1.Устный рассказ (устное повествование) - монолог устной формы разговорного языка. В устных повествованиях говорящий рассказывает о прошедшем с ним самим или другим (рассказы на основе пережитого, увиденного, услышанного).
Для устных выступлений характерно следующее:
- сравнительно высокий темп произношения,
- выделение глаголов логическими ударениями,
- использование всех тех средств выразительности речи, которые передают отношение говорящего к излагаемому.
Например:
Как я стала медсестрой.
Мне было 15 лет, когда мама посоветовала мне посещать медицинский класс. Желающих посещать его было много, а становится в будущем медсестрой никто не хотел. Все хотели быть врачами. Я тоже мечтала лечить людей.
Однако наш учитель сказал мне, что у меня есть дар и из меня получится великолепная медсестра. Сначала я колебалась. Но уж очень хотелось примерить на себя белый халат. Я согласилась. Вскоре мне очень понравилось делать уколы и выполнять другие назначения врача. Пациенты хвалили меня, говорили, что у меня легкая рука и хотели, чтобы уколы делала именно я.
Я очень довольна, что прислушалась к своему учителю.
2.Разговор (непосредственный) – жанр устной разговорной речи, характеризующийся постоянной адресованностью: один собеседник обращается к другому, тот отвечает ему.Поскольку собеседники видят друг друга, то большую роль здесь играют мимика и жесты, которые могут заменять вербальные высказывания (в отличие от разговора телефонного).
Приведем пример неофициального непубличного разговора и прокомментируем его.
___________________________________________________________________
Неофициальный непубличный Комментарий
разговор
___________________________________________________________________
- Коль, привет. Ты все выполнил? Собеседник спешит, темп речи
ускоренный. Обобщающее слово все
свидетельствует о том, что предмет
речи известен разговоривающим.
- Не-а ..последняя не получилась. У Коли, видимо, нет особого желания
говорить, поэтому так растянуто
первое слово, за которым следует
пауза.
- Ну, дай посмотреть… Просительная интонация
Хотя бы последнюю… поддерживается выжидательными
паузами, неполными конструкциями.
- Хм…что это тебе даст… Собеседник колеблется, это отражается
на построении высказывания:
появляются паузы, убыстряется темп
речи.
_____________________________________________________________________
3.Разговор (телефонный) – это контактное по времени, но дистантное в пространстве и опосредованное специальной аппаратурой общение собеседников.Дистантность собеседников в пространстве исключает мимику, жесты, предполагает наличие фраз, передающих эмоциональное состояние партнеров: «Я удивлена», а также специальных фраз типа: «Целую», «Пока-пока».
К тому же телефонный разговор ограничен во времени, следовательно, вырабатываются особые этикетные нормы взаимодействия с собеседником.
Как вести телефонный разговор:
1.Прежде всего назовите себя.
2.Не спрашивайте, звоня куда-либо, кто говорит.
3.Говорите коротко и ясно.
4.Сообщите цель разговора (задайте вопрос).
5.Дайте время собеседнику на обдумывание ответа.
6.Выслушайте собеседника.
7.Звоните в удобное для собеседника время.
Например:
Маринка открыла глаза. Телефон и в самом деле звонил. Она скинула одеяло, и подбежала к телефону, взяла трубку и услышала мамин голос:
- Маринка, ты еще дома?
- Только встала…
- Вот и хорошо. Быстрей одевайся, приходи в чувства и бегом ко мне!
- А что случилось? К чему такая спешка?
- Сюрприз! Давай ням-ням и вперед.
- Ну ты, мам, даешь…
- Все…пока-пока…бегом…слышишь… жду.
Нередко по телефону приходится решать и деловые вопросы. К такому разговору следует тщательно готовиться. При подготовке к деловой беседе по телефону постарайтесь обратить внимание на следующие аспекты:
1)какую главную цель вы ставите перед собой в предстоящем телефонном разговоре;
2)можете ли вы вообще обойтись без этого разговора,
3)готов ли к обсуждению предлагаемой темы собеседник?
4)уверены ли вы в благополучном исходе разговора,
5)какие вопросы вы должны задать,
6)какие вопросы может задать вам собеседник,
7)какой исход переговоров устроит (или не устроит) вас, его;
8)какие приемы воздействия на собеседника вы можете использовать во время разговора,
9)как вы будете вести себя, если ваш собеседник
- решительно возразит, перейдет на повышенный тон;
- не отреагирует на ваши доводы;
- проявит недоверие к вашим словам, информации.
По окончании делового телефонного разговора потратьте 3-5 минут на анализ содержания и стиля разговора. Проанализируйте свои впечатления. Найдите уязвимые места в разговоре. Постарайтесь понять причину своих ошибок.
4.Беседа (дружеская, деловая) – жанр устной разговорной речи, характеризующийся, в отличие от разговора, целенаправленностью.Беседы обычно организуются по какому-либо заранее намеченному поводу, т.е. имеют цель и тему.
В деловой беседе могут быть выделены следующие этапы:
1.Приветствия, обращения собеседников друг к другу.
2.Постановка вопроса, проблемы, просьбы, высказывания предложения одной стороной.
3.Активное слушание и обмен информацией.
4.Выдвижение идей, версий, гипотез, решение проблем.
5.Нахождение оптимального способа решения проблемы, задачи.
6.Принятие решения.
7.Завершение общения (пожелание взаимных успехов, высказывание намерений на будущее и т.д.).
Правила доверительного делового общения:
- Там, где возможно и уместно, здоровайтесь за руку.
- Если вы сидите за рабочим столом, а к вам зашел посетитель, то в этот момент лучше всего выйти из-за стола и пригласить его сесть.
- Начав разговор, поинтересуйтесь личными делами, проблемами, которые волнуют собеседника.
- Не хмурьтесь, улыбнитесь, будьте открыты с собеседником.
- Избегайте фраз: «меня это не интересует», «а у меня на этот счет другое мнение», «я бы хотел Вам напомнить» и т.д.
- Ищите «зону общих интересов», то, что может сблизить Вас с собеседником.
- Постарайтесь уступить собеседнику в мелочах, но в решении главной проблемы убедите собеседника в целесообразности Вашего подхода, Вашей точки зрения.
- Заканчивайте деловую беседу на такой ноте, фразе, чтобы перекинуть мостик к последующей встрече.
- Постарайтесь, чтобы собеседник ушел от Вас с хорошим настроением.
III.Основные требования к речи медицинского работника.
1.Уважительная оценка личности пациента, куда входят прежде всего уважение пациента как независимой личности, желание дать теплый тон беседе, подчеркнутое внимание к собеседнику (памятуя о том, что при заболевании процесс восприятия поведения другого человека не всегда достаточно отчетлив). Исключительное значение придается сфере невербальной коммуникации.
2.Открытость, откровенность, готовность высказать свое личное мнение, исключающие со стороны пациента вопросы типа: «Я бы хотел знать, что он думает на самом деле». Подчеркивается важность соответствия-совпадения вербального и невербального поведения как основы убеждения.
3.Эмпатичность как готовность принять полностью чувства, мысли, заботы, желания другого: здесь же умение это выразить и «вернуть» это переживание в процессе беседы. Профессиональная грамотность в сфере навыков невербальной коммуникации имеет исключительно важное значение.
4.Доходчивость и полнота информации как основа совпадения требований медицинского работника и убежденности пациента следовать полученным предписаниям.
5.Умение слушать. Слушание – это активный процесс, оно требует определенных навыков. Слушание является одним из компонентов умения общаться. Различают два вида слушания: нерефлексивное слушание и рефлексивное слушание.
Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.Это – активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В зависимости от ситуации в процессе нерефлексивного слушания может быть выражено понимание, одобрение и поддержка. Подчас нерефлексивное слушание – наша единственная возможность, поскольку собеседник, особенно если он эмоционален, возбужден или испытывает трудности в формулировании своих мыслей, хочет, чтобы его услышали, и не интересуется нашими замечаниями.
Рефлексивное слушание – это приемы объективной обратной связи с говорящим, используемые в качестве контроля точности восприятия услышанного. Иногда эти приемы называют «активным слушанием», потому что слушающий более активно, чем при нерефлексивном слушании, использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения говорящего.
Практика
Задание 1
Выберите наиболее уместный вариант ответа в следующих ситуациях:
1.У больного печеночная колика, сопровождающаяся приступами рвоты. У него подозрение на аппендицит или инфаркт. Он вызвал «скорую» и поделился опасениями с фельдшером. Тот отвечает:
А. Да, Вы правы. Надо обязательно снять ЭКГ, а до тех пор надо соблюдать строгий постельный режим!
Б. Я думаю, Вы тревожитесь напрасно. Сердце у вас хорошее, живот также не внушает опасений, рвота вызвана печеночной коликой. На всякий случай ЭКГ мы сделаем, но, я уверен, что она окажется нормальной. Пока побудьте дома, полежите, но инфарктный режим я вам не назначаю.
2.Фельдшер выписывает пациенту таблетки: «Принимайте по одной таблетке три раза в день». – «А как долго?».
А. Да недели две или три. До свидания.
Б.Две недели, после чего обязательно покажитесь мне. До встречи через две недели.
3.Больной приходит на прием. У него страшные боли, он стонет, ему тяжело. Фельдшер:
А. Сейчас, голубчик, я постараюсь Вам помочь, только сначала мне надо Вас осмотреть и задать несколько вопросов. Так что потерпите немного.
Б. Фамилия, имя? На что жалуетесь?
Задание 2
Дата: 2016-10-02, просмотров: 283.