По отдельным вопросам курса (исп.Елагин Р.И. Административное право. М., 2010)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет и система науки административного права

Наука административного права представляет собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Значительный вклад в разработку теоретических проблем административного права на современном этапе внесли А.П. Алехин, В.Н. Бутылин, Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, А.А. Кармолицкий, А.П. Коренев, М.П. Киреев, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, Б.М. Манохин, Г.А. Туманов, В.Е. Чиркин и ряд других ученых.

Предметом данной науки являются исследование государственного управления, складывающихся в его сфере общественных отношений и административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.

Наука административного права исследует:

• правовое положение субъектов административного права в сфере государственного управления;

• правовые формы и методы управления;

• способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

• административный процесс и его виды;

• проблемы межтерриториального управления и регулирование управления в указанных системах нормами административного права;

• правотворческую и правоприменительную деятельность органов исполнительной власти;

• юрисдикционную деятельность государства;

• зарубежную теорию и практику государственного управления.

Результатом научных исследований является разработка рекомендаций и предложений, направленных на повышение эффективности административно-правового регулирования и совершенствование практики применения норм административного права во всех сферах и отраслях управления. Наука административного права вырабатывает научные понятия и категории, которыми она пользуется.

Теоретической основой науки административного права являются философские и общесоциологические науки, положения теории социального управления, общей теории и социологии права.

Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический и социологические методы исследования. Наука административного права призвана служить интересам личности, общества и государства. Велика роль науки административного права в процессе подготовки юристов практиков, а также научно-педагогических кадров.

 

Административно-правовая наука связана с иными отраслевыми науками – Конституционного, Финансового, Земельного, Экологического права и др. науками. Наиболее тесно она связана с наукой управления. Последняя исследует организационные и иные отношения в области социального управления, разрабатывает наиболее эффективные управленческие формы и методы.

Наука управления носит комплексный характер. В ней преломляются положения общественных наук, кибернетики, социальной психологии, юридической и некоторых других наук. Теоретические положения науки управления служат методологической основой (одной из основ) теории административного права. Вместе с тем, наука управления использует многие положения науки административного права.

Наука административного права связана со многими отраслями правовой науки: теорией государства и права, историей государства и права, конституционным правом.

Система курса науки административного прававключат в себя три части.

В первую (общую) часть включаются вопросы, относящиеся к предмету административного права, механизму административно-правового регулирования, административному статусу субъектов административного права, к формам и методам государственного управления, обеспечения законности государственного управления.

Вторая (особенная) часть содержит вопросы, относящиеся к административно-правовому регулированию общественных отношений возникающих по поводу организации и осуществлению государственного управления в административно-политической, экономической и социальной сферах.

В состав третьей части включены вопросы, относящиеся к административно-юрисдикционной деятельности органов государственной власти.

Каждая из перечисленных частей имеет свою структуру.

Административная жалоба

В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Исходя из этого, различают два порядка рассмотрения жалобы: административный и судебный.

Как уже отмечалось, что порядок реализации административной жалобы не является унифицированным, т.к. регламентируется различными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней, в частности: таможенным, налоговым, финансовым законодательством, Кодексом РФ об административных правонарушений, законодательством о государственной службе и др. Анализ данного массива нормативных актов вместе с тем позволяет выделить его общие основные черты.

Административная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Административная жалобы подается на акты ненормативного характера органов государственной власти и местного самоуправления, действия или бездействие их должностных лиц если по мнению гражданина, они нарушают их права в течение трех месяцев со дня, когда гражданин узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом или вышестоящим органом.

В рассмотрении жалобы может быть отказано в следующих случаях:

а) пропуска срока подачи жалобы;

б) отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;

в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать представителем лица права и законные интересы которого нарушены;

г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим органом (должностным лицом);

д) получения информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

Заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее регистрации.

Отказ в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.

К жалобе могут быть приложены:акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности); акт проверки; первичные документы, подтверждающие позицию заявителя; иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

В Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержится запрет направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие), которых обжалуется. Таким образом, жалобы могут рассматриваться вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего органа.

Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное отношении организаций рассматривается вышестоящим органом, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица рассматривается вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего органа.

Все поступающие в соответствующие органы жалобы направляются в подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений. Жалоба подлежит направлению в нижестоящий орган на заключение. В запросе может содержаться указание на необходимость представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же орган или тому же должностному лицу.

В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам должна учитываться судебная практика. По итогам рассмотрения жалобы могут быть приняты следующие решения:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт органа и назначить дополнительную проверку;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение по существе.

Жалоба рассматривается вышестоящим органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления.

Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

по отдельным вопросам курса (исп.Елагин Р.И. Административное право. М., 2010)

 

Административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни. Именно административным правом обеспечивается реализация прав, свобод и обязанностей всех субъектов права.

Современное Административное право призвано регулировать государственно­управленческую деятельность и возникающие в процессе ее осуществления многообразные управленческие отношения, которые возникают во всех сферах жизни общества и государства: политической, экономической, социальной. Таким образом, Административное право выполняет роль «проводника» публично­правовых интересов государства в различных сферах общественной жизни.

Управленческая деятельность государства проявляется, прежде всего, в процессе осуществления исполнительной власти, которая несомненно является предметом регулирования административного права. Однако в современных условиях этого явно недостаточно, и сущность административного права должна быть дополнена вторым элементом, а именно тем, что Административное право так же призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан не только в сфере государственного управления, а всех прав, и обеспечивать их защиту в административном порядке.

Посредством Административного права обеспечивается целенаправленное управленческое воздействие органов исполнительной власти, государственного управления на те или иные объекты и процессы в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах с целью приведения их в упорядочение, согласованное состояние; организация и деятельность системы и структуры федеральных и иных органов исполнительной власти; оптимальный уровень управления государством и обществом с использованием административно-правовых институтов государственной службы, административной ответственности и пр.; законное и справедливое обращение с гражданами, создание необходимых условий для реализации прав, свобод и законных интересов личности, получения многих благ.

Административное право – комплексная отрасль права, отражающая основные подходы государства к проблемам управления различных сфер общественной жизни. Постоянное развитие данной отрасли обусловлено процессом реформирования власти в государстве и на местах на основе новых демократических принципов.

Конституция России закрепила новые формы осуществления властно­распорядительных полномочий, основанных на основах конституционного строя, посредством которых народ осуществляет власть.

Конституция РФ и административное законодательство возложили на органы власти всех уровней обширные функции по регулированию общественных отношений. Как показывает практика, юристу в своей практике приходится все чаще и чаще решать те или иные вопросы с различными органами и должностными лицами. Поэтому изучение Административного права является неотъемлемой частью общей правовой подготовки студентов юридических факультетов в интересах оптимального применения полученных знаний.

Место Административного права в системе профессиональной подготовки юристов определяется все возрастающей необходимостью профессиональной деятельности в сфере государственного управления, не только в части работы в государственном аппарате, но и в обеспечении взаимоотношений частных структур с органами государственного управления и пр. Административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни. Именно административным правом обеспечивается реализация прав, свобод и обязанностей всех субъектов права.

Современное Административное право призвано регулировать государственно­управленческую деятельность и возникающие в процессе ее осуществления многообразные управленческие отношения, которые возникают во всех сферах жизни общества и государства: политической, экономической, социальной. Таким образом, Административное право выполняет роль «проводника» публично­правовых интересов государства в различных сферах общественной жизни.

Управленческая деятельность государства проявляется, прежде всего, в процессе осуществления исполнительной власти, которая несомненно является предметом регулирования административного права. Однако в современных условиях этого явно недостаточно, и сущность административного права должна быть дополнена вторым элементом, а именно тем, что Административное право так же призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан не только в сфере государственного управления, а всех прав, и обеспечивать их защиту в административном порядке.

Посредством Административного права обеспечивается целенаправленное управленческое воздействие органов исполнительной власти, государственного управления на те или иные объекты и процессы в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах с целью приведения их в упорядочение, согласованное состояние; организация и деятельность системы и структуры федеральных и иных органов исполнительной власти; оптимальный уровень управления государством и обществом с использованием административно-правовых институтов государственной службы, административной ответственности и пр.; законное и справедливое обращение с гражданами, создание необходимых условий для реализации прав, свобод и законных интересов личности, получения многих благ.

Административное право – комплексная отрасль права, отражающая основные подходы государства к проблемам управления различных сфер общественной жизни. Постоянное развитие данной отрасли обусловлено процессом реформирования власти в государстве и на местах на основе новых демократических принципов.

Конституция России закрепила новые формы осуществления властно­распорядительных полномочий, основанных на основах конституционного строя, посредством которых народ осуществляет власть.

Конституция РФ и административное законодательство возложили на органы власти всех уровней обширные функции по регулированию общественных отношений. Как показывает практика, юристу в своей практике приходится все чаще и чаще решать те или иные вопросы с различными органами и должностными лицами. Поэтому изучение Административного права является неотъемлемой частью общей правовой подготовки студентов юридических факультетов в интересах оптимального применения полученных знаний.

Место Административного права в системе профессиональной подготовки юристов определяется все возрастающей необходимостью профессиональной деятельности в сфере государственного управления, не только в части работы в государственном аппарате, но и в обеспечении взаимоотношений частных структур с органами государственного управления и пр.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 185.