Допишите недостающий суффикс - ЕН или - ЕНЕН.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Оратор говорил с большим чувством, и тон его речи был очень приподнят и торжеств…

2.Вначале казалось, что темп его увертюры слишком медл…

3.Молодой человек был хорошо воспитан, безукоризн… в своих манерах

4.Голос его был спокоен, взгляд смел, вид безбоязн…

5.Мальчик в детстве был слаб здоровьем и болезн…

6.Памятник старины должен быть неприкоснов…

7.Подобный ответ бессмысл…

8.Помогало чувство, что ты не единств...

9.День был ярок и немного ветр…

10.Его вклад в работу был существ…

11.Ваш приход своеврем…

Проверь себя

Самостоятельная работа

Найдите ошибки в употреблении прилагательных. Перепишите в исправленном виде.

1.Кто ответств… за проведение новогоднего вечера?

2.В голосовании приняли участие жители самых отдаленнейших мест.

3.Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми.

4.Комната была низкая для такой мебели.

5.Выход из создавшегося положения естеств…

6.Ловчее его никто не забрасывал мяч в кольцо.

7.Метод исследования правилен и соответств… сложности самой проблемы.

8.Более красивее девушки я не видел.

9.Мех норки благороден и красивый.

10.Приход врача к заболевшему ребенку был весьма своеврем…

11.Этот перевал наиболее опаснейший для перехода в зимнее время.

12.Ртуть более тяжелее железа.

13.Цифры - самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.

Контрольные вопросы к §13

1.Расскажите об ошибках в употреблении прилагательных и способах их устранения.

2.Расскажите об образовании краткой формы имени прилагательного.

Домашнее задание:

1.§ 13 – Блок информации

2.Контрольные вопросы к § 13

Упражнения 4

Самостоятельная работа «Проверь себя»

Словарная работа к занятию №1: выучить значение слов; составить с ними предложения или небольшой связный текст.

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 7

Нормативное образование и употребление прилагательных


Занятие № 2, 3

Нормативное употребление глаголов. Способы исправления ошибок в употреблении глаголов.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните значение этих слов. Запомните правописание этих слов.

1.Отоларинг`олог, от`ит, гаймор`ит, фаринг`ит, рин`ит.

2.Ларинг`ит, тонзилл`ит, аден`оиды, аф`акия, аудиом`етрия.

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы:

1)в окончание глаголов 2 лица единственного числа:

постел…шь, наде…шься, огранич…шь, леч…шь, лепеч…шь, задерж…шься, слыш…шь.

2)в окончание глаголов 3 лица единственного числа:

дремл…т, тащ…т, выскоч…т, выгор…т, бре…т, кле…т, бор…тся, терп…т.

3)в окончание глаголов 3 лица множественного числа:

ла…т, обид…т, кол…т, леч…т, смотр…т, хлопоч…т, стро…т.

 

Пунктуационная разминка

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограмм.

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1.Проце (с, сс) (аудио) метрии проходит следу…щим образом через наушники вам под…ют чистые звуковые тоны.

2.Р…зультаты такого теста пр…дставляются (в) виде графика называемого (аудио)гра(м,мм)ой.

3.Когда вы слыш…те очередной тон вы наж…маете кнопку на спец…альном пульте.

Блок информации

Нормативное употребление глаголов

I.Особенности образования формы первого лица единственного числа.

Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности. К ним относятся дерзить, дудеть, затмить, очутиться, ощутить, победить, пылесосить, тузить, убедить, убедиться, чудить, шкодить, родиться, течь.

В тех случаях, когда все-таки оказывается необходимым употребить форму 1 лица единственного числа этих глаголов в зависимости от ситуации можно прибегнуть к следующим приемам:

1)Произвести замену глагола совершенного вида глаголом несовершенного вида:

Я победю - так говорить нельзя.

Правильно:

Я побеждаю – замена глаголом несов.в. в зависимости от контекста.

2)Произвести замену глагола, не имеющего 1 лица ед.ч., другим глаголом, который имеет 1 лицо ед.ч.:

Я ощутю или ощущу - так говорить нельзя.

Правильно:

Я почувствую - замена другим глаголом

3)Произвести замену глагола совершенного вида, не имеющего формы 1 лица ед.ч., составным глагольным сказуемым, в котором личную форму образует вспомогательный глагол, а глагол, не имеющий формы 1 лица ед.ч., будет стоять в неопределенной форме:

Хочу (смогу, надеюсь) убедить

Попытаюсь ощутить

Должен победить

Могу очутиться.

При употреблении глаголов необходимо руководствоваться литературной нормой и избегать просторечных и диалектных слов.

Практика

Упражнение 5

Поставьте глаголы в скобках в форму настоящего или простого будущего времени. Объясните, почему это не всегда удается сделать. Предложите свой вариант необходимой передачи информации.

1.Я (ощущить) это, когда сам испытаю нечто подобное.

2.Я (убедить) его в правильности принятого решения.

3.Если так будет продолжаться, я (очутиться) в затруднительном положении.

4.Я (обезопасить) себя и своих близких, поставив металлическую дверь.

5.Я (колесить) по городу уже целый час.

6.Когда я захожу в глубь леса, я всегда (трусить).

7.Я (пылесосить) ковер раз в неделю.

8.Я каждый день (лазать) на чердак – там стоит старый бабушкин сундук.

9.Купив «Комбат», я (победить) тараканов.

10.Получив международную премию, я (учредить) фонд поддержки молодых писателей.

11.Завтра я (утвердить) договор, подготовленный моими сотрудниками.

12.Я (гудеть) уже пять минут, а водитель впереди не обращает внимания.

 

Блок информации

II.Особенности образования форм повелительного наклонения от некоторых глаголов.

1.Литературными считаются следующие формы повелительного наклонениявысунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи, а не высуни, выстави, выправи, высыпи, почисти, не порти, не корчи, не морщи, уведоми, лакомися, закупори, откупори, взглянь, глянь, выдь, не крадь, положь.

2.Существуют также определенные трудности при образовании форм повелительного наклонения от следующих глаголов:
глядеть
гляди, глядите, но не глянь, гляньте;
ехатьпоезжай, поезжайте, езжай и езжайте, но не ехай, ехайте,едь,едьте;

ездить - езди, ездите, но ездь, ездий, ездийте, ездьте;
лечьляг, лягте, но не ляжь,ляжьте;
трогатьтрогай, трогайте, но не трожь, трожьте.

бежать - беги, а не бежи; бегите, а не бежите;

лазать - лазай, а не лазь; лазайте, а не лазьте;

положить – положи, а не положь; положите, а не положьте;

класть – клади, а не ложи; кладите, а не ложьте.

3.В парах видеть – видать, слышать – слыхать, мучить – мучать, лазить – лазать, мерить – мерять первые глаголы – книжные, а вторые – разговорные.

Недопустимо при изменении формы литературных глаголов II спряжения мучить, мерить, лазитьдобавлять перед окончанием лишнюю букву.

Надо говорить мучу, мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат, а не мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают.

4.Литературными считаются следующие формы глаголов в 3 л.ед.ч. наст.вр. полощет, машет, плещет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукаета не полоскает, махает, плескает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит. Обратите внимание на произношение этих глаголов и в других формах.

5.У глаголов сыпать, трепать, щипать во всех формах перед окончанием необходимо добавлять Л.

Например: сыплю, сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, а не сыпю, сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпют.

6.Более распространенными в современном русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, чах, иссяк, привык, поник, погас, окреп, замерз,а не сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул, иссякнул, привыкнул, поникнул, погаснул, окрепнул, замерзнул.

7.Глаголыс корнем – лож – употребляются только с приставкой во всех формах: возложить, выложить, доложить заложить, наложить, низложить, обложить, отложить, переложить, положить, подложить, разложить, расположить, сложить, уложить. Ни в коем случае нельзя говоритьложу, ложишь, ложит, ложим, ложите, ложат.

8.Глагол класть употребляется только без приставки: кладу, кладешь, кладет, кладем, кладете, кладут, а не укладу, укладешь, укладет, укладем, укладете, укладут.

9.Глагол ужаретьявляется диалектным, так говорить недопустимо. Надо говорить: Мне стало жарко.

10.Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

Ездить - я езжу, ты ездишь, он ездит, мы ездим, вы ездите, они ездят (неправильно: я ездию, ты ездиешь и т.п.);

Жечь- я жгу, ты жжешь, он жжет, он жжет, мы жжем, вы жжете, они жгут (неправильно: ты жгешь, он жгет и т.п.);

Печь - я пеку, ты печешь, он печет, мы печем, вы печете, они пекут (неправильно:ты пекешь, он пекет и т.п.);

Беречь - я берегу, ты бережешь, он бережет, мы бережем, вы бережете, они берегут(неправильно: ты берегешь, он берегет и т.п.);

Стеречь - я стерегу, ты стережешь, он стережет, мы стережем, вы стережете, они стерегут (неправильно: ты стерегешь, он стерегет и т.п.).

11.Нормативное употребление глаголов кушатьи есть:

Глагол «кушать» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (Кушать подано) или при обращении к ребенку (Машенька, кушать будешь?). В остальных случаях употребляется глагол «есть». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я кушаю», правильно будет сказать: «Я ем». Лучше так не говорить: «Вы уже кушали сегодня?». Нормативное употребление: «Вы уже ели сегодня?»

12.Не следует использовать в речи следующую конструкцию: «Я извиняюсь». Это можно понять так: «Я извиняю себя», именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс «СЯ». В этом случае надо говорить: «Извините (Простите) меня».






Дата: 2016-10-02, просмотров: 509.