Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности в сфере управления вступают в административно-правовые отношения с государственными органами и их подразделениями и должностными лицами, а также с иными субъектами административного права.

Административно-правовые отношения указанных лиц с другими субъектами административного права могут возникать по поводу:

• реализации принадлежащих им прав в сфере управления;

• выполнения возложенных обязанностей в сфере управления;

• защиты прав, свобод и законных интересов;

• совершения правонарушений.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» дает определение указанным субъектам следующим образом:

Гражданин Российской Федерации – это лицо, имеющее устойчивую правовую связь с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (Ст. 3)[9].

___________________

1. См.: Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 3 июня 2002 г. № 22 ст. 2031.

 

Права граждан делятся по степени возможности их реализации на абсолютные и относительные.

Абсолютнымисчитаются такие права, реализация которых зависит лишь от волеизъявления гражданина. К ним, например, относится право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. При этом гражданину достаточно обратиться в орган власти или к должностному лицу, которые обязаны принять и рассмотреть обращение.

Относительными являются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления граждан, но также от наличия фактических возможностей для их осуществления в данном месте и в данное время. К ним, например, относится право граждан иметь огнестрельное охотничье оружие, реализация которого зависит от результатов специальной проверки по учетам МВД, психического состояния, наличие охотничьего билета, специально оборудованного места хранения оружия.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно подразделить на общие и специальные.

Общие права и обязанности граждан распространяются на все отрасли и сферы управления. К общим правам граждан, например, относятся: право на участие в государственном управлении и право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан и пр.

Общими обязанностями граждан являются соблюдение законов, подзаконных актов, служебной дисциплины, своевременная уплата установленных законом налогов и сборов, защита Отечества.

Специальные права и обязанности – это права и обязанности граждан в той или иной сфере или отрасли или группе отраслей управления. Например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В социально-культурной сфере, например, каждому лицу гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Каждое лицо имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

К специальным обязанностям относятся обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, соблюдать правила санитарии и гигиены, получить основное общее образование и т.п. Как общие, так и специальные права и обязанности граждан в сфере государственного управления производны от основных прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в Конституции.

Следует отметить, что государство возлагает на граждан только выполнимые обязанности. Эти обязанности носят социальный характер, их исполнение отвечает интересам общества, способствует решению задач государством. Способы исполнения обязанностей различны. Они зависят от конкретного их содержания. Одни исполняются посредством активных действий, другие – воздержанием от действий, запрещенных нормами права.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие основные права граждан в сфере управления:

1. Право участвовать в управлении делами государства лично иди через своих представителей. Граждане имеют равный доступ к государственной службе;

2. Право на объединение;

3. Право проводит собрания, митинги, демонстрации шествия и пикетирования;

4 Право направлять в органы государственной власти и местного самоуправления индивидуальные и коллективные жалобы;

5. Право на свободу и личную неприкосновенность;

6. Право на неприкосновенность жилища;

7. Право на передвижение и выбор места пребывания и жительства;

8. Право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, и др.

Конституция РФ устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и выполняют обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Нахождение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[10], Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[11], Федеральным законом от 18 июня 2006 г. №109­ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»4, Положением о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан – пассажиров круизных судов (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 532)5, Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание6, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 793 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета»7 и др. актами.

___________________________

2.См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3032.

3. См.: Федеральный закон от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ от 19 августа 1996 г. № 34, ст. 4029.

4.Собрание законодательства РФ от 24 июля 2006 г. № 30 Ст. 3285.

5. См.: Постановление Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 532 “Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан – пассажиров круизных судов” // Собрание законодательства РФ от 1 сентября 2003 г. № 35 ст. 3448.

6. См.: Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002г. № 789 // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 45 ст. 4516.

7. См.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 793”О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета” // Собрание законодательства РФ от 12 января 2004 г. № 2 ст. 120.

 

Анализ данных нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства меньше, чем объем правосубъектности граждан России. Эти отличия выражаются в следующем:

1. Иностранные лица (иностранцы) могут проживать в Российской Федерации при наличии на то разрешения компетентных органов. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток (например, для граждан СНГ в отношении которых действует безвизовый режим).

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи, с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Так, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе увеличить до ста восьмидесяти суток или сократить установленный срок временного пребывания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации – в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР, или родившемуся на территории Российской Федерации;

2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;

7) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

В случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать в том же порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее, чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в Управление Федеральной имиграционную службу по субъекту, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Порядок выдачи вида на жительство в настоящее время регламентируется Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство[12].

__________________________

7.См.: Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» // Собрании законодательства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 45 ст. 4520.

 

2. Иностранные лица (иностранцы) обязаны в установленном порядке зарегистрироваться на территории России и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания. Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию. Регистрация детей, не достигших возраста восемнадцати лет, производится одновременно с регистрацией родителей (родителя).

Международными договорами могут устанавливаться иные требования по регистрации, так, например, граждане Украины на основе взаимности освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания на территории России, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию государства при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию России8.

_________________________

8.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16 января 1997 г.) (с изм. и доп. от 30 октября 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2005г., № 7, ст. 497.

 

Регистрация иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию, производится путем направления уведомления в территориальный орган ФМС, ведающего вопросами внутренних дел по месту его пребывания.

В случае перемены места пребывания в Российской Федерации, иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия на новое место пребывания.

Временно проживающие и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту своего жительства.

Регистрации не подлежат:

1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также члены семей указанных лиц;

2) иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней;

3) иностранные граждане – моряки, являющиеся членами прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом, либо с деловым заходом экипажей военных кораблей, и члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств;

4) иностранные граждане – моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания на территории порта Российской Федерации;

5) члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и бригад транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении в аэропортах или на станциях, указанных в расписаниях (графиках) движения указанных транспортных средств.

В целях учета иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих (как временно, так и постоянно) в Российской Федерации, создается центральный банк данных. Порядок создания и ведения центрального банка данных и порядок использования информации центрального банка данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Центральный банк данных представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную подсистему, содержащую информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, въезжающих в Российскую Федерацию, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации и выезжающих из Российской Федерации (далее – иностранные граждане), предназначенную для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и являющуюся составной частью федеральной межведомственной информационной системы обеспечения контроля миграционной ситуации в Российской Федерации9.

_____________________

9. См.: Положение о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации (Утв. постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. № 186)// Собрание законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 15 ст. 1348.

 

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранец обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока, установленного настоящим Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

3. Иностранные лица (иностранцы) не могут занимать отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству России. Так, иностранцы не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в общероссийском или региональном референдуме. Вместе с тем иностранцы, постоянно проживающие в Российской Федерации, на основании международного договора могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Иностранный гражданин либо лицо без гражданства не имеет права:

1) находиться на государственной (гражданской и правоохранительной) и муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации10;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом11.

___________________________

10. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, утвержденные приказом Госкомрыболовства РФ от 29 июля 2002 г. № 299 и приказом Министерства транспорта РФ от 25 января 2001 г. № 14.

11. См. «Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне», утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003.

 

2. Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4.На иностранных лиц (иностранцев) не распространяется российское законодательство о воинской обязанности. Так, иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Вместе с тем, иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Иностранные лица (иностранцы) ограничиваются в праве свободно передвигаться по территории России и избирать место жительства. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности. Существуют местности, закрытые для посещения иностранными гражданами, и въезжать на территорию таких местностей можно только по разрешению. К ним относятся:

1. Территории закрытых административно-территориальных образований;

2. Территории с регламентированным посещением для иностранных граждан;

3. Территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение;

4. Территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;

5. Территории закрытых военных городков;

6. Территории и объекты, в пределах которых введен правовой режим контртеррористической операции.

7. Зоны экологического бедствия.

8. Пограничная зона.

9. Объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

10. Объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

11. Другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение12.

___________________

12. См.: Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение (утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754) (с изменениями от 14 июля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 октября 2002 г. № 41 ст. 3995.

 

6. Иностранные лица (иностранцы) обязаны соблюдать правила пребывания иностранных граждан в России и правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации. За нарушение этих правил иностранными гражданами и лицами без гражданства им может быть сокращен установленный срок пребывания, а также они могут быть подвергнуты административному выдворению за пределы РФ в качестве меры административного наказания если:

• их действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

• это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан России и других лиц;

• они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан в России, таможенное, валютное или иное российское законодательство.

Российская Федерация в целом не должна препятствовать выезду иностранного гражданина, вместе с тем, его выезд из РФ может быть ограничен в следующих случаях:

1) если он задержан по подозрению в совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого – до вынесения решения по делу или вступления в силу приговора суда;

2) если он осужден за совершение преступления на территории РФ – до освобождения;

3) если уклоняется от исполнения обязательств, предусмотренных законодательством РФ – до выполнения обязательств;

Особое правовое положение присуще главам и сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений, а также другим лицам, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством России и международными договорами России с соответствующим иностранным государством пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 233.