Научное направление исследований, получившее название социальная информатика, начало активно развиваться в России в 90-е годы ХХ века. Это направление привлекает к себе сегодня внимание как ученых из области естественных наук, так и специалистов в области гуманитарного знания. Социальная информатикаполучила признание и в сфере высшего образования России: были созданы специализированные кафедры социальной информатики в МГУ им. М.В. Ломоносова, в Московском государственном социальном университете, в Военно-политической академии и других вузах, а в 1994 году создана ассоциация, координирующая деятельность этих кафедр.
При обсуждении стратегии развития системы образования на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996 г.) Россия представила национальный доклад о политике в области образования, в котором были выдвинуты новые принципы фундаментализации системы образования и придания ей опережающего характера.
В ходе доклада было предложено включить социальную информатику в качестве самостоятельного раздела нового курса для перспективной системы опережающего образования «Фундаментальные основы информатики», что вызвало большой интерес и обсуждалось на одном из семинаров.
В результате было выработано предложение о проведении под эгидой ЮНЕСКО комплексного международного проекта «Информатика-2000», целью которого провозглашалась разработка базовой модульной программы изучения курса «Фундаментальные основы информатики» в системе образования.
В настоящее социальная информатика сформировалась как научное направление и учебная дисциплина. Рассмотрим его современное состояние, перспективы и проблемы дальнейшего развития.
Термин «социальная информатика» был впервые предложен профессором А.В. Соколовым в середине 70-х годов для обозначения новой научной дисциплины, «изучающей посредством информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом». При этом, по мнению А.В. Соколова, именно информационный подход является для социальной информатики не только основным научным методом, но и тем отличительным признаком, который позволяет выделять эту новую дисциплину среди других дисциплин социологического, филологического и культурологического профиля.
Профессор А.В. Соколов высказал мнение, что предметная область социальной информатики должна формироваться за счет расширения в социологическую сторону предметной области традиционной информатики как науки о методах и средствах движения в обществе научной информации. Последующее развитие науки привело к значительному расширению предметной области социальной информатики, формированию ее как новой комплексной научной дисциплины, выступающей научной базой для исследования и прогнозирования процесса информатизации общества.
Родоначальником социальной информатики как фундаментальной науки считают академика А.Д. Урсула, так как именно он предложил принципиально новые подходы к пониманию целей и задач социальной информатики, связав их с проблемой глобальной информатизации общества, в процессе которой происходит «социализация информатики в ее новом компьютерном понимании».
В своих работах А.Д. Урсул убедительно показал социальный по сути характер процесса информатизации общества, в котором вычислительная техника и новые информационные технологии являются лишь средствами для более эффективного овладения информацией в целях социального прогресса.
Он подчеркивал особую важность гуманистической ориентации процесса информатизации, которая принципиально неосуществима без развития научной базы, то есть без комплекса научных исследований, направленных на теоретическое обобщение опыта информатизации, разработку прогнозов ее дальнейшего развития, создание научно обоснованных концепций и рекомендаций по оптимальной реализации этого процесса в обществе. Именно этим задачам, по мнению А.Д. Урсула, и призвана служить социальная информатика как фундаментальная и прикладная наука.
В качестве предмета социальной информатики А.Д. Урсулом было предложено считать закономерности и тенденции взаимодействия общества и информатики как области науки, техники и индустрии. В предмет включались вопросы движения информации в обществе, поскольку информатика рассматривалась как наука о законах движения и освоения информации с помощью современных технических средств.
Принципиальная разница между подходами к определению предмета социальной информатики академика А.Д. Урсула и профессора А.В. Соколова заключается в том, что подход А.Д. Урсула в большей степени ориентирует исследователя на комплексное изучение проблемы «информатика–общество» с учетом приоритета интересов развития человека.
Практика показала, что подход А.Д. Урсула в наибольшей степени отвечает потребностям развития современного общества, в силу чего он получил сегодня достаточно широкое распространение как в сфере научных исследований, так и в сфере образования.
По мнению И.В. Соколовой, научное и образовательное направление «Социальная информатика», появившееся в России, не имеет зарубежных аналогов.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 215.