1. Стратегический анализ потенциала и внешнего климата системы знаний
2. Выбор рациональной стратегии развития
3. Стратегическое планирование реализации стратегий
4. Стратегический контроль и аудит состояния
5. Мотивация участников процесса
6. Оценка эффективности процесса
• 4.Диффузные процессы в инновационной среде
• Личко Г.П.МИТСО
•
• Под новшеством (новацией) понимается новый порядок , новый обычай , новый метод, изобретение, новое явление ( открытие)
Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением ( инновацией
Сущность диффузных процессов
• Сущность определяется равновесным распространением новшеств и нововведений в деловых циклах научно – технической , производственной и организационно – экономической деятельности , включая и сферу оказания услуг.
• Диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве.
• Наиболее типичным для диффузных процессов являются технологические нововведения в инновационной сфере.
Трансферт инноваций
• Это один из рыночных регуляторов диффузных процессов.
• Трансферт – это процесс передачи права владения именными ценными бумагами.
• Он законодательно разрешает передачу права использования инноваций как носителей новых ценностей ( стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности
• Инновационный трансферт учитывает именную ценность нововведений , интеллектуальный вклад авторов .
• Специально созданная патентное - лицензионная служба охраняет и удостоверяет исключительные права патентодержателя на инновацию в виде ,например, изобретения или новой технологии производства
• Лицензию на право использования изобретения выдает владелец патента.
• На практике, как правило, владелец патента передает свои права государству , которое имеет значительно больше возможностей для защиты интеллектуальной собственности.
• Патентно - лицензионная служба , осуществляющая трансферт инноваций , должна руководствоваться прежде всего экономическими интересами своей страны.
• До тех пор пока нововведение , не имеющее аналогов в зарубежной практике , не использовано достаточно полно в мезо и макросреде инновационной деятельности, продавать лицензию другому государству нецелесообразно.
• Таким образом , трансферт инноваций нуждается в продуманном технико – экономическом обосновании диффузных процессов , связанных с распространением новшеств и нововведений как на уровне организаций промышленности , так и в макросреде при продаже лицензий другим странам.
Инвариантность
• Это способность сохранения неизменными полученных количественных характеристик по отношению к преобразованиям и переменам внешней среды
• Именно инвариантность определяет возможность диффузии инноваций
• Инвариантность инноваций по отношению к изменениям внешней среды способствует ускоренному притоку капиталов в новый технологический уклад.
Характеристика инновационных проектов
Лекция 17
Рассматриваемые вопросы
• 1.Инновационные цели, идеи, проекты
и программы
• 2. Логистический и циклический характер инновационных процессов
• 3.Жизненные циклы спроса , технологий, товаров
Использованная литература
• 1.Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой,Н.А.Соломатина .-М.:ИНФРА-М,2008,-736с/
• 1.Инновационные цели, идеи, проекты
и программы
• Личко Г.П.МИТСО
•
• Инновационная цель представляет собой желаемый результат деятельности организации (конкретных исполнителей и ответственных руководителей) в виде определенного нововведения (инновации), реализуемого в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами, направленного на качественное (существенное или радикальное) развитие организации
• В процессе достижения инновационной цели требуется множество различных решений, но основополагающая содержательная роль отводится выработке научно-технических идей
• Научно-техническая идея — это общее теоретическое представление о материальном объекте, процессе, явлении, сформулированное на основе интуитивной догадки и эмпирических данных.
• Научно – техническая идея реализовывается с помощью одного или нескольких технических решений
• Под техническим решением подразумеваются осуществимый замысел создания изделия или алгоритм осуществления процесса, базирующиеся на идее и выраженные инженерными средствами.
• Под проектом понимается процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы.
• Инновационными проектами являются разработки обновленных или новых изделий и комплексов, технологий, организаций.
• Проектные решения должны использоваться на следующих стадиях инновационного цикла трансформации результатов проектов в продукцию и технологию.
• Уровни научно- технической значимости идей,замыслов,технических решений и проектов
• 1. Модернизационный
• когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются
• Пример- постановка более мощного двигателя в автомобиль
• 2. Новаторский
• Это когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенно отличается от прежнего
• Пример –введение нового уровня автоматизации , применяющегося в других изделиях
• 3.Опережающий
• Это когда конструкция основана на опережающих технических решениях.
• Пример – введение герметичной кабины в авиации
• 4. Пионерный
• Это когда появляются ранее не существовавшие материалы , конструкции и технологии , выполняющие прежние или даже новые функции.
• Пример – персональные компьютеры.
• Подразделение инновационных проектов по масштабности решаемых задач
• 1. Монопроекты
Это проекты , выполняемые как правило , одной организацией или даже одним подразделением .
Они отличаются постановкой однозначной инновационной цели и выполняются в жестких временных финансовых рамках и требуют координатора или руководителя проекта.
Мультипроекты
• Это проекты , представленные в виде комплексных программ , объединяющих десятки монопроектов , в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели.
• Требуют координационного подразделения
• 3. Мегапроекты
• Это многоцелевые комплексные программы , объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов , связанных между собой деревом целей ,требующие централизованного финансирования и руководства из координационного центра
• Инновационная программапредставляет собой сложный объект , в котором проекты взаимосвязаны функционально , а также по срокам , исполнителям и ресурсам.
• Инновационная программа является сложной комбинацией проектов.
• Она требует единого руководства , централизованного по функциям стратегического планирования , финансирования , мониторинга , координации , правового обеспечения.
• 2. Логистический и циклический характер инновационных процессов
• Личко Г.П.МИТСО
•
Закон S- развития системы
• Все системы возникают, расцветают и увядают, уступая эстафету новым.
• Отложим на графике по оси X время жизни системы, а по оси Y один из основных параметров системы, например, для общественной формации – уровень развития, выраженный производительностью труда, либо другим экономическим показателем.
• Получим кривую с тремя изгибами , называемую S –кривой
• Суть закона – в развитии всех систем по виду данной кривой
• Впервые формулу S-образной кривой вывел бельгийский математик Пьер Ферхюльст в (1838-1845 ) гг для описания численности населения, и назвал кривую логистической.
• Большой вклад в развитие подхода внес Раймонд Пирл, применивший его для описания изменений численности популяций организмов и численности населения. Биологи часто называют S-образную кривую кривой Пирла.
• Генрих Альтшуллер связал кривую с количеством и качеством изобретений, появляющихся в процессе жизни технической системы.
• Ричард Фостер с помощью S-образной кривой описал производственно-экономические процессы в компаниях.
• Борис Злотин – процессы и отношения в коллективе в зависимости от этапа его развития.
Технологический разрыв
• Это расстояние между параметрами результативности замещаемой и замещающей технологиями , которое не может быть сокращено путем увеличения затрат на развитие отстающей технологии.
• На практике это расстояние между двумя S кривыми
• После того как технологический разрыв (∆Р) преодолен, наступает момент, когда вкладывать средства в совершенствование новой технологии гораздо выгоднее, чем в совершенствование старой.
• Поэтому процесс замещения одной технологии другой приобретает необратимый характер.
• 3.Жизненные циклы спроса , технологий, товаров
• Личко Г.П.МИТСО
•
Жизненный цикл спроса - показывает как происходит типичное развитие спроса с того момента, когда общественная потребность, ранее не получавшая удовлетворения, начинает удовлетворяться товарами и услугами.
• Жизненный цикл спроса разделяется на 4 стадии
• I – стадия зарождение:
1. Становление отрасли, когда на рынке появляются товары-новинки, способные удовлетворить еще несформировавшийся спрос.
2. Товары приобретают покупатели-инноваторы .
3. На рынке действует одна или несколько фирм.
• II – стадия роста:
1. Товары становятся хорошо известными.
2. Темпы роста спроса опережают предложение.
3. Рынок из-за относительно высокой прибыльности и относительно слабой конкуренции является привлекательным для инвестирования капитала.
4. Появляются новые конкуренты, которые стремятся закрепиться в отрасли.
• III - стадия зрелости: Достигается насыщение спроса и имеются значительные избыточныепроизводственные мощности.
• IV – стадия спада:
1. Падение спроса, обусловленное долговременными демографическими и экономическими факторами.
2. Избыточность производственных мощностей в отрасли.
Жизненный цикл технологии - описывает динамику спроса на товары и услуги, которые производятся на базе определенной технологии.
Жизненный цикл товара
• Согласно ИСО 9000 типовой жизненный цикл товара включает следующие этапы:
• 1. Маркетинг
• 2. НИОКР
• 3. Материально-техническое снабжение
• 4. Подготовка и разработка производственных процессов
• 5. Производство
• 6. Контроль, испытания и обследование продукции в процессе производства и выходной контроль
• 7. Упаковка и хранение готовой продукции
• 8. Реализация и распределение
• 9. Монтаж и эксплуатация
• 10. Техническая помощь и обслуживание
• 11. Утилизация после использования
Дата: 2016-10-02, просмотров: 231.