Понятие, предмет и метод административного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Административное право является самостоятельной отраслью Российского права и занимает, наряду с другими отраслями (конституционным, гражданским, муниципальным и др. правом), ведущее место в регулировании общественных отношений.

Известно, что самостоятельность отрасли права определяется собственным предметом и методом правового регулирования. Поэтому для того, чтобы определить понятие отрасли административного права, необходимо уяснить, что составляет ее предмет и метод.

Под предметом правового регулирования в теории права понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. Методотвечает на вопрос «как» регулируются данные отношения

В самом общем виде в юридической литературе Административное право определяют как управленческое право. Нормами административного права регулируются управленческие отношения, т.е. отношения власти и подчинения, которые и составляют его предмет.

Вместе с тем, следует указать на то, что в предмет административного права включаются отношения, которые соответствуют следующим условиям:

во-первых, эти отношения должны быть непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, в которой выражается государственный (публичный) интерес. Это объясняется тем, что управленческие отношения могут возникать и в негосударственных формированиях (политических партиях, профессиональных союзах, коммерческих организациях и др.), при этом, в управленческой деятельности будет выражена воля членов или участников таких организаций. Следовательно, не все управленческие отношения могут быть отнесены к предмету административного правах;

во-вторых, эти отношения не должны быть урегулированы другими отраслями права Российской Федерации. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование – уголовно-процессуальное право и т.п. В этой связи следует отметить, чтообязательным субъектом административных отношений выступает субъект исполнительной власти, который отдает распоряжения, выполняет контрольные и тому подобные функции. Поэтому, если управленческие отношения возникают в имущественной, финансовой, природоохранной, предпринимательской и иных сферах, и субъект исполнительной власти выступает обязательным участником таких отношений, то эти отношения следует включать в предмет административного права.

Отношения, входящие в предмет административного права, регулируются его нормами посредством:

• определения административного статуса субъектов административного права: граждан, государства, его органов и должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений и их служащих в сфере управления;

• определения порядка образования органов исполнительной власти и государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, негосударственными формированиями и гражданами;

• установления условий и порядка прохождения государственной гражданской службы;

• закрепления форм и методов государственного управления, процессуального порядка его осуществления;

• определения способов обеспечения законности в государственном управлении;

• регламентации юрисдикционной деятельности уполномоченных органов и порядок ее осуществления и т.д.

Предмет административного права условно можно поделить на две части:

1. В первую следует включать внутриорганизационные отношения, возникающие внутри системы исполнительной власти по поводу: организации органов исполнительной власти и службы в них; наделения компетенцией органов и служащих; взаимоотношений между органами и подчиненными им организациями и т.п.

2. Вторую часть составляют внешние отношения, выходящие за пределы органов власти, т.е. взаимоотношения административной власти с предприятиями, учреждениями, объединениями любых организационно-правовых форм, с гражданами.

Если в регулировании управленческих отношений преобладают нормы, закрепляющие внутриорганизационные отношения (т.е. регулирующие разделение труда по управлению, устанавливающие власть аппарата и обязанности граждан и иных невластных субъектов), то такая система норм образует полицейское право.

Если в системе регулирования государственного управления достаточное место занимают нормы, закрепляющие права личности и гарантии от административного произвола, то такая система представляет собой Административное право.

В этой связи Д.Н. Бахрах считает, что реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией – необходимое условие превращения полицейского права в административное.

Любая отрасль права имеет собственный метод правового регулирования – совокупность определенный способов воздействия на регулируемые отношения и, следовательно, на поведение их участников. В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в правовой науке выделают императивный и диспозитивный методы правового воздействия.

Императивный метод –это метод централизованного регулирования, которыйприменяется к отношениям власти и подчинения, характеризующихся неравенством их участников, и предполагает юридически властное волеизъявление одной из сторон. Такой стороной всегда выступает орган государственной власти или должностное лицо, наделенные государственно-властными полномочиями.

Диспозитивный метод –это методдецентрализованного регулирования, с помощью которого регулируются отношения, участники которых выступают как равноправные стороны.

В зависимости от требований, закрепленных в норме права можно выделить три способа правового регулирования:

1. предписание, т.е. возложение юридических обязанностей совершать определенные действия;

2. запрет, т.е. возложение юридических обязанностей воздерживаться от совершения определенных действий.

3. дозволение, т.е. предоставление участнику правоотношения определенных прав на совершение или отказ от совершения определенных действий по своему усмотрению.

Особенностью предмета правового регулирования административного права является то, что в него включаются отношения, возникающие в сфере осуществления государственного управления, т.е. отношения власти и подчинения, основанные на неравенстве их участников.

Исходя из этого, можно проанализировать особенности административно-правового регулирования управленческих отношений.

Во-первых, нормами административного права устанавливается определенный порядок действий, от которого субъект не имеет права отступить по своему усмотрению, и в случае его несоблюдения исключается возможность наступления последствий, предусмотренных нормой. Так, например, в соответствии со ст. 4.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ об охране окружающей природной среды; об использовании атомной энергии; о налогах и сборах; о защите прав потребителей; о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма – по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Это означает, что лицо должно быть привлечено к административной ответственности в течение установленного срока (предписание). Превышение этого срока исключает возможность привлечения виновного к административной ответственности.

Во-вторых, нормами административного права запрещается совершение определенных действий. За нарушение таких норм лицо подвергается мерам административной или дисциплинарной ответственности. Например, ст. 12.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает запретна управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения. За нарушение данного запрета виновное лицо будет подвергнуто мерам административной ответственности.

В-третьих, административно-правовые отношения – это не всегда отношения власти и подчинения. Управление предполагает возникновение отношений горизонтального типа между субъектами, обладающими равным объемом полномочий, что обуславливает наличие диспозитивности в регулировании отношений между ними. Нормами административного права может предоставляться возможность выбора одного из предусмотренных вариантов поведения, при этом лицо не вправе уклониться от такого выбора. Например, орган, выносящий постановление по делу об административном нарушении, выбирает в соответствии с нормой вид административного наказания и его размер. В науке административного права это называется «жесткое дозволение», т.к. при наличии определенной самостоятельности орган обязан применить наказание.

Дозволение проявляется и в предоставлении управляющей либо управляемой стороне возможности выбора варианта поведения по своему усмотрению, но обязательно в рамках предусмотренных условий. Так, например, в случае, если действием или решением органа государственной власти или его должностным лицом нарушены права гражданина (условие), то последний вправе, по своему усмотрению, подать административную жалобу в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, обратиться с жалобой в суд, либо вообще не предпринимать ни каких действий – «мягкое дозволение».

Предписание и запрет наиболее часто используются в административном праве. В то же время Административное право использует и дозволение. Жесткое дозволение предполагает возможность выбора действий из вариантов, установленных административно-правовыми нормами. Мягкое дозволение предполагает возможность действовать по своему усмотрению.

Таким образом, Административное право – это система норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением негосударственными организациями отдельных государственных полномочий.

Специфичность отрасли административного права порождает тесную связь с другими отраслями права:

• с конституционным (государственным) правом, которое содержит принципы административного права и является его основным источником;

с финансовым правом, которое регулирует отношения в сфере финансовой деятельности государства. Административным правом определяется компетенция финансовых, налоговых органов и регламентируется порядок их организации и деятельности, то есть регулируются управленческие отношения в сфере финансов. Кроме того, до недавнего времени финансовое право являлось подотраслью административного права;

• с земельным правом. Нормы земельного права регулируют отношения между государством и землепользователями. Вместе с тем, государство в лице органов управления предоставляет пользователям земельные участки, сдает их в аренду, производит их изъятие, следит за соблюдением землепользователями возложенных на них обязанностей по рациональному и бережному использованию земель. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права;

• с гражданским правом по вопросам регулирования имущественных отношений. Административное право регулирует имущественные отношения в области управления и распоряжения государственной собственностью. Акт управления может служить основанием как передачи имущества от одного государственного предприятия другому, так и основание заключения гражданско-правового договора;

• с трудовым правом. Нормами административного права регулируются служебные обязанности и права должностных лиц, прохождение государственной службы. Исполняя свои служебные обязанности и права, государственные служащие вступают в государственно-служебные отношения, регулируемые административным правом. Вместе с тем, в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом;

• с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, и позволяют отграничить их от преступлений. Границы между административными и уголовным правом подвижны, так как при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к административным правонарушениям, могут перерастать в преступления, и наоборот.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 169.