Доиндиустриальное – индустриальное – постиндустриальное общество
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дэниел Белл полагает, что Соединенные Штаты ведут мир к новому типу социальной системы – в постиндустриальное общество. По его мнению, можно проследить движение от доиндустриального через индустриальное к постиндустриальному обществу.

Эта траектория движения основывается на очень неопределенной хронологии. Например, в начале XVIII в. Англия была страной доиндустриальной или сельскохозяйственной, в конце XIX в. – индустриальной с преобладанием мануфактурного производства, а в начале третьего тысячелетия появились признаки постиндустриализма с преобладающим сектором услуг.

Д. Белл считает, что этот маршрут является обязательным для любого общества и еще в начале 1970-х утверждает, что постиндустриализм «станет определяющей чертой XXI в. ...общественных структур США, Японии, Советского Союза и Западной Европы».

Постиндустриальное общество, по мнению Д. Белла, возникает благодаря переменам не столько в области политики и культуры, сколько в социальной структуре. Он особо подчеркивает, что нельзя рассматривать перемены так, будто они происходят в одной из сфер, а затем влияют на все остальные параметры общества.

Он считает, что продвинутые общества «радикально разъединены», что выражается в существовании в нихнезависимых «сфер» – социальной структуры, политики и культуры. Эти сферы существуют автономно, так что событие в одной сфере необязательно повлечет за собой последствия в иных. Общества не являются «органическими или настолько интегрированными, чтобы их можно было анализировать как единую систему».

Таким образом, отправной принцип Д. Белла утверждает, что социальная структура радикально разъединена с политикой, а постиндустриальное общество возникает благодаря переменам только в социальной структуре, которая включает экономику, структуру сферы занятости и систему стратификации, однако не связана с политикой и культурой. Таким образом, «The Coming of Post-Industrial Society» представляет собой анализ перемен, происходящих всего лишь в одном секторе общества.

Д. Белл предлагает типологию общественного устройства, которая полностью определяется доминирующим типом наемного труда. Самый распространенный вид трудовой деятельности является определяющей чертой того или иного общества: в доиндустриальных обществах преобладал сельскохозяйственный труд, а в индустриальных самым распространенным был труд на мануфактурах, то в постиндустриальном обществе главенствующую роль играет занятость в сфере услуг.

Ключевым объяснением подобных перемен Д. Белл считает рост производительности труда. Критическим фактором, определяющим переход от одного типа общества к другому, становится возможность получить «больше за меньшее» количество труда благодаря применению принципа рационализации или эффективности.

В доиндустриальную эпоху каждый должен был трудиться на земле, чтобы обеспечивать собственное существование. Однако позже стало возможным кормить население страны без того, чтобы каждый обрабатывал землю (например, благодаря внедрению более прогрессивных сельскохозяйственных приемов, улучшению землепользования и скотоводства), теперь уже можно отвлечь часть рабочей силы от фермерских угодий, и она станет производить предметы потребления, имея при этом гарантированное продовольственное снабжение. Эти люди перебираются в города, обеспечивают своим трудом растущее число мануфактур, будучи уверены в том, что продовольствием они будут снабжены за заработанные деньги из излишков сельскохозяйственного производства страны. С развитием этого процесса мы решительно входим в индустриальную эру, где преобладает мануфактурный труд и, как всегда, работает принцип «больше за меньшее».

Соответственно индустриальное общество процветает все более и более, применяя все более современную технику на фабриках, где, в свою очередь, растет производительность. Паровой двигатель снижает потребность в мускульной силе и в то же время увеличивает производительность; электричество позволяет запустить монтажные линии. История индустриализации может быть написана и как процесс постоянного развития механизации и автоматизации, что гарантировало заметный рост производительности. Здесь та же логика: больше продукции, произведенной все меньшим количеством работников. Так как производительность повышается, промышленный прирост дает обществу возможность позволить себе прежде немыслимую роскошь – учителей, больницы, развлечения и даже отпуска.

Постиндустриальное общество услуг

Подобное использование достигнутого индустрией благосостояния создает рабочие места в сфере услуг, и профессии, нацеленные на удовлетворение возникающих потребностей. Чем больше богатства создает промышленность и чем меньше для этого требуется работников, тем больше услуг может быть оказано и тем больше работников промышленность отпускает в сферу услуг.

Развитие этого процесса выражается в следующем:

· число работников, занятых в промышленности, снижается до такой степени, что очень мало кто находит себе работу в этой сфере (эра «заводов-роботов» и «полной автоматизации»);

· одновременно с сокращением числа работающих в промышленности происходит постоянный и уверенный рост производительности, обеспечиваемый непрекращающейся рационализацией производства;

· благодаря увеличению производительности в промышленности происходит непрекращающийся рост богатства, которое может быть потрачено на удовлетворение новых потребностей, возникающих у людей (например, медицинское оборудование);

· идет постоянный процесс высвобождения людей от занятости в промышленности;

· бесконечное создание новых рабочих мест в сфере услуг, нацеленное на удовлетворение новых потребностей, которые возникают в связи с ростом богатства.

Для Д. Белла «общество услуг» тоже является постиндустриальным обществом.

Занятость в сфере услуг обозначает конец истории перетекания занятости из одного сектора в другой. Для Д. Белла подобные «выбросы» рабочей силы из первичного и вторичного секторов представляются положительным фактором, поскольку общество избавляется не только от тяжелого физического труда, но и от радикальных политических течений (как пролетариат может вести борьбу, если пролетариат исчезает?).

Все это приводит к разрастанию сферы услуг, например, в отелях, в туристическом бизнесе и психотерапии. Следует отметить, что потребности человека ненасытны, и когда люди получают дополнительные деньги, у них начинают возникать дополнительные потребности вроде массажистов, спортивных занятий, психотерапии.

Работа в сфере услуг особенно трудно поддается автоматизации, поскольку она ориентирована на человека и обычно нематериальна, а потому увеличение производительности с помощью машин не может быть значительным. Как можно автоматизировать работу социального работника, няни или учителя?

Таким образом, сфера услуг будет увеличиваться по мере возрастания производительности и благосостояния. А потому эволюционный процесс, определенно имевший место на протяжении доиндустриальной и индустриальной эпох, в зрелом постиндустриальном обществе теряет свою силу. С вхождением в постиндустриальное общество мы достигаем конца истории перемещений в сфере занятости из-за технических усовершенствований, поэтому занятость нам обеспечена.

Д. Белл заявляет, что «постиндустриальное общество – это информационное общество» и что «экономика сервиса» указывает на переход к постиндустриализму. Выясним роль информации в его теоретических построениях.

Автор делает акцент на образе жизни людей в различные эпохи. В доиндустриальном обществе это «взаимодействие с природой... когда используется грубая мускульная сила»; в индустриальную эпоху, в «техническом и рационализированном обществе, где доминирует машина», жизнь становится взаимодействием с преобразованной природой. В отличие от этих двух эпох, жизнь в «постиндустриальном обществе основана на услугах... и является взаимодействием с людьми». «Главную роль играет не грубая мускульная сила, не энергия, а информация».

Взаимодействие между людьми и есть то взаимодействие, для которого базовым ресурсом является информация. Банкиры регулируют денежные потоки, терапевты ведут диалоги с пациентами, рекламщики производят и передают образы и символы, учителя передают знания. А значит, работа в сфере услуг – это информационная работа.

Доминирование занятости в сфере услуг неизбежно ведет к возрастанию количества информации. Используя терминологию Д. Белла, можно различить три типа труда, а именно «добывающий», «мануфактурный» и «информационный», удельный вес которых менялся на протяжении веков таким образом, что в постиндустриальном обществе «доминирующей в сфере занятости группой стали информационные работники».

Д. Белл описывает разные стороны привлекательности жизни в постиндустриальном обществе. Во-первых, информационная деятельность – это главным образом «беловоротничковая» работа, которая приносит удовлетворения больше, чем какая-либо, иная, так как требует общения с людьми. Во-вторых, в секторе услуг главной становится профессиональная работа, в которой, как утверждает Д. Белл, к концу 1980-х годов будет занято более 30% всей рабочей силы. Центральной фигурой в постиндустриальном обществе станет «специалист, поскольку он имеет соответствующее оборудование, образование и навыки, чтобы обеспечивать тот род деятельности, который во все более возрастающей мере востребован в постиндустриальном обществе». В третьих, «стержнем постиндустриального общества становятся профессиональное техническое обслуживание», а также «ученые и инженеры, которые формируют ключевую группу в постиндустриальном обществе». В-четвертых, они становятся особым, «решающим» сегментом услуг в этом обществе. Это те профессионалы, присутствие которых в здравоохранении, образовании, исследовательской работе, управлении свидетельствует об «экспансии новой интеллигенции – в университетах, исследовательских организациях, в сфере свободных профессий и управления».

Больше профессиональной работы, большая роль интеллектуалов, большее значение квалификации, больше работы, связанной с непосредственным общением – все это выдвигает на первый план роль информации (знания).

Увеличение роли профессионалов означает, что общество претерпевает качественные изменения, одна из причин которых в том, что профессионалы, будучи экспертами, более прочих склонны к планированию. Отсюда вытекает одна из главных черт нового общества: в постиндустриальном обществе определяющими будут предвидение, выработка стратегий и планирование, значит, общество будет просчитывать траекторию своего развития более осознанно и целенаправленно, контролируя этот процесс, что прежде немыслимо было себе представить.

Второе качественное изменение связано с тем фактом, что, поскольку услуги означают взаимодействие людей, направляемых специалистами, то соответственно качество этого взаимодействия выдвигается на первый план. Преподаватели не озабочены убытками и прибылями, которые связаны с обучением конкретного студента, они думают об увеличении знаний, развитии характера и навыков молодого человека. Врач не рассматривает пациента как источник дохода.

Ориентированное на человека общество, в котором знание специалиста играет ведущую роль, становится обществом заботливым. В постиндустриальном обществе к человеку не относятся, как к винтику как это было с индустриальным рабочим. Он может воспользоваться услугами специалистов, для которых не будет ничего важнее потребностей клиента. Необходимость планировать вместе с желанием заботиться влечет за собой, по словам Д. Белла, возникновение «нового сознания» в постиндустриальном обществе, которое, будучи «коммунитарным обществом», больше поощряет «комьюнити» (сообщество), нежели «индивидов».

Такие вопросы, как состояние окружающей среды, забота о престарелых, достижения в области образования, которое не должно быть узкоспециализированным, – все это становится более значимым, чем экономическая прибыль и конкурентоспособность, а благодаря экспертизе специалистов и выстраиванию приоритетов вполне может быть осуществлено. И это, утверждает Д. Белл, свидетельствует о повороте от «экономизирующего» этоса (максимального удовлетворения собственного интереса) к «социологизированному» образу жизни («попытка оценить потребности общества наиболее сознательным образом... на основе ясно сформулированного «общественного интереса»).

Белл делает вывод, что постиндустриальное общество есть высшая форма общества, она стоит на высшей ступени, чем все, ей предшествовавшие, и именно к ней должны стремиться все общества, способные к увеличению производительности.

Д. Белл разделяет занятость на три отдельных сектора: первичный (сельское хозяйство), вторичный (промышленность), третичный (услуги), – но он же и связывает их самым тесным образом. Он доказывает, что сектор услуг зависит от производительности в двух первых секторах: сектор услуг потребляет ресурсы, произведенные в первичном и вторичном секторах. Таким образом, по мнению Ф. Уэбстера, он допускает, что секторы, производящие богатство, должны субсидировать сектор, потребляющий эти богатства (например, школы и больницы должны тратить столько, сколько «мы себе можем позволить», пользуясь богатствами, произведенными в промышленности).

Д. Белл берет классификацию по секторам занятости как показатель возникновения постиндустриального общества.

Выявим реальное значение сектора услуг, который в трудах Д. Белла противопоставляется промышленному. По его мнению, постиндустриальное общество возникает при повороте от «товаров к услугам». Товары материальны, их существование имеет продолжительность во времени, они производятся людьми с применением машин, они продаются или же распределяются каким-то иным способом, а далее люди используют их по собственному усмотрению. Услуги, напротив, нематериальны, не имеют долговременного существования, производятся людьми для людей.

Теория Д. Белла предполагает, что работа в сфере услуг является чем-то противоположным производству товаров, поскольку именно предоставление услуг (воспринимаемое как «взаимодействие людей», информационное и нематериальное) и отличает постиндустриальное общество от индустриального, в котором большинство работников занято производством вещей.

Общество выходит из стадии индустриализма, когда оно имеет достаточно богатства, чтобы тратить его на нематериальные услуги, что, в свою очередь, порождает соответствующую сферу занятости, в которой оказывается большинство работников и которая не производит товары, а скорее потребляет ресурсы, созданные вне этой сферы.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 198.