Понятие информационного потенциала общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для успешного развития процесса информатизации общества необходимы не только развитые информационные ресурсы, но и инструментальные средства и социальные условия, которые создавали бы возможности для широкомасштабного и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях социальной активности населения. Именно эти средства и условия и образуют в своей совокупности то новое качество, которое называют информационным потенциалом общества.

Под информационным потенциалом общества понимают всю совокупность средств, методов и условий, позволяющих активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы.

В эту совокупность включаются не только все технические средства (технические и программные средства информатики и вычислительной техники, средства информационной коммуникации и информационные технологии), но также средства, методы и социальные структуры, содействующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала (сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций и социальных институтов, деятельность которых содействует активизации и эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовке для этих целей необходимого количества специалистов соответствующей квалификации).

Понятие информационный потенциал общества было впервые предложено К. Колином еще в 1993 году и с тех пор стало все более широко применяться в отечественной научной литературе.

Переход общества на информационный этап развития ставит информационный потенциал государства в один ряд с такими важными факторами, как энергетический, промышленный и оборонный потенциалы.

Для формирования информационного потенциала России, соответствующего количеству ресурсов и численности населения страны, необходимо, во-первых, на уровне правительства определить оптимальную структуру и стратегию развития средств информатизации и связи, необходимых для задач развития страны в ближайшей и отдаленной перспективе.

Во-вторых, в России необходимо организовать проектирование и промышленное производство качественных средств информатизации и связи, разработку их программного обеспечения. Кроме того, для организации удаленного доступа абонентов к информационным ресурсам необходимо дальнейшее развитие систем связи (наиболее перспективными считаются спутниковые и оптоволоконные) и технологий их использования.

В-четвертых, формирование информационного общества требует внедрения перспективных средств подготовки и распространения массовой информации (цифрового телевидения, стереофонического радиовещания, настольных издательских и копировальных систем, средств ввода/вывода и обработки изображений и т. п.). Формирование достаточного для России информационного потенциала должно обеспечиваться специалистами соответствующей квалификации и сопровождаться повышением информационной культуры каждого члена общества, для чего необходима ориентация образовательных программ учебных учреждений всех ступеней на обязательную информационную подготовку выпускников, включающую не только передачу пользовательских знаний и навыков, но и формирование системно-информационной картины мира. Поскольку каждый член общества получает общее среднее образование, необходимо особое внимание уделять подготовке учителя информатики и формированию его готовности транслировать знания, умения, культуру и ценности будущему поколению информационного социума.

Стратегия развития информационного потенциала

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. законодательно закреплено, что «информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий».

Таким образом, признается, что развитие общества находится в прямой зависимости от развития его информационного потенциала. Поэтому к числу основных задач, требующих решения в современном обществе, относят и задачи, связанные с развитием информационного потенциала:

· формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

· развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Основные направления реализации первой из названных задач конкретизитуются следующим образом:

· создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации;

· повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

· формирование единого информационного пространства;

· модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема;

· создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации.

Основные направления реализации задачи развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий конкретизитуются следующим образом:

· развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);

· создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок;

· создание условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы;

· повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий.

В целях решения поставленных задач государство создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий, а также создает условия для равного доступа граждан к информации.

История развития информационного потенциала

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций, которые коренным образом повлияли на состояние ее информационного потенциала.

Первое преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации связано с изобретением письменности. Данное изобретение привело к гигантскому качественному и количественному скачку объема информации в обществе, поскольку появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Вторая революция (середина XVI в.) была вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило возможность доступа пользователей к имеющейся в обществе информации.

Третья революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио. Появилась возможность удаленной передачи информации.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных. Результатом стал переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным и создание программно-управляемых устройств и процессов.

В развитии компьютерной техники К.К. Колин выделяет также несколько этапов.

Первый этап начинается в 1951 году, когда в США была создана первая ЭВМ коммерческого назначения UNIVAC, которая использовалась компанией «General Electronic» и американским Бюро переписи населения. В период до 1960 года общее количество ЭВМ в мире не превышало 6 тыс. единиц. В основном это были разработки различных компаний, программно и технически между собой не совместимые. Использовались они, как правило, для проведения различного рода математических расчетов в интересах оборонного комплекса промышленности и фундаментальной науки. Особо важную роль сыграло использование ЭВМ для разработки атомного и термоядерного оружия, создания ракетных систем и космических аппаратов.

С началом 70-х годов XX века К.К. Колин связывает новый этап развития вычислительной техники, который был ориентирован в основном на информационное обеспечение промышленного производства. В этот период создаются и все более широко используются большие и средние ЭВМ, которые оснащаются устройствами памяти на магнитных барабанах и магнитных дисках, алфавитно-цифровыми печатающими устройствами и алфавитно-цифровыми дисплеями, которые облегчили работу пользователей. В этот период основная масса средств вычислительной техники была направлена в промышленность. С ее помощью были созданы системы автоматизации проектирования, гибкие автоматизированные производства, а также автоматизированные системы управления технологическими процессами. Все это произвело подлинную революцию в области организации значительной части информационных ресурсов в сфере промышленности.

Третий этап развития информационной техники начался в 80-х годах, когда Япония объявила о своей национальной программе создания ЭВМ пятого поколения. В программе ставились не только далеко идущие технологические цели (например, реализация в ЭВМ ряда функций систем искусственного интеллекта), но и социальные (решение проблемы занятости на дому 20 миллионов японских пенсионеров путем их обеспечения компьютерами).

Японская программа заставила специалистов и руководителей многих стран задуматься над возможными социальными последствиями процесса информатизации общества. Результатом этих размышлений стали крупные национальные программы развития вычислительной техники в США, в странах Западной Европы, а также в СССР.

В этот период получают распространение в научной и деловой сферах общества персональные ЭВМ, объем производства которых к 1993 году достиг значения 34,5 млн. единиц и превысил мировой объем производства легковых автомобилей.

Одновременно начинается период сетевого использования ПЭВМ, которые стали все чаще использоваться на предприятиях и в учреждениях в составе локальных сетей, ядром которых служили большие или же мини-ЭВМ.

Создаются автоматизированные банки данных различного назначения, что привело к необходимости перевода в электронную форму значительной части информационных ресурсов в финансово-экономической и деловой сфере.

Четвертый период развития компьютерной техники (90-е годы XX века) характеризуется массовым созданием глобальных и корпоративных информационно-телекоммуникационных сетей, интегрирующихся в региональные, корпоративные и глобальные информационно-телекоммуникационные системы.

На сегодняшний день к основным техническим компонентам информационного потенциала общества относят:

· средства вычислительной техники и информатики, обеспечивающие возможность электронного представления, хранения и обработки информации и формирования на ее основе информационных ресурсов общества;

· средства информационно-телекоммуникационных систем, обеспечивающих передачу данных по каналам связи;

· системы телевидения, радиовещания, телефонной, телеграфной и радиосвязи;

· полиграфическую, копировальную, множительную и другую технику, предназначенную для документирования и размножения информации;

· кино- и фотоаппаратуру, средства записи и воспроизведения звука;

· первичную сеть каналов связи, предназначенных для передачи информации.

В эту совокупность включены все инструментальные средства, которые созданы человеком для овладения информацией и ее использования в интересах жизнеобеспечения и дальнейшего развития общества.

Современное состояние информационного потенциала России

Осознавая важность формирования информационного потенциала для достижения цели становления информационного общества, Россия в последние годы формирует национальные приоритеты в сфере развития информационного общества и экономики знаний и вкладывает значительные средства в развитие информационных и коммуникационных технологий. Приняты Федеральная целевая программа «Электронная Россия», «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.» и другие концептуальные документы. В 2009 г. создана Комиссия по модернизации и технологическому развитию при Президенте РФ.

В Стратегии развития информационного общества сформулирован ряд задач, согласно которым «…к 2015 г. должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:

· место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества – в числе двадцати ведущих стран мира;

· место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы – не ниже десятого;

· уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий – 100%;

· увеличение объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 г. – не менее чем в 2,5 раза;

· уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий: к 2010 г. – 15 линий и к 2015 г. – 35 линий;

· наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, – не менее чем в 75% домашних хозяйств», и др.

Оценка степени достижения поставленной цели требует наличия достоверной информационной базы, позволяющей сравнивать успехи отдельных стран в развитии информационного общества и экономики знаний, оценивать положение страны в мире, постоянно отслеживать прогресс в реализации государственных программ, определять векторы развития и отклонения от заданного пути, производить корректирующие действия и т.д. Одним из инструментов для такого мониторинга, наряду с внутренней статистикой, может стать независимая оценка по одной или нескольким из систем индикаторов развития информационного общества и экономики знаний различных международных организаций.

Критерием оценки уровня развития информационного потенциала общества может выступать степень выраженности его технических компонентов. Так, в 1997 году была проведена сравнительная оценка уровня информационного развития пяти стран мира (США, Финляндии, ФРГ, Великобритании и Франции) по шести показателям, которые представляют собой приходящиеся на тысячу человек населения количества: газет, телевизоров, домашних ПЭВМ, подключений к сети Интернет, телефонов и мобильных телефонов.

Анализ полученных данных показал, что печатные средства массовой информации вытесняются электронными, происходит быстрый рост количества домашних компьютеров, а по уровню телефонизации страны и использованию сети Internet Финляндия намного опережает сегодня другие страны Запада, что и вывело ее на второе после США место в мире.

В литературе для оценки развития информационного потенциала общества предлагается также подход, основанный на использовании трех систем индикаторов:

· индикатора технологической оснащенности,

· индикатора прозрачности коммуникаций

· индекса информационного общества.

Индикатор технологической оснащенности призван измерять и оценивать состояние развития ИКТ в различных странах. Он интегрирует пять наиболее распространенных частных показателей технологической продукции, которые охватывают традиционно используемые и наиболее необходимые сегодня обществу технологические средства: персональные компьютеры, мобильные телефоны, Интернет, факсы и телевизоры.

Индикатор прозрачности коммуникаций разработан специалистами Национального научного фонда США и предназначен для оценки степени использования ИКТ в процессах взаимодействия всех категорий населения, бизнеса, предпринимателей и властей как между собой, так и в пределах каждой из отдельных категорий. Данная система индикаторов может быть использована и для оценки степени продвижения того или иного государства в направлении перехода к электронному правительству, поэтому иногда этот показатель называется Индикатором прозрачности управления.

Индекс состояния информационного общества включает 23 переменные, которые в свою очередь разделены на четыре следующих группы: компьютерная инфраструктура, информационная инфраструктура, интернет-инфраструктура и социальная инфраструктура (см. таблицу № 1).

В отчете «The Global Information Technology Report 2008–2009» Всемирного Экономического Форума выявлено, что Россия занимала в период 2008–2009 г. 74-е место по индексу сетевой готовности, потеряв две позиции в сравнении с предыдущим годом.

Таблица № 1

Группы и переменные, используемые при расчете индекса информационного общества
1.Компьютернаяинфраструктура 1.Количество персональных компьютеров (ПК) на душу населения. 2.Число домашних ПК, отнесенных к количеству семей. 3.Число ПК в государственных и коммерческих организациях, отнесенное к общему количеству несельскохозяйственных работников. 4.Число ПК в средних и высших учебных заведениях, отнесенное к количеству студентов. 5.Процент домашних ПК, подключенных к сетям. 6.Доля затрат на программное обеспечение по отношению к затратам на компьютерное оборудование.
2.Информационная инфраструктура 1. Количество абонентов кабельного телевидения на душу населения. 2. Количество сотовых телефонов на душу населения. 3. Стоимость телефонного вызова. 4. Количество факсов на душу населения. 5. Количество радиоприемников на душу населения. 6. Количество ошибок в телефонных линиях. 7. Количество телефонных линий на одну семью. 8. Количество телевизоров на душу населения.
3.Интернет-инфраструктура 1. Количество бизнес-пользователей Интернета, отнесенное к общему количеству несельскохозяйственных работников. 2. Количество домашних пользователей Интернета, отнесенное к количеству семей. 3. Количество пользователей Интернета, отнесенное к количеству студентов. 4. Доля расходов на электронную коммерцию, отнесенная к общему количеству пользователей Интернета.
4.Социальная инфраструктура 1. Оценка уровня развития гражданских свобод. 2. Количество газет на душу населения. 3. Свобода печати. 4. Количество людей, имеющих среднее образование. 5. Количество людей, имеющих высшее образование.

 

Современное состояние информационного потенциала России

В 10 стран-лидеров по индексу состояния информационного общества в 2008–2009 гг. входили Дания и Швеция, сохранившие 1-е и 2-е места (в сравнении с 2007–2008 гг.), на 3-м месте США. Дания демонстрировала самые высокие показатели по инфраструктуре Интернета – пропускная способность каналов (346 Мбит/с на 10 тыс. человек) и проникновение широкополосного Интернета (36,3 подключений на 100 человек), наряду с широким использованием ИКТ в бизнесе.

Российская Федерация находилась на 74-м месте, улучшив свои показатели готовности к информационному обществу за счет повышения эффективности использования высококвалифицированной рабочей силы и активного проникновения ИКТ. Однако у России в использовании ИКТ есть как сильные, так и слабые стороны. Россия имеет высокое качество образования и научно-исследовательской деятельности (по качеству технического образования РФ занимает 24-е место), активно развивается инфраструктура ИКТ (по количеству пользователей мобильной связи Россия занимает 24-е место), однако по качеству рынка (96-е место), по регулятивной среде (85-е место), так же как и по отношению государства к сфере ИКТ (113-е место) Россия сильно отстает, что создает значительные препятствия эффективному использованию ИКТ. Следует отметить, что все показатели, по которым Россия имеет низший рейтинг, отражают мнение руководителей крупных корпораций, ведущих бизнес в России в сфере ИКТ.

Индекс развития ИКТ (IDI) был разработан Международным телекоммуникационным союзом в 2007 г. Основу индекса IDI составляет модель процесса развития страны на пути к информационному обществу, включающая три стадии: готовность ИКТ (отражает уровень существующей инфраструктуры ИКТ и ее доступность); интенсивность ИКТ (отражает уровень использования ИКТ в обществе) и влияние ИКТ (отражает результат эффективного использования ИКТ).

Трехуровневая модель движения к информационному обществу определила три субиндекса, образующих Индекс развития ИКТ (IDI): инфраструктура и доступность ИКТ; использование ИКТ; знания и навыки в сфере ИКТ.

В период с 2002 по 2007 г. Россия в мировом рейтинге, согласно индексу развития ИКТ, поднялась на две позиции – с 52-го на 50-е место, при этом абсолютное значение индекса увеличилось на 1,12, что выше среднего прироста индекса для всей группы анализируемых стран.

Россия значительно улучшила показатели субиндекса «Инфраструктура и доступность ИКТ»: количество фиксированных телефонных линий на 100 жителей, количество пользователей мобильной телефонной связи на 100 жителей, пропускная способность международного интернет-канала (бит/с) на одного пользователя, доля домохозяйств, имеющих компьютер, и доля домохозяйств, имеющих доступ к Интернету дома.

Показатели субиндекса «Использование ИКТ» (количество интернет-пользователей на 100 жителей, количество абонентов фиксированного и мобильного Интернет-соединения) по-прежнему остаются на невысоком уровне, несмотря на то, что в течение пяти лет наблюдалась положительная динамика. В период с 2002 по 2007 г. Россия поднялась в рейтинге с 80-го на 69-е место, но рост абсолютного значения (0,72) оказался ниже среднего прироста (0,89), что является следствием недостаточного использования мобильного Интернета.

Единственным субиндексом, продемонстрировавшим отрицательную динамику за пятилетний период, оказался субиндекс «Знания и навыки в сфере ИКТ», в который входят такие показатели, как «Уровень образования взрослого населения» (процент людей, умеющих читать и писать, среди населения старше 15 лет), «Валовой охват средним образованием» (отношение численности людей, фактически получающих среднее образование, вне зависимости от возраста, к численности людей, имеющих возраст, типичный для получения среднего образования в данной стране), «Валовой охват высшим образованием» (отношение численности людей, фактически получающих высшее образование, вне зависимости от возраста, к численности людей, имеющих возраст, типичный для получения высшего образования в данной стране).

Эти результаты не опровергаются и системой оценивания посредством индекса экономики знаний (KEI), разработанным в рамках программы Всемирного банка «Знания для развития». KEI основывается на модели экономики знаний, состоящей из четырех основных элементов:

1. Экономические стимулы и институциональная система, обеспечивающие эффективное использование имеющихся и новых знаний, мобилизацию и распределение ресурсов, и развитие предпринимательства.

2. Образованные и квалифицированные работники, непрерывно повышающие и адаптирующие свою квалификацию для эффективного создания и использования новых знаний.

3. Современная информационная инфраструктура, обеспечивающая эффективную передачу, распространение и обработку информации.

4. Инновационная система, состоящая из фирм, исследовательских и научных центров, институтов, консалтинговых компаний и других организаций, находящихся в центре информационной революции и способных воспользоваться растущим потенциалом знаний и адаптировать их под современные нужды.

Четыре элемента экономики знаний оцениваются при помощи четырех субиндексов KEI: экономические стимулы и институциональная система, образование и квалификация, информационная инфраструктура и инновационная система. KEI рассчитывается как среднее арифметическое четырех субиндексов.

В период с 1995 по 2008 г. Россия, согласно индексу экономики знаний KEI, опустилась на пять позиций – с 56-го на 61-е место, что, прежде всего, связано с ухудшением показателей субиндекса «Экономические стимулы и институциональная система», по которому Россия потеряла 9 позиций и опустилась на 124-е место.

В этот же период Россия, согласно индексу KEI, продемонстрировала отрицательную динамику по субиндексу «Образование и квалификация» (снижение с 24-го на 37-е место), поскольку в рассматриваемый период в России снизился уровень образования взрослого населения и валовой охват населения средним образованием. Несмотря на то, что по двум оставшимся субиндексам «Информационная система» и «Инновационная инфраструктура» Россия улучшила свои показатели, этого оказалось недостаточно для улучшения позиции в мировом рейтинге.

Согласно отчету о развитии информационных технологий «The Global Information Technology Report 2011–2012» Всемирного экономического форума, Россия в индексе сетевой готовности в 2012 г. заняла 56-е место из 142, тем самым существенно улучшив свои позиции за последние 3 года (в 2010-2011 гг. – 77-е место из 138, а в 2009-2010 гг. – 80-е место из 133).

Следует отметить, что сравнение результатов за три названных периода не показательно, поскольку изменилась методология расчета данного индекса.

Наилучшие результаты РФ показала по показателям: использование мобильных телефонов (7 место), уровень грамотности взрослого населения (9 место), доля населения с высшим образованием (13 место) и тарифы на широкополосный доступ в Интернет (17 место).

Картина развития информационных технологий в России будет полной только в случае указания наряду с лучшими, худших результатов по выделенным показателям: независимость судебной власти (123 место), уровень защиты интеллектуальной собственности (126 место) и уровень технологического восприятия компаний (130 место).

Литература

 

1. Мизин, И.А. Состояние и перспективы развития телекоммуникационных технологий / И.А. Мизин // Информационные технологии и вычислительные системы. – М., 1996. – № 3.

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // Российская газета, № 4591 от 16 февраля 2008 г.

3. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.

4. The Global Information Technology Report 2008– 2009 / World Economic Forum, INSEAD.http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/Global%20Information%20Technology%20Report/index.htm

5. The Global Information Technology Report 2008– 2009 / World Economic Forum, INSEAD.http://www3.weforum.org/docs/WEF_GITR_Report_2011.pdf

6. Measuring the Information Society 2009 / International Telecommunication Union. http://www.itu.int/ITU-D/ict/publications/idi/2009/index.html.

7. Knowledge Economy Index (KEI) 2008 Rankings / The World Bank.http://siteresources.worldbank.org/INTUNIKAM/Resources/KEI2008Highlights_final12052008.pdf.

8. Бортвин Д.О., Лобза Е.В., Хасаншин Р.Р. Оценка инновационного потенциала через призму индикаторов развития информационного общества и экономики знаний / Д.О. Бортвин, Е.В. Лобза, Р.Р. Хасаншин.http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268032132/Monitoring_Systems.pdf.

4.1. Лекция "Информационное общество: понятие, признаки, критерии развития"

Обзор различных подходов к интерпретации термина «информационное общество»

В настоящее время существует несколько определений понятия информационное общество. Одно из них, наиболее сжатое, но достаточно емкое, принадлежит профессору А.И. Ракитову: «Информационное обществохарактеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания».

Необходимо отметить, что эта экономическая характеристика не может охватить всех аспектов такого многогранного понятия, как информационное общество. Однако она отражает главное: приоритет информации как объекта и результата общественного производства.

С экономической точки зрения в научной литературе сегодня выделяют следующие основные виды обществ:

· доиндустриальное общество, в котором доминировало производство продуктов сельского хозяйства, основанное на использовании ручного труда и мускульной силы животных, а также ремесленничество;

· индустриальное общество, которое начало формироваться на нашей планете около 300 лет тому назад и главной экономической характеристикой которого является промышленное производство;

· постиндустриальное общество, начало формирования которого относят к середине XX века и главной характеристикой которого является приоритетное развитие сферы услуг, которые начинают превалировать над объемами промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции;

· информационное общество, в котором производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладает над всеми другими видами социально-экономической активности людей.

Если принять эту классификацию стадий общественного развития, то можно сделать вывод о том, что сегодня большая часть развитых стран мира находится в стадии перехода от постиндустриального к информационному обществу, в то время как в России совершается переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

Отличительные черты информационного общества:

· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Данные черты не позволяют однозначно определить степень информатизации, достаточную для признания общества информационным. Например, не определено, насколько должна увеличиться роли информации или возрасти число людей, занятых информационными технологиями.

А.И. Ракитов выделяет отличительные черты информационного общества, поддающиеся однозначной диагностике:

1. Каждый член общества в любое время суток и в любой точке страны имеет доступ к нужной ему информации.

2. Общество способно обеспечить каждого члена информационной технологией (как компьютерами, так и средствами связи).

3. Общество само способно производить всю необходимую для его жизнедеятельности информацию.

Одновременное выполнение названных условий позволяет считать общество информационным.

Закономерности формирования информационного общества

Формирование информационного общества происходит в результате сложного социотехнологического процесса – глобальной информатизации. Впервые этот термин был использован в докладе «Информатизация общества», который был подготовлен в 1978 году группой французских специалистов по поручению президента Франции Жискара д'Эстена.

После перевода этого доклада на английский язык в 1980 году он уже назывался «компьютеризация общества». Это свидетельствует о том, что в тот период времени общественным сознанием в большинстве развитых стран воспринимались лишь инструментально-технологические аспекты процесса информатизации общества. Гуманитарно-социологические и цивилизационные аспекты этого процесса тогда еще не были хорошо выявлены и осмыслены.

Первыми идеологами концепции формирования информационного общества как закономерной стадии развития цивилизации считают зарубежных ученых И. Масуду, Д. Белла, И. Мартина и Э. Тоффлера. Так, американский социолог Э. Тоффлер в опубликованной им в 1980 году монографии «Третья волна» утверждает, что одной из причин начавшегося во второй половине XX века процесса информатизации общества является реакция социального отторжения той массовой стандартизации и унификации, которая характерна для индустриального общества.

Стремясь удовлетворить все возрастающие запросы населения в потреблении товаров и услуг, индустриальное общество обеспечило быстрое развитие их массового производства и массового распределения в обществе. Это привело к неизбежной стандартизации многих элементов культуры общества, значительному ограничению проявления индивидуальности людей, увеличению рутинности и однообразия во всех сферах общественной жизни.

Миллионы людей в индустриальных странах вынуждены жить в одинаковых жилищах, носить унифицированную одежду, питаться однообразной пищей, слушать одну и ту же музыку, смотреть одни и те же фильмы. Эта тенденция к унификации и породила свою противоположность – стремление к разнообразию и индивидуальности, которые в большей степени отвечают психологической природе человека. Это и стало одним из важных психологических факторов возвращения общества к ценностям доиндустриальной эпохи. Но возвращение это произошло на новом технологическом уровне, который оказался способным, сохраняя достоинства высокой технологизации общества, придать необходимые черты разнообразия и индивидуальности как продуктам общественного производства, так и самой организации многих производственных и социальных процессов. Средствами для достижения этой цели явились средства информатики и новые информационные технологии.

В силу описанных причин во второй половине ХХ-го века экономика и промышленное производство в развитых индустриальных странах мира начали приобретать принципиально новые черты. Все большее значение и социальный спрос в обществе начали получать разного рода услуги. В соответствии с этим быстро изменялась и структура занятости населения. Таким образом, начало формироваться постиндустриальное общество, то есть общество оказания и потребления услуг, которое достигло своего расцвета в передовых странах к началу XXI века.

Наряду с тенденцией к увеличению разнообразия товаров, услуг и технологий, появились такие тенденции, как децентрализация и усложнение производства, дробление специализации труда, усложнение организационных форм управления производством и сбытом продукции. Появились и быстро стали популярными новые виды деятельности: реклама, маркетинг, менеджмент. Результатом всего этого стал стремительный рост объемов циркулирующей в обществе информации.

Это явление вполне закономерно, поскольку, по мнению академика А.А. Харкевича, для двойного увеличения производства товара, необходимо четырехкратное увеличение объема производства необходимой для этого информации. Таким образом, материальное благосостояние общества теснейшим образом связано с объемом продуцируемой и используемой информации, причем эта зависимость экспоненциальная.

По некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году. Второе удвоение – к началу XX века, то есть за 150 лет. Третье удвоение произошло уже к 1950 году.

Начиная с 1950 года общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года – каждые 5 лет, с 1991 года – ежегодно. Это означает, что к началу XXI века объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тыс. раз, то есть на несколько десятичных порядков.

Беспрецедентный и ускоряющийся рост объемов информации в обществе получил название «информационного взрыва». Он стал одним из признаков перехода нашей цивилизации на новый <

Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.