Управление представляет собой ряд действий, совершаемых субъектом управления (тем, кто управляет) в отношении объекта (того, кем управляют, на кого направлено управление) ради достижения определенных целей. Таким образом, управление характеризуется:
1. наличием субъекта управления, который наделяется властными полномочиями, то есть обладает способностью подчинять своей воле поведение управляемых;
2. наличием объекта управления, на который направлено управленческое воздействие (общество в целом, экономика, политика, деятельность органов власти, организаций, поведение людей);
3. наличием между субъектом и объектом управления прямой (дача команд, распоряжений) и обратной (информирование о выполнении или невыполнении команд) связи;
4. наличием определенной цели, ради достижения которой осуществляется управление.
Так как управление затрагивает интересы общества, его принято определять как социальное.
Социальное управление выполняет ряд общих и специальныхфункций:
• Общимиявляются виды деятельности, обеспечивающие достижение общих целей управления: анализ социальной информации; прогнозирование изменений в развитии каких-либо явлений или процессов; планирование и определение целей управленческой деятельности; организация и формирование системы управления; регулирование управленческих отношений между субъектом и объектом управления; определение структуры органов, организаций; подбор и расстановка кадров, контроль, учет и др.
• Специальными являются такие виды организационной деятельности, которые вызваны особенностью объектов управления и осуществляются в соответствующих сферах.
Процесс управления цикличен и состоит из стадий: выработки, обсуждения и принятия решения, организация его исполнения, контроля за исполнением решения и подведения итогов.
Социальное управление в обществе, в зависимости от субъекта управления и направленности управленческой деятельности, подразделяется на два вида: государственное управление, которое выражается вуправление делами государства и негосударственное управление – управление в негосударственных формированиях.
Государственное управление осуществляют все органы государства (законодательные, исполнительные и судебные) в формах правотворческой, исполнительной и судебной деятельности.
Негосударственное управление осуществляют негосударственные организации и учреждения (хозяйственные товарищества и общества, объединения граждан и др. некоммерческие организации) в рамках внутренней организации их деятельности.
Государственное управление характеризуется рядом черт:
• осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления;
• носит государственно-властный характер, т.е. субъекты управления, наделены государственно-властными полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности и выступают от имени государства;
• носит правовой характер, т.е. осуществляется посредством принятия подзаконных актов, обязательных к исполнению и обеспеченных мерами государственного принуждения;
• это деятельность по организации исполнения законов и других нормативных актов;
• носит постоянный характер, то есть осуществляется непрерывно;
• через государственное управление реализуются функции государства;
• представляет собой организующую деятельность по разработке программ управления, установления основных направлений деятельности всех элементов управленческой системы, налаживании оперативного контроля за системой.
• осуществляется в социально-политической (оборона, внутренние и иностранные дела, государственная безопасность), социально-культурной (образование, наука, здравоохранение, культура), хозяйственной (промышленность, транспорт, связь, торговля) и других сферах.
Субъектами государственного управления являются, прежде всего, государственные органы. В зависимости от принадлежности к той или иной ветви власти органы государства в различной степени задействованы в процессе государственного управления.
Законодательные органы государственной власти принимают законы, регулирующие общественные отношения в сфере управления, но непосредственного управления они не осуществляют (за исключением осуществления управления в аппаратах и службах данных органов).
Органы судебной власти осуществляют правосудие, но вместе с тем они руководят деятельностью аппаратов судов, то есть осуществляют внутреннее управление.
Специальными органами государственного управления, осуществляющими управленческую деятельность, являются органы исполнительной власти которые, в соответствии с Конституцией РФ и законами осуществляют исполнительную власти в Российской Федерации.
Государственное управление осуществляют также органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в части осуществления ими отдельных государственных полномочий в случаях предусмотренных законом. Также функции управленческого характера могут осуществлять и негосударственные формирования, наделенные государственно-властными полномочиями. Например, предприятия частной детективной и охранной деятельности, которые в соответствии с законом наделены отдельными правоохранительными полномочиями по защите прав и законных интересов своих клиентов[1].
____________________
1.См.: Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г.) / Российская газета от 30 апреля 1992 г.
Исходя из вышеизложенного, государственное управление– это основанная на законе юридически властная деятельность субъектов управления, обладающих государственно-властными полномочиями, по осуществлению непрерывно руководства административно-политической, социально-культурной, экономической сферах народного хозяйства.
В процессе осуществления государственного управления складываются управленческие отношения. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений, складывающихся, главным образом, в сфере государственного управления. Нормами Административного права определяется правовой статус субъектов управления, регламентируются формы и методы управленческой деятельности, способы обеспечения законности в государственном управлении и др.
Таким образом, государственное управление является общим объектом регулирования Административного права.
Органы государственной власти, выполняя возложенные на них задачи и функции, руководствуются рядом принципов.
Под принципами в данном случае понимается основополагающие идеи, положения и подходы, отражающие наиболее существенные стороны организации и осуществления государственного управления.
В научной и учебной литературе выделяется множество принципов государственного управления, например: политико-организационные (партийное руководство, принцип участия в управлении государством, принцип равноправия национальностей, принцип законности); организационно-технические (отраслевой, функциональный, территориально-производственный); определяющие деятельность государственного аппарата (экономические, технические, организационно-правовые, политические).
Либо, принципы государственного управления делят на две группы: правовые и организационные.
К правовым принципам относят те, которые имеют общесоциальный характер и реализуются в управленческой деятельности независимо от уровня и места того или иного органа, от должности, занимаемой работником, осуществляющим управленческую деятельность.
Важная роль этих принципов обусловлена тем, что они устанавливают социальные (моральные, юридические) правила управленческой деятельности. Организационные принципы обеспечивают организацию органов управления в отдельных областях.
Вместе с тем, следует отметить, что общепризнанной классификации не существует, что обусловлено многообразием форм и видов управленческой деятельности.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 208.