Научная методология социальной информатики находится в стадии своего формирования. Важным отличительным свойством этой методологии является использование совокупности различных видов научного подхода к проблемам анализа и синтеза рассматриваемых проблем и процессов.
Основными из них являются информационный, системный, коэволюционный и социальный подходы.
Сущность информационного подхода заключается в том, что при изучении некоторого процесса или явления в первую очередь выделяются его информационные аспекты, что позволяет увидеть знакомые процессы и явления в совершенно новом свете, раскрыть их глобальную информационную сущность, которая во многих случаях и является главной причиной развития этих процессов.
Системный подход рассматривает объекты и явления как системы, в структуру которых входят элементы и связи между ними. Выявление системной структуры позволяет выявить закономерности развития процесса и управлять им.
Коэволюционный подход, предложенный в качестве одного из основных методов социальной информатики академиком А.Д. Урсулом, заключается в необходимости учета неразрывного единства и взаимовлияния процессов развития общества и его информатизации, их коэволюции.
Социальный подход к проблемам, изучаемым социальной информатикой, состоит в том, чтобы ориентировать исследования главным образом на социальные аспекты процесса информатизации, его гуманистическую направленность. Сюда относятся в первую очередь проблемы становления и развития информационного общества, новые возможности и проблемы его демократизации, обеспечения информационной свободы и информационной безопасности человека и т. п.
Методологический аппарат социальной информатики, помимо указанных выше подходов, включает в себя иметоды информационного моделирования рассматриваемых процессов, а также традиционные для социологических наук методы социального мониторинга, прогнозирования и управления.
Состав и мощность методологического аппарата социальной информатики будут развиваться по мере расширения и углубления ее предметной области и появления необходимости в решении новых задач, выдвигаемых социальной практикой развития общества.
Современная структура предметной области социальной информатики
Детальная структуризация предметной области социальной информатики привела к выделению четырех основных направлений научных исследований.
1. Информационные ресурсы общества, их свойства, структура и топология. Изучение потребностей общества в информационных ресурсах для достижения целей общественного развития (проблема достаточности информации).
2. Информационный потенциал общества, определяющий его возможности по формированию и эффективному использованию информационных ресурсов. Сюда следует отнести все проблемы, связанные с формированием информационной инфраструктуры и информационной среды общества, т. е. создания и функционирования центров генерации, хранения и распространения информационных ресурсов, а также развития информационной техносферы – комплекса инструментальных средств, обеспечивающих активизацию и эффективное использование информационных ресурсов, решение проблемы доступности информации. Существенное значение для решения этих проблем имеет развитие интеллектуального потенциала общества, то есть его способности продуцировать и усваивать новые знания, а также развитие информационной культуры общества, характеризующей возможности его адаптации к развитию в условиях новой информационной среды существования человека.
3. Информационное общество, закономерности и проблемы его формирования и развития. Сюда входят проблемы развития информационной экономики, а также проблемы изменения структуры занятости населения в информационном обществе. С новых информационных позиций рассматривается проблема демократизации общества, в которой особую роль будет играть доступность для всех его членов необходимой информации и ее достоверность как важнейшие условия практической реализации гражданских прав и свобод.
4. Человек в информационном обществе. Новые возможности и новые проблемы развития личности в информационном обществе, информатизации процессов образования и воспитания человека, развития его творческих способностей на основе использования достижений информатики и креативных информационных технологий. Проблема информационной свободы и обеспечения информационной безопасности человека в информационном обществе, преодоления им технологического и лингвистического барьеров в новом информационном пространстве.
Перечисленные выше основные проблемы, составляющие эту область, остаются актуальными на протяжении всего развития социальной информатики.
Литература
1. Колин, К.К. Социальная информатика – научная база постиндустриального общества / К.К. Колин //Социальная информатика – 94. – М., 1994.
2. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. – М., 1991.
3. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации / А.В. Соколов. – СПб., 2002.
4. Соколова, И. В. Социальная информатика / И.В. Соколова. – М., 2002.
5. Урсул, А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику / А. Урсул. – М., 1990.
2.1. Лекция "Информационные ресурсы общества"
Понятие информационного ресурса
Ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как «запас», «источник чего-нибудь».
В современной экономике наиболее распространенными являются представления о следующих основных видах ресурсов:
· природные ресурсы – объекты природы, используемые людьми для удовлетворения своих потребностей;
· энергетические ресурсы – носители энергии, используемые в процессе жизнедеятельности общества;
· материальные ресурсы – сырье, материалы, оборудование, здания и сооружения, созданные человеком и используемые им в процессе общественного производства и потребления;
· трудовые ресурсы – люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями для трудовой деятельности;
· финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государства и общества. Они являются лишь некоторым условным эквивалентом других видов ресурсов, поэтому финансовые ресурсы не могут служить самостоятельным источником для удовлетворения потребностей общества.
В информационном обществе акцент значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс.
Понятие информационные ресурсы является сравнительно новым, но в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Понятие информационного ресурса стало активно использоваться в отечественной научной литературе после выхода в свет монографии Г.Р. Громова «Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования». В мировой научной литературе понятие информационного ресурса все еще не имеет однозначного толкования, однако нам необходимо определиться в трактовке этого основного понятия социальной информатики.
Понятие информационного ресурса тесным образом связано с таким фундаментальными понятиями, как знания, информация, информационный процесс, когнитивный процесс.
Рассмотрим сущность информационного ресурса как формы представления знаний, его роль в социальных процессах, а также закономерности формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов в обществе.
Знание в широком смысле – это субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. Для понимания информационного ресурса как формы представления знаний необходимо рассмотреть классификации видов и форм представления знаний.
В настоящее время в когнитологии и теории интеллектуальных систем принято различать следующие виды знаний: понятийные, конструктивные, процедурные, фактографические знания и метазнания.
· понятийные знания – это набор понятий, используемых при решении данной задачи, например, в фундаментальных науках и теоретических областях наук, то есть это понятийный аппарат науки;
· конструктивные знания – это наборы структур, подсистем системы и взаимодействий между их элементами, позволяющие понять конструкцию объектов природы или общества и принципы их функционирования;
· процедурные знания – это методы, процедуры (алгоритмы) их реализации и идентификации, определяющие порядок действий для достижения целей или же рациональной реализации тех или иных процессов;
· фактографические знания – это количественные и качественные характеристики объектов и явлений, то есть факты, справедливость которых установлена теоретическим или экспериментальным путем;
· метазнания – это знания о порядке и правилах применения знаний (знания о знаниях).
В современном обществе перечисленные выше виды знаний могут быть представлены в различных формах, при этом информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний.
Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Понятие информационного ресурса
В федеральном законе № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (принят в России в 1995 году, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ) были даны определения, разносящие понятия информация и информационные ресурсы:
· информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
· информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). При этом под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Разработчики данного закона руководствовались не научными подходами, а прагматическими соображениями необходимости юридической трактовки основных категорий, связанных с процессом информатизации общества.
В соответствии с определенными данным законом юридическими нормами, информационные ресурсы понимаются как документы или базы данных, содержащие некоторую информацию, а сама информация – каксодержание этих документов или баз данных.
К особенностям информационного ресурса относится то, что он:
· практически неисчерпаем;
· имеет потенциальное значение (не самостоятелен);
· по мере использования не исчезает, а сохраняется и увеличивается;
· является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил;
· возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части;
· эффективность его повторного применения связана с эффектом повторного применения знаний;
а также то, что превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их кодирования, распределения и передачи.
В современном обществе существует необходимость количественной и качественной оценки имеющихся в обществе информационных ресурсов и прогнозирования потребностей общества в этих ресурсах для достижения целей общественного развития и удовлетворения информационных потребностей всех его членов.
Рассмотрим различные классификации информационных ресурсов. В зависимости от выбранного основания классификации выделяют различные группы ресурсов:
· по тематике хранящейся информации выделяют общественно-политические, научные, финансово-экономические, экологические, медицинские и др.;
· по форме собственности – государственные (федеральные, субъекта федерации, муниципальные), общественных организаций, акционерные, частные, общероссийское национальное достояние;
· по доступности информации – открытые, закрытые, конфиденциальные, коммерческая тайна, профессиональная тайна, личная (персональная) тайна, государственная тайна;
· по принадлежности к определенной информационной системе – библиотечные, архивные, научно-технические и т.д.;
· по источнику информации – официальные, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;
· по назначению и характеру использования – массовые, региональные, ведомственные и т. п.;
· по форме представления – текстовые, цифровые, графические, мультимедийные;
· по виду носителя информации – твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.), на машиночитаемых носителях (к/пленка, аудио- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, CD и т.д.) и на канале связи (TV, R).
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» декларирует, что информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1. информацию, свободно распространяемую;
2. информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3. информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4. информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Структура информационных ресурсов
В национальном докладе «Информационные ресурсы России» (Москва, 1999 г.), выполненном Государственным комитетом РФ по связи и информатизации, указывается, что органы управления всех уровней, любые хозяйственные субъекты, учреждения, общественные объединения, отдельные граждане формируют для обеспечения своей деятельности информационные ресурсы, различающиеся между собой по объему и способам организации и представления информации.
Общественный интерес и основной объект государственной информационной политики представляют собой, прежде всего, информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания «внешних» пользователей (т.е. субъектов, не связанных непосредственно с их формированием), а также информационные ресурсы, используемые для решения задач государственного управления.
В докладе указывается также, что сколько-нибудь организованной системы информационно-справочных служб для населения России в настоящее время нет, что следует рассматривать как проявление структурной неполноты российских информационных ресурсов. При этом осознается необходимость создания условий, обеспечивающих получение и актуализацию сведений о работе предприятий, организаций, органов власти и управления с целью дальнейшего информационного обслуживания населения.
Отсутствие единой системы государственных кадастров и регистров является также серьезным структурным недостатком системы российских информационных ресурсов.
В целом в вопросе структурирования информационных ресурсов господствует технократический подход, сводящий понятие «социальная информация» к информации о жизнедеятельности общества в целом или отдельных его сфер (политической, экономической и т.д.). Именно поэтому наибольшее развитие на современной технической основе получают базы управленческой, деловой, учетно-статистической, финансовой и коммерческой информации.
В национальном докладе «Информационные ресурсы России» в структуру информационных ресурсов России включают следующие элементы (не образующие систему):
· информационные ресурсы библиотечной сети;
· информационные ресурсы Архивного фонда РФ;
· государственная система научно-технической информации;
· информационные ресурсы Государственной системы статистики;
· государственная система правовой информации;
· информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления;
· информационные ресурсы отраслей материального производства;
· информация о природных ресурсах, явлениях и процессах;
· информационные ресурсы социальной сферы;
· информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности.
Несмотря на тринадцать лет, прошедшие с момента создания данного доклада, подход к структурированию информационных ресурсов России кардинально не изменился.
В структуре информационных ресурсов России практически отсутствует социальная информация, отражающая многообразные общественные процессы через призму жизни и деятельности отдельных социальных групп, а также отдельных регионов. Это объясняется тем, что эта информация не востребована на уровне принятия важнейших политических и экономических решений.
Информационные ресурсы как товар
Способность информационных ресурсов выступать в качестве товара, служить основой для созданияинформационных продуктов и оказания информационных услуг является основой развития нового вида рыночных отношений – информационного рынка.
Информационный продукт представляет собой совокупность данных, подготовленную производителем этого продукта для последующего распространения.
Информационные продукты являются результатом интеллектуальной деятельности людей и отражают их представление о той или иной предметной области социальной активности общества. Характерными примерами информационных продуктов могут служить аналитические обзоры, статьи, доклады, монографии, справки и т. п.
Информационные продукты могут распространяться как в вещественной, так и в электронной форме, в том числе по информационно-телекоммуникационным сетям.
Предоставление в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов называетсяинформационной услугой.
Для оказания информационных услуг необходимо наличие у владельцев информационных ресурсов баз данных в документальной или же электронной форме.
В современном обществе используются следующие основные виды информационных продуктов:
· в библиотечной системе – первоисточники и их копии, обзоры, каталоги, справки, указатели, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений;
· в системах научно-технической информации – обзоры, переводы, реферативные сборники, бюллетени новых поступлений, комплекты технической документации, статьи, журналы или их копии, в том числе электронные;
· в информационных центрах различного назначения – базы данных по определенным направлениям деятельности общества, а также мультимедийные продукты, образовательные программы и методики.
Сохраняется тенденция перевода все большей части информационных продуктов в электронную форму для обеспечения возможности их последующего распространения на компакт-дисках или по информационно-телекомуникационным сетям.
Возможности оказания информационных услуг пользователям существенным образом определяются следующими основными характеристиками информационных систем общества:
· объемами имеющихся информационных ресурсов и степенью их доступности для пользователей с правовой точки зрения (открытая или закрытая информация);
· формой представления информационных ресурсов (обычная или электронная);
· уровнем развития информационно-телекоммуникационных сетей, предоставляющих пользователям удаленный доступ к информационным ресурсам;
· удобством интерфейсов пользователей при их взаимодействии с информационными системами;
· стоимостью информационных услуг в сопоставлении с доходами населения;
· информационной культурой общества, которая в значительной степени определяет уровень развития его информационных потребностей, а также информированности членов общества о возможностях использования его информационной инфраструктуры в своих интересах.
Таким образом, уровень развития информационных услуг в том или ином обществе существенным образом зависит не только от развития его информационной инфраструктуры, но также и от уровня развития самого общества, его информационной культуры.
Под информационной культурой понимаются знания и навыки эффективного пользования информацией (Энциклопедический словарь экономики и права, 2005).
Информационный рынок
В ФЗ №24 «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.) определялось, что «информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ». Это положение стало правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений – информационного рынка.
В современной стратегии развития информационного общества в РФ (2008 г.) ставится задача увеличения доли отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий до 50% и более.
Информационный рынок включает в себя следующие основные компоненты:
· рынок информационной техники и информационных технологий;
· рынок информационных продуктов и услуг.
При этом под рынком информационных продуктов и услуг понимается система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.
Субъектами информационного рынка могут являться:
· производители, собственники или владельцы информационных ресурсов, информационных систем и информационных технологий;
· пользователи (потребители) информации – организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий.
Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.
Формирование информационного рынка в капиталистических странах началось еще в 50-х годах параллельно с развитием процесса их информатизации. Сначала пользователям предоставлялась лишь различного рода справочная информация, затем стали предоставляться услуги по электронной обработке информации на ЭВМ и ее передачи по сетям связи. В середине 70-х годов в качестве информационных услуг пользователям стали предоставляться и электронные базы данных, содержащие упорядоченную информацию по различным направлениям деятельности. Современный информационный рынок предлагает также диалоговый поискинформации в удаленных от пользователя базах данных через глобальные информационные сети.
Датой начала формирования российского информационного рынка принято считать 1987 год, поскольку именно в это время появились нормативные документы, официально разрешающие деятельность кооперативов и предприятий с иностранным участием, сыгравших важную роль в развитии рынка деловой информации в России.
В дальнейшем развитии информационного рынка можно выделить два периода. С 1987 по 1992 год условия для развития рынка информационных продуктов и услуг были благоприятны (возникновение новых потребностей в результате активизации предпринимательской деятельности, относительно высокий платежный спрос, наличие дешевого информационного «сырья», созданного в рамках государственных структур).
Жесткая либерализация экономики в 1992 году привела к существенному ухудшению макроэкономических условий для развития рынка информационных продуктов и услуг. Сохранившие информационный бизнес фирмы вынуждены были настраиваться на потребности платежеспособных групп. Это привело к ограничению номенклатуры общедоступных на рынке продуктов, «вымыванию» дешевых услуг. Информационное производство стало невыгодным. Успехи по продажам были связаны не с качеством информационного продукта, а с успешной рекламной кампанией.
Ярким проявлением этих тенденций является значительное увеличение числа занятых информационной деятельностью, то есть деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации.
Полноценное развитие получили проекты, связанные с разработкой и распространением справочно-правовых систем. Например, показательны своей маркетинговой политикой фирмы «Консультант-Плюс» и «Гарант-Сервис», настраиваемые на потребности различных групп потребителей. Развитие этого сектора рынка было обеспечено доступностью официальной информации и наличием потребительской среды, вынужденной постоянно следить за изменениями законов и норм в России.
Постоянно пользуется спросом информация о предприятиях, продуктах и услугах, но актуализация адресных баз данных – это дорогостоящий процесс. Развитию этого сектора также препятствует компьютерное пиратство.
Несмотря на широкое развитие автоматизации и электронных форм представления информации, потребители в России не отказываются от дешевых и удобных печатных изданий с коммерческими предложениями. Тиражирование электронных баз данных на дискетах упало на 2 порядка по сравнению с периодом конца 80-х – начала 90-х годов. Основные продукты на CD и мультимедиа отражают информацию познавательного, игрового и образовательного плана.
До прихода в Россию сети Internet телекоммуникационные проекты не оказывали значительного влияния на развитие российского рынка информационных продуктов и услуг. Количество пользователей электронной почты в России несопоставимо с миллионами пользователей диалоговых услуг в США.
Опыт многих развивающихся стран показывает, что приоритетное развитие информационного производства в силу стратегического характера информационных ресурсов в развитии современного общества позволило многим государствам преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и социального развития по сравнению с развитыми странами.
Информационный бизнес
Несмотря на то, что в результате стремительного развития процесса информатизации общества, цены на информационном рынке быстро снижаются, информационный сектор экономики остается исключительно важной и выгодной сферой вложения капитала и трудовой занятости общества. Ведь информационные и коммуникационные услуги доминируют сегодня в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы.
Объем информационной отрасли промышленности в мировой экономике в 1993 году составил 2850 млрд. долларов США, в два с половиной раза превысив объемы производства в автомобильной промышленности и более чем в 3 раза обгонав объемы производства в машиностроительной и оборонной промышленности.
Столь высокие объемы производства информационной техники, а также ее все более широкое использование практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества, активизация производства информационных продуктов и сферы информационных услуг привели к формированию нового направления деловой активности, которая получила название информационный бизнес. Информационный бизнес охватывает деловые отношения, складывающиеся в сферах производства, сбыта и приобретения информации.
Первоначально информационный бизнес понимался лишь как предпринимательство в информационной сфере, направленное на развитие торговли и посредничества на информационном рынке. Однако сегодня это понятие приобретает более широкий смысл, так как оно охватывает не только торговлю и посредничество на информационном рынке, но также организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества.
Можно выделить следующие основные функции информационного бизнеса:
· маркетинг и маркетинговые исследования на информационном рынке;
· организация производства средств информатизации;
· материально-техническое снабжение и сервисное обслуживание информатизации;
· лизинговые операции;
· страховые операции;
· консультационное обслуживание;
· организация службы информационной безопасности;
· управление финансовыми операциями;
· подготовка кадров для работы в информационной сфере.
Информационный бизнес осуществляется во всем мире либо небольшими, как правило, частными информационными, рекламными и аналитическими агентствами, научными лабораториями институтами, специализирующимися на формировании информационных контентов, либо крупными акционерными предприятиями в сфере телекоммуникаций, информационных технологий и средств массовой информации (так называемые медиа-холдинги).
Информационные агентства специализируются в сборе, анализе рыночной информации и продаже её различным субъектам бизнеса. Они заинтересованы в объективности информации – это показатель качества их продукции, – и так как массивы используемой ими информации велики, то и от полноты анализа информации зависит степень удовлетворения требований клиентов. Аналитическая деятельность дает субъектам бизнеса возможность прогнозировать изменения деловых связей и более обоснованно выстраивать линию поведения фирмы.
Мировые информационные агентства Reuter и Dow Jones Telerate поставляют своим клиентам не только информационные услуги, но и программные продукты, позволяющие прогнозировать изменения финансовых индикаторов в ближайшем будущем.
Информационные агентства обычно создаются на базе государственных организаций, имеющих доступ к информации, а также предпринимательских фирм с преобладанием негосударственного капитала. В Москве в настоящее время действует несколько десятков таких агентств, имеющих штат до 20 сотрудников. Они представляют собой чаще всего закрытые акционерные общества, имеющие ограниченные финансовые возможности.
По характеру, предоставляемой информации, информационные агентства подразделяются на агентства:
· специализирующиеся на предоставлении ценовой информации;
· формирующие не только ценовую информацию, но и финансово-экономические новости, создающие аналитические разработки, формирующие банки данных;
· осуществляющие сбор и обработку социально-политической информации.
Крупнейшие российские информационные агентства готовят ежедневные и еженедельные продукты, которые предлагаются отечественным и зарубежным подписчикам.
Стремительное развитие в два последних десятилетия получили предпринимательские фирмы, специализирующиеся на бизнесе в области информационных технологий, пакетов прикладных программ и телекоммуникаций.
Именно в компьютерном и телекоммуникационном бизнесе сосредоточено сегодня наибольшее число официальных миллионеров во главе с американцем Биллом Гейтсом.
Специфической разновидностью информационного бизнеса является образовательный бизнес.
Он осуществляется государственными и негосударственными учебными заведениями общего и профессионального образования. Государственные учебные заведения являются типичным примером государственных унитарных предприятий, негосударственные учебные заведения – примером некоммерческих организаций.
Несмотря на некоммерческую направленность деятельности негосударственных образовательных учреждений, последние часто преследуют коммерческие цели и извлекают прибыль от обучения, подготовки, переподготовки кадров, выдачи сертификатов и дипломов.
В развитии информационного бизнеса в мировой экономике наблюдаются следующие основные тенденции:
· появление специализированных фирм и организаций, профессионально занимающихся информационным бизнесом;
· развитие системы правового обеспечения информационного бизнеса как в системах национального законодательства, так и в сфере международного права;
· уголовное преследование незаконного копирования и распространения информационных продуктов, а также правонарушений в сфере информационной безопасности;
· развитие аналитического направления и прогнозных исследований развития информационной сферы общества.
Информационные ресурсы России
В статье 9 федерального закона России «Об информации, информатизации и защите информации» определялось, что отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Тем самым признавалась общегосударственная значимость этих ресурсов аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческому и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства.
Данный факт был исключительно важен в общенациональном плане, так как ориентировал общественное сознание в направлении признания ценности информации, а также сохранения и развития информационных достижений общества.
Следует подчеркнуть, кроме информационных ресурсов существуют и другие формы представления знаний.
Например, формой представления знаний являются овеществленные знания, представленные в виде всехобъектов техносферы, которая искусственно создана человеком в результате развития цивилизации. Знания о конструкции и принципах функционирования многих из этих объектов могут быть сохранены и переданы последующим поколениям и без их документирования на бумажных или же электронных носителях.
Этот метод передачи знаний активно используется в обществе и сегодня на широко практикуемых выставках достижений.
Другой формой представления знаний в обществе являются живые знания, выражающиеся в знаниях, опыте и профессиональной квалификации людей. Специфика данной формы представления знаний заключается в том, что их носителями являются живые люди, а местом хранения – человеческая память. Для использования этих знаний и представления их в виде информационных ресурсов общества используются специальные методы, получившие в нашей стране название инженерии знаний, которая все более широко используется в экспертных системах и других системах искусственного интеллекта.
Социальные аспекты данной проблемы заключаются в том, чтобы создать в обществе условия, стимулирующие носителей живых знаний к их отчуждению и фиксации в формализованном виде, пригодном для широкого социального использования. Исключительно важно обеспечить сохранность и развитие в обществе живых знаний, предотвратить утечку мозгов в другие, более развитые страны мирового сообщества.
Основными причинами эмиграции работников науки из России является не только низкий уровень оплаты труда, но и неудовлетворительная материально-техническая и приборная база; низкий престиж статуса ученого в России; политическая нестабильность и криминогенная обстановка; научный и материальный успех за рубежом; бюрократизм и волокита в своей стране, блокирующие возможность продуктивного труда.
Согласно заявлению статс-секретаря министерства образования и науки РФ Д. Ливанова, за период времени с 1989 года по 2004 год из России уехало порядка 25 тысяч ученых, а 30 тысяч работают за рубежом по временным контрактам. Д. Ливанов отмечает, что это наиболее востребованные ученые, находящиеся в продуктивном научном возрасте. Показательно, что сегодня число занятых в науке в России составляет порядка 40 % от уровня 90-х годов.
Согласно неправительственным источникам, только за первую половину 90-х годов из страны выехало не менее 80 тысяч ученых, а прямые потери бюджета составили не менее $60 млрд. (Российский фонд фундаментальных исследований).
Ректор российского нового университета В. Зернов утверждает, что «если бы те специалисты, которые выехали за границу начиная с 70-х годов, готовились в университетах США и Западной Европы, то на их подготовку пришлось бы потратить более $1 трлн. Также следует указать, эти данные никак не учитывают потери от оттока ноу-хау».
<
Дата: 2016-10-02, просмотров: 329.