Формирование денежных потоков проекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовые документы проекта включают денежные потоки, поступающие и затрачиваемые в проекте. На основе этой информации появляется возможность выполнить оценку экономической целесообразности проекта, т.е. оценить его эффективность. Экономически целесообразным признаются проекты с положительным денежным потоком, т.е., если поступление денежных средств превышает их расход.

Под денежным потоком (cash flow)инвестиционного проекта понимают поступления и выплаты денежных средств, связанные исключительно с реализацией этого проекта. К денежным потокам проекта не относится движение денежных средств, возникающее в результате прочей текущей деятельности предприятия.

Денежный поток проекта всегда разбивается по временным периодам (месяцам, кварталам, годам). При этом все платежи и поступления денежных средств включаются в денежный поток того периода, когда они были зачислены на денежные счета или списаны с них, независимо от того, к какому периоду относятся соответствующие затраты или доходы в бухгалтерском учете. Информация о денежных потоках по проекту обычно представляется в виде плана, который называют прогнозным отчетом о движении денежных средств. На основе этого плана, который составляется за каждый период отдельно, и формируется денежный поток всего инвестиционного проекта.

План денежного потока, или прогнозный отчет о движении денежных средств, состоит из трех частей: денежные потоки от операционной (текущей) деятельности предприятия, от инвестиционной деятельности и связанные с финансовойдеятельностью.

В первой части (операционная деятельность) отражаются поступления денежных средств от реализации товаров, работ и услуг, а также авансов от покупателей и заказчиков. В качестве оттока денежных средств показываются платежи за сырье, материалы, коммунальные платежи, выплаты заработной платы, уплаченные налоги и сборы и т. д. Инвестиционную деятельность отражают денежные потоки, связанные с приобретением и продажей имущества долгосрочного пользования, то есть основных средств и нематериальных активов. Финансовая деятельность предполагает притоки и оттоки денежных средств по кредитам, займам, эмиссии ценных бумаг и т. д., включая выплаты процентов и дивидендов.

В Приложении А приведен пример классификации денежных потоков с учетом того, что часть операций являются неденежными, т.е. не связаны с движением денежных средств.

Формирование денежных потоков может выполняться прямым методом, который оперирует абсолютными суммами денежных поступлений и платежей. Другим способом формирования потоков является косвенный метод, предполагающий ряд корректировок статей отчетных или прогнозных форм прибылей и убытков и бухгалтерского баланса. Косвенный метод в отношении операционных потоков предполагает корректировку чистой прибыли на а) неденежные операции (начисленную амортизацию), б) изменения в чистом оборотном капитале, включающие отклонения по балансовым статьям «запасы» и «дебиторская задолженность», увеличение которых вычитается из прибыли, а уменьшение – прибавляется, а также отклонение по статье «кредиторская задолженность», рост которой увеличива6ет прибыль и наоборот (табл. 3,4,5).

При формировании потоков инвестиционного проекта руководствуются следующими правилами:

Правило 1. При расчете плана денежного потока проекта важно учесть все денежные потоки, возникающие в ходе реализации проекта.

Пример.

Компания, которая расширяла географию сбыта своей продукции, формировала автомобильный парк для доставки товаров в новый регион. При расчете плана денежного потока проекта по расширению сбыта были учтены следующие поступления и выплаты денежных средств: инвестиции в автомобильный парк, затраты, направленные на обеспечение работы парка (зарплата, топливо, аренда стоянки и т. д.), прогнозируемая выручка от реализации.

 

Таблица 3

Годовой бухгалтерский баланс, тыс.руб.

АКТИВ ПАССИВ
Статья Сумма на н.г. Сумма на к.г. Статья Сумма на н.г. Сумма на к.г.
i. Внеоборотные активы Iii.Капитал и резервы
в.т.ч.Уставный капитал
Ii.Оборотные активы iY.Долгосрочные обязательства
- запасы iY.Краткосрочные обязательства
- дебиторская задолженность - краткосрочные кредиты
- денежные средства -кредиторская задолженность
Баланс Баланс

 

 

Таблица 4

Форма прибылей и убытков, тыс.руб.

Показатели Сумма
Выручка
Затраты в т.ч. амортизация  
Прибыль
Налог на прибыль
Чистая прибыль

 

Таблица 5

План денежных потоков (косвенный метод)

Показатели Сумма за период, тыс.руб.
Операционная (текущая) деятельность  
- чистая прибыль
- амортизация
- изменение дебиторской задолженности по балансу (рост) (50)
- изменение запасов по балансу (рост) (10)
- изменение кредиторской задолженности (сокращение) (30)
Чистый денежный поток по операционной деятельности
Инвестиционная деятельность  
- продажа долгосрочных активов
- приобретение долгосрочных активов (300 – (280-60-20)) = (100)
Чистый денежный поток по инвестиционной деятельности (80)
Финансовая деятельность  
- изменение задолженности по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам
- вклад в уставный капитал
Чистый денежный поток по финансовой деятельности
Итоговый чистый денежный поток

 

Расчеты показали, что доходность нового проекта гораздо выше, чем в среднем по компании по той причине, что при составлении плана денежного потока в него не включили денежные выплаты, связанные с производством и сбытом дополнительного объема продукции, предназначенного для продажи в новом регионе сбыта.

Правило 2. Рассчитывая денежные потоки инвестиционного проекта, особое внимание следует уделять реалистичности оценки денежных поступлений. Расчет денежных потоков признают самой сложной частью расчетов по финансовому обоснованию проекта, поскольку она связана с прогнозированием. При этом важно качество проведенных маркетинговых исследований, в ходе которых формируются прогнозы продаж, цен на продукцию, на ресурсы, на основе которых и составляются планы по объемам и по срокам поступления и расходования денежных средств. При этом сложно на длительный срок спрогнозировать поведение макросреды – динамику инфляции, цен на нефть, курс валют, изменение законодательства.

Если предприятие выходит на рынок с принципиально новым продуктом, выпуск которого всегда связан с повышенным риском, оценивать денежные потоки следует с особой осторожностью.

Большинство ошибок связано с неверной оценкой предполагаемых объемов сбыта (причем денежный поток обычно завышается) и наоборот заниженным прогнозом затрат, отсутствием учета затрат, например, связанных с увольнением людей, выплатой им компенсаций, либо затрат по содержанию оборудования.

 

Глава 2. Содержание финансового обоснования инвестиционных проектов

2.1 Этапы бизнес- плана инвестиционного проекта

 

Для привлечения инвестиций, а также для оценки их эффективности используют систему бизнес планирования. Бизнес-план - это документ, в котором содержится необходимая информация об инвестиционном проекте. Бизнес-план может быть использован в качестве внутреннего документа при планировании деятельности и в качестве коммерческого предложения для внешней стороны - инвестора, кредитора. В последнем случае бизнес-план служит обоснованием того, что существуют реальные возможности достижения поставленных в нем целей и компания достаточно компетентна для их достижения и способна отвечать по своим обязательствам.

Обычно бизнес-план включает в себя следующие составные части:

титульный лист и оглавление. Титульный лист должен содержать заголовок плана, дату его подготовки, информацию о составителе плана и для кого он был подготовлен. Оглавление должно давать четкое представление обо всем содержании бизнес-плана.

резюме. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана. Резюме должно состоять из трех частей: введения (цели плана и коротко суть проекта), основного содержания (краткое описание всех ключевых моментов бизнес-плана, как-то род деятельности, прогноз спроса, источники финансирования и т. д.) и заключения (представление факторов будущего успеха проекта, описание основных способов действия предпринимателя).

история бизнеса (если предприятие уже существует). Здесь нужно подчеркнуть успехи фирмы и отдельных сотрудников, рассказать о создании и деятельности фирмы, о том, какие продукты и услуги предлагает фирма на рынке, о роли высшего руководства в деятельности предприятия и т. д. Все это необходимо увязать с намеченными целями.

описание продуктов (услуг), в ходе которого представляют информацию о том, какие потребности призван удовлетворять ваш продукт, каковы его отличительные черты (конкурентные преимущества), как он защищен от копирования. Кроме того, представляют наглядное изображение товара (технологии) или образец этого товара

анализ положения дел в отрасли. Описание внешней среды фирмы и определение степени ее привлекательности. Здесь необходимо охарактеризовать размеры рынка и его состояние, категории потенциальных покупателей, чувствительность рынка к различным внутренним и внешним факторам, сезонным и циклическим колебаниям и т. д. Сделав вывод об общей привлекательности рынка, нужно определить потенциальную долю фирмы в нем, дать прогноз продаж продукции, как в денежных, так и в натуральных показателях.

оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Должны быть определены главные конкурентные силы в отрасли. Здесь же необходимо выполнить оценку конкурентов, показать конкурентные преимущества предприятия, предлагающего продукт, на основании чего и сделать выбор конкурентной стратегии. Должны быть представлены основные характеристики покупателей на ориентировочном рынке предприятия. Покупатели должны быть сегментированы в группы по различным признакам (уровень доходов, демографический признак), и предприятие должно определить для себя, на какой из сегментов рынка оно намерено ориентироваться. В плане должно указываться, на какую долю рынка приблизительно может претендовать бизнес, будет ли иметь место острая конкурентная борьба или предприятие попытается найти свою нишу на рынке. Раскрывается также методика расчета цены на товар фирмы, какой чистый доход принесет фирме выбранный уровень цены, какие средства продвижения и каналы сбыта будет использовать фирма, как предполагается и предполагается ли вообще организовать послепродажный сервис.

Итог раздела – прогноз продаж, оценки выручки и прибыли.

· план производства. Все главные компоненты производственной системы должны быть описаны в бизнес-плане. Здесь нужно показать, где будет производиться товар – на действующем или вновь образуемом предприятии, где, у кого и на каких условиях будет закупаться сырье, предполагается ли производственная кооперация и с кем, какое оборудование потребуется и сколько. должны быть представлены основные методы производства и технологии, общая структура производственного процесса, потребность в работниках определенной квалификации, указания, каковы меры по охране окружающей среды и утилизации отходов, если эти вопросы актуальны.

Как итог, в этом плане определяют объемы производства продукта и экономические расчеты издержек производства с выделением в них переменных (зависимых от объемов производства) и постоянных.

Пример расчета затрат на плановый объем 200 ед. продукта.

Переменные затраты проекта

Вид затрат На единицу продукта, руб. На выпуск, тыс.руб
Материал А 6,0
Материал Б 9,0
Оплата труда рабочих 8,0
Начисления на сумму оплаты труда 2,4
ИТОГО 25,4

 

 

Постоянные затраты проекта

 

Вид затрат   Сумма на выпуск, тыс.руб.
Оплата труда управленческого персонала с учетом отчислений   2.0
Оплата труда вспомогательных рабочих с учетом отчислений   1.2
Амортизация 2.2
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования 1.5
Арендная плата 2.3
Маркетинг 1.8
ИТОГО 11.0

 

 

• организационный план. Здесь указывается форма собственности и тип организационной структуры фирмы, рассматриваются вопросы руководства и распределения полномочий и ответственности. Указываются основные пайщики (акционеры) организации (иногда приводится весь список), сколько акций и какого класса было выпущено и предполагается выпустить, состав совета директоров и правления корпорации, как распределяются полномочия среди управляющих фирмы, каковы основные черты контрактов с менеджерами фирмы, какова организационная структура фирмы и способы взаимодействия подразделений друг с другом.

• инвестиционный план.В нем выполняют обоснование единовременных затрат проекта с указанием вида инвестиционных затрат, их сумм и времени осуществления.

Определяя объем инвестиций, необходимо обосновать а) капиталовложения в проект – суммы закупки оборудования, технологии, строительства объекта хозяйствования, б) сумму, затрачиваемую на приобретения нематериальных активов – лицензий, программных продуктов и т.д., в) сумму материальных запасов, которые необходимо сформировать перед началом функционирования объекта вложения, г) затраты на маркетинговые мероприятия в виде затрат на участие в выставках, рекламных расходов.

Общая сумма инвестиций будет представлять собой сумму названных расходов и определит размер капитала, который нужно привлечь в проект.

Выбор капитала для проекта проводится с учетом положений, изложенных в п. 1.1. Критерием успешного выбора становится минимальная величина средневзвешенной цены привлекаемого капитала, что обеспечит максимальную сумму остаточного дохода после выплаты вознаграждения владельцам капитала.

· финансовый план. Финансовый планпроекта включает в себя

· Оценку безубыточности проекта.

· Определение потребности и выбор источников финансирования.

· Формирование денежных потоков проекта.

· Оценка финансовой реализуемости проекта.

· Расчет показателей эффективности.

· Формирование плановых финансовых форм (бухгалтерского баланса предприятия и плана прибылей и убытков.

· Оценку рисков проекта

В системе управления реальными инвестициями оценка эффективности инвестиционных проектов представляет собой один из наиболее ответственных этапов. От того, насколько объективно и всесторонне проведена эта оценка, зависят сроки возврата вложенного капитала, варианты альтернативного его использования, дополнительно генерируемый поток операционной прибыли предприятия в предстоящем периоде.

Более подробно содержание последнего раздела плана будет рассмотрено в следующих параграфах данной главы.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 198.