, устанавливают круг органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Следует отметить, что степень административно-правового регулирования отраслями и сферами управления неодинакова. Например, управление обороной, безопасностью, внутренними делами и т.п. регулируется преимущественно нормами административного права.

В сфере экономики в связи с развитием договорных, гражданско-правовых отношений круг общественных отношений, регулируемых нормами административного права, сужается. Но, несмотря на это, роль исполнительной власти, административного права по-прежнему значительна.

Принципы административного права – это основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права.

К числу основных принципов относятся общеправовые принципы, закрепленные в конституции:

• демократизм нормотворчества и реализации права;

• равенство граждан перед законом и правоприменителем;

• взаимная ответственность государства и личности;

• федерализм;

• гуманизм;

• законность.

Демократизм нормотворчества и реализации права как принцип административного права проявляется в участии граждан и их объединений в формировании административно-правовой политики и совершенствовании административно-правовых норм. Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Демократизм проявляется в расширении полномочий местных органов самоуправления, в демократизации правоприменительных органов, в частности милиции, в составе которой имеются подразделения милиции общественной безопасности, призванные непосредственно обеспечивать правопорядок в общественных местах и местах проживания граждан.

Равенство граждан перед законом и правоприменителем. Этот принцип выражается в том, что все граждане, независимо от национальной, социальной, религиозной и иной принадлежности, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям, имеют равные права на государственную службу, на образование и т.п.

Все граждане должны отвечать за совершенные ими административные правонарушения. Граждане равны перед субъектами применения норм административного права.

Принцип взаимной ответственности государства и личности означает, что государство и личность связаны правами и обязанностями. Нарушение одной из сторон своих административно-правовых обязанностей влечет юридическую ответственность. Так, согласно Конституции, каждое лицо имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Конституцией и другими законодательными актами установлены обязанности граждан перед государством. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, защищать отечество и др.

Федерализм как принцип проявляется в закреплении административно-правовыми нормами компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, в установлении совместной компетенции (предметов ведения) указанных органов, образующих единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Согласно этому правовому принципу, федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов федерации по соглашению с федеральными органами могут передавать им осуществление части своих полномочий. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.

Принцип федерализма проявляется и в том, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, административное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Принцип гуманизма. Его суть состоит в закреплении административно-правовыми нормами отношений между обществом, государством и личностью, между людьми на основе уважения достоинства личности, создания условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. В этой связи следует отметить, что принцип гуманизма распространяется на все административные отношения, а не только на отношения, связанные с наступлением административной ответственности. Например, правовая регламентация управления в условиях военного или чрезвычайного положения, а именно характер вводимого режима, так же должна исходить из этого принципа.

Законность. Законность – это строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами требований норм права. В административном праве законность проявляется в качестве принципа административно-правового регулирования метода деятельности, и означает требование соблюдения норм административного права Конституции РФ. Принятие подзаконных административно-нормативных актов должно осуществляться на основе и во исполнение законов. Законность так же проявляется как принцип правотворчества. Это означает, что административно­правовые нормы должны приниматься в соответствии с установленной для этого процедурой. Нарушение такой процедуры приводит к недействительности нормативного акта. Например, большинство нормативных актов, регулирующих внешние управленческие отношения, приобретают юридическую силу после их регистрации в установленном порядке в органах юстиции и опубликования.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 209.