За счет денежно-кредитных инструментов в переходный период нет возможности преодолеть системный кризис, унаследованный от административной экономики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эффективность рекомендаций, выдвигаемых с позиций монета­ризма, может возрасти, если их дополнить целенаправленным совер­шенствованием налоговой системы, мероприятиями по стимулирова­нию инвестиционного процесса и открытию новых рабочих мест. В целом такой блок должен занять достойное место в единой антикри­зисной программе.


С позиций сторонников мультипликационных эффектов при раз­работке программ стабилизации необходимо в качестве «локомотивов» национальной экономики определить несколько ключевых отраслей. Далее, не дожидаясь подавления инфляции и стабилизации обменного курса национальной валюты, необходимо средства бюджета и других внебюджетных фондов, а также кредитную эмиссию центрального бан­ка страны переориентировать на финансирование данных приоритет­ных направлений (например, аграрный сектор, жилищное строитель­ство, строительство автомагистралей, экспортные предприятия).

Получив финансовую поддержку и заказы, данные отрасли уже через свой спрос на ресурсы, через свои заказы в свою очередь якобы дадут работу другим отраслям национальной экономики, что в итоге приведет к росту ВВП.

Такие построения отчасти напоминают так называемый мульти­пликационный эффект, обнаруженный в начале 30-х годов XX в. аш* лийским экономистом Дж. М. Кейнсом (18). Здесь все хорошо, кроме одного: известный теоретик имел дело с рыночной экономикой, куль­турную среду которой образуют эффективные частные собственники. А в нашем случае дело приходится иметь с экономической системой — технически и организационно отсталой, т. е. с неэффективной эконо­микой, которую еще предстоит реформировать, изменяя, в том числе, и отношения собственности.

Раскручивать через мультипликационный эффект неэффективную экономику с отсталыми технологиями — более чем спорное занятие

Рекомендации кейнсианцев в 30-50-годы XX в. были направлены на создание платежеспособного спроса в национальной экономике, которая переживает кризис перепроизводства, но которая прошла полный цикл технической модернизации или стремящейся его ускорить по ключевым направлениям.

В период трансформации в центре внимания оказываются как раз вопросы ре­сурсосбережения, тотальной экономии и бережливости, формирования будущего класса эффективных собственников. Предстоит еще выучить многие полезные «уро­ки капитализма», сформировать высокие стимулы к труду. Отсутствие у директор­ского корпуса и «новых белорусов» только одной культурной привычки оставлять капитал в стране, где каждый из них родился и вырос, а не вывозить в оффшорные зоны в состоянии нейтрализовать мультипликационный эффект.

Денежное предложение, воздвигнутое за счет инфляционного на­лога и усиленное за счет мультипликационного эффекта, в состоянии оживить экономическую жизнь, но лишь на короткий промежуток вре­мени. Прохождение трансформационного периода предполагает утвер­ждение нового типа экономических отношений в рамках новой эконо­мической системы.

С И

Ж'

W&4

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА

14.1. Либерализация национальной экономики и формирование новой экономической системы

14.2. Особенности переходной экономики и закономерности ее развития. Необходимость структурных сдвигов

14.3. Роль государства в обеспечении социальной ориентации экономических преобразований. Современная социальная политика

Для того чтобы преодолеть те причины, которые обусловили глу­бокий кризис административной экономики, необходимо демонтиро­вать старую и сформировать новую экономическую систему.

Либерализация есть процесс утверждения экономической систе­мы рыночного типа, освобождение экономики от административного диктата, появление в ходе разгосударствления и приватизации само­стоятельных хозяйствующих субъектов, расширение полномочий го­сударственных предприятий.

Современная теория трансформации экономических систем ис­ходит из того, что стабилизация считается достигнутой не по факту восстановления прежних объемов ВВП и т. п., а при наличии завер­шенных процедур либерализации экономической жизни. Опыт боль­шой группы бывших социалистических стран свидетельствует о том, что появление уже первых элементов такой системы значительно об­легчает достижение макроэкономической стабилизации.

Принято считать, что в период трансформации складывается особая переходная экономика. Ее основные черты выявляются в процессе анализа того опыта, который накапливается большой группой стран, решающих схожие задачи, связанные с демонтажем административной экономики. Структурная перестройка национальной экономики означает отмирание неэффективных и развитие перспективных видов производства. Будущее переходной экономики—это новая экономическая система, обеспечиваю­щая высокую конкурентную способность национального производства.

В формировании социально ориентированной экономики рыноч­ного типа особое значение приобретает государство. Объектами соци­альной и экономической политики державы выступают те стратеги­ческие задачи, которые определяют содержание переходного периода от административной экономики к новой экономической системе.

Экономическая политика выступает как генеральная линия дей­ствий, проводимых правительством от лица государства в области на­ционального производства. Экономическая политика призвана выра­жать цели и задачи развития, интересы страны и народа.

В переходный период особое значение приобретает законотвор­чество, включая выработку антимонопольного законодательства, зак­репление новых экономических отношений. По многим направлениям развитие рыночной инфраструктуры должно получать институциональ­ную и материальную поддержку со стороны государства.

Важным фактором развития рыночных отношений выступают контакты национальной экономики с внешним миром. Поэтому здесь также необходимо рационально использовать потенциал государства для развития внешних экономических связей, разрабатывая оптималь­ную стратегию внешней экономической деятельности.

Принято считать, что рыночная экономика сама по себе имеет ярко выраженный социальный характер. Вместе с тем в современных моде­лях социально ориентированной экономики рыночного типа активно раз­рабатываются соответствующие механизмы по нейтрализации врожден­ных свойств и деформаций рыночной экономики. Социальная политика предполагает деятельность государства, профсоюзов, фондов и т. д., на­правленную на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, со­хранение относительной социальной справедливости, предполагает мо­билизацию социальных факторов экономического роста и формирова­ние системы социальной защиты. В государстве переходного периода должна проводиться социальная политика, которая бы способствовала экономическому прогрессу.

14.1. Либерализация национальной экономики и формирование новой экономической системы

Содержание либерализации как процесса. Либерализация есть постепенное утверждение национальной экономической системы ры­ночного типа. Данный процесс означает освобождение экономичес­ких отношений от административного диктата, отмену ранее существо­вавшей системы запретов на движение ресурсов и факторов производ­ства в перспективных направлениях экономического развития.


Дата: 2016-10-02, просмотров: 243.