В жизни каждого человека, коллектива, большой социальной группы или общества время от времени происходит изменение оценок воздействий каких-либо объектов. В философии это явление получило наименование переоценки ценностей. Переоценка ценностей – это уменьшение значимости одних ценностей и увеличение значимости других ценностей в сознании данного субъекта. Переоценка ценностей означает наступление новой эпохи в жизни того или иного субъекта, происходит нечто новое и важное, вызывается различными обстоятельствами. Особенно часто переоценка ценностей происходит у индивида. Как писал известный психолог С.Л.Рубинштейн, «постоянная в ходе жизни переоценка ценностей является закономерным результатом диалектики жизни человека, перестройки его взаимоотношения с миром, прежде всего с другими людьми, с обществом». Для большинства людей первой причиной переоценки ценностей выступает возраст. Конструкторы, из которых собирались дома и машины, куклы, игры в казаков - разбойников не изменились, но стали почему-то менее интересными, чем это было в раннем детстве. Изменились люди, а не игры и игрушки. Возраст людей является общей причиной переоценки их ценностей. В зависимости от возраста у каждого человека несколько раз в жизни происходит переоценка ценностей. По этому поводу И.Елагин писал: «Проходит жизнь своим путём обычным
И я с годами делаюсь иным
И что казалось грозным и трагичным,
Мне кажется ничтожным и смешным.
Испуганная пролетает птица,
Гром тишину ломает на куски,
И мне теперь от красоты не спится,
Как не спалось когда-то от тоски».
В то же время существуют и особенные, встречающиеся у одних и отсутствующие у других людей, причины переоценки ценностей. Такими причинами могут быть серьёзное увлечение философией, религией или искусством, участие в боевых действиях, неизлечимая болезнь, тяжёлое ранение смертный приговор, переезд на постоянное место жительства в другую страну и др. Каждая из этих причин переворачивает устоявшийся образ жизни индивида, это потрясение основ прежнего быта, иногда связанный с угрозой жизни. Раненый на поле Аустерлица Андрей Болконский вдруг замечает, какое большое небо, его хватит на всех, и непонятно, почему люди убивают друг друга. Перед умирающими или обречёнными на смертную казнь людьми проходит вся их жизнь, такая суетливая и неразумная. Лишь угроза смерти заставляет людей увидеть мелочность их забот и поступков. Переоценка ценностей происходит, однако, для некоторых слишком поздно… Каждая переоценка ценностей – это наступление новой эпохи в жизни человека.
Ценности оказывают на поведение людей не только в течение длительных периодов, но и в течение относительно кратких периодов времени. Каждый день люди, руководствуясь теми или иными ценностями, совершают более или менее значимые выборы своего поведения. Это явление называется ценностной ориентацией. Ценностная ориентация – это мотивация деятельности людей теми или иными ценностями. Например, поступление в вуз мотивируется престижем профессии или репутации вуза, перемена одежды мотивируется ценностью новой моды, замена слов родного языка словами другого языка – могуществом родины иностранного языка, тяжёлая работа – хорошим заработком, участие в выборах – институтом демократии, путешествие по миру – романтикой странствий и т.д. Всякий желающий понять поведение отдельных людей, социальных групп или государств, должен, прежде всего, узнать, какими ценностями они руководствовались в своей деятельности. Преуспевающий карьерист считает неудачником однокурсника, не подозревая о том, что однокурснику никогда не хотелось овладеть "высотами" карьериста. У однокурсника иные ценности.
Типичным заблуждением многих людей является унификация ценностей. Им кажется, будто их ценности являются ценностями всех других людей на земле, как будто жизнь есть кросс, в котором участвуют все лица без исключений. И если Петров, подобно Иванову, не обладает последней моделью "Мерседеса", то только потому, что не сумел приобрести эту модель. Иванову не приходит в голову, что Петров вполне удовлетворён первой моделью "Запорожца". Сельский житель не хочет жить в суетливом, шумном городе, отшельник не хочет жить даже в селе, девушка не хочет выходить замуж за богатого, но нелюбимого человека, скромный человек не желает мельтешить на глазах у начальства и грезить о повышении в должности. Не все люди охвачены жаждой тщеславия, не оставляют своих очень мудрых изречений в наследство потомкам, не все хотят раздавать интервью и позировать перед телекамерами. Американцы во время войны во Вьетнаме с удивлением обнаружили, что вьетнамцев не прельщает "американская мечта" и что не всё в этой стране можно купить за деньги.
Истинные и ложные ценности.
Не существует абсолютных по содержанию ценностей, к которым бы стремились все люди, но существуют абсолютные по значению ценности, к которым явно или неявно тянутся все люди. Это истинные ценности. Слово "истина" в аксиологическом контексте отличается от его истолкования в гносеологии. Тут истина означает не соответствие знания действительности, а, напротив, соответствия действительности житейской или политической мудрости. Вопрос Понтия Пилата, обращённый Христу: "Что есть истина?", звучит как вопрос: "Зачем ты проповедуешь своё учение, в чём смысл твоей деятельности?". Истинность или ложность ценности в аксиологии неотделима от мудрости. Исходя из этой связи, ценности можно разделить на истинные и ложные. Истинными ценностями являются те ценности, которые делают жизнь данного человека и близких ему людей, социальной группы, общества счастливой. Напротив, ложные ценности, отнимая у людей силы, время и средства, делают их несчастными. Истинность или ложность ценности лучше всего видна на примерах индивидуальных судеб людей. Девиз Сократа "Познай самого себя" имеет прямое отношение к истинности ценности. Человек, хорошо знающий свои материальные, интеллектуальные и психологические возможности, выберет верный путь, верного спутника в жизни и будет счастлив независимо от своего положения в обществе. Известный фильм «Москва слезам не верит» показал в судьбах трёх девушек следование их истинным и ложным ценностям. Истинной ценностью показан упорный труд на работе и в учёбе, ложной ценностью – погоня за престижным женихом. Как гласит пословица, "С милым рай и в шалаше". Даже если милый не атташе. Напротив, незнание самого себя и окружающей социальной среды, либо преобладание чувств над рассудком приводят к тяжким ошибкам в жизни, к потере времени, которого уже не вернуть. "Не всё то золото, что блестит", - гласит народная мудрость, но как трудно порой распознать, что стоит за внешним блеском. Время жизни неумолимо уходит, потом наступает прозрение: «Ничего не сбылось, что хотелось,
Сам себе был я вор и палач,
По копейкам растрачена зрелость
На покупку случайных удач».
Ценности придают смысл жизни человека, они определяют направленность активности личности. Следует, однако, заметить, что таким свойством обладают не только истинные, а и ложные ценности, быть может, даже в большей мере, чем истинные ценности. Причиной тому является двойственность природы человека. Как животное человек «запрограммирован» на совершение определённых рефлекторных действий. Совершение этих действий не требует ни интеллектуальных, ни физических усилий, отсутствует ситуация выбора, индивид-животное действует автоматически, причём легко автоматически. Биологическая эволюция обо всём «позаботилась». Сложнее положение у индивида–носителя культуры. Совершение действий требует определённых, порой немалых, интеллектуальных и физических усилий. К примеру, физзарядку гораздо легче не сделать, чем сделать, поэтому физзарядка делается лишь в том случае, если в данном акте культура побеждает природу.
В более сложных случаях сложнее и соотношение обеих сторон природы человека, но ложные ценности формируются легче и прельщают людей сильнее ценностей истинных. Когда, например, человеком движет алчность, возникает вопрос о её источнике; источником же выступает тело человека. Алчность показывает человека как животное, а не как творца и носителя культуры. Потребность в самоутверждении может, в частности, удовлетворяться обладанием вещами (материальными объектами). Ценной оказывается не столько сама вещь, сколько именно обладание нею. Мне радостно не оттого, что я имею эту вещь, а оттого, что вы её не имеете. Так поступают некоторые животные, которые, не съев пищу, портят её, чтобы она не досталась другим животным. Поступки людей сложнее, но направленность их такая же. Потребности индивида, а они могут быть только у индивида, удовлетворяются разными средствами, однако милее всех средства, выражающие его биологическую природу. Потребности не бывают истинными или ложными, этим свойством обладают лишь желания, которые, хотя и возникают на основе потребностей, но определяются воспитанием, содержанием получаемой информации, сложившейся ситуацией и другими обстоятельствами. Отсюда проистекают по большей части ложные ценностные представления. Некоему юноше вскружила голову модная рок-группа, и он решил сам добиться такой же славы. Не беда, что нет музыкального образования и таланта, главное иметь желание и упорно двигаться к намеченной цели. К этому его побуждает и расхожий девиз «Было бы желание…». Проходят годы, очень дорогие годы, которых, увы, не вернуть, и молодой или не очень уже молодой человек оказывается у разбитого корыта. Юноша потерял «темп» в жизни, он отстал от сверстников в социальном развитии и дай Бог, чтоб он снова не прельстился какой-нибудь ложной ценностью. Не всё то золото, что блестит.
Ложные ценности – это ценности функционирования, а не развития. Функционирование есть хождение по кругу, а не качественное изменение, не развитие. У функционирования нет импульса самодвижения, оно есть движение по инерции, поэтому со временем затухает и человек останавливается. Ложные ценности охватывают порой и целые народы. Если рассматривать в аксиологическом плане причину крушения Римской империи, достаточно легко можно видеть эрозию тех ценностей, которые возвысили Рим. Стремление к обогащению, разврат, тяга к наслаждениям стали более значимы, чем почитание богов, патриотизм, уважение к праву. Субъект общества – население, и чем больше в его составе находится людей, руководствующихся ложными ценностями, тем ближе крах государства и разложение общества. То же наблюдается в истории Советского государства и общества. Стремление к социальной справедливости, преданность делу коммунизма, личная скромность сменились в течение времени пренебрежением интересами населения, к глумлению над идеалом коммунизма, к алчности и чванству комчинуш, заседающих в партийных комитетах. В настоящее время в обществе возобладали некоторые ценности западной культуры. Их вполне можно назвать ложными. Нет сомнения в том, что рано или поздно ценности обогащения, славолюбия, секса, острых ощущений и др. заведут ориентирующихся на них людей в тупик.
Поскольку западные ценности доминируют в мире, тревога за будущее охватывает самих западных учёных. Для предпринимателя его занятие представляет некий особенный вид спорта. Деньги из средства превращаются в цель, которая опять превращается в средство и т.д. Предпринимателя (за немногими исключениями) интересует не благосостояние населения, которое он использует как материал для своих операций, его интересует норма прибыли. К имеющемуся миллиону надо добавить второй миллион и так до бесконечности. Ж.-Ж.Руссо был прав, говоря, что богачу легче заработать второй миллион, чем бедняку первый грош. Люди, называющие себя музыкантами, пишут и поют песенки-однодневки, понижая и без того невысокий уровень музыкальной культуры населения. Завтра будут новые песенки, которые споют безголосые певцы. На худой конец можно испоганить классику, это не запрещено законом. «Звёзд» развелось уже так много, что их, как в астрономии, уже стали различать по «величинам». Благо, родное государство позволяет им занимать теле- и радиоэфир. А также обогащаться, что вдвойне приятно кандидатам в «звёзды» и самим «звёздам». Ценность денег и предметов роскоши привела к расцвету преступности. Ценность человеческой жизни оказалась ниже ценности денег, оттого редко на экранах телевизоров появляются фильмы без выстрелов и трупов. Когда встаёт вопрос о смертной казни преступников, тут же вспоминают о ценности человеческой жизни, как будто, сами преступники не уменьшили её значимость. Каждое общество обладает определённым запасом прочности, но, если не периодически не производится коррекция политического курса, рано или поздно наступает предел прочности, а с ним и катастрофа.
Виды ценностей.
Ценности делят по самым разным основаниям. Самое простое из них – содержание деятельности. По этому основанию выделяют ценности политические, экономические, правовые, религиозные, нравственные и др. Но более актуальным в философии и общественных науках является деление ценностей по субъекту, носителю ценностей. В этом плане можно выделить пять видов ценностей.
1. Ценности личной жизни, индивидуальные. Бесконечное разнообразие ценностей не означает их одинаковой значимости для всех людей. Люди не всеядны, каждый из них признаёт лишь те ценности, которые соответствуют индивидуальным особенностям и личному мировосприятию. Но на первом месте стоит ценность самой жизни. За исключением самоубийц все хотят жить, причём как можно дольше, невзирая ни на какое качество и уровень жизни. Стремление к жизни является естественным правом человека, которое даровано ему Богом, а не государством. Второй по значимости является ценность здоровья достаточного для активной жизнедеятельности. Чем старше становятся люди, тем яснее им становится значимость этой ценности: качество жизни здорового человека явно выше качества жизни больного человека. Здоровый человек может работать, учиться, радоваться жизни, а больной проходит курс лечения, дожидаясь выздоровления. Поэтому в ряду приоритетов многих людей здоровье занимает важнейшее место.
Другие ценности личной жизни трудно расположить в порядке убывания их значимости, однако, несомненно, они оказывают большое влияние на мотивы поведения людей. Таковы ценность свободы воли человека, любви, дружбы, семьи, достатка, престижа, карьерного роста, уважения окружающих, образования, способностей, общения, гостеприимства, увлечений и др. Большое количество ценностей личной жизни позволяет индивиду достаточно часто менять ценностные ориентации, "тактику" личной жизни.
2.Ценности малых социальных групп. Малой социальной группой является совокупность людей, которые систематически общаются между собой. Малую группу не следует отождествлять с коллективом, поскольку коллектив как совокупность свободных личностей представляет собой лишь одну из разновидностей малых социальных групп. Каждый из нас является членом нескольких малых групп – семьи, трудового или воинского подразделения, учебной группы, спортивной секции, клуба по интересам и т.д. Малая социальная группа предъявляет к своим членам весьма определённые, порой жёсткие, требования. "Мы" преобладает над "я", в противном случае группа нестабильна или даже распадается. Скрепляющим группу "цементом" являются ценности. Семья создаётся не ради продолжения рода, как обычно глупо отвечают люди, а ради более высокого качества жизни – фактической, а не воображаемой свободы человека. Ценность семейной жизни сильнее взрослых ощущают дети. На семейных фото обычно отображены молодые родители и счастливые дети.
Другие малые группы, которые лишь для удобства обозначения называют коллективами, также имеют свои ценности. Среди них ведущую роль играет солидарность членов группы перед лицом вероятного противника, в каком бы образе он не представал. Неважно, по какой причине мы оказались в одном "коллективе", но коль уж скоро мы оказались вместе, следует соблюдать нормы поведения, позволяющие нам сосуществовать. Поэтому члены малой группы обязуются помогать друг другу или, по меньшей мере, хотя бы не мешать друг другу. В "коллективе" часто обнаруживаются такие ценности как помощь и взаимопомощь, сотрудничество, обмен опытом и др. Лучшая часть жизни многих людей проходит на работе или службе, поэтому общение в малых группах оставляет глубокий след в их душах. Особенно ярки воспоминания молодости. Старик, вряд ли, вспомнит время, когда ему было сорок лет, но будет часто вспоминать себя двадцатилетним. ("Раньше всё было лучше, потому что я был молодым").
3. Ценности больших социальных групп. Большая социальная группа – это совокупность людей, которые сходны между собой по какому-либо значимому для общества признаку. К большим группам относятся классы, нации, расы, религиозные, профессиональные, половые, возрастные и другие социальные группы. В отличие от малых групп члены больших социальных групп почти всегда лично не знакомы и не общаются друг с другом. Тем не менее, они знают о существовании себе подобных благодаря деятельности государства, средств массовой информации, различных социальных институтов. ("Рыбак рыбака видит издалека"). Индивид одновременно является членом нескольких не только малых, а и больших социальных групп. Он принадлежит к определённому классу общества, нации, поколению, полу и т.д. Знание о себе подобных позволяет каждому отдельному человеку идентифицировать (соотносить) себя с той или иной группой.
В соответствии с принадлежностью индивида к той или иной большой социальной группой выявляются общие для членов группы ценности. Самое существенное основание деления на большие группы – отношение к собственности на средства производства и предметы потребления. По этому основанию люди делятся на классы богатых и бедных (хотя имеются и другие признаки классов). Данное деление в настоящее время усердно замалчивается, поскольку ассоциируется с марксизмом, хотя учение о классах возникло до и независимо от марксизма. Как богатым, так и бедным присущи ценности классовой солидарности, сплочённости, единства действий.
Двадцатый век прошёл под знаком усиления национальных движений как в глобальном масштабе, так и в пределах территорий государств, что само по себе свидетельствует о возрастании значимости национальных ценностей. К ним относится, прежде всего, независимость данной нации от других наций. Как отдельному человеку дорога его личная свобода, так и нации дорога её независимость. Нация – это совокупность людей, живущих одной культурой (языком, обычаями, традициями, праздниками, верованиями, фольклором, искусством и др.) Так называемое политическое понимание нации – не более чем политический миф, в котором часть членов общества выдаёт желаемое для них за действительное. Подлинная жизнь нации состоит в "пользовании" ею элементов своей культуры. Эти элементы и есть национальные ценности. Посягательство на них со стороны представителей других наций вызывает активное неприятие членов угнетаемой нации.
Для членов общества, исповедующих определённую религию, ценностями выступают догматы и культ данной религии. Кощунством выглядят критика основ религии или её процедур. Бог один, а люди осознают его в сотнях вариантов. Сторонники каждой религии считают единственно "истинным" именно свою религию, а все остальные ложны. У мужчин и женщин также имеются разные ценности, обусловленные их полом, о чём написано и сказано немало. Достаточно упомянуть о феминизме – идеологии женского пола, основанной на якобы превосходстве женщины над мужчиной. Разные ценности имеются и у представителей разных поколений, чем и обусловлен известный, постоянно воспроизводящийся в каждом поколении конфликт "отцов и детей". Одежда, причёски, манера поведения, музыка, досуг – всё отличает представителей разных поколений.
4.Ценности общества (общественные ценности). Общество – не совокупность физических тел индивидов, а совокупность социальных отношений между ними и большими и малыми группами. Содержание таких отношений бывает различным и это в решающей степени зависит от ценностей, которыми руководствуются люди. Поведение людей определяется не только индивидуальными ценностями и ценностями малых и больших групп, к которым они относят себя. Существуют ценности более высокого порядка – общественные. К ним относится та или иная форма правления либо тип государства, форма собственности, патриотизм "(За державу обидно"), политическая стабильность, экономическое процветание, социальная справедливость, престиж профессии, престиж государства на международной арене, высокий уровень развития науки, военная мощь и др. Большая или малая значимость тех или иных общественных ценностей проверяется в смутные времена, когда неясен и тревожен дальнейший ход событий в данной стране.
Одной из известных политических ценностей является ценность демократии. Но в последние несколько столетий она приобрела совсем иное значение, чем это было на её родине - древней Греции. Если в небольших греческих городах-полисах демократия действительно означала власть народа (свободных граждан, обладающих определённой собственностью), то с завоеванием буржуазией государственной власти в новое время демократия стала обозначать забеги денежных мешков. У кого денег больше и кто сумеет ими лучше распорядиться, тот и победил на "выборах". В особенности, если претендент на начальствующее кресло щедро проплатил холопствующий "народ". Бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль называл буржуазную демократию мерзкой штукой, но лучше которой, по его мнению, будто бы люди ничего не придумали. Вряд ли, с У.Черчиллем согласились бы жители султаната Бруней, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов, других арабских эмиратов. В этих странах господствуют монархи, а уровень жизни такой, которому позавидовали бы граждане демократических государств.
5.Общечеловеческие ценности. Длительное время на роль общечеловеческих ценностей претендовали заповеди Моисея. Однако эти заповеди первоначально были обращены только к евреям и не относились к другим народам. "Общечеловеческими" их сделала главным образом пропаганда. До сих пор классовые, национальные и религиозные ценности утверждают разобщённость людей, их "приписку" не к человечеству, а к определённой группе. В популярных заповедях не выражены идеалы справедливости, свободы, равенства, поэтому заповеди Моисея выражают культуру одного народа. Не убий еврея, не обмани еврея и т.д. К представителям других народов данные заповеди не относились. Они не согласовались с необходимостью возмездия за злодеяния, уничтожения маньяков, защиты семьи или родины от врагов. Неудивительно, что представители других народов столь редко прислушивались к этим заповедям.
5.Общечеловеческими следует считать те ценности, которые признаются всеми людьми в ту или иную историческую эпоху. Эти ценности вечны, не временны, и разделяются практически всеми сколько-нибудь цивилизованными обитателями планеты. Духовными общечеловеческими ценностями является культура, в особенности религия и язык, идеалы справедливости, свободы и равенства и др. Хотя различны религии, языки, понимание указанных идеалов, никто из людей не отказывается от них. Менее понятны материальные ценности.
К материальным ценностям следует прежде всего отнести ценность частной собственности на средства производства и предметы потребления. Частная собственность не отрицает, а дополняет другие формы собственности (муниципальную, корпоративную, государственную), но она традиционно признаётся всеми людьми. Даже свирепствующий большевизм не сумел заставить советских людей отказаться от неё. И это неудивительно: ведь ценность частной собственности заключается в том, что она является материальной основой свободы человека, свободы действительной, а не мнимой. К материальным общечеловеческим ценностям относятся также плодородные почвы, мягкий климат, достаточное количество осадков, наличие полезных ископаемых, драгоценные металлы и камни, экологический баланс между обществом и природой и др.
Совпадение ценностей людей порождает большую энергию, позволяет организовать их совместное сосуществование. Однако ввиду множества различий между людьми возникает такое же множество их индивидуальных и иных ценностей. Значимость их может быть невелика, поэтому несовпадение ценностей не приводит к осложнению отношений. Эти несовпадения могут перекрываться в совпадениях боле значимых ценностей. Но следует отметить, что любые ценности, начиная от индивидуальных и заканчивая общечеловеческими, не ведают компромиссов. Многие конфликты между индивидами, малыми и большими социальными группами, народами и государствами возникают потому, что различны их ценности, либо потому, что они по-разному понимают одни и те же ценности. Пристрастия и интересы не всегда позволяют им придти к согласию. Ключ к пониманию (не обязательно к согласию) всевозможных трений, напряжённости, конфликтов – познание ценностей людей.
Ценность дружбы .
В наборе индивидуальных ценностей видное место принадлежит дружбе и любви. В современную эпоху раздаются жалобы на оскудение дружбы, что вызвано, видимо, индивидуализмом и эгоизмом, которыми поражена западная культура. У «традиционных» народов значимость ценности дружбы не подвергается сомнению. В дружбе видят социальную опору личности. Как гласит восточная мудрость, человек без друзей – то же, что дерево без корней.
Феномен дружбы возникает при разложении родового строя, когда, с одной стороны, ослабевают родственные связи, и когда, с другой стороны, усложняется сеть социальных отношений между людьми. Праславянское слово drugъ означает «приятель, товарищ, иной, другой, следующий». Усложняющаяся социальная структура общества требует упрочения социальных связей и большего количества людей, на которых мог бы положиться индивид в час испытаний судьбой. Возникает обычай побратимства. Обычно он обставлен тожественным ритуалом, например, побратимы надрезают пальцы, сливают кровь в чашу и делят её между собой. Внешне дружба выступает имитацией родственных связей, что дошло да наших дней. Известны так называемые крёстные отцы и матери, братья и сёстры. Внутренне же дружба дополняет родственные отношения или компенсирует их недостаточность. В то же время интуитивно люди понимают необходимость весьма умеренного количества друзей, если, конечно считать друзьями тех, кто не предаёт в трудную минуту, а не тех, кто друзья «по случаю», поскольку их изобилие не удовлетворяет требованию качества отношений. Поэтому пословица «…а имей сто друзей», вряд ли, отвечает социальным реалиям. Друг – наше второе «Я», ближе друга может быть только родственник. Количество друзей должно быть небольшим. У племён Африки, Новой Гвинеи и других народов количество друзей ограничивается тремя особами. Друзья не должны быть родственниками, они назывались «братьями по ножу» и были обязаны оказывать взаимную помощь, особенно материальную. У индейцев Америки друг -побратим оказывается даже дороже родного брата. Отказать в помощи побратиму или бросить его на боле битвы означало покрыть себя несмываемым позором.
Представления о ценности дружбы отразились в трудах философов. Платоновский Сократ утверждает, что «без дружбы никакое общение людей не имеет ценности». Сам Платон писал о друзьях, как о людях, которые гораздо ближе друг к другу, чем мать и отец, дружба между ними прочнее, потому что связывающие их духовные качества прекраснее и бессмертнее. Аристотель в «Никомаховой этике» излагает теорию дружбы. Дружба, по его мнению, - самое необходимое в жизни. Никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага. Аристотель выделяет три вида дружбы: 1)утилитарную, которая основана на соображении взаимной или односторонней выгоды; 2)гедонистическую, которая основана на эмоциональной привязанности и совершается ради удовольствия, приятности, это дружба ради дружбы; 3)нравственную или совершенную, в которой объединены утилитарные и гедонистические мотивы, это дружба, переходящая в любовь.
Понимание дружбы происходит не только под влиянием ценностно-мотивационного подхода к ней. С точки зрения структурно-функционального подхода дружба классифицируется по её объективным функциям в рамках определённой социальной системы и по месту в ряду социальных институтов.
1)Одной таких функцией является слияние: дружба сливается с каким-либо иным видом деятельности, например, с сотрудничеством, с пребыванием в местах, которые хотелось бы поскорее оставить («друзья по несчастью») или более значимой социальной ролью. Люди дружат, поскольку занимают ответственные равнозначные посты в государстве. При иных обстоятельствах они, вряд ли, оказались бы друзьями.
2)Замещение. Дружба заменяет, компенсирует какие-либо недостающие роли. Человек, не имеющий родственников, заменяет их дружбой с другими людьми или общением с животными. Одинокие, пожилые люди привязываются к животным, ухаживают за ними, как за детьми, поскольку у них явный дефицит общения. Иногда животных предпочитают людям за их искренность и преданность, которых не находят у людей.
3)Дополнение. Дружба дополняет другие социальные роли, не сливаясь с ними. В семье существуют хорошие отношения между папой, мамой и их детьми, однако, дети желают дружить со сверстниками.
4)Конкуренция. Дружба выступает антитезой другим социальным ролям и конкурирует с ними. Дружба дружбой, а табачок врозь…Случается, что дружеские отношения соперничают с семейными или служебными отношениями. Дружба мужчин, равно как и женщин иногда может серьёзно осложнить отношения в семьях. На работе человек проводит большую и лучшую часть своей жизни, на работе не редкость в дружбу заводятся «служебные романы», происходят нарушения трудовой дисциплины и др. Принцип «Дружба дружбой, а служба службой» оказывается трудновыполнимым людям, ложно понимающим сущность дружбы.
Оба подхода к пониманию дружбы не противопоставляются, а дополняют друг друга. В реальной жизни, вряд ли, кто-нибудь рефлектирует по поводу завязывания дружеских отношений и их перспективы. Дружба начинается обычно спонтанно, добровольно, под влиянием симпатии и доверия людей друг к другу. В то же время дружба весьма избирательна, далеко не с каждым индивидом установит тёплые отношения имярек. Избирательность определяется некоторыми условиями: однородностью темпераментов, единством ценностей, сходством социальных статусов и ролей («люди одного круга»), наличием совместной деятельности. Отсюда и пословица: «Скажи мне, кто твой друг…» При выполнении данных условий дружба между А и Б возможна, хотя ей могут помешать некоторые неучтённые факторы, например, порочащая субъекта А или Б информация.
В любой макро- или микросреде существуют неписанные правила дружбы. Они сводятся к следующему: друг моего друга –мой друг;
Враг моего друга – мой враг
друг моего врага – мой враг;
Дата: 2016-09-30, просмотров: 424.