Эффективность рекомендаций, выдвигаемых с позиций монетаризма, может возрасти, если их дополнить целенаправленным совершенствованием налоговой системы, мероприятиями по стимулированию инвестиционного процесса и открытию новых рабочих мест. В целом такой блок должен занять достойное место в единой антикризисной программе.
С позиций сторонников мультипликационных эффектов при разработке программ стабилизации необходимо в качестве «локомотивов» национальной экономики определить несколько ключевых отраслей. Далее, не дожидаясь подавления инфляции и стабилизации обменного курса национальной валюты, необходимо средства бюджета и других внебюджетных фондов, а также кредитную эмиссию центрального банка страны переориентировать на финансирование данных приоритетных направлений (например, аграрный сектор, жилищное строительство, строительство автомагистралей, экспортные предприятия).
Получив финансовую поддержку и заказы, данные отрасли уже через свой спрос на ресурсы, через свои заказы в свою очередь якобы дадут работу другим отраслям национальной экономики, что в итоге приведет к росту ВВП.
Такие построения отчасти напоминают так называемый мультипликационный эффект, обнаруженный в начале 30-х годов XX в. аш* лийским экономистом Дж. М. Кейнсом (18). Здесь все хорошо, кроме одного: известный теоретик имел дело с рыночной экономикой, культурную среду которой образуют эффективные частные собственники. А в нашем случае дело приходится иметь с экономической системой — технически и организационно отсталой, т. е. с неэффективной экономикой, которую еще предстоит реформировать, изменяя, в том числе, и отношения собственности.
Раскручивать через мультипликационный эффект неэффективную экономику с отсталыми технологиями — более чем спорное занятие
Рекомендации кейнсианцев в 30-50-годы XX в. были направлены на создание платежеспособного спроса в национальной экономике, которая переживает кризис перепроизводства, но которая прошла полный цикл технической модернизации или стремящейся его ускорить по ключевым направлениям.
В период трансформации в центре внимания оказываются как раз вопросы ресурсосбережения, тотальной экономии и бережливости, формирования будущего класса эффективных собственников. Предстоит еще выучить многие полезные «уроки капитализма», сформировать высокие стимулы к труду. Отсутствие у директорского корпуса и «новых белорусов» только одной культурной привычки оставлять капитал в стране, где каждый из них родился и вырос, а не вывозить в оффшорные зоны в состоянии нейтрализовать мультипликационный эффект.
Денежное предложение, воздвигнутое за счет инфляционного налога и усиленное за счет мультипликационного эффекта, в состоянии оживить экономическую жизнь, но лишь на короткий промежуток времени. Прохождение трансформационного периода предполагает утверждение нового типа экономических отношений в рамках новой экономической системы.
С И
Ж'
W&4
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА
14.1. Либерализация национальной экономики и формирование новой экономической системы
14.2. Особенности переходной экономики и закономерности ее развития. Необходимость структурных сдвигов
14.3. Роль государства в обеспечении социальной ориентации экономических преобразований. Современная социальная политика
Для того чтобы преодолеть те причины, которые обусловили глубокий кризис административной экономики, необходимо демонтировать старую и сформировать новую экономическую систему.
Либерализация есть процесс утверждения экономической системы рыночного типа, освобождение экономики от административного диктата, появление в ходе разгосударствления и приватизации самостоятельных хозяйствующих субъектов, расширение полномочий государственных предприятий.
Современная теория трансформации экономических систем исходит из того, что стабилизация считается достигнутой не по факту восстановления прежних объемов ВВП и т. п., а при наличии завершенных процедур либерализации экономической жизни. Опыт большой группы бывших социалистических стран свидетельствует о том, что появление уже первых элементов такой системы значительно облегчает достижение макроэкономической стабилизации.
Принято считать, что в период трансформации складывается особая переходная экономика. Ее основные черты выявляются в процессе анализа того опыта, который накапливается большой группой стран, решающих схожие задачи, связанные с демонтажем административной экономики. Структурная перестройка национальной экономики означает отмирание неэффективных и развитие перспективных видов производства. Будущее переходной экономики—это новая экономическая система, обеспечивающая высокую конкурентную способность национального производства.
В формировании социально ориентированной экономики рыночного типа особое значение приобретает государство. Объектами социальной и экономической политики державы выступают те стратегические задачи, которые определяют содержание переходного периода от административной экономики к новой экономической системе.
Экономическая политика выступает как генеральная линия действий, проводимых правительством от лица государства в области национального производства. Экономическая политика призвана выражать цели и задачи развития, интересы страны и народа.
В переходный период особое значение приобретает законотворчество, включая выработку антимонопольного законодательства, закрепление новых экономических отношений. По многим направлениям развитие рыночной инфраструктуры должно получать институциональную и материальную поддержку со стороны государства.
Важным фактором развития рыночных отношений выступают контакты национальной экономики с внешним миром. Поэтому здесь также необходимо рационально использовать потенциал государства для развития внешних экономических связей, разрабатывая оптимальную стратегию внешней экономической деятельности.
Принято считать, что рыночная экономика сама по себе имеет ярко выраженный социальный характер. Вместе с тем в современных моделях социально ориентированной экономики рыночного типа активно разрабатываются соответствующие механизмы по нейтрализации врожденных свойств и деформаций рыночной экономики. Социальная политика предполагает деятельность государства, профсоюзов, фондов и т. д., направленную на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, сохранение относительной социальной справедливости, предполагает мобилизацию социальных факторов экономического роста и формирование системы социальной защиты. В государстве переходного периода должна проводиться социальная политика, которая бы способствовала экономическому прогрессу.
14.1. Либерализация национальной экономики и формирование новой экономической системы
Содержание либерализации как процесса. Либерализация есть постепенное утверждение национальной экономической системы рыночного типа. Данный процесс означает освобождение экономических отношений от административного диктата, отмену ранее существовавшей системы запретов на движение ресурсов и факторов производства в перспективных направлениях экономического развития.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 243.