Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Систему органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», составляют:

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

2. Высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

3. Иные органы исполнительной власти.

Системы органов исполнительной власти субъектов федерации неодинаковы. Имеются различия в количестве и организационно-правовых формах составляющих их органов. Однако, несмотря на различия форм (названий) органов, в субъектах Российской Федерации функционируют органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой(специальной) компетенции.

В большинстве республик в качестве главы республики выступает президент. В республиках статус президента определяется по-разному – это глава государства и высшее должностное лицо (Ингушетия, Башкортостан); глава государства и исполнительной власти (Бурятия, Северная Осетия – Алания); глава государства (Татарстан), глава государства, высшее должностное лицо и глава исполнительной власти (Калмыкия).

В Карелии, Хакасии и Мордовии главойисполнительной власти и высшим должностным лицом является Председатель Правительства. ВРеспублике Коми установлен институт Главы Республики Коми.

В территориальных, а также в автономных субъектах РФ глава субъекта именуется, например, Главой администрации (Липецкая, Белгородская, Воронежская, Курская области), либо Губернатором (Самарская область), в городах федерального значения, Москве – Мэром, в Санкт–Петербурге – Губернатором.

Высшее должностное лицо субъекта РФ обладает следующим полномочиями:

1. Представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в осуществлении внешнеполитических связей, при этом вправе подписывать соглашения и договоры от имени субъектов РФ;

2. Обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания или издания специального акта (указа, постановления), либо отклоняет закон, использует право «вето»;

3. Вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный орган власти субъекта ранее срока;

4. Вправе участвовать в работе законодательного органа власти субъекта с правом совещательного голоса;

5. Формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта и руководит его работой;

6. Осуществляет иные полномочия, такие, как, представление на утверждение законодательного органа проектов планов и программ социально-экономического развития субъекта, бюджет субъекта, отчеты об их исполнении, утверждение программы приватизации собственности субъекта, осуществление мер по обеспечению прав и законных интересов лиц находящихся на территории субъекта.

В рамках осуществления своих полномочий руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта издает указы и распоряжения (Президент), постановленияи распоряжения (Губернатор, Глава администрации). Данные нормативные акты носят подзаконный характер и обязательны для исполнения на территории субъекта.

Высшее должностное лицо субъекта РФ осуществляет руководство исполнительным органом государственной власти, который сам же и формирует. Статус этого органа определен Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» достаточно неопределенно. Закон не предлагает ни порядка его формирования, ни названия, ни примерной структуры. Все эти вопросы должны определяться Конституцией (Уставом) и законами субъекта РФ «с учетом исторических, национальных и иных традиций Российской Федерации»[6].

________________________

1. См.: Собрание законодательства РФ № 42. 1999. Ст. 5005.

 

Высший исполнительный орган государственной власти именуется либо Правительством (в республиках и некоторых других субъектах – Ленинградская, Свердловская, Ярославская области, г. Москва), либо администрацией (в краях, областях, автономных областях, автономных округах).

Исключением из этого является Дагестан, где исполнительную власть возглавляет Государственный совет. Главой РеспубликиДагестан является Председатель Государственного Совета – коллегиального органа, возглавляющего исполнительную властьв республике.

Образование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ происходит по-разному:

1. Высшее должностное лицо субъекта назначает с согласия представительного органа Председателя Правительства и по представлению последнего формирует состав Правительства (Республика Северная Осетия-Алания, Республика Башкортостан, Ярославская область);

2. Высшее должностное лицо субъекта представляет на утверждение представительному органу кандидатуру на должность Председателя Правительства, по согласованию с представительным органом формирует состав Правительства (Республика Татарстан).

3. Высшее должностное лицо субъекта, являясь по должности председателем правительства, назначает с согласия представительного органа членов правительства (Московская область).

4. Высшее должностное лицо субъекта, являясь по должности председателем правительства, формирует правительство самостоятельно (г. Москва).

В Калмыкии создание правительства Основным Законом вообще не предусматривается. Исполнительную власть в ней осуществляет Президент и назначаемые им министры[7].

__________________________

2. См.: Конституция Республики Калмыкия 1994. //Ведомости Верховного Хурала (Парламента) Калмыкии 1994. Ст. 10..

 

В субъектах, где создание правительства не предусмотрено, администрация (края, области) рассматривается в качестве самостоятельного исполнительного органа государственной власти. Так, в соответствии со ст. 37 Устава Иркутской области, администрация области является органом исполнительной власти, состоящим из губернатора, первого заместителя и заместителей главы администрации области, а также структурных подразделений, осуществляющих полномочия исполнительной власти области в конкретных сферах управления[8].

_________________________

3. См.: Князев С.Д. Конституционно-правовые основы организации государственной власти в Приморском крае как субъекте Российской Федерации. // Правоведение 1997. № 4, С. 33.

 

Но, несмотря на то, что глава администрации (губернатор) входит в структуру администрации, он является руководителем высшего исполнительного органа, которым и будет являться администрация вместе с структурными подразделениями.

Глава администрации (Губернатор) может формировать администрацию самостоятельно на основе принципа единоначалия. Администрация состоит из главы администрации, его заместителей и руководителей департаментов, являющихся органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции. Органы исполнительной власти образуются на основе схемы управления областью, утверждаемой законом области. Заместители главы администрации – руководитель органа, осуществляющего функции по управлению государственным имуществом области; руководитель органа, осуществляющего функции по социальной защите населения области; руководитель финансового органа области –назначаются главой администрации области по согласованию с областной Думой. Иные должностные лица, входящие в состав администрации области, назначаются главой администрации области самостоятельно, например, ч. 3-4. ст. 48 Устава Белгородской области.

К нормативным правовым актам администрации относятся постановления, положения, регламенты, правила, которые принимаются администрацией и подписываются главой администрации.

Высший исполнительный орган субъекта РФ подотчетен руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и несет перед ним ответственность.

Осуществляя исполнительную и распорядительную функции, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обладает следующими полномочиями: разработка и осуществление мер, направленных на комплексное социально-экономическое развитие субъекта; участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования здравоохранения; реализация мер по защите прав и свобод человека, охране собственности, общественного порядка борьбе с преступностью; разработка проекта бюджета, а также проекта социально-экономического развития и подготовка отчета об их исполнении; формирование иных органов исполнительной власти; управление и распоряжение собственностью субъекта и федеральной собственностью, переданной в собственность субъекту. Он вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ изданные им акты, а также вправе обратиться в суд; заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашений о взаимной передаче осуществления части своих полномочий; он осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством субъекта.

Данные полномочия он реализует как самостоятельно, так и через органы исполнительной власти, находящиеся в его структуре.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что к исполнительныморганам общей компетенции субъектов Федерацииотносятся:

• Президенты или Главы правительств республик, главы администраций, губернаторы других субъектов Федерации;

• Правительства республик и администрации других субъектов федерации, образуемые либо представительными органами государственной власти, либо президентами, либо на основе сочетания выборности глав правительств и назначения на должности других членов правительств.

К исполнительным органам отраслевой и межотраслевой компетенции субъектов, входящих в состав Российской Федерации, относятся министерства, государственные комитеты, главные управления, департаменты и др. органы, ведающие вопросами, входящими в компетенцию органов исполнительной власти субъектов.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 200.