Идеи и идеология в процессе деятельности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Людей приводят в движение не только материальные факторы (потребности, желания, интересы), а и факторы духовные. Важнейшим из них является идея. По своему строению идея есть связь двух или более суждений, но идею нельзя отождествлять с суждением. Суждение представляет собой констатацию факта и (или) его оценку. Сами по себе констатация и оценивание ещё не побуждают человека к деятельности. Необходима ориентация личности на весьма значимую ценность. Именно такая ориентация поднимает суждения до уровня принципа. Людьми движут идеи, ставшие принципами. Идеи-принципы дают им убеждённость в правоте своего дела, надежду на лучшее будущее, бесстрашие в бою, силы для перенесения тягот и лишений, они своего рода «лучи света в тёмном царстве». Идеи как движущие силы индивида, социальной группы, населения данного общества, разумеется, должны быть созвучны в первую очередь ценностям соответствующего субъекта деятельности, но также не противоречить сознаваемым интересам, хотя бы они были неверно поняты.

Роль идей как фактора деятельности впервые была осознана на развалинах феодализма, хотя это не означает, будто идеи в предыдущие эпохи не играли никакой роли. В эпоху античности идеи увлекали философов и учёных, но была и идея равенства и братства всех людей во Христе, которая и обеспечила невиданное прежде распространение религии на планете. Была и идея справедливости, во имя которой рабы поднимались на восстания. В средние века господствовала лишь одна идея – идея Бога в истолковании духовенства. Даже крестовые походы, вдохновляемые идеей освобождения гроба господня, были идеей духовенства, а не рыцарей. Вместе с тем была народная идея справедливости в виде создания образа защитника угнетённых Робин Гуда или народного царя. Когда сословные привилегии были отменены, когда подданные превратились в формально равноправных граждан, когда государственная власть не наследовалась, а избиралась, - тогда впервые и встал вопрос о том, что приводит в движение формально свободного маленького человека. В буржуазных и пролетарских революциях рядом со справедливостью встали идеи свободы, равенства и братства всех людей. Они стали как бы «целями» и в таком качестве превратились в соответствующие идеалы. Один из создателей социологии Огюст Конт считает идеи движущей силой общества. Революционер-идеолог Карл Маркс заявляет: «Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами». Социолог Эмиль Дюркгейм показывает другую сторону идеи: «Общество основывается … прежде всего на идее, которую оно само себе создаёт». В таком же духе высказываются и другие учёные.

Носителями идей чаще всего выступают большие социальные группы, части населения: классы, нации, расы, профессиональные, половые, возрастные и иные большие социальные группы. Однако существуют идеи, которые охватывают всё или большинство населения. Такие идеи называются национальными. Национальная идея, представление о которой столь модно в наше время, обладает рядом характерных свойств:

1)Национальная идея добровольно принимается большинством населения; всякого рода принуждение или насилие ей противопоказаны и неизменно вызывают сопротивление населения.

2)Национальная идея предполагает не унификацию, нивелирование, ассимиляцию национальных и религиозных меньшинств, а единство в разнообразии религий, языков, культур в целом. Если бы все люди были одинаковыми, им не понадобилась бы никакая объединяющая идея: они и так уже объединены своей одинаковостью. Объединяют не одинаковых, а разных людей.

3)Национальная идея сплачивает население на основе общей для большинства людей ценности, причём ценность должна быть реальной, а не навязанной свыше. Такой ценностью может быть либо бизнес как в США, либо верность традициям как в Великобритании, либо порядок и расчёт как в Германии и т.д. В СССР, да и на постсоветском пространстве национальной идеей была защита от внешней агрессии. В настоящее время эта идея отмирает вместе с последними тысячами бывших участников войны. Длительное время она выполняла своё историческое предназначение.

4)Национальная идея предполагает явного или мнимого врага, потому что она всегда основывается на противопоставлении данного народа другому народу. Эмоции противопоставления сближают ранее не ладивших между собой людей, поскольку противоречия между соотечественниками представляются менее значимыми в сравнении с противоречием между «своими» и «чужими». В советскую эпоху главным врагом для советского народа была Америка, которая в настоящее время является таковым врагом для многих арабов.

В Украине идёт мучительный поиск национальной идеи. То, что предлагали и на чём не устают наставать правые силы, - не национальная идея, а идея-фикс. Ассимиляция всех неукраинцев с принудительным их переходом на украинский язык общения и под власть Киевского патриархата объективно усиливает вероятность раскола страны. Государственный язык, определения понятия которого, равно как и определения понятия нации отсутствуют в законодательстве, истолковывается исключительно как язык общения всего населения. Сторонники этой позиции предпочитают не замечать различия между представителями разных наций, между обществом и государством. Многовековая традиция тоталитаризма этому способствует. В средствах массовой информации слышны призывы к насилию в языковом и религиозных вопросах. Украина ведёт «холодную войну» с Россией, о которой украинские телеканалы ежедневно передают почти исключительно негативную информацию. По принципу «Плохо или никак» большинство украинских телеканалов подаёт информацию о восточных и южных областях Украины. Там постоянно, ежедневно происходят аварии, катастрофы, стихийные бедствия, преступления и т.п. Как заявлял один из бывших нардепов, « який там народ, одни лише пьяницы и бандиты». Однако негатив почему-то не способствует консолидации населения, о чём свидетельствуют данные ряда выборов. Всё это не внушает оптимизма относительно будущего страны: период нестабильности будет продолжаться. Миф о политической нации не выдерживает испытания общественной практикой.

Роль идей в жизни общества не могла не привлечь внимание философов. К ключевому слову «идея» присоединился «логос». Так возникла в конце XVIII века «идеология». Французские просветители П.Кабанис и К.Вольней писали об идеологии как науке о происхождении и развитии знаний. Термин «идеология» ввёл в оборот в 1802 году в книге «Элементы идеологии» французский философ и экономист Д. де Траси. Учение об идеях Д.де Траси считал учение об идеях, позволяющих установить твёрдые основы для политики, этики, права и других областей человеческой деятельности. Но слово «идеология» приобрело популярность во Франции всё же благодаря не просветителям, а императору Наполеону I. Наполеон без затей выразил своё представление о социальной структуре общества. Он делил население на две части: деловых людей, к которым относил банкиров, промышленников, военных, естествоиспытателей и идеологов, к которым относил юристов, журналистов, литераторов, вообще всех гуманитариев. По мнению Наполеона, надо было сначала завоевать какую-либо страну, а потом поручить юристам обосновать необходимость завоевания. Возможно, благодаря цинизму правителя Франции идеология стала пониматься не в качестве науки, а как знание пристрастное, подчинённое интересам какого-либо субъекта.

Однако и без данного обстоятельства идеология быстро обнаружила свою природу. Даже авторы работы «Немецкая идеология» К.Маркс и Ф.Энгельс называли идеологию иллюзорным сознанием. Их попытка сделать науку опорой идеологии не позволила создать «научную» идеологию. Суть идеологии не в том, что она якобы исходит из данных науки, а в выражении ею определённых интересов. Идеология намертво привязана к интересам людей, а не к объективной истине. Истина часто бывает неудобна для носителей интересов. Идеология есть знание, которое выражает, обосновывает, защищает интересы определённых социальных групп населения.Идеологии присущи характерные черты:

1)Идеология далека от философии и науки, но она включает в свою орбиту любое знание, в том числе и обыденное, с целью поиска аргументов в защиту интересов своего носителя. В то же время идеология внушает людям веру в лучшее будущее. Излюбленное оружие идеологов – мифы, которые призваны подменить истину. Общественное сознание всегда подвержено фетишизму, поэтому люди охотно верят мифам, ибо надо же во что-то верить. Иногда суждения идеологов не противоречат истине. Обычно это бывает в тех случаях, когда критикуются недостатки существующего строя.

2)Идеология неспособна изменить интересам носителя, в этом случае она перестаёт быть данной идеологией. По этой причине компромиссы в идеологии невозможны, что многократно доказано опытом истории.

3)Идеология - знание агрессивное и наступательное, она является духовным обоснованием насилия над людьми. Достаточно вспомнить средние века и эпоху социализма.

4)При всём своих позитивных и негативных чертах идеология необходима каждому обществу. Общество без идеологии то же, что человек без позвоночника. Тем в большей мере идеология необходима государству. Идеологии вдохновляют людей, помогают перенести тяготы и лишения, они ведут людей на борьбу. Они представляют своего рода светские религии. Ни одно крупное общественное движение не обходилось без основательной идеологической подготовки. Социалистический строй в СССР простоял так долго вовсе не благодаря нефтегазовым богатствам Сибири, как это утверждали критики социализма. Нефть и газ в Сибири стали добывать в 60-е г.г. ХХ века, а идеология поддерживала дух народа и до 60-х годов. Благодаря ей победили в войне, восстановили разрушенную экономику, верили, что нашим детям будет жить лучше, чем нам. Только верой в коммунизм можно объяснить долговечность минувшего строя.

Носители идеологии различны. Индивиду присуще мировоззрение, но уже малой социальной группе необходима идеология в виде взглядов, мнений, оценок, суждений, жаргона и т.д. Над умами членов коллектива довлеют элементы более масштабных идеологий, однако, поскольку наша группа не такая, как другие группы, этому должно соответствовать определённое обоснование. Оно-то и составляет идеологию малой социальной группы.

Гораздо более развиты идеологии больших социальных групп. Каждый класс, нация, религиозная, возрастная, половая, профессиональная и другие группы обладают идеологиями более высокого порядка: принципами и доктринами. Не следует доктрины называть теориями ввиду пристрастности идеологии. Классовые идеологии выражают интересы господствующих или угнетённых групп населения, национальные идеологии – национализм, предполагающий противопоставление одной нации другой, религиозные идеологии отстаивают единственно верные, «истинные» религии и презирают иные верования. Существуют профессиональные идеологии педагогических, медицинских работников, идеологии военных и учёных, шахтёров и моряков и т.д. Существует идеология женского пола – феминизм, идеология молодёжи, выразившаяся в проблеме отцов и детей и молодёжной субкультуре. Идеология каждой большой социальной группы показывает и доказывает её незаменимую роль в обществе.

Но над всеми идеологиями возвышается идеология государства. Это идеология всех господствующих классов, одного класса, части одного класса или частей разных классов. Это идеология тех, кто обладает деньгами, властью, средствами принуждения и насилия. Власть есть наркотик, и тот, кто единожды «сел на иглу», уже не может отказаться от власти. Но мало подчинить себе население, которое наивно называет себя народом, надо сделать так, чтобы «пересичные» обыватели верили правящему классу и даже любили его. Выполнение этой задачи поручается идеологам. Государственная идеология транслируется по разным направлениям: через средства массовой информации, образование, культуру, религию, воспитание.

 

7.5.Цель, средство, результат деятельности.

 

В философском учении о деятельности центральное место занимают понятия цели, средства и результата. Поскольку человек существо рассудочное, постольку цель является атрибутом сознания. Иначе говоря, не бывает сознания без цели, равно как и цели без сознания. Цель связана с сопряжёнными с нею средством и результатом, так как средства для достижения цели выбираются сознательно, а результат – возможное будущее цели. Цель есть мысленный желаемый результат деятельности в некоем будущем, которое начинается сейчас. Всякие попытки вывести цель за пределы сознания означают в лучшем случае заблуждение. Например, в одном издании пишется: «Цель – идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс». Тут целая гирлянда ошибок. Во-первых, цель не является предметом, это мысленный образ желаемого будущего состояния объекта человеческого интереса. Во-вторых, идеальное – тоже реальное, причём ничуть не менее реальное, чем материальное. В-третьих, цель никогда не может быть бессознательной, она исключительно продукт сознания. В-четвёртых, цель и результат – не одно и тоже. Строго говоря, результат никогда не бывает полностью адекватен цели, так как в процесс реализации цели вторгаются непредвиденные обстоятельства, которые не позволяют результату зеркально отразить цель.

Природа цели субъективна-объективна. Это означает, что, с одной стороны, цели не находятся вне человека и как бы «ждут» его. Цели не заложены ни природе, ни в обществе, они локализованы в сознании человека и выражают его потребности, желания, интересы. В силу данного обстоятельства цель – один из причинных факторов деятельности человека, а причинность называют целевой причинностью. Но, с другой стороны, индивиды не придумывает цели, (даже самые фантастические) предписываются ему окружающей природной и социальной средой. В этом случае говорят об иных причинных факторах. Таким образом, цель представляет собой синтез субъективности человека и внешних условий его деятельности. Сам факт появления цели свидетельствует о готовности субъекта к её реализации и о наличии объективных условий для появления данной цели. Когда индивид ставит цель вступить в брак с гражданкой имярек, эта цель свидетельствует о готовности индивида к браку и наличии кандидатуры на роль жены.

Цели всегда конкретны, то есть, «привязаны» к вполне определённым вещам, явлениям, процессам. Абстрактных целей нет, потому что абстрактность лишает смысла само понятие цели. Некоторые философы абстрактными целями считают идеалы, что выглядит совершенно необоснованным. Идеал не является целью уже потому, что он – продукт коллективного творчества многих поколений людей, а цель существует в настоящем времени и почти всегда индивидуальна. Абстрактность идеала никак не совместима с конкретностью цели. Целью может быть только стремление к реализации идеала в данной конкретной обстановке, а не сам идеал, который заведомо недостижим. Такая цель духовна, она же высшая среди высших целей. Кроме того, цель рано или поздно достигается или не достигается, может быть ошибочной, а идеал не прекращает своё существование в течение всей истории человечества. Идеал является ориентиромдеятельности людей, но никак не целью.

 

С понятием цели связано понятие целеполагания. Целеполагание есть процесс формирования цели, который включает в себя выбор цели, её обоснование, разработка способа её достижения. Целеполагание определяется следующими группами факторов: 1) объективными свойствами вещей, процессов и явлений действительности; 2) ценностями субъекта деятельности; 3)потребностями и желаниями; 4)возможностями человека. Ведущим элементом в целеполагании являются потребности и желания людей, поскольку именно с них начинается любой цикл человеческой деятельности. Но условием их выполнения выступают свойства окружающей среды, которые, впрочем, определяют средства удовлетворения потребностей и содержание желаний людей. К примеру, цель приобрести автомобиль в XVIII веке нереальна ввиду отсутствия самих автомобилей в указанное время. Поэтому, как пишет Гегель, в своих орудиях человек обладает властью над природой, тогда как в своих целях он скорее подчинён ей. С понятием цели связано также понятие целесообразности. Оно уже целеполагания по объёму и включается в целеполагание. Целесообразность есть соответствие избранных средств для достижения поставленной цели. На пути выбора средств возможны ошибки, заблуждения, неразумная страсть, давление интересов и др. Все они заслуживают оценки нецелесообразности. В том же случае, когда избранные средства адекватны цели, эти средства целесообразны.

Деятельность человека многопланова, в связи с чем существует большое разнообразие целей. По ряду значимых оснований можно выделить несколько видов целей. Субъективность человека и его потребности порождают случаи, когда цель умозрительна, она является плодом активности сознания индивида, а не наличия объективных условий. В данном отношении цели делятся на реальные и утопические. Реальными называются такие цели, для осуществления которых имеются соответствующие объективные условия; утопические же цели не имеют предпосылок в объективной действительности. Некто способен поставить себе цель вырастить бананы в открытом грунте за полярным кругом. Такая цель осуществима лишь на широте тропической, а не арктической. Некто решил создать нового человека, который другому человеку был бы друг, товарищ и брат. Но никому ещё не удавалось изготовить ангела земного происхождения. Не случайно утопии Т.Мора, Т.Кампанеллы, Н.Чернышевского и других мыслителей были лишь плодом их воображения, а не научного анализа. В утопиях происходил крик души общества.

По содержанию целей они делятся на идеальные и материальные. При постановке цели она всегда идеальна, определение её как идеальной зависит от результата. Идеальными являются такие цели, которые не выходят за пределы сознания. Например, студент Иванов поставил себе цель выучить иностранный язык и овладел языком. Результат тоже идеальный (знание языка невозможно воспринять органами чувств). Материальная цель также зависит от результата. Тот же студент Иванов поставил цель построить дом и добился своего. Материальность результата определяет материальность цели.

В зависимости от субъекта цели делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальная цель есть мысленный, желаемый образ будущего состояния интересующей вещи, явления, процесса. Индивидуальная цель выражает в себе представления и понятия субъекта об объекте деятельности, личные возможности и пути реализации цели. Сложнее обстоит дело с коллективными целями. Тут на первый план выходит тип коллектива (малая или большая социальная группа) и вид его деятельности. Отсюда следует бесконечное разнообразие возможных и действительных целей. В то же время важно отметить, что коллективная цель не является простой совокупностью, суммой целей субъектов, составляющих данную группу. Например, целью студенческой группы может быть туристическая поездка после сдачи экзаменов. Индивидуальной такая цель является либо для инициатора поездки, либо для лидера группы. Других членов группы идея данного мероприятия, возможно, заинтересует меньше, а некоторые вообще не пожелают никуда ехать. Тем не менее, стремление поехать в экзотические края является целью коллективной, поскольку выражает мнение большинства членов группы. Ещё сложнее цели больших социальных групп. Они также выражают активность лидеров, идеологов группы и укладываются в рамки группового интереса, хотя не всегда и не все члены данной большой социальной группы согласятся, например, с захватом, будто бы, принадлежащего им религиозного храма, частью территории соседнего государства или провозглашением независимости от государства, в состав которого они до сих пор входили. Цели государств можно считать групповыми, поскольку государство всегда выражает мнение правящей верхушки, а всего населения.

В зависимости от длительности и сложности процесса деятельности цели делятся на промежуточные и конечные. Когда цель велика, значима, требует больших усилий для достижения, этапы её достижения сами становятся целями. Достижение последовательно каждой из них – ступенька к достижению конечной цели. Конечной является такая цель, которая полностью удовлетворяет индивида в том или ином отношении на данном этапе его жизни. К примеру, студент Иванов поставил себе цель стать хорошим специалистом. На пути к этой конечной цели стоит цель поступления в учебное заведение, потом цель окончания данного заведения, потом цель получения хорошей работы в хорошем коллективе, после чего уже можно стать хорошим специалистом. Иванов может пожелать стать большим начальником, но это уже будет цель, логически, возможно, не связанная с целью стать хорошим специалистом. Существуют также промежуточные цели без цели конечной. Такая ситуация складывается в тех случаях, когда в качестве конечной цели выступает процесс достижения целей промежуточных. Так, например, один из теоретиков европейской социал-демократии Э.Бернштейн заявляя в конце ХIX века: «Движение всё, конечная цель – ничто».

Цели также делятся на низшие и высшие. Основанием деления в данном случае выступает значимость ценностей, влияющих на содержание цели. Низшими являются цели, выражающие деятельность человека по удовлетворению материальных потребностей – в производстве энергии, её сохранении и др. Высшими являются цели духа и души человека. Если материальные цели легко ранжируются по значимости ценностей, то градация высших целей сложнее. В рамках высших целей менее высокими являются цели по удовлетворению духовных потребностей, а более высокими – цели связанные со стремлением к общественным идеалам. Но и в рамках «менее высоких» целей цели не равнозначны. Наиболее значимы цели по удовлетворению потребностей в познании и вере, другие цели относительно менее значимы. К числу высших целей относится сам человек. Человек есть безусловная цель, поскольку в нём воплощено человечество. Он ни в коем случае не должен рассматриваться как средство. Имманиул Кант выразил эту цель в знаменитом категорическом императиве: «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Близкими, но не тождественными высшим и низшим целям являются цели творческие и нетворческие (рутинные). Творческая цель предполагает создание чего-либо нового, ранее невиданного для данного человека. Результат в связи с такой целью трудно предсказуем, он нередко мало похож на цель. В отличие от творческих целей цели рутинные составляют львиную долю целеполагания. Они достаточно хорошо известны людям. Результат рутинного целеполагания легко предсказуем. Так, например, решение задачи известным способом является исполнением рутинной цели, решение новым способом – исполнением цели творческой. Кибернетика, использующая понятие цели, оперирует рутинными целями.

Ещё одно основание деления целей – нравственность. По этому основанию цели делятся на благородные и низменные. Благородные цели соответствуют нравственности данной общности (общества) людей, выражают её, низменные цели - противоречат нравственности. Понятно, что цель оказать помощь человеку – цель благородная, а обмануть его - низменная. Проблемным выступает не содержание действия, а его общественное значение. Оказание помощи вору уважаемо в воровском сообществе, хотя, вряд ли, приветствуется в более масштабном сообществе. С другой стороны, обман преступника осуждается в воровском сообществе и приветствуется в более многочисленном коллективе.

С понятием цели тесно связано понятие средства. Средство есть всё то, что необходимо для осуществления цели. Это, на первый взгляд, простое определение содержит в себе довольно сложные моменты. Цель не существует вне средства, но и средство не существует вне цели. Как писал Гегель, средство есть определённость объекта через цель. В противном случае цель является не более чем желанием, а потенциальное средство обычным объектом. Вещи многокачественны, но лишь их отдельные свойства способны служить средствами тех или иных целей. К примеру, обычный стакан способен быть сосудом для питья, но он же может быть снарядом для метания. Средством является сама деятельность человека, его знания, умения, навыки. Средством являются также силы природы, вещи, явления культуры. Средства естественного происхождения, как показывает практика, менее развиты, чем средства, которые специально созданы человеком. Например, огонь можно добыть путём терния двух кусков сухого дерева, а можно легче и быстрее добыть его при помощи спичек.

Средство – ключевой момент деятельности, он стоит между целью и результатом, определяя в некоторой мере цель и в ещё большей результат. Гегель показывает «несамостоятельность» средства: «Средство именно и есть то, что ничего собою не представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет своё определение и свою ценность». Средства молчаливо определяют цель, так как цель может быть реализована не любыми, а именно данными средствами. В случае выбора иных средств цель недостижима. Если кому-либо вздумается долететь до Луны на обычном самолёте, вряд ли, его попытка окажется успешной. Поэтому цели создаются с учётом имеющихся средств, а средства подбираются в соответствии с целью. Неадекватность средств цели имеет и этический аспект.

Бывает и так, что цена достижения цели настолько велика, что делает бессмысленной саму цель. Скажем, гибель альпинистов в горах, вряд ли, приемлемая цена за цель достичь вершины горы, чтобы доказать возможности человека. Ф.М.Достоевский писал, что самое совершенное общество не стоит слезы ребёнка, если она проронена ради этого общества. Он же писал: «Человеку усталому и измученному, вряд ли, станет весело и приятно от той мысли, что праправнук может жить в своё удовольствие. В тяжёлые минуты жизни утешаться возвышенностью цели – это воля ваша, всё равно, что пить неподслащенный чай, поглядывая на кусок сахара, подвешенный к потолку». А ведь три поколения советских людей утешали «светлым будущим», ради которого они страдали в настоящем времени. Вместо обещанного царства коммунизма, которое казалось таким близким в 20-е – 30-е годы ХХ века, им предлагалось любой ценой выполнять приказы правительства. Лозунг «Любой ценой!» был популярен в нашей бывшей общей стране сталинским режимом и был поддержан последующими режимами. Решиться на достижение цели любой ценой способны лишь глубоко убеждённые идейные люди, да и то лишь на время чрезвычайных обстоятельств. Как-никак, смысл жизни людей состоит не в страданиях, не в перенапряжении усилий… Однако данный лозунг очень нравится власть предержащим, поэтому они призывают население, в особенности молодёжь, пожертвовать личными интересами ради их, чиновников, интересов. Как писал Е.Евтушенко, «ах любая цена, золотая цена, выручалочка наша на все времена… вряд ли, станет счастливым даже рай неземной, если будет он создан любою ценой.». «Любая цена» в годы известной войны выражалась в гибели тысяч солдат, которые могли бы остаться в живых, если бы их начальники уважали ценность человеческих жизней.

Цель и средство способны меняться местами. В этом случае говорят об обратимости цели и средств. Например, целью предпринимательской деятельности является получение денег. В следующем акте деятельности то, что вчера было целью, сегодня становится средством – средством либо для получения новых денег, либо для приобретения необходимых вещей, услуг, политической деятельности и т.д. Когда деньги становятся средством для цели приобретения большего количества денег, а те, в свою очередь, для приобретения ещё большего количества денег и т.д., это становится похожим на то, как собака пытается догнать свой хвост. Хотя средства и определяют цель, последняя в этой паре является ведущим элементом и призвана выйти за пределы круга «цель-средство - цель». Обратимость цели и средств имеет место и в других областях жизни, например, в политике.

Большой мировоззренческой нагрузкой обладает тезис, сформулированный ещё иезуитами: цель оправдывает средство. Иезуит-моралист XVI века писал: «Так как цель дозволена, то и средство дозволено». По мнению иезуитов, человек есть мёртвое тело, которое можно повернуть в любом направлении, или же палка старика, которая служит тому, кто её держит в руке в любом месте и для любого употребления. Не цель оправдывает средства, а, напротив, средства оправдывают или не оправдывают цель. Средства всегда находятся в настоящем времени, в то время как цель – во времени будущем. Поэтому по применяемым средствам можно судить о подлинных, а не декларируемых целях. Так, например, один из идеологов большевизма Н.И.Бухарин писал: «Пролетарское принуждение во всех его формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как ни парадоксально это звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи». Нетрудно представить себе цель большевиков – «коммунистическое человечество». Большевики ошибались лишь в адресности пролетарского принуждения, они полагали, что оно будет применяться только к «человеческому материалу капиталистической эпохи». Однако любая насильственная революция пожирает своих детей. Её жертвой стал и сам Н.И.Бухарин которого расстреляли наиболее правоверные коллеги по партии. Молодой Карл Маркс был прав, когда писал, что «цель, для которой требуются неправые средства не есть правая цель».

Завершением праксеологической триады выступает результат – итог цикла взаимодействия цели и средств.Он является синтезом цели, средств и внешних процессу деятельности обстоятельств. Поэтому даже искомая цель достигнута, результат значительно богаче цели. Он содержит в себе больше информации, чем её было заложено в цели. Деятельность человека возможна как раз потому, что результат даёт человеку больше информации, чем было затрачено средств на её достижение. Кроме того, человек не только реализует цель, он также и воспроизводит и развивает самого себя. Его развивающаяся рефлексия позволяет совершать то, что не производится природой. Результат обычно представляет собой «вторую», а не «первую» природу. Но нередко результат неполно или даже совсем не соответствует поставленной цели. Причиной тому может быть либо неудачный, ошибочный выбор средств, либо вмешательство внешних цели обстоятельств, либо то и другое вместе взятое. Массовость несовпадения целей и результатов деятельности людей порождает у них представление о некоей скрытой силе, которая управляет их поступками. Человек чувствует себя марионеткой, приводимым в движение закулисным кукловодом. Таков один из источников идеалистического мировоззрения.

Понимание мировоззренческого значения соотношения цели, средств и результата осложняется тем обстоятельством, что цели локализуются в области сознания, а средства и результаты - в области чувственно воспринимаемого бытия. В истории философии прошлого и настоящего неоднократно предпринимались попытки вывести целеполагание за пределы сознания, благодаря чему и сложилась телеология – учение о всеобщей целесообразной связи явлений бытия Телеология подкупает своей простотой и мнимой логичностью, так как все явления и процессы представляются соединёнными какой-то невидимой связью. Человек как бы примеривает к себе, к своей деятельности явления и процессы действительности. Если он ставит цели и пытается их реализовать, то всё вокруг него также подчинено закону целесообразности. Преследуют свои цели животные и даже растения. Более того, целесообразность, будто бы, наличествует в природе: дождь идёт для того, чтобы оросить поля земледельцев, ветер дует в паруса мореплавателей и крылья владельцев ветряных мельниц, трава растёт для того, чтобы её кушали коровы и т.д. На основе мнимой целесообразности явлений бытия сформулирован телеологический аргумент бытия Бога. В Библии говорится о том, что Бог сделал всё премудро: распростёр небо как шатёр, поставил землю так прочно, что она не колеблется; для скота он вырастил траву, человеку даёт пищу и вино, аистам ели, сернам – горы, зайцам – утёсы; он сотворил Луну для указания времени, тьму, чтобы была ночь, солнце, чтобы львы ложились в свои логовища, а человек выходил на работу.

По поводу универсальной целесообразности процессов Ф.Вольтер ехидно заметил: для чего нам нужны носы? Для того, чтобы носить на них очки. Г.Гегель добавил: пробковое дерево существует для того, чтобы из него делали пробки для закупоривания бутылок, травы существуют для оздоровления испортившихся желудков, киноварь – для румян. Г.Гейне высказался в таком же духе: Бог сотворил рогатый скот, чтобы мясные супы подкрепляли человека, ослов – чтобы они служили человеку для сравнения, а самого человека, чтобы он ел супы и не был ослом. В телеологии цель выведена за пределы сознания и вложена в материальные вещи. Отсюда начинаются далеко идущие последствия. Одним из них является представление о предустановленной гармонии в мире. Телеологический аргумент бытия Бога необходимо приводит к представлению о гармонии, что, увы, слишком противоречит фактам действительности. По этому поводу Н.Заболоцкий писал:

«Над садом

Шёл смутный шорох тысячи смертей,

Природа, обернувшаяся адом,

Свои дела вершила без затей.

Жук ел траву, жука клевала птица,

Хорёк пил мозг из птичьей головы,

И страхом перекошенные лица

Ночных существ смотрели из травы.

Природы вековечная давильня

Соединяла смерть и бытие

В один клубок, но мысль была бессильна

Соединить два таинства её».

Противоречивость телеологического аргумента была показана ещё Эпикуром. Исходя из положений о всемогуществе и милосердии бога, Эпикур спрашивает: откуда же в таком случае берётся зло? Он выдвигает 4 предположения:

1)Бог хочет воспрепятствовать злу, но не может этого сделать;

2)Бог может воспрепятствовать злу, но не хочет этого делать;

3)Бог не может и не хочет воспрепятствовать злу;

4)Бог может и хочет воспрепятствовать злу.

Каждому варианту ответа Эпикур даёт оценку:

1)Если Бог хочет воспрепятствовать злу, но не может этого сделать, он бессилен;

2)Если Бог может воспрепятствовать злу, но не хочет этого делать, он зол;

3)Если Бог не может и не хочет воспрепятствовать злу, он бессилен и зол;

4)Если Бог может и хочет воспрепятствовать злу, откуда же взялось зло и почему Бог ему не воспрепятствует?

Понятия цели, средства и результата показывают деятельную сторону бытия человека, они используются в изложении многих проблем философии.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 179.