УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ПРОЕКТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

“Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова”

 

Патрушева Е.Г.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ПРОЕКТА

Учебное пособие

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретические основы финансовой оценки инвестиционных проектов
1.1 1.1 Инвестиции и выбор источников их финансирования 1.2 1.2 Понятие и виды проектов. Жизненный цикл осуществления проектов  
1.3 1.3 Концепции финансового менеджмента в инвестиционном проектировании
1.4 Формирование денежных потоков проекта
Глава 2. Содержание финансового обоснования инвестиционных проектов
2.1 Этапы бизнес- плана инвестиционного проекта
2.2 Оценка безубыточности проекта
2.3 Формирование денежных потоков проекта и оценка его финансовой реализуемости и экономической эффективности 2.3.1 Понятие и оценка финансовой реализуемости проекта 2.3.2 Принципы и показатели оценки экономической эффективности инвестиционного проекта 2.4 Обоснование ставки доходности инвестиционных проектов и учет инфляции в расчетах эффективности 2.5 Формирование финансовых форм инвестиционного проекта            
Глава 3. Управление рисками инвестиционных проектов
3.1 Сущность управления рисками проектов
3.2 Качественные методы оценки рисков 3.3 Количественные методы оценки рисков 3.4 Разработка мер реагирования на риски   Приложения    

ВВЕДЕНИЕ

Только имея программу, можно рассчитывать

на сверхпрограммные неожиданности

Кароль Ижиковский

Проектом принято считать особым образом организованный комплекс работ, направленный на решение определенной оригинальной задачи или достижение определенной цели, выполнение которого ограничено во времени, а также связано с потреблением конкретных финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Важные для проектного подхода к управлению характеристики, такие как целостность проекта, его уникальность и особенности взаимодействия с внешней средой, подчеркнуты в следующем определении: проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

Процесс разработки финансового плана проекта представляет собой итоговый этап его обоснования, выполняемого на предынвестиционной стадии, который позволяет дать ответ на вопрос об экономической целесообразности этого проекта. Финансовая оценка инвестиционного проекта основана на результатах, полученных на предыдущих этапах его бизнес-плана – маркетингового, организационного, инвестиционного, производственного.

Финансовое обоснование проекта, в свою очередь, включает ряд последовательных действий, достаточно трудоемких и требующих профессиональной подготовки специалиста-разработчика проекта, поскольку неверные решения могут привести к запуску заведомо неэффективных проектов, зачастую связанных с существенными единовременными вложениями средств. Как следствие, возникают проблемы погашении долгового капитала, привлеченного в проект и неэффективного функционирования организации – владельца объекта планирования.

Управление финансами проекта включает следующие действия:

· оценку и обеспечение безубыточной деятельности объекта инвестирования на эксплуатационной фазе проекта,

· выбор вида, состава источников финансирования проекта и способы привлечения капитала,

· формирование денежных потоков проекта,

· оценку и обеспечение его финансовой реализуемости,

· оценку экономической эффективности проекта, на основании которой принимают решение о запуске проекта, его отклонении либо решения о возможности получения дополнительных доходов (сокращении расходов) по проекту

· оценку вероятности получения ожидаемой отдачи от вложенных средств в проект, т.е. его рисков и разработке мер их сглаживания.

Суть принятия перечисленных оценок и решений раскрывается в данном учебном пособии, причем теоретические положения сопровождаются примерами, позволяющими конкретизировать материал и упростить процесс выработки навыков грамотного проведения финансового обоснования проектов.

Учебное пособие предназначено для студентов - бакалавров направления подготовки «менеджмент» по профилю «управление проектами» при изучении дисциплины «управление финансами проекта», а также для слушателей Программы подготовки управленческих кадров по направлению «Менеджмент» при изучении дисциплины «бизнес-планирование» (тип А и В).

Глава 1. Теоретические основы финансовой оценки инвестиционных проектов

Цена долга

Цена долга непосредственно определяется процентной ставкой по заемному капиталу, т.е. отношением суммы уплачиваемых процентов его владельцу к величине капитала. Одновременно – это характеристика требуемой доходности со стороны банка, выдавшего инвестиционный кредит, либо покупателя облигации (его купонный либо дисконтный доход), либо иного заимодателя. Наличие долга у предприятий связывают с финансовым риском, который несут не кредиторы, а владельцы предприятия. Финансовый риск в данном случае понимается как вероятность непогашения обязательств предприятия-реципиента – его возможностью в полном объеме и должные сроки уплачивать проценты и гасить основную сумму долга, следовательно, связывается с угрозой возникновении банкротства предприятия.

С увеличением суммы задолженности инвестор, кредитующий предприятие, в связи с нарастанием риска, требует большей доходности своего вложения, т.е. увеличения процентной ставки. Это приводит к ужесточению условий предоставления заемного капитала предприятию. Следовательно, процентная ставка долга определяется, в частности, структурой используемого капитала.

Цена заемных источников является более низкой по сравнению с ценой собственного капитала не только ввиду изначально меньшего уровня сопровождающих его рисков, но и поскольку уплачиваемые проценты по долгу относят на затраты предприятий, что снижает сумму налогооблагаемой прибыли и увеличивают чистую прибыль компании. Цена долга, исходя из наличия этого «налогового щита», будет определяться корректировкой процентной ставки:

Цена долга = (1-Н ) х Кд,

где Кд – процентная ставка по долгу, Н – ставка налога на прибыль.

Проблемы российских предприятий в области привлечения долгосрочных заемных источников состоят, в частности, в высокой ставке процента, обусловленной рисками финансового рынка, что усугубляется системой налогообложения, а также в установленном пределе отнесения процентных платежей на расходы на уровне 1,8 ставки рефинансирования. В случае привлечения долгового капитала по ставке, превышающей 1,8 ставки рефинансирования, приведенная выше формула корректируется:

Цена долга = Кд х ( 1 – Н х П/Кд ),

где П – уровень ставки процентов, относимых на расходы организации.

Российские предприятия в ряде случаев использует для финансирования долгосрочных вложений краткосрочные обязательства в виде кредиторской задолженности, причем при условии нарушения сроков ее погашения. Спонтанность, краткосрочность и бесплатность этого источника финансирования текущей деятельности не позволяют относить его к капиталу. Использование его для финансирования единовременных вложений связывается с финансовым риском, и бесплатность такого источника становится мнимой, т.к. ценой долга (Кд) при этом будут уплачиваемые предприятием за нарушение сроков погашения задолженности штрафных санкции.

Цена собственного капитала

Цена собственного капитала отражает требуемую собственниками предприятия доходность вложения в данный бизнес и непосредственно определяется рисками этого вложения.

Несмотря на то, что в качестве собственного капитала чаще всего выступает накопленная прибыль, этот источник для акционерных обществ рассматривается как результат выпуска акций в прошлых периодах, поэтому цена такого источника устанавливается через рыночные характеристики акций. Таким образом, известные модели расчета цены собственного капитала вне зависимости от того, имеется ли в виду внутренний капитал (прибыль) или привлекаемый (дополнительная эмиссия акций), основаны на показателях фондовых рынков в условиях свободного обращения на них акций компаний.

Обсуждаемые далее модели в принципе достаточно давно сформированы в финансовой теории, но применение их для развивающихся рынков затрудняется отсутствием необходимых информационных данных. Интересный вклад в развитие оценки финансовых активов для таких рынков сделан А.Дамодараном в его труде «Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов»[3].

А) модели на основе метода дисконтирования доходов (DCF).

Применение метода предполагает расчет такой ставки доходности, при которой текущая (приведенная к настоящему времени) стоимость будущих доходов инвестора равна рыночной цене приобретаемой акции. Метод основан на показателях развитого фондового рынка и соответствии рыночных цен акций их справедливой оценке, что ограничивает применение этого метода.

Модели цены собственного капитала будут записаны на основе моделей оценки истинной стоимости акции (Ри), которая для компаний со стабильным доходом представлены как:

Pи = DPS/ r ,

где DPS – постоянный дивиденд на акцию.

Если, благодаря инвестициям компании, ее доходы растут с постоянным темпом g, модель имеет вид:

Pи = DPS0*(1 + g) / (r – g),

где DPSо – дивиденд на акцию в текущем году,

g - показатель внутренних темпов роста, т.е. ежегодный процентный прирост чистой прибыли предприятия.

В состоянии равновесия цена собственного капитала (Кs) ассоциирована с его доходностью, поэтому на основе записанного равенства и при известных значениях рыночной цены акций (Рр) можно выразить цену собственного капитала компании без роста в виде:

Кs = DPS / Pp ,

Для компании с растущими доходами:

Кs = DPSо (1+g) / Pp + g ,

Б) модель расчета цены собственного капитала CAPM (Capital Assets Pricing Model)

Эта модель основана на определении доходности (она же – цена собственного капитала), которую требует инвестор от ценной бумаги с учетом платы за риск. В модели САРМ рассматриваются систематические риски, проявляющиеся в изменении доходности всех активов на рынке под влиянием макроэкономических и политических факторов. При этом сила влияния этих факторов может быть разной, что определяется, прежде всего, отраслевой принадлежностью бизнеса и проявлением операционных и финансовых рисков компании. Риск отдельно взятого актива есть риск, добавляемый к рыночному портфелю (набору финансовых инструментов, включенных в биржевой портфель). Таким образом, премия за риск актива определяется рыночным риском, но корректируется с учетом отличия риска конкретного актива от среднерыночного. Это отличие измеряет так называемый коэффициент бета актива (b), определяемый следующим образом:

bi = Cov к, m / Var m,

Где Cov к, m – ковариация актива с рыночным портфелем,

Var m – дисперсия рыночного портфеля.

Поскольку ковариация рыночного портфеля с самим собой есть его дисперсия, то бета рыночного портфеля равна 1. Если актив рискованнее, чем средний уровень, то его бета больше 1. И наоборот.

Для определения коэффициентов систематического риска для закрытых компаний, т.е. чьи акции не имеют свободного обращения, используют несколько методов.

а) Метод определения так называемых фундаментальных бета. Для этого используют бета-коэффициенты котируемых компаний (как правило, отраслевые данные), но корректируют их с учетом операционного и финансового рычага оцениваемой компании. Для этого:

- сначала устанавливают безрычаговую бету (b) компаний соответствующей отрасли (обоснованные на американском фондовом рынке значения бета-коэффициентов приведены в Приложении Б);

- учитывают операционный риск оцениваемой компании А, т.е. соотношение ее постоянных затрат (FCа) к переменным (VC а):

b1а = b 0 (1+ FСа/VС k),

- корректируют на финансовый рычаг оцениваемой компании с использованием формулы Хамады.

b = b1а + b1а (1- Н)D/S,

где D – стоимость долгового капитала,

S – стоимость собственного капитала,

D/S – показатель структуры капитала, т.е. соотношения и заемного и собственного,

Н – ставка налога на прибыль.

б) Метод определения бухгалтерской беты. Этот метод основан на изучении изменения бухгалтерской прибыли компании по сравнению с изменением прибыли компаний, включенных в биржевой индекс. Метод страдает неточностью по трем причинам: показатели прибыли сравнительно редко формируются (раз в квартал), на прибыль влияют неоперационные расходы и доходы, операционные доходы и расходы сглаживаются при разнесении по разным периодам. Как следствие, возникает существенная погрешность в измерении систематического риска.

Модель САРМ в общем виде выглядит следующим образом:

Требуемая доходность = Безрисковая ставка доходности + b*(Плата за риск фондового рынка),

Или:

Rк = Rf + bк (Rм - Rб),

где Rк – требуемая доходность актива к,

Rf, Rм – соответственно безрисковая ставка доходности и доходность рыночного портфеля,

(Rм - Rб)– плата за риск фондового рынка,

bк (Rм - Rб)– плата за систематический (рыночный) риск к-го актива.

Определение платы за рыночный риск (Rм - Rб) в модели САРМ для российских компаний может быть установлено по данным наблюдений за доходностью биржевого индекса, а безрисковая ставка доходности соответствует доходности государственных облигаций (например, «Россия-30»).

Есть и иной подход к расчету цены собственного капитала - на основе требуемой доходности облигационных активов, т.е. требуемая доходность акций определяется как требуемая доходность облигаций данной компании плюс премия. Размер такой премии для стран с развитым рынком принимают в пределах 4-5%, в то время как для России 8,5%

Пример.

Компания, которая расширяла географию сбыта своей продукции, формировала автомобильный парк для доставки товаров в новый регион. При расчете плана денежного потока проекта по расширению сбыта были учтены следующие поступления и выплаты денежных средств: инвестиции в автомобильный парк, затраты, направленные на обеспечение работы парка (зарплата, топливо, аренда стоянки и т. д.), прогнозируемая выручка от реализации.

 

Таблица 3

Годовой бухгалтерский баланс, тыс.руб.

АКТИВ ПАССИВ
Статья Сумма на н.г. Сумма на к.г. Статья Сумма на н.г. Сумма на к.г.
i. Внеоборотные активы Iii.Капитал и резервы
в.т.ч.Уставный капитал
Ii.Оборотные активы iY.Долгосрочные обязательства
- запасы iY.Краткосрочные обязательства
- дебиторская задолженность - краткосрочные кредиты
- денежные средства -кредиторская задолженность
Баланс Баланс

 

 

Таблица 4

Форма прибылей и убытков, тыс.руб.

Показатели Сумма
Выручка
Затраты в т.ч. амортизация  
Прибыль
Налог на прибыль
Чистая прибыль

 

Таблица 5

План денежных потоков (косвенный метод)

Показатели Сумма за период, тыс.руб.
Операционная (текущая) деятельность  
- чистая прибыль
- амортизация
- изменение дебиторской задолженности по балансу (рост) (50)
- изменение запасов по балансу (рост) (10)
- изменение кредиторской задолженности (сокращение) (30)
Чистый денежный поток по операционной деятельности
Инвестиционная деятельность  
- продажа долгосрочных активов
- приобретение долгосрочных активов (300 – (280-60-20)) = (100)
Чистый денежный поток по инвестиционной деятельности (80)
Финансовая деятельность  
- изменение задолженности по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам
- вклад в уставный капитал
Чистый денежный поток по финансовой деятельности
Итоговый чистый денежный поток

 

Расчеты показали, что доходность нового проекта гораздо выше, чем в среднем по компании по той причине, что при составлении плана денежного потока в него не включили денежные выплаты, связанные с производством и сбытом дополнительного объема продукции, предназначенного для продажи в новом регионе сбыта.

Правило 2. Рассчитывая денежные потоки инвестиционного проекта, особое внимание следует уделять реалистичности оценки денежных поступлений. Расчет денежных потоков признают самой сложной частью расчетов по финансовому обоснованию проекта, поскольку она связана с прогнозированием. При этом важно качество проведенных маркетинговых исследований, в ходе которых формируются прогнозы продаж, цен на продукцию, на ресурсы, на основе которых и составляются планы по объемам и по срокам поступления и расходования денежных средств. При этом сложно на длительный срок спрогнозировать поведение макросреды – динамику инфляции, цен на нефть, курс валют, изменение законодательства.

Если предприятие выходит на рынок с принципиально новым продуктом, выпуск которого всегда связан с повышенным риском, оценивать денежные потоки следует с особой осторожностью.

Большинство ошибок связано с неверной оценкой предполагаемых объемов сбыта (причем денежный поток обычно завышается) и наоборот заниженным прогнозом затрат, отсутствием учета затрат, например, связанных с увольнением людей, выплатой им компенсаций, либо затрат по содержанию оборудования.

 

Глава 2. Содержание финансового обоснования инвестиционных проектов

2.1 Этапы бизнес- плана инвестиционного проекта

 

Для привлечения инвестиций, а также для оценки их эффективности используют систему бизнес планирования. Бизнес-план - это документ, в котором содержится необходимая информация об инвестиционном проекте. Бизнес-план может быть использован в качестве внутреннего документа при планировании деятельности и в качестве коммерческого предложения для внешней стороны - инвестора, кредитора. В последнем случае бизнес-план служит обоснованием того, что существуют реальные возможности достижения поставленных в нем целей и компания достаточно компетентна для их достижения и способна отвечать по своим обязательствам.

Обычно бизнес-план включает в себя следующие составные части:

титульный лист и оглавление. Титульный лист должен содержать заголовок плана, дату его подготовки, информацию о составителе плана и для кого он был подготовлен. Оглавление должно давать четкое представление обо всем содержании бизнес-плана.

резюме. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана. Резюме должно состоять из трех частей: введения (цели плана и коротко суть проекта), основного содержания (краткое описание всех ключевых моментов бизнес-плана, как-то род деятельности, прогноз спроса, источники финансирования и т. д.) и заключения (представление факторов будущего успеха проекта, описание основных способов действия предпринимателя).

история бизнеса (если предприятие уже существует). Здесь нужно подчеркнуть успехи фирмы и отдельных сотрудников, рассказать о создании и деятельности фирмы, о том, какие продукты и услуги предлагает фирма на рынке, о роли высшего руководства в деятельности предприятия и т. д. Все это необходимо увязать с намеченными целями.

описание продуктов (услуг), в ходе которого представляют информацию о том, какие потребности призван удовлетворять ваш продукт, каковы его отличительные черты (конкурентные преимущества), как он защищен от копирования. Кроме того, представляют наглядное изображение товара (технологии) или образец этого товара

анализ положения дел в отрасли. Описание внешней среды фирмы и определение степени ее привлекательности. Здесь необходимо охарактеризовать размеры рынка и его состояние, категории потенциальных покупателей, чувствительность рынка к различным внутренним и внешним факторам, сезонным и циклическим колебаниям и т. д. Сделав вывод об общей привлекательности рынка, нужно определить потенциальную долю фирмы в нем, дать прогноз продаж продукции, как в денежных, так и в натуральных показателях.

оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Должны быть определены главные конкурентные силы в отрасли. Здесь же необходимо выполнить оценку конкурентов, показать конкурентные преимущества предприятия, предлагающего продукт, на основании чего и сделать выбор конкурентной стратегии. Должны быть представлены основные характеристики покупателей на ориентировочном рынке предприятия. Покупатели должны быть сегментированы в группы по различным признакам (уровень доходов, демографический признак), и предприятие должно определить для себя, на какой из сегментов рынка оно намерено ориентироваться. В плане должно указываться, на какую долю рынка приблизительно может претендовать бизнес, будет ли иметь место острая конкурентная борьба или предприятие попытается найти свою нишу на рынке. Раскрывается также методика расчета цены на товар фирмы, какой чистый доход принесет фирме выбранный уровень цены, какие средства продвижения и каналы сбыта будет использовать фирма, как предполагается и предполагается ли вообще организовать послепродажный сервис.

Итог раздела – прогноз продаж, оценки выручки и прибыли.

· план производства. Все главные компоненты производственной системы должны быть описаны в бизнес-плане. Здесь нужно показать, где будет производиться товар – на действующем или вновь образуемом предприятии, где, у кого и на каких условиях будет закупаться сырье, предполагается ли производственная кооперация и с кем, какое оборудование потребуется и сколько. должны быть представлены основные методы производства и технологии, общая структура производственного процесса, потребность в работниках определенной квалификации, указания, каковы меры по охране окружающей среды и утилизации отходов, если эти вопросы актуальны.

Как итог, в этом плане определяют объемы производства продукта и экономические расчеты издержек производства с выделением в них переменных (зависимых от объемов производства) и постоянных.

Пример расчета затрат на плановый объем 200 ед. продукта.

Переменные затраты проекта

Вид затрат На единицу продукта, руб. На выпуск, тыс.руб
Материал А 6,0
Материал Б 9,0
Оплата труда рабочих 8,0
Начисления на сумму оплаты труда 2,4
ИТОГО 25,4

 

 

Постоянные затраты проекта

 

Вид затрат   Сумма на выпуск, тыс.руб.
Оплата труда управленческого персонала с учетом отчислений   2.0
Оплата труда вспомогательных рабочих с учетом отчислений   1.2
Амортизация 2.2
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования 1.5
Арендная плата 2.3
Маркетинг 1.8
ИТОГО 11.0

 

 

• организационный план. Здесь указывается форма собственности и тип организационной структуры фирмы, рассматриваются вопросы руководства и распределения полномочий и ответственности. Указываются основные пайщики (акционеры) организации (иногда приводится весь список), сколько акций и какого класса было выпущено и предполагается выпустить, состав совета директоров и правления корпорации, как распределяются полномочия среди управляющих фирмы, каковы основные черты контрактов с менеджерами фирмы, какова организационная структура фирмы и способы взаимодействия подразделений друг с другом.

• инвестиционный план.В нем выполняют обоснование единовременных затрат проекта с указанием вида инвестиционных затрат, их сумм и времени осуществления.

Определяя объем инвестиций, необходимо обосновать а) капиталовложения в проект – суммы закупки оборудования, технологии, строительства объекта хозяйствования, б) сумму, затрачиваемую на приобретения нематериальных активов – лицензий, программных продуктов и т.д., в) сумму материальных запасов, которые необходимо сформировать перед началом функционирования объекта вложения, г) затраты на маркетинговые мероприятия в виде затрат на участие в выставках, рекламных расходов.

Общая сумма инвестиций будет представлять собой сумму названных расходов и определит размер капитала, который нужно привлечь в проект.

Выбор капитала для проекта проводится с учетом положений, изложенных в п. 1.1. Критерием успешного выбора становится минимальная величина средневзвешенной цены привлекаемого капитала, что обеспечит максимальную сумму остаточного дохода после выплаты вознаграждения владельцам капитала.

· финансовый план. Финансовый планпроекта включает в себя

· Оценку безубыточности проекта.

· Определение потребности и выбор источников финансирования.

· Формирование денежных потоков проекта.

· Оценка финансовой реализуемости проекта.

· Расчет показателей эффективности.

· Формирование плановых финансовых форм (бухгалтерского баланса предприятия и плана прибылей и убытков.

· Оценку рисков проекта

В системе управления реальными инвестициями оценка эффективности инвестиционных проектов представляет собой один из наиболее ответственных этапов. От того, насколько объективно и всесторонне проведена эта оценка, зависят сроки возврата вложенного капитала, варианты альтернативного его использования, дополнительно генерируемый поток операционной прибыли предприятия в предстоящем периоде.

Более подробно содержание последнего раздела плана будет рассмотрено в следующих параграфах данной главы.

Пример расчета точки безубыточности

Для примера, приведенного в п.2.1, определим точку безубыточности при условии, что проект предполагает ежегодный выпуск продукции в размере 200 ед. по цене 200 руб.

Постоянные издержки – 11,7 тыс. руб.

Переменные издержки – 127 руб. на единицу продукции

Тогда критический объем продаж будет такой:

Q = 11700 /(200 -127) = 160 единиц товара.

Порог рентабельности = 200 * 160 = 32000 руб.

То есть фирма должна продать продукцию на сумму около 32 тыс.руб., чтобы покрыть свои издержки, а для обеспечения приемлемого уровня бизнес-риска выручка должна составить не менее: PQ = 1,4 PQкр = 1.4 * 32,4 = 45,36 тыс. руб.

Таким образом, проект является безубыточным, но, поскольку предусмотрен объем продаж в сумме 40 тыс руб, то бизнес риск завышен. Следует рассмотреть увеличение продаж планируемой продукции до 46 тыс.руб. ежегодно либо искать возможности сокращения пороговой точки.

Денежные потоки проекта

Денежные потоки Временные шаги реализации проекта[11]
0 4 и.т.д.
1. Инвестиционная деятельность            
1.1 Приобретение оборудования Х        
1.2 Маркетинг Х        
1.3 Создание запасов Х        
1.4 Затраты на оснащение офиса Х        
1.5. Продажа заменяемого оборудования   Х      
1.6 Чистый денежный поток по инвестиционной деятельности Х Х      
2. Операционная деятельность          
2.1 Поступление выручки[12]   Х Х Х Х
2.2. Переменные затраты   Х Х Х Х
2.3. Постоянные затраты   Х Х Х Х
2.4. Пополнение запасов   Х Х Х Х
2.5 . Налоги   Х Х Х Х
2.6 Чистый денежный поток по операционной деятельности.   Х Х Х Х
3. Финансовая деятельность          
3.1 Привлечение акционерного капитала Х        
3.2 Получение кредита Х        
3.3 Погашение кредита         Х[13]
3.4 Выплата процентов   Х Х Х Х
3.5 Выплата дивидендов   Х Х Х Х
3.6 Чистый денежный поток по финансовой деятельности Х Х Х Х Х
4. Итоговый чистый денежный поток для расчетов эффективности (1.6 +2.6) Х Х Х Х Х
5. Чистый денежный поток для оценки финансовой реализуемости (1.6 +2.6+3.6) 5.1 за год 5.2 накопительно     Х -     Х Х     Х Х     Х Х     Х Х

 

Примечание. Знаком Хотмечено присутствие данного потока в соответствующий временной период.

Финансовая реализуемость, т.е. положительное значение потока в п.5.2 табл.6, свидетельствует о способности проекта к самофинансированию. При этом проект, признанный безубыточным, может оказаться нереализуемым в финансовом отношении, поскольку в этой оценке будут учтены денежные потоки по всем видам деятельности и, например, итоговый операционный поток не сможет перекрыть расход денежных средств по финансовой деятельности. Если возникли проблемы финансовой обеспеченности, необходимо принимать решение по дополнительному привлечению средств в проект, т.е. увеличивать суммы инвестиционного капитала на проблемных шагах проекта, что следует учесть при корректировке как объемов финансирования, так и денежных потоков в виде выплаты процентов и дивидендов.

 

А) Срок окупаемости инвестиций.

Наиболее распространенным статическим показателем оценки инвестиционных проектов является срок окупаемости (Payback Period — PP), определяемый как ожидаемое число лет, необходимых для возмещения изначальных вложений в проект.

Данный показатель дает ответ на вопрос: когда произойдет полный возврат вложенного капитала либо: когда инвестор может вернуть вложенный капитал.

Для расчета срока окупаемости элементы платежного ряда суммируются нарастающим итогом, формируя сальдо накопленного потока, до тех пор, пока сумма не примет положительное значение. Порядковый номер интервала планирования, в котором сальдо накопленного потока принимает положительное значение, указывает срок окупаемости, выраженный в интервалах планирования. Общая формула расчета показателя РР имеет вид:

PP=min n, при котором ∑Pn≥И

где,

∑Pn – величина сальдо накопленного потока,

И – величина первоначальных инвестиций.

При получении дробного числа значение округляется в сторону увеличения до ближайшего целого. Нередко показатель РР рассчитывается более точно, т. е. рассматривается и дробная часть интервала (расчетного периода); при этом делается предположение, что в пределах одного шага (расчетного периода) сальдо накопленного денежного потока меняется линейно. Тогда для расчета срока окупаемости последнее отрицательное значение сальдо относят к денежному потоку следующего года, в котором происходит окупание.

Показатель срока окупаемости инвестициихорош в ситуации, когда инвестиции сопряжены с высокой степенью риска, поэтому, чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным является проект. Такая ситуация характерна для отраслей или видов деятельности, которым присуща большая вероятность достаточно быстрых технологических изменений. Вместе с тем он имеет ряд недостатков, которые необходимо учитывать в анализе:

ü он не учитывает влияние доходов последних периодов.

ü поскольку этот метод основан на недисконтированных оценках, он не делает различия между проектами с одинаковой суммой кумулятивных доходов, по различным распределением ее по годам.

ü данный метод не обладает свойством аддитивности.

Существует ряд ситуаций, при которых применение метода, основанного на расчете срока окупаемости затрат, может быть целесообразным. В частности, это ситуация, когда руководство предприятия в большей степени озабочено тем, чтобы инвестиции окупились как можно скорее.

Б) Коэффициент эффективности инвестиций.

Коэффициент эффективности инвестиций (Account Rate of Return или ARR) также имеет название «учетная норма прибыли» или «коэффициент рентабельности проекта».

Существует несколько алгоритмов исчисления ARR. Первый вариант расчета основан на отношении среднегодовой величины прибыли (за минусом отчислений в бюджет) от реализации проекта за период к средней величине инвестиций:

где, Pr — среднегодовая величина чистой прибыли от реализации проекта,

Иср — средняя величина первоначальных вложений, если предполагается, что по истечении срока реализации проекта все капитальные затраты будут списаны.

Иногда показатель рентабельности проекта рассчитывается на основе первоначальной величины инвестиций:

,

где Иo —величина первоначальных вложений.

Преимуществом данного показателя эффективности инвестиций является простота расчета. В то же время он имеет и существенные недостатки:

ü как и все статические показатели, он не учитывает стоимости денег во времени;

ü он не учитывает распределения прибыли по годам, а, следовательно, применим только для оценки краткосрочных проектов с равномерным поступлением доходов;

ü кроме того, невозможно оценить возможные различия проектов, связанных с разными сроками осуществления;

ü поскольку метод основан на использовании бухгалтерских характеристик инвестиционного проекта — среднегодовой величине прибыли, то коэффициент эффективности инвестиций не дает количественной оценки прироста экономического потенциала компании.

Однако данный коэффициент предоставляет информацию о влиянии инвестиций на бухгалтерскую отчетность компании, а показатели бухгалтерской отчетности иногда являются важнейшими при анализе инвесторами и акционерами привлекательности компании.

В) Чистые

Дата: 2016-09-30, просмотров: 166.