Морфологические нормы (продолжение)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Занятие №1

§ 13 Имя прилагательное. Нормативное образование и употребление прилагательных. Способы исправления ошибок в образовании и употреблении прилагательных.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните значение этих слов. Запомните правописание этих слов.

Гемофил`ия, гемотерап`ия, гемоф`обия

Орфографическая разминка

Раскройте скобки, допишите окончания. Различайте части речи, от этого зависит слитное или раздельное написание следующих слов.

Посмотрел (в)даль – вглядывался (в)даль полей; свет не проникает (в)глубь – нырнул (в) глубь реки; (с)начала осмотрись – (с)начала года; смотреть (в) бок – кольнуть (в) бок; костюм (в) пору – (в) пору становления; действовать (на) удачу – надеяться (на) удачу; (в)виду необходимости – иметь (в) виду; (в) течени… часа – (в) течени… реки; (в) следстви… болезни – (в) следстви… по делу; (в) продолжени… суток – (в) продолжени… книги; (не) смотря на трудности – (не) смотря по сторонам.

Пунктуационная разминка

1.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограмм.

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

У больных гем…филией всякое оперативное вм…шательство сопр…жено со значительным риском для жизни (по)этому оно должно применя(тся,ться) в исключит…льных случаях и только после т(сч,щ)ат…льной предварит…льной подг…товки б…льного.

Блок информации

I.Нормативное употребление форм имени прилагательного

1)При полной форме имени прилагательного, употребленной в им.п. в роли составного сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой форме – могут.

 

Неправильно: он больной ангиной.

Правильно: он болен (чем?) ангиной (ангинойуправляемое или зависимое слово).

Или: Он больной.

2)Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного.

 

Неправильно: Он богатый и умен.

Правильно: он богатый и умный.

Или: Он богат и умен.

 

Практика

 

Упражнение 1

Найдите ошибку в употреблении прилагательного, объясните, в чем она состоит. Предложите вариант исправления.

1.Ученик был способный к математике.

2.Этот мальчик был глухой от рождения.

3.Сюжет рассказа интересный во многих отношениях.

4.Он из тех людей, которые способные на самопожертвование.

5.Ученик всегда подтянутый, всегда одет по форме, культурный в обращении.

6.Стихи были удачные и по форме, и по содержанию.

7.Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

8.Мой брат очень талантлив и способный.

9.Эта женщина всегда милая и очаровательна.

II.Нормативное образование степеней сравнения имен прилагательных

 

  сравнительная превосходная
Простая форма К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы: ЕЕ, ЕЙ,Е,ШЕ Например: Красивый - красивее Тяжелый - тяжелей Громкий - громче Тонкий - тоньше К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы: ЕЙШ, АЙШ Например: Красивый - красивейший Тонкий - тончайший
Составная форма Состоит из двух слов: БОЛЕЕ + начальная форма прилагательного Например: Красивая - Более красивая Тонкий - Более тонкий Состоит из двух слов: САМЫЙ + начальная форма прилагательного НАИБОЛЕЕ + начальная форма прилагательного Например: Красивая - САМАЯ красивая Умный - НАИБОЛЕЕ умный  

 

Следует избегать ошибок при образовании степеней сравнения имен прилагательных. Нельзя смешивать простую и составную формы сравнения.

Ошибочными являются следующие образования:

1)Она более умнее, чем он.

Употребление частицы БОЛЕЕ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.

Правильные варианты построения этого предложения:

Она более умная, чем он.

Она умнее, чем он.

2)Это самая высочайшая в городе башня.

Употребление частицы САМАЯ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.

Правильные варианты построения этого предложения:

Это самая высокая башня в мире.

Это высочайшая башня в мире.

3)Не употребляются формы слов более лучший, более худший и т.п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени. Надо говорить: лучший, худший или лучше, хуже.

4)В современном русском литературном языке употребляются такие формы сравнительной степени: бойче, звонче, ловче, слаще, хлестче, а не бойчее, ловчее, звончее, слаже, хлеще.

Практика

 

Упражнение 2

От данных прилагательных образуйте простую сравнительную степень. Выделите суффиксы сравнительной степени.

Красивый, богатый, звонкий, бойкий, горький, сладкий, крутой, твердый, мягкий, длинный, строгий, резкий, хрупкий, редкий, гладкий, отлогий, тонкий.

Упражнение 3

Определите ошибки в образовании степеней сравнения. Перепишите в исправленном виде.

1.Мы шли по самому кратчайшему пути.

2.На уроке был самый строжайший порядок.

3.Альпинисты готовились к самому труднейшему переходу.

4.Зимний снег более ярче весеннего.

5.Малина более слаще крыжовника.

6.Разработка этого месторождения является наиболее важнейшей задачей.

7.Невский проспект - самое оживленнейшее место в Ленинграде.

8.Мы были в более худших условиях, чем наши соперники.

9.Партия была отложена в более лучшем положении для белых фигур.

10.Это произведение более худшее, чем предыдущее.

11.Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.

 

Блок информации

III.Образование краткой формы имен прилагательных.

Образование краткой формы имен прилагательных с помощью суффиксов – ен и – енен.

- ен -енен
  1. Современная форма.
  2. Если ударение не падает на –енн в полной форме имени прилагательного.
Например: Есте'ственный – ест`ествен.
  1. Устаревшая форма.
  2. Если ударение падает на –енн в полной форме имени прилагательного.
Например: Неизме'нный – неизм`енен.  

 

Исключения:

Своеврменный – своеврменен

Блажнный блаж`ен

Практика

Упражнение 4

Дата: 2016-10-02, просмотров: 326.