1. Техника пункции плевры при пневмо- или гемотораксе:
/Содержимое плевральной полости эвакуируется специальными аппаратами, но можно и шприцем (лучше типа Жане) через иглу длиной 8-10 см и диаметром более 1 мм с герметично одетой на нее резиновой трубкой длиной 12-15 см. Перед введением иглы во избежание попадания воздуха в плевральную полость резиновая трубка в средней части ее пережимается зажимом. В момент отсасывания шприцем зажим открывается.
В сидячем положении больного прокол плевры при пневмотораксе выполняется во 2-3 межреберьях по среднеключичной линии, при гемотораксе - в 6-7 межреберьях по средне- или заднеподмышечной линиям/.
Приступая к манипуляциям необходимо:
- усадить больного на стул так, чтобы его рука на стороне пункции лежала на голове;
- обработать антисептиками грудную клетку в области предполагаемой пункции;
- обработать свои руки, одеть стерильные перчатки;
- выполнить 0,5% раствором новокаина местную анестезию зоны пункции;
- сдвинуть указательным пальцем левой руки несколько в сторону кожу на месте пункции;
- провести коротким движением у верхнего края ребра, чтобы не поранить межреберные сосуды и нервы, через кожу, подкожную клетчатку, межреберные мышцы и париетальный листок плевры иглу с надетой на нее и пережатой зажимом резиновой трубкой;
Примечание: попадание в плевральную полость ощущается как “проваливание” иглы, преодолевавшей до того сопротивление мягких тканей межреберья;
- присоединить через канюлю к наружному концу трубки шприц (или отсасывающий аппарат);
- разжать зажим на трубке;
- аспирировать воздух или кровь (обычно это выполняет помощник, т.к. пунктировавший плевру удерживает в необходимом положении иглу);
Примечание: а) перед каждым отсоединение шприца (или отсасывающего аппарата) трубка пережимается зажимом;
б) при несоблюдении техники пункции возможны повреждения иглой паренхимы легкого, межреберных сосудов и нервов, внутрибрюшных органов.
2. Первая медицинская помощь при сотрясении головного мозга:
- обеспечить покой пострадавшему;
- приложить холод к голове (пузырь со льдом, холодный компресс);
- дать принять обезболивающие средства;
- организовать доставку пострадавшего в лечебное учреждение.
3. Первая медицинская помощь при ушибе и сдавлении головного мозга:
- обеспечить покой пострадавшему;
- приложить холод к голове (пузырь со льдом, холодный компресс);
- освободить полость рта и глотки, устранить помехи дыханию при нарушении проходимости верхних дыхательных путей;
- уложить пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, на бок (если позволяют сочетанные повреждения) или на спину, голову его повернуть в сторону, ввести воздуховод через нос или рот. При окклюзионно-обтурационных расстройствах дыхания показаны немедленная интубация трахеи и аспирация ее содержимого;
- организация транспортировки пострадавшего в лежачем положении в стационар.
4. Первая медицинская помощь при сотрясении грудной клетки:
- уложить пострадавшего в горизонтальное положение;
- согреть;
- ввести парентерально сердечные препараты;
- наладить ингаляцию кислорода;
- транспортировать в стационар.
5. Первая медицинская и первая врачебная помощь при сдавлении грудной клетки, травматической асфиксии:
- обеспечить пострадавшему покой;
- ввести обезболивающие и сердечные средства;
- наладить ингаляцию кислорода;
- выполнить трахеостомию (при прогрессивно нарастающей асфиксии);
- транспортировать в стационар.
6. Первая медицинская и первая врачебная помощь при ушибе грудной клетки:
/При ушибе грудной клетки могут быть переломы ребер, грудины (в т.ч. створчатые), разрывы плевры, легких, повреждения сердца, крупных сосудов, главных бронхов и т.д. Все это может сопровождаться развитием парадоксального дыхания, простого и клапанного (напряженного) пневмоторакса, гемоторакса, кровохарканья и легочного кровотечения, подкожной и медиастинальной эмфиземы и других осложнений/.
- обеспечить покой пострадавшему;
- приложить холод к месту ушиба;
- ввести обезболивающие средства;
- наложить давящую спиральную бинтовую повязку на грудную клетку при створчатых переломах ребер;
- наладить ингаляцию кислорода;
- транспортировать в лечебное учреждение;
Примечание: 1) нельзя транспортировать пострадавшего с клапанным пневмотораксом без нормализации давления в плевральной полости, поэтому на месте происшествия или в машине скорой помощи необходимо выполнить плевральную пункцию и наладить пассивный дренаж по Бюлау;
2) при кровохарканьи, легочном кровотечении, гемотораксе транспортировать пострадавшего необходимо в полусидячем положении, применяя меры для облегчения откашливания крови, гемостаза (введение внутримышечно 1% - 2,0 раствора викасола, внутривенно медленно 10%-10,0 раствора глюконата кальция).
10. Первая медицинская и первая врачебная помощь при закрытой травме живота и органов забрюшинного пространства:
- осторожно уложить пострадавшего на носилки;
- положить холод на живот (пузырь со льдом);
- при клинике шока наладить внутривенное переливание кровозаменителей;
- организовать немедленную транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение.
Тема занятия: Вывихи. Переломы.
I. Введение.
Среди всех повреждений вывихи и переломы костей составляют до 10-15%.
Будущие врачи многих специальностей, в особенности участковые врачи, врачи скорой медицинской помощи, хирурги-травматологи, рентгенологи в процессе своей трудовой деятельности неизбежно будут сталкиваться с этой патологией в быту и на производстве, в поликлинике и приемном покое больницы.
Вывихи и переломы костей могут сопровождаться целым рядом особенностей, нередко опасных для жизни: шоком, сочетанными повреждениями внутренних органов, связок, сосудов, нервов, кровотечением, гнойной инфекцией, параличами и т.д. Поэтому врач любой профессии обязан владеть клиническими методами диагностики этой патологии, уметь правильно оказать первую помощь, иммобилизировать конечность, выполнить временную остановку кровотечения, определить способ транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, читать рентгенограммы вывихов и переломов, отчего, безусловно, будут зависеть исходы лечения.
II. Цель практического занятия.
На основании знаний об особенностях анатомии костей и суставов, патологических изменениях при вывихах и переломах, о механизмах вывихов и переломов и зависящих от этого видов смещения костных отломков, а также об особенностях регенерации костей УМЕТЬ:
1) диагностировать клинически вывихи и переломы костей;
2) интерпретировать рентгенограммы вывихов и переломов костей;
3) определять метод лечения больных с вывихами;
4) вправлять вывихи плеча и бедра;
5) адекватно вести себя по отношению к больному и его родственникам в случае неумышленного перелома плеча при попытке вправления вывиха в плечевом суставе.
III. Учебно-целевые задачи.
- научиться правильно оценивать жалобы больного, собирать анамнез травмы;
- обследовать больного с травмой опорно-двигательного аппарата (вывих, перелом);
- проводить дифференциальную диагностику между вывихом и переломом;
- определять по рентгенограмме наличие вывиха или перелома кости, вид смещения костных отломков;
- вправлять вывих плеча:
а) по Кохеру;
б) по Джанелидзе;
- вправлять вывих бедра:
а) по Джанелидзе.
IV. Самоподготовка к занятию.
4.1. Цели самоподготовки.
В результате самостоятельного изучения литературы Вы должны знать:
- анатомию и физиологию костей и суставов;
- патологоанатомические изменения при вывихах и переломах;
- особенности регенерации костей;
- классификацию вывихов;
- клинические симптомы вывихов костей;
- оказание первой помощи при вывихе;
- основные методы вправления вывиха плеча и бедра;
- сроки иммобилизации после вправления вывиха плеча и бедра;
- показания к оперативному лечению вывихов;
- классификацию переломов;
- клиническую симптоматику переломов;
- опасности, которыми сопровождаются переломы.
4.2. Организация самоподготовки.
Самоподготовка является обязательным условием успешного достижения цели занятия и определяет его эффективность.
Чтобы подготовиться к занятию:
- уясните цели самоподготовки к занятию;
- вспомните по своим конспектам содержание лекции “Вывихи. Переломы”, читаемой на кафедре общей хирургии;
- изучите “Блок информации” в данной методической разработке;
- выполните контрольные задания для проверки результатов самоподготовки по теме занятия и сравните правильность своих решений по эталонам ответов (см. в рекомендуемой литературе источник №5).
- повторите технику наложения иммобилизирующих повязок (Вельпо, Дезо и др.), методы остановки кровотечения, методы обезболивания.
4.3. Рекомендуемая литература:
1. Гостищев В.К. Общая хирургия: Учебник для мед.ин-тов. - М.: Медицина, 1993. - 575 с.
2. Стручков В.И., Стручков Ю.В. Общая хирургия: Учебник для мед.ин-тов. - М.: Медицина, 1988. – 480с.
3. Гостищев В.К. Руководство к практическим занятиям по общей хирургии: Учебное пособие. - М.: Медицина, 1987. - 318с.
4. Григорян А.В. - Руководство к практическим занятиям по общей хирургии. - Л.: Медицина, 1976. – 375с.
5. Рычагов Г.П., Кремень В.Е. Ситуационные задачи и тестовые вопросы по общей хирургии: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 1998. - 461с.
4.4.Блок информации.
Схема обследования пострадавшего и установления диагноза
“Вывих” или “Перелом”:
1. Жалобы больного.
2. Где, в какое время и при каких обстоятельствах произошла травма?
3. Кем, когда и в каком объеме оказана первая помощь?
4. Какая выполнена иммобилизация?
5. Были ли раньше вывихи, переломы?
6. Перенесенные заболевания.
7. Сохранены ли произвольные (активные) движения в суставе и в каком объеме?
8. Ненормальное вынужденное положение конечности.
9. Изменение длины конечности.
10. Изменение контуров суставов.
11. Симптом пружинящей фиксации.
12. Нетипичное расположение головки кости.
13. Деформация конечности.
14. Патологическая подвижность.
15. Костный хруст (крепитация).
16. Наличие пульса на периферических артериях конечностей.
17. Сохранность чувствительности в пальцах.
18. Общий анализ крови, мочи.
19. Рентгенснимок поврежденного сустава или сегмента кости (обязательно в 2-х проекциях).
(При полном вывихе - суставные поверхности не соприкасаются, при частичном - соприкасаются только частично, при внутрисуставном переломе - видна линия перелома или нарушена конгруентность суставных поверхностей).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 191.