I. Введение.
Проблема повреждения мягких тканей, травматического шока, синдрома длительного сдавления в последние годы становится все более актуальной в связи с ростом бытового и производственного травматизма, учащением природных и техногенных катастроф, локальных военных конфликтов и терроризма.
Так, травматический шок встречается в 3% случаев травм мирного времени, а при сочетанных и множественных повреждениях частота его увеличивается до 8-15%.
Летальность по разным статистикам достигает 25-85%.
II. Цель практического занятия занятия.
На основании знаний по нормальной физиологии, биохимии, анатомии и приобретенных в процессе подготовки на практическом занятии УМЕТЬ:
1) диагностировать различные виды повреждений мягких тканей, травматический шок;
2) оказать первую медицинскую помощь при ушибах, ранениях, разрывах мягких тканей, синдроме длительного сдавления (СДС), травматическом шоке.
III. Учебно-целевые задачи.
На основании приобретенных теоретических знаний задачей практического занятия является НАУЧИТЬСЯ:
1) распознавать проявления ушиба, растяжения, разрыва мягких тканей;
2) распознавать проявления СДС, травматического шока;
3) налаживать систему для внутривенных инфузий крови и кровезаменителей;
4) выполнять тугое бинтование конечности, накладывать давящую, иммобилизирующую повязки;
5) иммобилизировать конечность транспортной шиной;
6) определять лечебную тактику при повреждениях мягких тканей, СДС, травматическом шоке.
IV. Самоподготовка к занятию.
4.1. Цель самоподготовки.
В результате самостоятельного изучения литературы и конспекта лекции Вы должны ЗНАТЬ:
1) что такое травма?;
2) классификацию травм, их осложнения и опасности;
3) профилактику травматизма, организацию первой и специализированной помощи при травмах;
4) клинические проявления и оказание помощи при закрытых повреждениях мягких тканей: ушибе, растяжении, разрыве, сотрясении, сдпавлении;
5) клиническое течение СДС, оказание первой помощи, принципы лечения при нем;
6) клиническое течение травматического шока, оказание первой помощи, принципы лечения при нем.
4.2. Организация самоподготовки.
Самоподготовка к занятию является обязательным условием успешного достижения цели занятия и определяет его эффективность. Чтобы подготовиться к занятию:
1) уясните цели самоподготтовки к занятию;
2) вспомните, пользуясь своим конспектом, содержание лекции «Травматический шок. Синдром длительного сдавления. Коллапс. Обморок», читаемой на кафедре общей хирургии;
3) изучите рекомендуемую литературу;
4) изучите «Блок информации» в данной методической разработке;
5) выполните контрольные задания для проверки результатов самоподготовки по теме занятия и сравните правильность своих решений по эталонам ответов (см. в рекомендуемой литературе источник №3).
4.3. Рекомендуемая литература:
1. Гостищев В.К. Общая хирургия: Учебник для мед.ин-тов. - М.: Медицина, 1993. - 575 с.
2. Стручков В.И., Стручков Ю.В. Общая хирургия: Учебник для мед.ин-тов. - М.: Медицина, 1988. – 480с.
3. Рычагов Г.П., Кремень В.Е. Ситуационные задачи и тестовые вопросы по общей хирургии: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 1998. - 461с.
Блок информации.
Травматический шок.
Шок - это типовой, фазово развивающийся патологический процесс, возникающий вследствие расстройства нейрогуморальной регуляции, вызванный экстремальными воздействиями (механическая травма, ожог, электротравма и др.) и характеризующийся резким уменьшением кровоснабжения тканей, непропорциональных уровню обменных процессов, гипоксией и угнетением функций организма.
Более краткое определение дает немецкий автор Г.Риккер: «Шок – остро развившаяся недостаточность кровообращения жизненно важных органов с последующей гипоксией тканей».
На наш взгляд, более точное представление об этой патологии дает следующее определение: «Шок – реактивное тяжелое общее состояние организма, развивающееся вскоре после травмы или воздействия какого-либо другого агента и характеризующееся резким прогрессирующим снижением всех жизненных функций организма.
Следует отметить, что в качестве синонима шока длительное время, особенно в русскоязычной литературе, применялись и до сих пор не покинули лексикон врача такие понятия как сопор, ступор, бесчувствие, окоченение.
В зависимости от этиологии выделяют следующие формы шока: травматический, операционный, гиповолемический (геморрагический), кардиоваскулярный, септический, анафилактический, гемолитический, психический, сосудистый периферический (расстройство регуляции центрального происхождения в результате травмы головного мозга, воздействия наркоза, синдром токсического шока и др.), шок вследствие эндокринно-обменных кризов, при экзо- и эндогенной интоксикации. Некоторые авторы выделяют еще отдельно висцеральный, плевропульмональный и другие формы шока. Подобное деление форм шока довольно условно, так как, например, при переломах крупных костей бывает обильная плазмо- и кровопотеря, как и при желудочно-кишечном кровотечении. Чем бы шок, однако, не был вызван, у всех его форм есть общие черты клинических проявлений и схожий патогенез.
Правомочно возникает вопрос, какие механизмы лежат в основе патогенеза шока? На большом историческом пути изучения данной патологии выдвигались различные теории патогенеза шока, некоторые из которых до сих пор сохранили определенный интерес и даже практическое значение.
Токсическая теория (Кеню), согласно которой тяжелые нарушения в организме при шоке вызываются отравлением продуктами распада тканей, в частности, мышц. Интоксикация ведет к нарушению микроциркуляции, повышению сосудистой проницаемости, депонированию крови в тканях, снижению ОЦК, метаболическим нарушениям, гибели пострадавшего.
Сосудодвигательная теория (Крайль), объясняла появление шока в результате рефлекторного паралича, периферических сосудов на травму, что ведет к прогрессирующему падению артериального давления и депонированию крови в венозном русле. Это ведет к нарушению кровоснабжения жизненноважных органов, к развитию структурно-функциональных расстройств и гибели пострадавшего.
Теория акопнии (Гендерсон) объясняет развитие шока снижением уровня углекислоты в крови в результате гипервентиляции легких при болях, что довольно часто наблюдается в начальной стадии шока. Это сопровождается нарушением метаболизма, кислотно-щелочного состояния, развитию сердечно- сосудистой недостаточности, расстройству гемодинамики и микроциркуляции с застоем крови и развитием метаболического ацидоза в тканях.
Теория крово- и плазмопотери (Блелок). Следуя этой теории ведущим патогенетическим фактором в развитии шока считается уменьшение ОЦК в результате кровопотери в травмированные ткани или плазмопотери вследствие повышения сосудистой проницаемости. Резкие гемодинамические расстройства в результате этого ведут к необратимым изменениям в жизненно важных органах.
Теория симпато-адреналового криза (Селье) сводится к тому, что в результате травмы происходит функциональное истощение передней доли гипофиза и надпочечников, с развитием гормоно-дефицитного состояния и всех тех патологических реакций, которые составляют понятие травматического шока.
Нервно-рефлекторная теория (И.П. Павлов, Н.Н. Бурденко и др.), согласно которой шок представляет собой общую реакцию организма пострадавшего, в возникновении и развитии которой принимают участие высшие отделы центральной нервной системы. В частности, считается, что поступающий из зоны травмы поток нервных импульсов приводит к перераздражению нервной системы, ее истощению с развитием в ней процессов охранительного, а затем и запредельного торможения.
Представленные теории развития травматического шока, несмотря на свою определенную обоснованность в большинстве случаев базируются лишь на части изменений, наблюдающихся при данной патологии, без учета роли других факторов, играющих, несомненно, существенную роль в его развитии, а в ряде случаев следствие принимается за причину (например, акопния).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 200.