Накопленный опыт показывает, что при выработке программ стабилизации национальной экономики важно в полном объеме учестьспецифику переходного периода от административной экономики к экономической системе рыночного типа. Нет резона копировать из заморских учебников голые теоретические схемы. Разрабатываемые антикризисные программы должны быть сориентированы не на механическое восстановление прежних показателей объема национального производства, а на преодоление унаследованного механизма социально-экономического застоя. Генеральным ориентиром при их разработке выступает создание необходимых стартовых условий для формирования новой экономической системы.
Рве. 13.6. Стратегическое содержание антикризисных программ стабилизации |
Таким образом, разработка антикризисных программ не является самоцелью, а продиктована необходимостью реализовать комплекс неотложных мер по нейтрализации ряда негативных социально-экономических явлений.
Среди таких программ выделяются комплексные и специальные, краткосрочные и среднесрочные программы (см. рис. 13.6).
Комплексные программы активно разрабатываются в самом начале переходного периода или тогда, коща вносятся существенные коррективы в стратегию развития национальной экономики. Такие документы охватывают все основные сферы национальной экономики, включая денежно-кредитную, финансы и налоги, внешнеэкономическую деятельность. Как правило, они предусматривают доведение конкретных заданий для органов государственного управления по выработке отраслевых концепций развития (например, аграрного сектора, промышленности) и т. д.
Специальные программы, которые также имеют ярко выраженную антикризисную направленность, охватывают лишь отдельные сектора национальной экономики (денежно-кредитная сфера, экспорт-импорт, промышленная политика и т. д.)
В делом комплексные и специальные программы имеют чаще всего краткосрочный характер действия (6-18 месяцев). Их реализация преследует основную цель — снять в обществе и национальной экономике критическое напряжение, продемонстрировать работоспособность правительства и органов государственного управления, апробировать направления, которые рассматриваются как перспективные для последующего реформирования.
Здесь определяются необходимые мероприятия, устанавливаются количественные или качественные показатели развития, указываются формы и способы внедрения, предусматривается создание соответствующего правового обеспечения, фиксируются сроки выполнения и ответственные органы государственного управления.
В качестве примера из белорусской действительности можно выделить Антикризисную программу (1994 г.), Программу стабилизации внутреннего рынка (1997 г.), Программу стабилизации валютного рынка и обменного курса белорусского рубля (март 1998 г.).
По сути дела антикризисную направленность в тот период имели «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы», а также Концепция промышленной политики (1997 г.).
Признаки стабилизации. Первые признаки стабилизации появляются тогда, ганда удается не допустить дальнейшего углубления экономического кризиса и удержать в определенных границах основные макроэкономические показатели.
Важно организовать мониторинг экономических процессов с целью получения достоверной информации.
Преодоление спада производства, резкое, торможение инфляции, стабилизация обменного курса национальной валюты, ограничение роста безработицы, получение внешней финансовой поддержки от мирового сообщества, выравнивание торгового и платежного баланса — это еще несколько важных шагов вперед, по пути стабилизации. Такие изменения в дальнейшем позволяют, при оценке экономической ситуации, меньше использовать так называемые отрицательные категории и больше внимания уделять точкам экономического роста.
В концепции МВФ стабилизация раскрывается через систему таких индикаторов, как снижение до определенного уровня темпов инфляции, сокращение бюджетного дефицита, упразднение налоговых льгот, полная либерализация внешней торговли, завершение приватизации, проведение земельной реформы, создание механизмов социальной защиты населения, поддержание конвертируемости национальной валюты по текущим торговым операциям.
Нетрудно заметить, что такие рекомендации предусматривают достаточно конкретные действия по формированию новой экономической системы. В первую очередь они направлены на стабилизацию денежно-кредитной сферы и валютного рынка. Но они же исключают выработку принципов новой промышленной политики, проведение аграрной реформы, определение национальных приоритетов развития, меньше всего затрагивают проблему структурных сдвигов и т. д. Причина в том, что МВФ — международный финансовый институт, и данную организацию беспокоит не будущая конкурентная способность реформируемой национальной экономики, а степень защиты экономических интересов внешних потенциальных инвесторов, надежность обеспечения предоставляемых займов и гарантии их своевременного возврата.
Методологические основы. Обобщение опыта трансформаций, накопленного соответствующими странами переходного периода, позволяет выявить два крайних подхода, которые за последние десятилетие проявились при разработке антикризисных программ стабилизации.
С позиций сторонников монетаризма стабилизация в переходный период наступает вслед за прекращением роста цен и снижения объемов ВВП. Это дополняется стабилизацией обменного курса и минимизацией дефицита госбюджета. Последний, вслед за рационализацией государственных расходов, предстает как бюджет развития.
Действительно, за счет таких изменений создаются стимулы для роста сбережений, облегчается обслуживание Внешнего долга, определяется перечень неблагополучных предприятий. Вслед за снижением инфляции предприятия постепенно переориентируются нанеобхо- димость рационализации производства. Более или менее устойчивое выполнение деньгами функции сбережений позволяет создать предпосылки для запуска инвестиционного механизма и уже на долговременной основе сокращать издержки производства.
Однако сама по себе только денежно-кредитная политика (мягкая или жесткая) способна лишь временно смягчить накопившиеся противоречия, но не в состоянии сама по себе снять причины, который обусловили системный экономический кризис.
Мягкая денежно-кредитная политика позволяет некоторое время использовать кредитную эмиссию для покрытия дефицита государственного бюджета, поддерживать на плаву убыточные государственные предприятия, аграрный сектор, малорентабельные «градообразующие» предприятия. Низкие процентные ставки и «дешевые» деньги позволяют минимизировать убытки нереформированных предприятий.
Жесткая денежно-кредитная политика ограничивает инфляцию спроса, следовательно, и рост цен. Такой курс заставляет рационализировать бюджетные расходы, обозначает реальное финансовое положение государственных предприятий, аграрного сектора, повышает склонность населения к сбережениям. И не более.
В целом для мягкого и для жесткого вариантов денежно-кредит- ной политики в методологическом плане присущ все тот же меновой подход, что и предопределяет их общую ограниченность. Они не затрагивают фундаментальные основы функционирования реального сектора экономики, не реформируют экономический базис.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 204.