Укажите речевые ошибки в употреблении глаголов (немотивированное обращение к возвратным формам). Запишите предложения в исправленном виде.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Машина за машиной подъезжали и нагружались овощами.

2.Продолжали вестись капитальные исследования в области теории животноводства.

3.Магнитогорский металлургический комбинат ежегодно заносился на Доску почета.

4.Теперь наш участок занялся под жилье.

5.Работы выполняются с высоким качеством.

6.Спектакль ставился на сцене 18 лет подряд. За это время старились зрители, но, мне кажется, настроение в зале не изменилось.

7.В течение года план неоднократно корректировался, некоторые темы разнообразились.

8.После лекции слушатели нередко задерживаются в аудитории.

9.Небо охватывается заревом, и становится жутко.

10.Магазин закрывается продавцом ровно в восемь вчера.

11.Летящий самолет среди плотного скопления облаков управляется опытным пилотом.

Контрольные вопросы к § 14

1.От каких глаголов нельзя образовать форму 1 лица ед.ч.?

2.Расскажите об образовании форм повелительного наклонения (трудные случаи).

3.Расскажите об особенностях спряжения глаголов выздороветь, обессилеть.

4.Расскажите об особенностях употребления глаголов с суффиксом - ся.

Домашнее задание:

1.§ 14 - Блок информации

2.Контрольные вопросы к §14

Словарная работа к занятию №2,3: выучить значение слов; составить с ними предложения или небольшой связный текст.

Упражнение 10

Подготовьте сообщение с употреблением опорных слов на тему: «Общение с пациентами, имеющими нарушения в работе органов слуха». Подумайте, каким должен быть стиль и тип речи вашего сообщения?


Занятие № 4

§ 15 Нормативное употребление глагольных форм (причастий и деепричастий). Способы исправления ошибок в образовании и употреблении глагольных форм.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните значение этих слов. Запомните правописание этих слов.

Реаним`ация, реанимат`олог, анестези`олог

 

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.

Вер…вший, разве…нный, слыш…мый, изуча…мый, подстрел…нный, завис…мый, закручива…мый, предвид…щий, обид…вшийся, колебл…мый, увид…нный, закач…нный, стел…щийся, развеш…нный, пил…щий, бор…щийся.

Пунктуационная разминка

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Если р анимационным ож…влением зан…мается один человек то он должен делать (не)прямой ма(с, сс)аж сер…ца, об…зательно ч…редуя его с и(сс,с)ку(с,сс)твенным дыханием.

Блок информации

Нормативное употребление глагольных форм

1.Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий.

Например:

читая (несов. вид)статью и отметив (сов.вид) нужный материал, я всегда делаю выписки.

Правильно:

читая (несов.вид)статьюи отмечая (несов.вид)нужный материал, я делаю выписки.

Или:

Прочитав (сов.вид)статью иотметив (сов. вид)нужный материал, я сделал выписки.

2.Недопустимо вместо действительных причастий употреблять страдательные причастия и наоборот. Так же, как вместо причастий настоящего времени, нельзя употреблять причастия прошедшего времени, а вместо причастий прошедшего времени – причастия настоящего времени.

Например: Солдаты, сражающиеся (дейст.прич. наст.вр.)на улицах города, захватили (гл. прош.вр.) здание почты.

Правильно:Солдаты,сражавшиесяна улицах города,захватилиздание почты.

Или: Дверь, открывающаяся (дейс.прич.наст.вр.) автоматически, сломалась.(Дверь не может сама себя открывать; ее открывает кто-то)

Правильно: Дверь,открываемаяавтоматически, сломалась.

 

 

Практика

Упражнение 11

Спишите, выбирая в зависимости от смысла одну из форм причастий, объясните свой выбор. Устно.

1.Советские воины, (защищающие, защищавшие) Брестскую крепость, с великим мужеством переносили лишения.

2.Мемориальный музей-квартиру А.С. Пушкина на набережной реки Мойки в Ленинграде посещают люди, (приезжающие, приезжавшие ) со всех концов нашей страны.

3.В музее бережно хранятся материалы, (рассказывавшие, рассказывающие) о последнем периоде жизни и творчества поэта.

4.Ребята, (расположенные, расположившиеся) на лужайке, с интересом слушали рассказ вожатого.

5.Цистерна, (расположенная, расположившаяся) на новом мостике, оказалась изрешеченной осколками.

6.(Затянувшееся, затянутое) тучами небо черным полотном повисло над просекой.

7.Близилась непогода, и официанты поспешно закрывали тяжелые (запыленные, запылившиеся) окна.

Упражнение 12

Подберите к действительным причастиям однокоренные синонимичные формы страдательных причастий. Определите, имеют ли эти формы различия в оттенках значения, какие из форм в каждом словосочетании наиболее употребительны.

Издавшиеся в прошлом году книги; закрывающаяся на зиму выставка; выполнявшиеся заводом заказы; построившийся на линейку отряд; рассказ Чехова, ранее не включавшийся в собрание сочинений; отворяющаяся автоматически дверь; отворявшаяся со скрипом дверь; изучавшийся на прошлом уроке материал; выносившийся на обсуждение.

Упражнение 13

Назовите ошибки, возникшие при употреблении причастий и деепричастий.


Дата: 2016-10-02, просмотров: 422.