Общественное производство и его виды.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Жизнь общества совершается путём непрерывного общественного производства. Первоначально способ существования человека существенно не отличался от способа существования животного, но впоследствии люди не могут жить, не производя необходимых им средств к жизни. Ради удовлетворения материальных потребностей они не только занимались собирательством, рыболовством и охотой, но и стали преобразовывать всё добытое в удобный для потребления вид. Объектами их труда стали земля (земледелие), добыча и обработка металлов (ремесло) приручение диких животных (животноводство). Поскольку главной задачей было выживание в суровых природных условиях, постольку очень существенными стали отношения людей в данных областях деятельности. Возникло материальное производство – процесс превращения вещества природы в необходимый человеку продукт.

В то же время формировался и другой вид производства – духовное производство, произведения которого имели для людей ничуть не меньшее значение, чем предметы материального производства. Духовное производство – процесс создания мифов, религиозных представлений и верований, обычаев, обрядов, традиций, праздников, произведений науки, искусства и т.д. Человеку было недостаточно ответить на сигналы желудка, укрыть тело шкурами и найти подходящую пещеру, он пытался понять окружающую его среду и своё место в ней. Удовлетворить эту необходимость могло только духовное производство.

Материальное и духовное производство в своём единстве образуют общественное производство. Общественное производство есть жизнь, порождающая жизнь. Это означает единство процесса достижения результата и самого результата – то и другое есть жизнь. Как в материальном, так и в духовном производстве человек выделяется из мира животных и даже противостоит им. Производство есть деятельная родовая жизнь человека. Как отмечают исследователи, система общественного производства жизни включает в себя совокупность всех процессов производства и воспроизводства общества как целостного социального организма и в самом общем виде может быть представлена в качестве единства трёх видов производства: 1)средств к жизни – предметных условий существования, а под предметами следует понимать не только материальные вещи, а и продукты духовного производства; 2)носителей жизни, то есть самих людей; 3)условий их существования, то есть общественных отношений. Таким образом, понятие «жизнь» совсем не сводится к «обмену веществ», оно включает в себя три вопроса: что, как и для чего осуществляется общественное производство? Ответ на вопрос «что» даётся материальным и духовным производством, показывается, что именно нужно людям для нормального функционирования. Ответ на вопрос «как» показывает процесс взаимных отношений людей, участвующих в общественном производстве. Ответ на вопрос «для чего» объясняет смысл жизни человека, его производство и воспроизводство не только в материальном, но и в духовном плане.

Три стратегических цели общественного производства показывают его направления – производство материальных и духовных «вещей», производство отношений общения и производство самих носителей жизни – людей. Оба вида производства – материальное и духовное – также очевидны в своей равнозначности, равной необходимости. Однако по поводу их соотношения возникла гигантская проблема в образе марксистской концепции общества, точнее, материалистического понимания истории. Анатому или физиологу человека показалось бы странным противопоставление, например, рук и ног. Вопрос о том, что важнее – руки или ноги – показался бы абсурдным, а вот вопрос о сравнительной важности двух видов производства оказался преисполненным глубокого смысла. Работа теперь уже рук и ног вместе взятых оказалась важнее работы головы.

Материальная и духовная сферы общества находятся в процессе постоянного взаимодействия, взаимопроникновения друг в друга, причём ни одна из них не является «основой» другой сферы.

Между ними имеются как сходства, так и различия:

1) Главное сходство состоит в том, что оба рода производства есть производство жизни: самого человека, средств его существования и условий производства. Они неразрывны, существуют во всём, что производят люди. В любой материальной вещи воплощены (опредмечены) человеческие знания, ценности, эмоции, цели и др. С другой стороны, любой предмет духовного производства предполагает материальные условия: чтобы играть на скрипке, надо её изготовить, чтобы издавать книгу, нужны оборудование и материалы и т.д. Людям легко на сердце от песни весёлой, но и материальное производство способно вдохновлять работников духовного производства. Имеются сведения о том, что Морис Равель написал своё знаменитое произведение «Болеро» после посещения металлургического завода. Под влиянием первой крупной стройки без привлечения заключённых поэт Е.Евтушенко написал поэму «Братская ГЭС».

2)Оба вида производства невозможны без обращения к природе. Материальному производству природа нужна хотя бы как источник сырья. Работника духовного производства, особенно, художника и литератора, природа вдохновляет на создание произведений.

3)Продукты материального и духовного производства способны быть товарами и оцениваться в денежном выражении. Материальные вещи, называемые товарами, производятся специально для продажи. Продукты духовного производства, хотя и не создаются специально для продажи, всё же вовлекаются в коммерцию. Как говорил А.С.Пушкин, не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать.

Различия не менее существенны:

1)Материальное производство ориентировано на любого, но отдельного члена общества или группу людей. Если эту вещью я потребляю в данное время, её больше никто не потребляет. Продукты же духовного производства открыты для всех, все имеют возможность потреблять их одновременно со мной или в другое время (смотреть фильм, читать книгу, слушать музыку и т.д.);

2)Продукты материального производства живут сравнительно недолго (хлеб съеден, молоко выпито, одежда изношена, дом обветшал и вот-вот упадёт на головы его обитателям), поэтому люди обязаны снова и снова производить те же, пусть даже улучшенные, вещи. Продукты духовного производства не надо воспроизводить снова и снова. Они существуют века и тысячелетия, уникальны и неповторимы.

3)Материальное производство предполагает цепь технологических операций, количество которых служит показателем его сложности. К примеру, парту, на которой вы сидите, изготовить сложнее, чем приготовить картофельное пюре. Изготовление парты содержит ряд технологических операций, в то время как для приготовления пюре следует очистить картофель и бросить его в кастрюлю. Углубляющееся разделение труда в материальном производстве – объективная необходимость ради повышения производительности труда. Но выигрыш экономический оборачивается проигрышем социальным. При неразвитом разделении труда все операции может сделать один человек, при развитом – некое множество людей. Появляется так называемый «частичный человек» - человек, который не способен изготовить вещь в целом, а лишь некоторые его детали. Такое положение означает однобокость, односторонность развития работника. Сравните: в прошлом пару обуви изготавливал один человек – сапожник. Он имел возможность показывать всем продукт своего труда и гордиться им. Работник современной обувной фабрики не может указать пальцем на продукт своего труда. Ведь он изготовил только часть обуви, и, в лучшем случае, может сказать, что в данной паре обуви он изготовил лишь подмётки, фурнитуру или что-нибудь другое.

Совсем иначе обстоит дело в духовном производстве. Здесь нет разделения труда и нет «частичного работника». Поэт сам сочиняет стихи, композитор в одиночестве пишет музыку, а художник - картину и т.д. Когда же всё-таки разделение труда имеет место быть, каждая «технологическая операция» представляет собой отдельное произведение искусства. Так, в одном и том же спектакле или фильме актёры играют спектакли с разной степенью совершенства, каждая роль неповторима. Оцениваются отдельно работы не только актёра, а и режиссёра, оператора, костюмера, композитора и др. Имеет место ансамбль индивидуальных работ, объединённых для осуществления цели режиссёра. Эти работы ведут относительно самостоятельную жизнь и вне спектакля или фильма. Например, костюмы актёров становятся предметом особого интереса публики, а песни из кинофильмов порой затмевают сам фильм. В силу данного различия работник духовного производства – работник целостный, а не частичный. Поэтому нет отчуждения продукта труда от его создателя, как это имеет место в материальном производстве.

4)Материальное производство предполагает значительную материальную собственность. Нельзя вырастить хлеб, не имея земли или не арендуя её, нельзя сделать автомобиль без автомобильного завода и т.д. Духовное же производство предполагает минимум материальных средств: композитору нужен рояль и нотная бумага, писателю – бумага и пишущая машинка (теперь компьютер), художнику – холст и краски и т.д. С капиталовложениями представителям духовного производства нет больших проблем. Отсюда и разное отношение к правам на продукты труда. Материальному производителю достаточно запатентовать лишь модель изделия, в то время как духовному производителю часто требуется юридически оформлять каждый свой продукт.

5)Брак в материальном производстве, а также его отходы угрожают существованию людей. Брак неумышленный пожирает вложенные в него средства, брак же умышленный гораздо опаснее. Широко распространение получили фальсификации одежды, обуви, медикаментов, продуктов питания и других вещей. При покупке плохой одежды или обуви плакали лишь денежки обывателя, при покупке фальшивых медикаментов и продовольствия плакать будет он сам. Отходы материального производства – свидетельство неразвитости технологий. Они создают отрицательную экологическую среду – проблема глобального масштаба и всем известная. В духовном производстве так же имеется брак, но он ничем страшным не грозит людям. Плохую книгу можно не читать, плохой фильм можно не смотреть и т.д. Отходов как таковых в духовном производстве нет, потому и опасность отсутствует.

Отмеченные различия показывают, что если уж и существует основа общественного производства, то это собственность. Применительно к материальному производству это собственность на средства производства и предметы потребления, применительно к производству духовному это собственность лишь на предметы потребления, являющиеся условиями духовного творчества.

 

 

7.8. Собственность и её роль в жизни людей.

 

Нет в деятельности людей фактора боле значимого, чем собственность. Слово «собственность» одно из наиболее употребляемых в литературных произведений прошлого. В веке минувшем и веке наступившем, благодаря неутомимой деятельности средств массовой информации внимание общества к проблеме собственности несколько приглушено. Вроде, она утратила своё значение. Некоторые авторы даже утверждают, что собственность, игравшая большую роль в прошлом, ныне утратила своё значение. Главное сейчас ум, технологии, именно они определяют облик современной эпохи, собственность же есть анахронизм прошлого. Такая мировоззренческая позиция означает в лучшем случае неизлечимую наивность говорящих и пишущих. В иных случаях это пропаганда класса крупной буржуазии, пытающаяся отвлечь внимание населения от подлинной основы общественных процессов. Собственность есть отношение между людьми по поводу присвоения средств или (и) условий общественного производства.Это фундаментальный, наиболее значимый фактор общественного производства. Появление частной собственности произошло, очевидно, благодаря природному неравенству людей. Собственниками становились наиболее умные и сильные. Выделение частной собственности из общей произошло в дописьменные времена, поэтому документально невозможно восстановить это историческое событие. Существуют лишь версии, порой весьма занятные. Одна из них принадлежит Жан-Жаку Руссо: «Первый, кто, огородив. Участок земли, придумал заявить: «Это моё!» и нашёл людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберёг бы род человеческий тот, кто, выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: «Остерегайтесь слушать этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земли – для всех, а сама она – ничья!». Но не нашлось столь умного человека, видимо, потому, что сам он поспешил присвоить себе часть общего достояния. Некому было кричать.

Собственность наряду с ролью людей в общественном производстве является главным признаком деления населения на классы. Рабочие и крестьяне производят необходимые всем членам общества материальные ценности, предприниматели организуют производство и сбыт этих ценностей, служащие производят услуги, интеллигенция производит или поддерживает функционирование духовных ценностей. Классы – это большие социальные группы, члены которых сходны или различны между собой по отношению к средствам производства), по их роли в общественной организации труда, а также в зависимости от этих признаков по размерам и форме получаемого дохода (а отсюда и по обладанию предметами потребления). Существование классов и классовой борьбы открыли французские историки в 30-е годы XIX века и английские экономисты в 40-е годы того же столетия. Факт владения собственностью, её вид и размер определяли (и до сих пор определяют!) социальный статус человека. Как говорили в прошлом веке американцы, наиболее точной характеристикой человека является автомобиль, на котором он приехал в заданное место. О приехавших в автобусе речь не шла. Кроме того, важна роль человека в общественном производстве. В зависимости от этого признака люди делятся на предпринимателей, интеллигенцию, крестьян, рабочих, служащих, духовенство, возможно, какие-либо иные классы. В настоящее время всячески замалчивается или принижается значение деления людей на классы. Это и неудивительно, поскольку от отношений собственности, в конечном счёте, зависят события в родной стране, а также мировые события современности. Чтобы убедиться в истинности данного суждения достаточно читать газеты и смотреть телевизор.

В общественной мысли (не только в марксизме) существует традиция обвинять собственность в двух смертных грехах: 1) в том, что собственность, порождает эксплуатацию человека человеком; 2) в том, что собственность портит души людей и толкает их на преступления. Оба обвинения представляются необоснованными. Как уже отмечалось, причиной эксплуатации является не частная собственность, а бесправие людей, их бессилие в борьбе с несправедливостью. Души людей портит не собственность, а дурная наследственность и плохое воспитание. От природы человеку даны тип темперамента, алчность, зависть и эгоизм. Добавим к плохому воспитанию в семье развращающую общественную безнаказанность, безрелигиозность, равнодушие окружающих - и получим основу преступности. Если бы, наличие собственности делало людей ангелами, среди собственников не было бы преступников, что противоречит фактам. Если бы отсутствие собственности портило души людей, не обладающих нею, все бедняки стали бы преступниками. Однако на самом деле как большинство бедняков являются порядочными людьми, так и некоторые богачи – мерзавцами. Собственность имеет косвенное отношение к данным типам людей, она есть лишь их сопутствующее обстоятельство и не более того. Благодаря частной собственности сформировался обширный, в некоторых странах составляющий большинство населения, средний класс – социальную опору демократии.

Понятие собственности имеет не только экономический аспект, который привычен всем, оно имеет и некоторые иные аспекты. В юридическом плане собственность – объект правового регулирования. На понятии собственности держится гражданское право. Собственность – ключевой момент политики. За собственность борются политические силы и при её же наличии правят обществами и государствами. В моральном плане при соблюдение нравственных норм общества собственник есть не только состоятельный, а и состоявшийся человек. Он может с гордостью представить плоды личного труда: дом, малое предприятие, земли, сады и др. Собственность является наиболее эффективным средством самоутверждения человека.

В философском аспекте собственность – материальная основа его свободы. Подлинно свободен не тот, кто кричит на митинге или демонстрации «Гэть, долой, ганьба, позор…», а тот, обладает возможностью заниматься любимым делом, не испытывая ни в чём нужды. Простое исследование подлинной элиты любого общества во все времена показывает, что создавать произведения науки, литературы, искусства, руководить государствами или войсками государств, работать дипломатами могли главным образом люди, не отягощённые бытовыми проблемами. Поговорка «Бедность – не порок» сформулирована бедняками для собственного утешения. Бедность - величайший порок личности, хотя, возможно, это беда, а не вина человека. Непреодолимой силой обстоятельств он вынужден влачить нищенское существование, и, подобно тому, как собака ежедневно ищет пропитание, бедняк ищет заработок. Свобода бедняка – насмешка над его судьбой. Н.А.Бердяев писал: «Отнимите у человека всякую личную власть над вещным материальным миром, всякую личную свободу в хозяйственных актах, и вы сделает человека рабом общества и государства, которые отнимут от него и право свободы мысли, совести и слова, право свободы передвижения, самое право на жизнь».

Собственность явилась водоразделом между двумя популярными в течение ряда столетий течениями общественной мысли – социализмом и коммунизмом. Лишь в марксизме они начали сближаться, хотя К.Маркс и Ф.Энгельс ещё не отождествляют их. Но В.И.Ленин уже называет социализм и коммунизм двумя фазами коммунистической общественно-экономической формации. «Фазы» существенно отличались друг от друга, отличались именно отношением к собственности: социализм признавал частную собственность на средства производства и предметы потребления, а коммунизм отвергал частную собственность, предрекал её исчезновение. Практически это различие выразилось в двух принципиально различных моделях социализма. В некоторых странах Западной Европы реализовалась модель демократического социализма. Воплотилась в жизнь она не по К.Марксу и Ф.Энгельсу, а по идеям их учеников – Э.Бернштейна и К.Каутского. Редкий случай в истории науки, когда ученики оказались правы, а учителя заблуждались. В Советской России, а после второй мировой войны и в ряде других стран реализовалась модель казарменного социализма, которая везде потерпела крах. История дала поразительные примеры, когда в зависимости от обладания или лишения собственности люди одной нации, одной культуры либо создавали экономически развитое общество, либо прозябали в нищете. Процветающая западная и бедная восточная части Германии, соответственно южная и северная части Кореи тому подтверждение.

Нельзя сказать, чтобы К.Маркс, Ф.Энгельс и их последователи не были знакомы с достижениями мировой общественной мысли в вопросе о собственности. П.Гольбах писал, что «собственность имеет свою основу в человеческой природе; но собственность неодинакова, потому что природа создала неодинаковых людей. Собственность должна быть различной, потому что каждый индивид отличен от другого. Таков действительный источник того, что мы называем твоё и моё». В таком же смысле высказывался Д.С.Милль: «Собственность не подразумевает ничего иного, кроме права каждого человека, мужчины или женщины, на свои способности, на то, что он может произвести с их помощью, и на что бы то ни было, что ему удастся выручить за произведенные им товары путём честного обмена, а вместе с этим правом и право каждого отдавать, если он того пожелает, свою собственность любому другому лицу, и право этого другого лица принимать продукт чужого труда и пользоваться им». Видимо, под влиянием таких взглядов сам молодой К.Маркс писал: «Человек, не имеющий ничего, и есть ничто… состояние неимения есть состояние полного отделения человека от его предметности… Неимение – это самый отчаянный спиритуализм, это полнейшая недействительность человека…».

Но творец «Капитала» писал уже нечто иное: «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем, то есть, когда он существует для нас как капитал или когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьём его, носим на своём теле, живём в нём и т.д. – одним словом, когда мы его потребляем … Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств – чувство обладания». Вывод, прямо скажем, не вполне логичен. Во-первых, без обладания нет удовлетворения потребностей и желаний, поскольку нельзя потребить то, что нам не принадлежит. Во-вторых, у Маркса обладание в данном контексте средство к цели, а не сама цель. Целью является как раз удовлетворение потребностей (не только материальных!), что и есть подлинная свобода.

Частной собственности на средства производства и предметы потребления в марксизме противопоставлялась общественная собственность, которая на практике непринуждённо превращалась в собственность государства. А это делало реальными собственниками государственных чиновников при массе лишённых собственности людей, являющихся люмпенами. Но и люмпенов государство стремилось поставить в одинаковые условия труда с одинаковым подаянием, почему-то называемом «заработной платой». Природа человека давала себя знать: люмпены стремились использовать свои способности вне государственной машины принуждения и делом протестовали против уравниловки. Прав оказался П.Гольбах: «Более справедливые и здравые политические деятели должны были бы понять, что именно собственность привязывает гражданина к родине, что человек, который ничем не владеет, ничем и не дорожит, что в стране населённой нищими и бродягами, преступление скоро станет настолько распространённым, что ничто не сможет его искоренить». Но у классиков марксизма передовым оказался класс, которому нечего терять, кроме своих цепей… В то же время общественная практика опровергла выводы К.Маркса и Ф.Энгельса о неизбежности социалистической революции. Она не произошла там, где предполагали её встретить классики – в Западной Европе, происшедшее же в России было совершено в значительной мере вопреки их идеям.

Не сбылся прогноз классиков и о поглощении мелкой собственности собственностью крупной. Мелкая собственность нашла свою нишу и сосуществует наряду с крупной собственностью. Сосуществуют и другие формы собственности, например, кооперативная и муниципальная. Общественная собственность не утратила форму государственной, однако, в условиях демократии становится под контроль общества. Противопоставление частной и общественной собственности разрешилось их компромиссом. Недопустим (или находится под жёстким контролем) переход в частную собственность объектов, имеющих действительно общественное значение, без которых проблематично существование общества – земли, её недр, железных дорог и других стратегических объектов. В то же время возможен и даже желателен переход в частную собственность объектов, между собственниками которых возможна честная конкуренция. Как писал Д.Локк, «… именно изъятие части того, что является общим, и извлечением из этого состояния, в котором его оставила природа… именно с этого начинается собственность, без которой всё общее не приносит пользы».

Марксисты-ленинцы хорошо понимали значение собственности для человека, поэтому всеми силами старались её ограничить. Им нужен был не всесторонне развитый, а всесторонне зависимый от государства человек, которым легко манипулировать и управлять. Не учли или недооценили они лишь одного: крайне низкой мотивации раба к труду. Не был понят опыт древнего Рима, когда на закате империи рабам давали землю, дом, разрешали заводить семью, но страшная сила инерции сознания рабов не позволяла им изменить образ жизни. Рабы оставались рабами. В бывшей советской стране ориентировались на собственный исторический опыт существования крепостного права, и считали возможным возродить его под иным идеологическим соусом. Очень научные идеологи не понимали, что падение великих держав начинается с нищеты и бесправия «маленького человека», рядового члена общества.

С собственностью связана одна из актуальнейших проблем обществ: соотношения бедности и богатства. В мире ещё не было общества, в котором были бы все богаты или все бедны. Население обычно делилось на богатых и бедных. Богатство и бедность – явление не столько экономическое, сколько социальное, психологическое, нравственное. Вопрос о том, почему одни люди богаты, а другие бедны не раз занимал умы, как обычных индивидов, так и философов. Ответы на вопрос не балуют разнообразием:

1)Природа неодинаково благосклонна к людям; к одним она щедра и наделяет их задатками, темпераментом, волей, физической силой, других она не жалует данными качествами. Другим суждено быть бедняками. Возможно, в этом смысле Аристотель был прав, утверждая, что одни люди рождаются свободными, другие – бедняками. А один из идеологов протестантизма Жан Кальвин полагал, что все люди делятся на два вида: тех, кого Бог любит и тех, кого Бог не любит. Узнать, к какому виду относитесь лично Вы можно по жизненному успеху. Если жизнь удалась, Вы относитесь к первому виду людей.

2)Неверное воспитание, неверные ценностные ориентации, в особенности по части общественной нравственности, вследствие чего люди становились рабами по воспитанию. Нормы нравственности, равно как и нормы права, действуют лишь при условии равенства лиц, которых обслуживает данная система нравственности или права. При нарушении этого условия любая норма перестаёт быть обязательной для индивида. Он должен либо восстановить нарушенное равновесие отношений, либо при невозможности сделать это имеет «моральное право» не соблюдать ранее священную норму. Человек, живущий в обществе воров, ради выживания сам должен стать вором, пока в сообществе воров не установится новая система нравственности, пусть даже называемая воровской моралью. Лица, не понимающие этого, становятся жертвами неверного воспитания. «Трудись честно – и люди будут тебя уважать», - так говорили родители детям («потерянному» поколению). Дети честно трудились, но в результате превратились из бедняков советской эпохи в нищих современного жутко цивилизованного общества. Нравственная эрозия оказалась выгодной «умеющим жить», которые стали аксакалами «рыночной» экономики и соответствующей ей политики.

3)Политика и позитивное право государств, закрепляющие и усиливающие последствия двух первых причин. Они определяют меру вознаграждения за труд, которой часто хватает лишь для воспроизведения рабочей силы, а не для полноценной жизни. С другой стороны, безголосые певцы и певички, спортсмены, красавицы и др. «зарабатывают» в десятки и сотни раз больше, чем сталевар, железнодорожник, шахтёр, полярник, офицер, учитель, врач, работник искусства и др. – людей, на которых собственно и держится общество. Ценность труда данных групп работников для общества значительно выше, например, певцов, великодушно «дарящих своё искусство» поклонникам, однако они обречены жить от зарплаты до зарплаты. Разумеется, в распределении жизненных благ не должно быть никакой уравниловки, в которой так любят упрекать население «умеющие жить», но важнее ли для общества хрипы (словно предсмертные), завывания или мяуканье очередного эстрадного бройлера в сравнении с людьми труда? Жирующие «звёзды» покупают и меняют виллы, дома, квартиры за границей, в то время как люди, победившие в войне, восстановившие экономику, отдавшие силы и здоровье планам государства, считают гроши до следующей месячной пайки, называемой пенсией. С точки зрения буржуазии такое положение дел справедливо. Ситуация контраста богатства и бедности не нова, она имела место а протяжении всех тысячелетий цивилизации, что наводит на мысль о неких не устранимых или пока неустранённых причинных факторах этого явления. На основе представлений людей о справедливом обществе сформировался идеал социализма, так скомпрометированный и опошлённый партией В.И.Ленина.

Осуществление идеи о приоритете материального производства над производством духовным нанесло непоправимый ущерб вере людей в справедливое общественное устройство. Никто другой, не опорочил идеалы социализма и коммунизма больше, чем это сделали последователи великих классиков. Если материальное производство важнее производства духовного, то и люди, занятые в материальном производстве важнее «гнилой интеллигенции». Отсюда и различия в оплате труда. Доблестные рабочий класс и колхозное крестьянство не только производили нужные людям вещи. Они также занимались выпуском низкокачественной продукции, приписками, воровством, пьянством, избиением членов семей, отлынивали от работы и т.д. Однако денежное вознаграждение их труда, по меньшей мере, вдвое превышало жалованье интеллигенции и служащих. Труд интеллигенции стал объектом насмешек со стороны «авангарда» общества.

Между тем, в цивилизованном мире ХХ века интеллектуальная собственность (произведения литературы, искусства и науки, новые технологии, организация труда) стала экономически более ценной, чем традиционная материальная собственность (земля, недвижимость, вещи, драгоценные металлы и камни). Чтобы сравниться с материальным производством, продукту духовного производства надо было стать товаром. Однако не всё в духовном производстве переводимо на язык денег. Картина художника, песня композитора, роман писателя и т.д. могут оцениваться в денежном выражении высоко, однако они уникальны, существуют в единственном варианте и экземпляре. Их неповторимость – веха в развитии культуры, что в деньгах невыразимо.

 

Смысл истории.

 

Наиболее развитые представители человеческого рода задумывались не только над смыслом личного существования человека, но и над смыслом существования человечества в целом. Им было понятно, что найти смысл существования миллионов представителей самых разных культур, начиная с гипотетического момента превращения обезьяны в человека до той или иной современности, можно только нахождения некоего «общего знаменателя», к которому были бы сводимы культуры и эпохи. Такой «общий знаменатель» или основа существования людей, очевидно, должен быть, поскольку имеется нечто общее в массе различий. Это общее недостаточно выразить словами восточной притчи: «Люди рождались, страдали и умирали». Смысл истории как деятельности людей заключается не столько в их словах, сколько в делах. В массе разнообразных действий должно быть нечто сходное, повторяющееся. Человеческая жизнь слишком коротка, чтобы заметить тектонические сдвиги в мировой истории. Тем не менее, изучение истории учёными и философами позволяет сделать некоторые выводы.

Одним из атрибутов бытия является движение, высшим проявлением которого выступает развитие. Всё не только движется, а и развивается, то есть переходит в качественно иное состояние. Закону развития подчинён и человек. По неизвестной пока причине человекообразная обезьяна обрела рассудок и речь. Это качественный скачок в её жизни. Но и возникший человек начинает качественно изменяться. Овладев огнём, научившись изготавливать орудия труда, он не только выделился из мира животных, а и создал предпосылку для нового шага вперёд. Роды и племена осваивают всё более и более обширные ареалы. Мир за пределами ареалов как бы и не существует. Такое же ощущение сохранится у людей, создавших государства. Они предполагают существование иных территорий, однако эти территории покрыты мраком неизвестности.

Главный вопрос, на который пока не дают удовлетворительного ответа ни учёные, ни философы, состоит в причине развития человека: что именно побуждает человека к качественному изменению? Почему бы ему, подобно всем животным, постоянно не удовлетворяться одними и теми же средствами: животной или растительной пищей, способами распределения ролей в стаде, стае и т.п.? Существующие гипотезы по данному вопросу малоубедительны, и в то же время они, как представляется, верно указывают на изменение тела человека. Это изменение породило постоянную изменчивость средств удовлетворения потребностей, а вслед за ним изменчивость ценностей и, особенно, желаний человека. Данная триада – средства удовлетворения потребностей, ценности и желания – представляет собой «мотор» жизни человека, а отсюда и его истории.

Триада действует в определённых условиях, среди которых климат, наличие других живых существ, наличие пастбищ и водоёмов, полезных ископаемых и др. Особое место занимает такое условие как неодинаковая наследственность людей. Генетический код человека неповторим. Гонку истории начинают наиболее энергичные и сообразительные индивиды. Их опережающее развитие изменяет положение менее развитых особей и совсем неразвитых. Перед ними стоит выбор: догнать развитых индивидов, либо стать их рабами, либо вообще покинуть арену жизни. Когда исследователи пишут о возникновении классов общества, о разделении людей на богатых и бедных, немногие решаются, видимо, опасаясь обвинений в расизме, признать изначальное генетическое неравенство людей. Почему индивид А стал богатым, а индивид Б – бедным? Не потому ли, что А своей наследственностью лучше подготовлен к земному существованию?

От доисторического существования до наших дней работали и продолжают работать изменяющиеся средства удовлетворения потребностей, ценности, желания и неодинаковая наследственность. Возникновение и развитие культуры смягчило, ввело в определённые рамки природные изначальное неравенство людей, однако не отменило его. По данным науки человек рассудочный появился около трёх миллионов лет в Восточной Африке, откуда его расселение шло в течение многих тысячелетий по всем континентам. Люди селились везде, где было можно жить. Были тупиковые ветви человеческого рода, и лишь примерно сорок тысяч лет назад появился человек современного типа. Люди жили семейными общинами (родами), в которых все члены общины были родственниками, хотя и различной степени родства. Близкие по культуре и территории обитания роды образовывали племена, которые, в свою очередь, образовывали союзы племён – предшественников государств.

Планета в целом представляла собой совокупность более или менее обширных ареалов представителей разных культур, ареалов, не соединённых друг с другом и не влиявших друг на друга. Ареалы получили название цивилизаций. О.Шпенглер насчитывал 8 цивилизаций, А.Тойнби – 21 цивилизацию, хотя, думается, их значительно больше, поскольку европоцентризм названных исследователей игнорировал некоторые цивилизации. Более обоснованным выглядит мнение экзистенциалиста Карла Ясперса. Он полагал, что человек в своём развитии как бы четыре раза отправляется от новой основы: 1) от доистории, когда возникает речь, появляются орудия труда и умение пользоваться огнём; 2)от возникновения великих культур древности; 3) от «осевого времени» (VI-II века до нашей эры), когда в Китае появляются Конфуций и Лао Цзы, в Индии Будда, в Персии Заратустра, в Израиле пророки, в Греции Гомер, Гесиод, Сократ и Платон; это эпоха великих людей, создавших современную культуру; 4)от научно-технической революции ХХ века. По мнению Кала Ясперса, современная НТР на несколько столетий предопределила магистральный путь развития ч

Дата: 2016-09-30, просмотров: 164.