Нормативное употребление глаголов закончить - окончить.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Запомните: закончить работу, дело; но окончить школу, университет. Не следует употреблять выражение «закончить школу».

14.Особенности спряжения глаголов типа выздороветь, обессилеть.

Затруднения в речи часто вызывает спряжение глаголов выздороветь, опостылеть, опротиветь. Необходимо помнить, что при спряжении этих глаголов перед личным окончанием нужно прибавлять :

выздороветь опостылеть опротиветь
выздоровею выздоровеешь выздоровеет выздоровеем выздоровеете выздоровеют опостылею опостылеешь опостылеет опостылеем опостылеете опостылеют опротивею опротивеешь опротивеет опротивеем опротивеете опротивеют

По этому же принципу изменяются непереходные глаголы с приставками обез- /обес -и некоторые другие:

обезводеть, обезводеешь, обезводеет и т.п.
обезголосеть, обезголосеешь, обезголосеет и т.п.
обезножеть, обезножеешь, обезножеет и т.п.
обезуметь, обезумеешь, обезумеет и т.п.
обескроветь, обескровеешь, обескровеет и т.п.
обеспамятеть, обеспамятеешь, обеспамятеет и т.п.
обессилеть, обессилеешь, обессилеет и т.п.
обессмыслеть, обессмыслеешь, обессмылеет и т.п.

15.В пределах одного предложения или небольшого текста необходимо соблюдать видовременное единство глаголов. Если один глагол совершенного вида (или несовершенного), то и другой глагол должен быть совершенного вида (или несовершенного). Если один глагол употребляется в настоящем (или прошедшем) времени, то и другой глагол должен быть настоящего (или прошедшего) времени. Только в художественной литературе возможно смешение времени при необходимости (рассказ о событиях, происходивших с героем в прошлом).

Например:

1)Он мечтает (наст. вр.) посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил (прош. вр.) занятие литературой.

Правильно:

Он мечтал (прош.вр.) посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил (прош.вр.) занятие литературой.

2)Чтобы правильно составить (сов. в.) документы, необходимо тщательно изучать (несов. в.)делопроизводство.

Правильно:

Чтобы правильно составить (сов. в.) документы, необходимо тщательно изучить (сов. в.)делопроизводство.

Или:

Чтобы правильно составлять (несов. в.) документы, необходимо тщательно изучать (несов. в.)делопроизводство.

 

Практика

Упражнение 6

Укажите спряжение у данных глаголов. Проспрягайте их в единственном и множественном числе.

Мерить, мучить, ездить.

Упражнение 7

Образуйте формы прошедшего времени от глаголов:

Глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть, отвергнуть, зябнуть, меркнуть, исчезнуть, остыть, заворожить, завораживать, увести, кивнуть, прыгнуть, сохнуть, закипать, закипеть.

Упражнение 8

Выберите форму глагола, стоящего в скобках. Обоснуйте свой выбор. Дайте стилистическую характеристику этих глаголов.

1.Она так и (сыпет, сыплет) деньгами на каждом углу, желая приобрести все безделушки мира.

2.Сегодня точно пойдет дождь: воробьи барахтаются в песке, ветер (колебает, колеблет) кусты, тучи сгущаются на небе.

3.Как ни приду к Татьяне, она то полы моет, то белье (полоскает, полощет).

4.Сергей, оглядываясь, долго еще видел, как она (махает, машет) платком ему вслед.

5.На поляне лошадь (щипает, щиплет) траву.

6.Лежа на диване, кот Борис (мурлычет, мурлыкает) и щурится.

7.Как только я (выздоровлю, выздоровею), я продолжу тренировки.

8.Сказав правду, я ему сразу (опротивлю, опротивею) и прощай моя карьера!

9.Я не стал дожидаться, когда совсем (обессилею, обессилю), и присел отдохнуть.

Упражнение 9

Найдите ошибки в образовании и употреблении глаголов. Исправьте их.

1.Он часто ложит вещи на стол.

2.Смотри, твой автобус! Едь!!!

3.Не трожь меня, а то получишь.

4.В этом пуховике ребенок ужареет.

5.Я закончила школу в 1990 году.

6.Ляжьте на спину, сделайте глубокий вдох.

7.Больной обескровет, если не оказать ему срочную помощь.

8.Укладу ребенка спать и приду.

9.Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник.

10.Напрасно вы жгете траву на участке.

11.Не корчи из себя умника.

12.Почисти ковер и вынеси мусор.

13.Берегет он эту вещицу как зеницу ока.

14.После окончания школы Ковалев поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

15.Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации.

16.Он откликается на события окружающей жизни и отмечал зарождающиеся в ней явления.

17.Измученный, он забылся коротким сном, но вдруг просыпался от резкого толчка вагона.

Блок информации

Нормативное употребление глаголов на …ся.

Некоторые глаголы на –… ся имеют двоякое значение – страдательное и возвратное, что создает неясность смысла.

Например: Выпускники направляются в разные уголки нашей страны(сами хотят поехать? или их направляют?).

В подобных случаях возможны следующие формы исправления:

1) устранение у глагола суффикса – сяс одновременной перестройкой предложения в односоставное неопределенно-личное:

Выпускниковнаправляютв разные уголки нашей страны.

2) замена возвратного глагола другим, подходящим по смыслу:

Выпускники едутв разные уголки нашей страны.

Практика

Упражнение 10








Дата: 2016-10-02, просмотров: 296.