Социальной поддержки.
С учетом указанных выше рекомендаций и ограничений, процедура формирования социальной политики современной организации должна осуществляться в несколько последовательных этапов:
ПЕРВЫЙ ЭТАП: определение текущих и перспективных (на период до 3-х лет) финансовых возможностей по реализации всех видов социальных программ. В этой работе задействованы финансовая служба, специалисты которой на основании долгосрочных финансовых планов в рамках программ управления прибылью представляют руководству предложения по лимитам затрат социального характера с разбивкой по годам. После обсуждения с обязательным участием службы персонала указанные выше лимиты утверждаются руководителем организации и фиксируются в соответствующих финансовых документах. При изменении текущих финансовых возможностей плановые показатели подлежат оперативному пересмотру в ту или иную сторону.
ВТОРОЙ ЭТАП: уточнение перечня социальных программ и локальных мероприятий, в наибольшей степени отвечающих потребностям организации с позиции следующих базовых параметров:
Ø целевое назначение;
Ø степень мотивирующего воздействия;
Ø влияние на психологический климат в трудовом коллективе;
Ø влияние на налоговые платежи организации;
Ø ресурсоемкость.
ТРЕТИЙ ЭТАП: определение порядка практической реализации каждой позиции утвержденного перечня. Важность его заключается в том, что на данном этапе необходимо принимать решения стратегического характера, определяющие не только практику, но и саму «идеологию» организации рассматриваемого здесь направления мотивации, а именно:
Ø индивидуальная или коллективная направленность;
Ø зависимость или независимость от достигнутых трудовых результатов;
Ø стабильность или изменяемость размеров социальных выплат.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: разработка и утверждение внутреннего регламента, закрепляющего установленные ранее номенклатуру и порядок социально-экономической поддержки персонала, а также конкретные процедуры их реализации. Ответственность за разработку и дальнейшую эксплуатацию документа возлагается на службу персонала. При наличии профсоюза, привлечение его представителей к формированию или согласованию указанного документа не предполагается.
Наиболее важным вопросом при формировании социальной политики является определение стратегического приоритета в использовании льгот различного характера действия. Ниже рассмотрены основные возможные здесь варианты.
Первый вариант предполагает стратегическую ориентацию на приоритетное использование социальных льгот коллективного характера, действие которых распространяется на всех членов трудового коллектива, а «денежный эквивалент» либо одинаков, либо жестко привязан к размерам должностного оклада конкретного сотрудника.
Преимуществами данного варианта, полностью адаптированного к трудовой ментальности россиян, выступает:
Ø выраженная «психологическая составляющая» в характере мотивационного воздействия;
Ø нацеленность на поддержание в коллективе отношений корпоративного духа;
Ø возможность использования в качестве одного из факторов позитивного имиджа организации на рынке труда;
Ø простота и функциональность механизма установления и реализации;
Ø отсутствие необходимости привлекать руководителей структурных подразделений и, тем более, топ-менеджеров к их распределению.
Вместе с тем, данный вариант не в полной мере отвечает потребностям современного работодателя в силу действия следующих недостатков:
Ø низкий мотивирующий эффект из-за полного отсутствия взаимосвязи с конкретными трудовыми результатами;
Ø реализация «уравнительного подхода» к социальной поддержке персонала.
С учетом этих недостатков, льготы коллективного характера целесообразно использовать в качестве обязательного, но не приоритетного направления косвенной экономической мотивации.
Второй вариант предполагает стратегическую ориентацию на приоритетное использование социальных льгот индивидуального и группового характера, действие которых распространяется на отдельные категории должностей или на коллективы подразделений, заслуживших, по мнению администрации, право на дополнительное поощрение.
Рассматриваемый вариант в большей степени соответствует конечным целям работодателя, обладая в его глазах следующими очевидными преимуществами:
Ø возможность использования в качестве дополнительного инструмента экономической мотивации группового и индивидуального воздействия;
Ø возможность использования для привлечения или удержания особо ценных для работодателя менеджеров и специалистов;
Ø возможность оперативного регулирования масштаба затрат, связанного с льготами группового характера, в зависимости от текущего финансового состояния работодателя.
Недостатками варианта выступают:
Ø не соответствие практики использования резко дифференцированных по стоимости индивидуальных социальных пакетов трудовой ментальности россиян, что требует обеспечения конфиденциальности их использования;
Ø необходимость вовлечения в процесс организации социально-экономической поддержки руководителей среднего звена и наличия специальных механизмов оценки.
Рассматриваемый вариант целесообразно использовать в качестве приоритетного всем отечественным работодателям, независимо от уровня их рентабельности.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 219.