Понятие интереса выступает, по меньшей мере, в двух аспектах: психологическом и социологическом, от которых протягивается нить связи к мировоззрению индивида. Его значение хорошо изложил французский философ XVIII века Клод Гельвеций: «Если мир физический подчинён закону движения, то мир духовный не менее подчинён закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».
В психологическом аспекте интерес представляет собой любопытство, концентрацию внимания индивида на каком-либо объекте, явлении или процессе. «Интересными» могут быть человек, книга, фильм, музыка, теория и даже лекция по философии. Почему же одни объекты, явления, процессы интересны, а другие скучны и даже неприятны? Это определяется в первую очередь наследственностью. Дети одних и тех же родителей, выросшие в одной семье, нередко имеют разные интересы. Одному нравится какое-либо рукоделие, другой витает в облаках абстракций. Это великий судьбоносный фактор, переоценить его сложно. В то же время нельзя объяснить психологический интерес, исходя только из наследственности индивида. Решающая роль принадлежит тут социальному окружению, прежде всего семье. В семейном коллективе, в определённой духовной обстановке формируется психологический интерес, хотя людям нередко представляется, будто они сами «авторы» интереса. Когда труд сознания начинает удовлетворять потребность в познании, в наслаждении, либо иную духовную потребность, человеку становится «интересно», он эмоционально связывает себя с объектами интереса, которые тоже становятся «интересными». Интересная книга потому интересна тем, что поведала новую, ранее неизвестную информацию тем, что в ней содержались созвучные индивиду оценки. Максим Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». «Всё хорошее» в данном контексте есть положительные эмоциональные реакции, вызванные чтением книг.
Благодаря психологическому интересу индивид самоутверждает себя, он ощущает некоторое превосходство над другими людьми. Роль такого интереса в судьбе человека огромна. Он определяет направление жизненного пути. Тут возникает кардинальная проблема: почему одним людям интересно одно, а другим другое, интерес надо находить или создавать, в чём тайна интереса? Если идти по пути «нахождения» интереса, то можно наблюдать за поведением детей и развивать в них то, к чему они проявят склонность. В этом случае интерес будет определяться наследственностью и случайными обстоятельствами быта ребёнка. У него может обнаружиться интерес к моделированию технических устройств или к воровству, к музыке или земледелию и т.д. Такая позиция обоснованна, но недостаточно эффективна. Более продуктивной представляется ситуация, когда интерес прививается. Под привитием понимается совсем не то, что происходит в школе, когда учитель пытается «привить» интерес к учёбе недорослю, которому пора бы работать, а не протирать штаны на парте. Интерес прививается в тех случаях, когда индивид самоутверждает себя в данном виде деятельности, когда у него результат работы получается не хуже, а может быть и лучше, чем у других. Это великий акт в жизни человека, особенно молодого. На уроках труда в школе интерес к труду скорее отшибают, чем прививают. Труд в школе выглядит игрой, а труд рядом со взрослыми, вознаграждение за труд утверждают в человеке личность.
Перед каждым обществом в большей или меньшей мере стоит проблема школьного образования. В спорах по поводу стратегии образования в нашей бывшей общей стране было сломано немало копий. К сожалению, победила установка, согласно которой образование должно быть основано на «привитии» интереса учителем ученику. Разрушительные последствия этой стратегии видны всякому имеющему глаза, но эта тема стыдливо замалчивается. Как будто, ничего и не произошло. Для отвлечения внимания населения пропагандируются всё новые и новые «достижения», преимущественно импортные. Общественности не хватает мужества взглянуть в лицо очевидным фактам банкротства «привития» интереса. Зададимся простыми вопросами: существует ли хотя бы одна учебная дисциплина, которая была бы интересна всем ученикам в классе? Существует ли хотя бы один ученик, которому были интересны все учебные дисциплины? (Чувство долга по отношению к учёбе не учитывается, во внимание принимается только интерес). Отрицательный ответ очевиден. Так как же учитель собирается его «привить»? Отличная оценка за выученный урок, моральное публичное поощрение – слабые стимулы в сравнении с влиянием наследственности и социальной среды.
Парадокс привития интереса состоит как раз в том, чтобы заставить человека делать нечто ему неинтересное или тягостное. Тут на первый план выступает принцип «Горек корень учения». Именно благодаря принуждению или самопринуждению в дореволюционные времена люди свободно владели не менее чем одним иностранным языком, хотя им, вряд ли, была интересна латынь или древнегреческий язык. После длительных напряжённых занятий появлялся как раз тот самый интерес, который был так дорог мэтрам педагогики. Подлинный интерес приходит к человеку вовремя работы, так же, как аппетит приходит вовремя еды. Ну а кому не помогали и такие занятия, не следовало бы занимать место в школе, а искать другую область самоутверждения.
Социологический аспект понятия интереса показывает его иное отношение к деятельности. Интерес – это совокупность условий, ситуация, положение дел, при котором субъект деятельности (индивид, коллектив, большая социальная группа, государство, группа государств) удовлетворяют свои потребности и желания или полагают, что сумеют удовлетворить их в будущем. Как было уже отмечено, потребности и желания присущи лишь индивидам, другие субъекты деятельности ими не обладают. Тем не менее, за словами «коллектив», «большая социальная группа (класс, нация, раса, профессиональная, возрастная, половая, религиозная и другие группы, стоят люди, которые олицетворяют представляемую ими общность. Благоприятные для субъекта ситуации иногда возникают сами собой, без его участия. Цель субъекта состоит лишь в том, чтобы воспользоваться внезапно сложившейся ситуацией. И он ею пользуется: приобретает богатство на биржевых спекуляциях ценными бумагами, повышает цены на товары внезапно обострившегося спроса, предаёт совсем недавно горячо любимого шефа, объясняется в любви женщине при отсутствии любви к ней и т.д. Выражения «куй железо, пока горячо», «ловить рыбку в мутной воде» хорошо передают смысл непредвиденно возникшей ситуации.
Но не всегда удобные ситуации возникают сами собой. Нередко их приходится создавать самим, не ожидая милостей от природы. Больше всех в этом благородном занятии преуспели политики. Вся их деятельность является по существу созданием таких ситуаций. Однако в отличие от стихийно образующихся условий, на которые можно ссылаться как на Божью волю, сознательно создаваемые условия тщательно камуфлируются под заботу о населении. Время от времени пересматриваются конституции и обычные законы, разумеется, в интересах населения. Оглупевший обыватель никак не может взять в толк, почему ему выгодно платить больше за одни и те же услуги или товары, чем отличается новая конституция от старой и т.д. Средства массовой информации вполне способны растолковать, почему надо ходить не в эту церковь, а в другую, почему лучше говорить на чужом языке, а не на своём родном и т.д. В.И.Ленина с его многочисленными высказываниями по любому поводу вспоминать не модно, но позволим себе всё же вспомнить его слова: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов».
Это суждение наводит на мысль, что интересы объективны по отношению к индивиду или иному субъекту. Субъект нередко не осознаёт своего интереса, а даже осознавая его, не может отменить или изменить сложившуюся ситуацию. Он способен лишь познать её и принять соответствующие меры. Но и познание не гарантирует адекватное понимание интереса: субъект способен заблуждаться относительно содержания своего интереса. Так, например, миллионы людей шли на страдания и смерть за «нашу родную советскую власть», которая обещала им мир, землю, волю, а в итоге получили ещё худший политический строй и звериную, беспощадную эксплуатацию. Заблуждения людей относительно своих интересов – обычное явление в общественной жизни. Зная эту особенность массового сознания, «политики» и их слуги напускают ещё больше туману в сознание обывателей. Наиболее густой туман образуется во время избирательных кампаний. Тут уж и «шаги навстречу людям» и «прорывы» - и всё не в единственном экземпляре. Чтобы хватило на всех.
В общественных науках, как и в геометрии, имеются свои аксиомы. Одна из них гласит: ни одно общественное явление не может состояться, если нет заинтересованных в нём лиц. «Просто так» в обществе ничего не происходит, всегда преследуется чей-то интерес. Поэтому познание интереса равносильно ответу на вопрос: кому это выгодно? Ищут ответа историк, социолог, экономист, политолог, следователь и другие персонажи. Ещё в XVII веке английский философ Т.Гоббс отмечал, что если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они перестали бы быть аксиомами. К счастью, аксиомы не затрагивали интересы людей, в чём и состоит великое преимущество математики и естественных наук перед общественными науками. Именно оно обеспечило бо'льшую развитость естествознания.
Как уже отмечалось, субъекты интересов различны. Их соотношение также представляет собой одну из проблем праксеологии. Имеется в виду соотношение общего и частного интересов. Общий интерес предполагает двух или более субъектов. Общий для них интерес не сводится к сумме частных интересов. Общее предполагает нечто иное, системное качество, которое не присуще ни одному из элементов. В коллективе, если он представляет собой федерацию личностей, каждый человек находит и надежду, и помощь, и уверенность в ближайшем будущем. Каждый силён другими членами коллектива. Поэтому общий интерес не сводим к интересам частным. Общий интерес представляет собой обобщение интересов частных. Это означает, что в общий интерес включается только то, что значимо, важно для интересов составляющих его субъектов. Общий интерес образуется естественным путём, без влияния людей «сверху», «снизу» или «со стороны». Он образуется из необходимости удовлетворения потребностей и желаний составляющих общность субъектов. Сравнительно просто осознание общего интереса в малых социальных группах. Тут имеющий глаза, да увидит. Но сложно понимание общего интереса большим с большим и малоизвестным составом участников. Личный интерес обобщается на уровне малой социальной группы, затем большой социальной группы, потом населения общества, и ещё выше – человечества. Чем выше ступень общественной пирамиды, тем сложнее формирование общего интереса, поэтому понятно, что многие индивидуальные интересы игнорируются, а в итоге остаётся очень мало из того, к чему стремился человек.
Сила общего интереса очень велика, она сродни энергии расщеплённого ядра атома. Зная её, политики часто пытаются представить классовый или клановый интерес в качестве общего для всего населения, то есть общественного. В бывшем СССР партократия назойливо внушала идею подчинения личных интересов общественным: «Думай сначала о Родине, потом о себе», «Жила бы страна родная, и нету других забот». Уж прямо-таки нету других забот… Подчинение личных интересов общественным оправданно лишь в исключительных случаях, экстремальных ситуациях: отражении иностранной агрессии, стихийных бедствиях и т.п. Во всех иных случаях перед нами демагогия, призванная прикрыть диктатуру.
Следует отличать общий интерес от интересов сходных, похожих друг на друга в том или ином отношении. Эти интересы не противоречат, но и не дополняют друг друга. Они существуют как бы параллельно в мире отношений людей. Когда граждане государства желают процветания экономики, перед нами общий интерес, но у вкладчиков одного банка имеются сходные, а не общие интересы. Общий интерес у игроков футбольной команды, солдат воинского подразделения в бою и т.д. Нам всем нужна одна победа… Сходные интересы есть интересы в одном и том же отношении. В других отношениях интересы не совпадают, их можно назвать частично совпадающими интересами. Таковы сходные интересы студентов относительно сдачи экзаменов. Интерес Иванова похож на интерес Петрова, но это вовсе не общие интересы.
Однако существует вид интересов, которые не только не совпадают в данном отношении, но и взаимно исключают друг друга. Как говорится, не могут быть овцы сыты и волки целы, третьего не дано, либо-либо, кто кого и т.д. Это антагонистические интересы. В марксизме антагонизм понимался как грубое физическое столкновение больших масс людей на классовой, национальной или религиозной основе. Но суть антагонизма вовсе не в физическом столкновении. Антагонистический интерес – это ситуация, в которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой стороны и наоборот.Удовлетворение потребностей и желаний одной стороны происходит за счёт другой стороны. Стороны как бы заключены в некое единое пространство, из которого выход возможен только путём ущемления другой стороны. Общественное значение антагонизма зависит от масштабности его субъектов. На индивидуальном уровне антагонизм не вызывает общественного резонанса. Продавец на рынке стремится продать свой товар подороже, а покупатель купить подешевле. Даже если продавец и покупатель являются близкими родственниками, антагонизм между ними в данном отношении не исчезает. В межличностных отношениях антагонизм существует между абитуриентами вуза при наличии конкурса. Антагонизм - атрибут конкуренции на рынке свободных товаропроизводителей. Но чем масштабнее стороны антагонистического противоречия интересов, тем большее влияние на развитие общества они имеют. Антагонизмы на уровне классов порождают классовую борьбу, на уровне наций – национальные движения, на уровне конфессий – борьбу религиозную, на уровне государств они иногда порождают войну.
В силу особого свойства антагонистические противоречия интересов привлекали и привлекают наибольшее внимание исследователей, так как именно такие противоречия определяют направление развития общества. Гегель не случайно называл их «корнем всякого движения и жизненности».
Дата: 2016-09-30, просмотров: 299.