Любая отрасль права состоит из юридических норм, объединенных предметом правового регулирования. Нормы являются первичными элементами отрасли административного права, на их основе образуются административно-правовые институты. Совокупность норм и институтов образует отрасль административного права.
Норме административного права присущи все признаки нормы права, а именно:
1) норма является правилом поведения общего характера, которое определяет меру должного или возможного поведения;
2) норма исходит от государства;
3) норма охраняется государством, в том числе с помощью механизма государственного принуждения;
4) норма выполняет функцию регулятора общественных отношений.
В то же время, нормы административного права имеют свои отличительные особенности от норм других отраслей права, т.к. предметом их регулирования являются отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Исходя из этого, можно выделить следующие особенности административных норм:
• во-первых, административная норма адресована участникам отношений, возникающих в сфере государственного управления, и рассчитана на многократное применение;
• во-вторых, в административно-правовой норме может закрепляться юридическое неравенство прав и обязанностей участников этих отношений;
• в-третьих, административно-правовая норма – это правило поведения, гарантированное государством и защищаемое мерами административной и дисциплинарной ответственности;
• в-четвертых, административно-правовая норма действует в сфере государственного управления;
• в-пятых административно-правовая норма направлена на удовлетворение публичных, а не частных потребностей;
• в-шестых административно-правовыми нормами регулируются и охраняются финансовые, земельные, трудовые, экологические и др. правоотношения;
• в-седьмых, административно-правовые нормы регулируют также общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями переданных в их ведение функций органов государственного управления.
Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере государственного управления. Принимая административные нормы, государство осуществляет регулирование системы государственного управления, устанавливает варианты наиболее целесообразных взаимоотношений между управляющими и управляемыми системами, охраняет управленческие отношения. С помощью административно-правовых норм возникают и совершенствуются новые управленческие правоотношения, а общественные отношения, не отвечающих современным условиям вытесняются из сферы управления. Административно-правовыми нормами определяется правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с иными субъектами управления. Нормы административного права определяют также правовое положение физических и юридических лиц в сфере государственного управления.
Исходя из изложенного, административно-правовая норма – это исходящее от государства правило поведения, устанавливающее меру возможного или должного поведения субъектов административных правоотношений в сфере государственного управления, обеспеченное мерами государственного принуждения.
Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды. В литературе достаточное распространение получила классификация по следующим основаниям:
• по предмету регулирования;
• по методу воздействия на поведение субъектов административного права;
• по форме предписания;
• по пределам действия в пространстве, во времени, по кругу лиц.
По предмету регулирования. Административно-правовые нормы регулируют материальные и процессуальные управленческие отношения. Если норма устанавливает права и обязанности субъектов, основные функции органа власти, определяет цели и задачи управления и т.п., то она является материальной, а если норма регулируют порядок реализации прав и обязанностей, осуществления задач и функций, порядок применения права, то она является процессуальной.
По методу воздействия на поведение субъектов административного права. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников собственных отношений: она может либо обязывать к действию, либо уполномочивать совершать определенные, действия, либо запрещать совершать действия, либо поощрять к действию.
В соответствии с характером сформулированного в административной норме правила поведения, нормы подразделяются на: обязывающие, уполномочивающие, запрещающие и поощряющие.
По форме предписания. Административно-правовые нормы по форме предписания подразделяются на императивные, рекомендательные и диспозитивные.
Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения.
Рекомендательные нормы содержат определенные советы, рекомендации (в форме обязанности) о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Рекомендательная норма обязывает (в форме совета) субъекта права к совершению определенных действий, предоставляя возможность самостоятельно определить пути и способы выполнения предусмотренных нормой обязанностей, либо предписывает субъекту выполнение предусмотренных нормой действий, но допускает возможность конкретизации общих положений нормы, исходя из сложившейся фактической ситуации.
Диспозитивные нормы содержат правило, которое предоставляет возможность участникам административного правоотношения в рамках нормы самим определять права и обязанности. И только в случае отсутствия взаимного соглашения вступает в силу правило нормы. Диспозитивные нормы в административном законодательстве встречаются относительно редко. Это объясняется управленческим характером общественных отношений.
По пределу действия (в пространстве, во времени, по кругу лиц). В пространстве административно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами (например, нормы, регулирующие деятельность дипломатических представительств России за рубежом). Соответственно территориальным масштабам действия административно-правовые нормы бывают:
• общероссийские;
• региональные, действующие в пределах территорий субъектов Федерации;
• местные, действующие в пределах территории муниципального образования;
• межтерриториальные, то есть действующие в пределах нескольких территориальных единиц (краев, областей, районов и др.);
• распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы.
По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, то есть с заранее определенным сроком действия и, неопределенного срока действия, т.е. не имеющие установленного срока действия (большинство норм).
Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, то есть нормы, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, межнациональными конфликтами и другими факторами, предусмотренными законодательством о чрезвычайном положении.
По кругу лицадминистративные нормы могут быть общими, т.е. действовать в отношении всех субъектов административного права, и специальными,действующими в отношении только определенных субъектов: физических лиц, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.