Роль теоретического знания в инновациях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Качественной характеристикой информации в постиндустриальном обществе и «осевым принципом» общества становится, по мнению Д. Белла, теоретическое знание.

Рост числа специалистов свидетельствует о росте числе людей, которые используют теоретическое знание и вносят в него свой вклад. Но здесь мы уже имеем дело не с чисто количественным феноменом, а с той характеристикой постиндустриального общества, которой оно разительно отличается от других обществ и которая ведет к серьезным последствиям.

Д. Белл считает, что «кардинально новое сейчас – это кодификация теоретического знания и его ключевая роль в инновациях как в сфере создания новых знаний, так и в сфере производства товаров и услуг». На этом автор концепции строит описание постиндустриального общества как общества знания, потому что источником новаций все в большей и большей степени становится работа по исследованиям и развитию (проще говоря, в связи с центральной ролью теоретического знания возникли новые отношения между наукой и технологией).

Сущность теоретического знания становится понятнее при сравнении постиндустриального общества с индустриальным. В прошлом изобретения делались главным образом талантливыми самоучками, которые, столкнувшись с какой-либо практической проблемой, старались разрешить ее методом проб и ошибок, эмпирически. К примеру, Джордж Стивенсон, изобретатель паровоза столкнулся с практической задачей доставлять уголь из шахт, расположенных вдали от рек, и, решая ее, изобрел поезд, который шел по рельсам на паровой тяге.

Постиндустриальное общество, напротив, характеризуется «главенством теории над эмпирическим опытом и кодификацией знания в абстрактные системы символов, которые могут быть использованы для того, чтобы пролить свет на различные и разнообразные сферы практического опыта». Это означает, что предпосылки инноваций теперь лежат в сфере теоретических принципов; например, информатика берет свое начало в работе Алана Тьюринга «О вычислимых числах с приложением к проблеме разрешимости», которая устанавливает принципы двоичного счисления, и в чрезвычайной миниатюризации электронных схем, которую сделали возможной разработки в физике. Как пишет Д. Белл, производство в постиндустриальном обществе «в первую очередь зависит от теоретических разработок, предшествующих процессу производства».

То есть теория играет первостепенную роль не только в области технологических новаций, но и в экономике и общественной жизни. К примеру, правительства проводят политику, которая основывается на теоретических моделях экономики. Модели могут разными, но все они представляют собой теоретические рамки, в которых министры изо дня в день принимают решения.

Бесспорно, теоретическое знание, которое мы используем, зачастую не точно, но, тем не менее, теоретическое знание служит предпосылкой наших действий. Если прежде действия были ответом на практические запросы (технические проблемы, социальные сложности), теперь значительная часть жизни организована на основе теорий поведения, на абстрактных, обобщенных принципах.

Д. Белл полагает, что это изменение ведет к серьезным последствиям. Быть может, более серьезным, чем приоритет теории во всех сферах, который делает постиндустриальное общество способным планировать и контролировать будущее в гораздо большей степени, чем предшествующие общества. Эта способность, конечно, соответствует предрасположенности специалистов к организации и планированию жизни. Кроме того, теоретические знания стали более доступными благодаря информационным технологиям. Компьютеризация позволяет, по мнению Д. Белла, не только управлять «организованной сложностью», но и благодаря программированию создавать «интеллектуальную технологию», которая включает в себя знания (правила, операции и т.д.) и, в свою очередь, способствует инновациям, основанным на теоретическом знании.

Такой взгляд на теоретическое знание определяет новое общество как общество, которое основывается на порождении и использовании информации (знания). Если исходная точка развития – теория, а не потребность удовлетворять практические нужды, тогда можно утверждать, что знание становится признаком нового общества. Более того, сейчас мы говорим уже не о возросшем числе «белых воротничков» и растущих количествах битов информации, мы говорим о новом фундаментальном принципе общественной жизни.

Определим, что понимается под теоретическим знанием. Теория представляет собой набор абстрактных, обобщенных правил, законов и операций, в теоретической области может быть достигнуто согласие, которое движет теорию вперед, особенно в научной сфере; кодифицированная в текстах теория изучается будущими практиками, которые будут применять ее в своей работе. Этот принцип вполне естественно может считаться ключевым не только в проектах по исследованиям и развитию, имеющих первостепенное значение для инноваций, но он также совершенно очевиден и в таких областях, как архитектура, проектирование, строительство, пищевая промышленность и даже моделирование одежды.

Литература

 

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – Москва: Академия, 1999.

2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. – Москва: Прогресс, 1986. – с. 330-342

3. Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. – М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007.

8.1. Лекция "Информация, реструктуризация и глобализация"

Дата: 2016-10-02, просмотров: 204.