Идеализм и материализм – наиболее развитые, основные способы осмысления бытия. Они монистичны, поскольку исходят из признания какого-либо одного первоначала. Наряду с ними существуют и другие способы миропредставления, но они представляют собой компромиссы между идеализмом и материализмом.
Дуализм есть способ осмысления мира, признающий существование двух равноправных начал – духа и материи. Термин «дуализм» ввёл германский философ Х.Вольф. Известным дуалистом был учёный и философ Рене Декарт, разделивший бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую (материю). Иммануил Кант представил иной вариант дуализма. Он полагал сознание как деятельность, упорядочивающую данные опыта по своим собственным, независимым от внешнего мира законам в соответствии с априорными (доопытными) формами чувственного созерцания и рассудка. В новое время дуализм проявился в виде так называемой психофизической проблеме, согласно которой, психические и физиологические процессы, протекавшие в мозгу человека, функционируют независимо друг от друга. Учёными была показана несостоятельность психофизического параллелизма, поскольку сам факт лечения психических болезней свидетельствует о зависимости психических процессов от физиологических. Имеет смысл говорить о дуализме добра и зла, мире природы и мире свободы и других полярных понятиях. Однако дуализм как способ осмысления мира не получил широкого распространения, поскольку самым сложным был нерешённый вопрос о соотношении обоих начал.
Деизм есть способ осмысления мира, согласно которому Бог сотворил мир, который в дальнейшем развивается по своим собственным законам. Бог как бы завёл мировые часы, дал первотолчок миру, после чего он самоустранился от мировых дел. Родоначальником деизма считается лорд Чербери. Кроме него в Англии были деистами Дж. Толанд и ряд других мыслителей; в Америке идею деизма принимали Т.Джефферсон, Б.Франклин и др; во Франции деистами были Вольтер и Руссо; в Германии Лейбниц и Лессинг. Довольно широкое распространение деизма объясняется его удобством: признание роли Бога сочеталось с автономией от него. Как говорится Богу – Богово, кесарю – кесарево. В современной науке деизму подвержены некоторые учёные-естествоиспытатели, на которых производит впечатление закономерность и упорядоченность мира. В этом они видят доказательство бытия Бога.
Пантеизм есть способ осмысления мира, отождествляющий Бога и бытие.Термин «пантеист» был введен английским философом Дж. Толандом, а слово «пантеизм» ввёл его противник нидерландский теолог Й.Фай. Известны идеалистический и материалистический варианты пантеизма. Религиозно-идеалистический пантеизм развивал в IX веке Иоанн Скот Эриугена. По его мнению, всё исходит из Бога и возвращается в Бога. Бог есть присутствующее во всём и одновременно запредельное бытие, не поддающееся предметному постижению даже для самого себя: «Бог не знает о себе, что он есть, ибо он не есть никакое «что». Более развит материалистический вариант пантеизма. Он состоит в отождествлении Бога с материей. Любопытно представлен этот вариант в словах Августина (V век н.э): « Я представлял Тебя, Боже мой, жизнь жизни моей, субстанциею беспредельною, проницающую всю массу мира и простирающуюся за его пределы повсюду без границ, до бесконечности, так, что Ты наполняешь Собою и землю, и небо, и всё это определяется и заканчивается Тобою, Ты же - ничем…большее протяжение массы должно заключать в себе большую часть Твоей субстанции, а меньшее – меньшую; и все твари будут тогда наполнены Тобою так, что в теле, положим, слона Тебя будет больше, нежели в теле воробья, насколько первый больше второго; субстанция Твоя будет тогда представляться как бы раздробленною на различные части всего мира, и Ты будешь присущ всем им соразмерно их величине». Сходное мнение выражал тысячелетие спустя Джордано Бруно, полагавший, что «природа есть не что иное, как Бог в вещах». Идеи пантеизма разделяли Спиноза, Гёте, Гердер. Склонялся к пантеизму выпускник Киево-Могилянской академии Григорий Саввич Сковорода. Он исходил из идеи трёх миров: макрокосма или Вселенной, микрокосма или человека и третьей «символической» реальности, связующей, идеально в себе отражающей большой и малый миры. Каждый из миров состоит из видимой и невидимой частей. В обнаружении невидимой натуры, по мнению Сковороды, состоит основная проблема человеческого существования. Сковорода стремился снять противоречия между духовным и материальными началами путём объединения понятий «Бог» и «Природа», считая их тождественными. Но и данная концепция также была своеобразным вариантом компромисса между идеализмом и материализмом.
Раздел 3. Диалектика–философское учение о связи и развитии явлений бытия.
3.1.Объективная и субъективная диалектика.
Понятие бытия более глубоко раскрывает диалектика – одно из направлений в развитии философии. Во времена Сократа диалектикой называли умение, искусство спорить, доказывать свои суждения аргументами, против которых оппоненту было бы нечего возразить. Культура спора в восточнославянском обществе утрачена (при условии, что она когда-либо была). В наше время крайне редко можно видеть людей, понимающих ценность спора. Считается, что спор – это способ унизить оппонента, уличить его в чём-либо, поэтому сам факт спора воспринимается скандально и негативно. Положительное значение спора состоит в том, что он стимулирует развитие мышления индивидов, побуждает искать всё новые аргументы против оппонента.
Сам Сократ – автор слова "диалектика" – разработал метод ведения диалога, который впоследствии был назван сократическим. Суть метода состояла в нахождении противоречий в аргументации собеседника и побуждении его к поиску новых аргументов в обоснование отстаиваемого тезиса. Примерно так же понимал диалектику один из учеников Сократа Платон. Предполагалось, что путём диалога, диспута можно выявить истину. От античности потомкам осталось небесспорное изречение: "В споре рождается истина". История слова "диалектика" не вполне соответствует диалектическим исследованиям философов. Когда Сократ был десятилетним мальчиком, умер философ Гераклит, давший блестящие образцы диалектического мышления. Гераклит видел диалектику не столько в словах, сколько в окружающем его мире. Всё состоит из противоположностей, находится в беспрерывном движении и изменении, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, мир никем не созданный есть "вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий" – таковы наиболее известные идеи философа.
Близкое к современному понимание диалектики изложил Гегель. Диалектика, по Гегелю, есть умение отыскивать противоположности в самой действительности. Действительно, как бы ни изощрялись спорщики, аргументы в споре нельзя черпать только из головы, их следовало отыскивать в самой действительности. А для этого действительность, бытие надо изучать таким, каково оно есть на самом деле. Невзирая на идеалистические и материалистические версии диалектики, несомненно одно: диалектика есть учение о всеобщей связи и развитии всего существующего.В связи с таким определением диалектика распадается на два взаимосвязанных аспекта: связь и развитие. В предельно упрощённом и неполном виде диалектика выглядит следующим образом. В процессе накопления практического опыта и научных исследований люди пришли к выводу о том, что все явления природы связаны друг с другом: одни связаны непосредственно, другие – более или менее многократно опосредованно. Этот вывод был распространён и на общественную жизнь, хотя не следует думать, будто природные явления непосредственно определяют общественные отношения. Обобщение многочисленных наблюдений за природой и обществом выразилось в тезисе о всеобщей связи явлений: все явления связаны друг с другом. Эта диалектическая истина вошла в массовое сознание. В то же время наблюдения показали, что объекты, явления процессы претерпевают качественные изменения в некоторых отношениях в определённых системах отсчёта, то есть развиваются.
Связь и развитие объектов окружающего мира была осознана. Осознанным оказалось и само сознание. Человек понял, что мир «вне» его и в его сознании существенно отличаются друг от друга. Бытие бесконечно, следовательно, бесконечно и его познание. Что же в таком случае представляют собой результаты человеческого познания, как они относятся к не зависящему от человека миру? Ответом на этот вопрос стало деление диалектики на объективную и субъективную. Объективная диалектика есть существование всеобщей связи и развития духовных и материальных явлений бытия. Независимо от того, знаем мы или не знаем, нравится нам или не нравится всеобщая связь и развитие, они постоянно осуществляются. Субъективная диалектика есть связь и развитие человеческих представлений, понятий, суждений, умозаключений, образов, идей относительно объективно существующего мира.Субъективная диалектика постоянно стремится к соответствию диалектике объективной. Поскольку сознание человека, хотя и не идеально ровное, но всё же не очень кривое зеркало, постольку оно достаточно адекватно отражает мир. Человеку ради его выживания и существования необходимо по возможности более точное отображение реального мира. Поэтому субъективная диалектика является как бы вторичной по отношению к диалектике объективной как первичной.
Субъективной диалектике противостоят её антиподы: эклектика, догматизм и релятивизм. Антиподы могли бы быть объединены общим наименованием – антидиалектика. Однако с целью более детального изучения имеет смысл рассмотреть каждый из них в отдельности.
Эклектика(от греч. способность выбирать, выбирающий) – есть соединение в одном суждении, идее, теории, художественном произведении разнородных взглядов, понятий, представлений, образов, не образующих некоего органического целого, системы. Это хаотический способ изложения сведений о предмете без их отбора и систематизации. Эклектична эрудиция сама по себе до тех пор, пока она не систематизирована. Эклектика неизбежна и, возможно, правомерна на начальной стадии исследования, но на заключительной стадии она неприемлема, поскольку подменяет принцип всестороннего рассмотрения. Эклектика нередко выступает в виде методологической уловки, маскирующейся избыточной информацией об объекте, что призвано произвести впечатление на не искушённых в данном вопросе людей. Это либо непонимание сути дела, либо сознательный отвлекающий манёвр тех, кто желает «заговорить» проблему.
Критерием, показателем эклектичности является логическая несогласованность исходных посылок и выводов, а также невозможность найти закономерность в массе фактов. Эклектика имеет место не только в теории, а и в практике. На уровне обыденного сознания она обозначается словом «окрошка» - название холодного блюда, в котором смешаны различные компоненты. В искусстве эклектика может означать нечто новое, необычное, способное поразить скучающего эстета. В других областях деятельности эклектика менее позитивна. В политике она означает набор неких лозунгов, вроде «ударим автопробегом по бездорожью», логически не стыкующихся друг с другом, вместо цельной, конкретной программы действий. Толпа, «биомасса», «электорат» обычно не искушена в информированности и извивах мысли «народных избранников», поэтому она слышит лишь то, что желает слышать.
Догматизм – способ мышления, при котором анализ и оценка каких-либо проблем производятся без учёта конкретной реальности, обстоятельств места и времени. В основе догматизма лежит догма – суждение, совокупность суждений о чём-либо, не учитывающее изменений в предмете суждения. Догмами переполнены религия, наука, политика, искусство и, разумеется, философия. Суждение не сразу становится догмой. Поначалу оно адекватно отражает предмет; впоследствии предмет изменяется, а суждение остаётся прежним и превращается в догму. Догма – это ложь по убеждению. Убеждение придаёт догме нравственное оправдание. Ради цельности, монолитности новой религии необходимо утвердить догму троичности Бога: отец, сын и святой дух. До церковных соборов, утвердивших кредо христианства, три идеи существовали обособленно друг от друга. Догмой стал со временем тезис о руководящей роли рабочего класса в марксизме-ленинизме. В первой половине XIX века рабочий класс, действительно, был передовым в борьбе против буржуазии. Но уже во второй половине того же столетия он стал изменяться, его революционность угасала, в ХХ веке он вообще перестал быть революционным в странах Западной Европы, за исключением отдельных стран. Положение же об авангардной роли рабочего класса жило ещё несколько десятилетий.
Догматизм в этике означает неизменность нравственных норм на все времена и для всех народов и во всех ситуациях. Ни одна этическая система не предполагает временного действия её норм, обычно они рассчитаны «навсегда». Как ни премудр был, например, «Домострой» на Руси в XVI – XVIII веках, в XIX веке общество стало отходить от его норм.
Релятивизм – способ мышления, абсолютизирующий изменчивость, подвижность, условность, зависимость понятий и суждений от изменчивости обстоятельств места и времени. В релятивизме нет ничего устойчивого, неизменного, кроме самой изменчивости. Основы релятивизма были заложены ещё в древнегреческой философии. Когда Гераклит писал о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, это уже было началом релятивизма. Да, разумеется, в каждый момент времени река изменяется, текут другие воды и другие смеси воды с другими материалами. Но ради устойчивости мышления сознание человека преднамеренно огрубляет действительность, представляет её относительно неизменной. Пусть во второй момент времени вода в реке изменилась, но ведь река течёт в том же самом месте, в котором текла раньше, и была похожа на ту реку, которая течёт сейчас. Для обыденного мышления этого достаточно, чтобы плыть по реке или ловить в ней рыбу. Да и географы будут удовлетворены тем, что вчера и сегодня они называли поток воды рекой Амазонкой, Конго или другим именем. Географию такая стабильность тоже удовлетворит. Так почему же надо говорить, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку? Верное по существу суждение оказывается ложным по отношению к практике. Логическое продление данного суждения ещё больше показывает разрыв между релятивизмом и практикой. Ученик Гераклита Кратил утверждал, что нельзя и один раз войти в одну и туже реку, поскольку нельзя отделить окончание одного момента времени от начала другого момента времени, следовательно, разделить реку на «части». В принципе верное суждение уводит, однако, людей от возможности практической деятельности
Этический релятивизм представляет собой отрицание стабильности и непререкаемости нравственных норм и понятий морали. Да, разумеется, релятивист выступает за эту самую стабильность и непререкаемость, только вот у него сложились «особые» обстоятельства, которые требуют корректировки содержания данных норм. Верность дружбе не вызывает сомнений, однако, начальник на меня надавил, заставил написать компрометирующее друга заявление. Вот если бы начальник не давил на меня, я был бы на высоте нашей дружбы. Но он давит, к тому же намекает на повышение в должности, если напишу заявление. Так что, прости, старик, такова жизнь. И такова типичная позиция релятивиста в морали. Его мышление наполняется множеством оговорок, «развивающих» понятие морали. Когда в обществе становится достаточно много людей с подобным мировоззрением, это мировоззрение характеризует не очень высокое качество населения. Этический релятивизм отдаёт предпочтение не только ситуации над моралью, а и личности над моралью. Но не всякой личности, а лишь той, которая занимает в государстве достаточно высокий пост. Развратничать нехорошо, но ведь в постели с дамой из числа предложенных сам Иван Иваныч!.. В порядке исключения.. Уместно ли в таких случаях говорить о морали, если от Иван Иваныча зависит финансирование родной конторы?!
Известные обществу понятия «двойной», а то и «тройной» морали в действительности означают аморальность их носителей. Этический релятивизм, как, впрочем, любой вид релятивизма, основан на отождествлении диалектического противоречия с формальнологическим противоречием. Сущность отождествления была понята и оценена ещё в седой древности. Современник великих философов поэт Аристофан в комедии «Облака» высмеивает релятивистов. Вчера я занял у вас два обола, а сегодня их не отдам, поскольку сегодня я уже не тот, каким был вчера. Вчера я пригласил вас в гости, а сегодня вы не приходите, поскольку вы уже не те, какими были в момент приглашения.
Релятивизм в этике, так же, как и в других разделах философии, несовместим с диалектикой. Он представляет собой преувеличение значения изменчивости в потоке событий.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 268.