Занятие №1
§ 13 Имя прилагательное. Нормативное образование и употребление прилагательных. Способы исправления ошибок в образовании и употреблении прилагательных.
Словарная работа
Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните значение этих слов. Запомните правописание этих слов.
Гемофил`ия, гемотерап`ия, гемоф`обия
Орфографическая разминка
Раскройте скобки, допишите окончания. Различайте части речи, от этого зависит слитное или раздельное написание следующих слов.
Посмотрел (в)даль – вглядывался (в)даль полей; свет не проникает (в)глубь – нырнул (в) глубь реки; (с)начала осмотрись – (с)начала года; смотреть (в) бок – кольнуть (в) бок; костюм (в) пору – (в) пору становления; действовать (на) удачу – надеяться (на) удачу; (в)виду необходимости – иметь (в) виду; (в) течени… часа – (в) течени… реки; (в) следстви… болезни – (в) следстви… по делу; (в) продолжени… суток – (в) продолжени… книги; (не) смотря на трудности – (не) смотря по сторонам.
Пунктуационная разминка
1.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограмм.
Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
У больных гем…филией всякое оперативное вм…шательство сопр…жено со значительным риском для жизни (по)этому оно должно применя(тся,ться) в исключит…льных случаях и только после т(сч,щ)ат…льной предварит…льной подг…товки б…льного.
Блок информации
I.Нормативное употребление форм имени прилагательного
1)При полной форме имени прилагательного, употребленной в им.п. в роли составного сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой форме – могут.
Неправильно: он больной ангиной.
Правильно: он болен (чем?) ангиной (ангиной– управляемое или зависимое слово).
Или: Он больной.
2)Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного.
Неправильно: Он богатый и умен.
Правильно: он богатый и умный.
Или: Он богат и умен.
Практика
Упражнение 1
Найдите ошибку в употреблении прилагательного, объясните, в чем она состоит. Предложите вариант исправления.
1.Ученик был способный к математике.
2.Этот мальчик был глухой от рождения.
3.Сюжет рассказа интересный во многих отношениях.
4.Он из тех людей, которые способные на самопожертвование.
5.Ученик всегда подтянутый, всегда одет по форме, культурный в обращении.
6.Стихи были удачные и по форме, и по содержанию.
7.Жизненный путь героя тяжел и трагичный.
8.Мой брат очень талантлив и способный.
9.Эта женщина всегда милая и очаровательна.
II.Нормативное образование степеней сравнения имен прилагательных
сравнительная | превосходная | |
Простая форма | К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы: ЕЕ, ЕЙ,Е,ШЕ Например: Красивый - красивее Тяжелый - тяжелей Громкий - громче Тонкий - тоньше | К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы: ЕЙШ, АЙШ Например: Красивый - красивейший Тонкий - тончайший |
Составная форма | Состоит из двух слов: БОЛЕЕ + начальная форма прилагательного Например: Красивая - Более красивая Тонкий - Более тонкий | Состоит из двух слов: САМЫЙ + начальная форма прилагательного НАИБОЛЕЕ + начальная форма прилагательного Например: Красивая - САМАЯ красивая Умный - НАИБОЛЕЕ умный |
Следует избегать ошибок при образовании степеней сравнения имен прилагательных. Нельзя смешивать простую и составную формы сравнения.
Ошибочными являются следующие образования:
1)Она более умнее, чем он.
Употребление частицы БОЛЕЕ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.
Правильные варианты построения этого предложения:
Она более умная, чем он.
Она умнее, чем он.
2)Это самая высочайшая в городе башня.
Употребление частицы САМАЯ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.
Правильные варианты построения этого предложения:
Это самая высокая башня в мире.
Это высочайшая башня в мире.
3)Не употребляются формы слов более лучший, более худший и т.п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени. Надо говорить: лучший, худший или лучше, хуже.
4)В современном русском литературном языке употребляются такие формы сравнительной степени: бойче, звонче, ловче, слаще, хлестче, а не бойчее, ловчее, звончее, слаже, хлеще.
Практика
Упражнение 2
От данных прилагательных образуйте простую сравнительную степень. Выделите суффиксы сравнительной степени.
Красивый, богатый, звонкий, бойкий, горький, сладкий, крутой, твердый, мягкий, длинный, строгий, резкий, хрупкий, редкий, гладкий, отлогий, тонкий.
Упражнение 3
Определите ошибки в образовании степеней сравнения. Перепишите в исправленном виде.
1.Мы шли по самому кратчайшему пути.
2.На уроке был самый строжайший порядок.
3.Альпинисты готовились к самому труднейшему переходу.
4.Зимний снег более ярче весеннего.
5.Малина более слаще крыжовника.
6.Разработка этого месторождения является наиболее важнейшей задачей.
7.Невский проспект - самое оживленнейшее место в Ленинграде.
8.Мы были в более худших условиях, чем наши соперники.
9.Партия была отложена в более лучшем положении для белых фигур.
10.Это произведение более худшее, чем предыдущее.
11.Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.
Блок информации
III.Образование краткой формы имен прилагательных.
Образование краткой формы имен прилагательных с помощью суффиксов – ен и – енен.
- ен | -енен |
|
|
Исключения:
Своевр`еменный – своевр`еменен
Блаж`енный –блаж`ен
Практика
Упражнение 4
Дата: 2016-10-02, просмотров: 354.