Материализм как способ осмысления мира.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Слово «материя», от которого производно слово материализм», означает вещество. Родоначальника материализма указать сложно, так как многие философы древности были учёными-материалистами. Кроме того, в их мировоззрении наряду с материалистическими идеями нередко соседствовали идеалистические представления (особенно в понимании общества). Слово «материализм» начали употреблять в XVII веке главным образом в смысле физических представлений о материи. Когда в 1702 году В.Лейбниц ввёл в оборот слово «идеализм», материализм стал пониматься в качестве антипода идеализму. Материализм есть способ осмысления мира, предполагающий материальное бытие первичным, определяющим духовное бытие. Материализм, так же как и идеализм, принципиально недоказуем, его нельзя также и опровергнуть. В обоих основных способах осмысления мира в исходные положения можно только верить или не верить. В этом заключено одно из отличий философии от науки.

Причинные факторы материализма менее разнообразны в сравнении с причинными факторами идеализма. Один из них состоит в длительном общении человека с природой, в котором он убеждается, что природа от него не зависит, а, напротив, он сам зависит от природы, в чём не приходится сомневаться и в наши дни. Другой причинный фактор - естественные науки. В ходе занятиями ими, человек убеждается в том, что объект исследования не зависит от отношения к нему исследователя. Распространяя это положение на всю природу, учёные приходят к материалистическому её истолкованию. Этому не мешают даже их религиозные убеждения.

Материализм прошёл длительный путь развития. Он подразделяется на виды по формам отражения действительности, например, на созерцательный и практический. Но яснее сущность материализма проявляется в эволюции представлений философов о бытии. По этому основанию можно выделить несколько форм материализма.

Стихийный материализм античности. Основой данного способа миропонимания было представление о какой-либо одной или нескольких природных стихий, которой объясняется многообразие явлений действительности. Один из первых философов Фалес считал первоосновой всех вещей влажное, воду. Всё состоит из воды, благодаря воде возникает жизнь, земля плавает в воде, из воды состоит и человек. Гераклит основой всего сущего считал огонь. Мир, по его мнению, есть «вечно живой огонь мерно загорающийся и мерно потухающий». Всё происходит из огня, в огонь и уходит, даже душа человека состоит из огня. Анаксимен полагал основой бытия воздух. По его мнению, все вещи возникли из воздуха, и представляют собой модификации воздуха, образующиеся в результате сгущения и разрежения воздуха. Другие свойства вещей, например, тепло и холод, являются побочными следствиями процесса сгущения и разрежения. Воздух – источник дыхания и жизни. Его силе подчиняются даже Солнце, Луна и звёзды.

Атомистический материализм античности. Представители данной формы материализма (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар) также искали первооснову мира, исходя из которой, можно было бы объяснить всё разнообразие чувственно воспринимаемых явлений. Однако, в отличие от стихийных материалистов, их основа была недоступна органам чувств. Слово «атом» в переводе на русский язык означает «неделимый». Философы полагали любой материальный объект состоящим из атомов. Демокрит, автор наиболее развитой атомистической концепции, считал, что существуют атомы разных размеров, формы, что они движутся по строго заданным траекториям, и что они соединяются друг с другом крючками. Физический облик вещи зависит от той или иной комбинации атомов. Другой философ Эпикур даже свободу воли объяснял самопроизвольным отклонением атомов от заданной линии движения. Из своего учения атомисты делали вывод о бесконечности бытия. В то же время бесконечность мира понималась односторонне, бесконечность «от» атома вширь и вдаль. Сам же атом неделим, он есть элементарная частица материального бытия.

Механистический материализм. Средние века надолго затормозили развитие философии. Возрождалась она с трудом и при полном признании превосходства теологии над философией. Эпоха Возрождения резко критиковала христианскую идеологию, но самый сильный удар ей нанесло начавшееся в XVI развитие естественных наук. Схоластическим догматам церкви противопоставлялись опытные данные естественных наук. Одной из наиболее развитых наук нового времени была механика. Успехи её были так велики, что данные механики стали использоваться в качестве философского материала. Учёные-философы стремились объяснить явления действительности с позиций законов механики. Машина как самое совершенное создание ума и рук человеческих стала объяснительной моделью бытия. Всё есть машина. Один из философов Ж.Ламетри даже написал работу «Человек-машина». Развитие других наук оттеснило на второй план механистический материализм и предопределило его тихую смерть.

Вульгарный материализм. Слово «вульгарный» означает «простой», обыкновенный», «грубый». Главные представители К.Фохт, Я.Молешотт, Л.Бюхнер. Сущность этой формы материализма, возникшей благодаря успехам физиологии человека, заключается по существу в отождествлении материи с сознанием. Они утверждали, что дух отличается от стола, света, звука не больше, чем эти вещи отличаются друг от друга. Используется аналогия: материальная печень выделяет материальную жёлчь, материальный мозг - орган мышления, следовательно, мысль тоже материальна (К.Фохт). Содержание сознания определяется главным образом химическим составом продуктов питания. Причиной рабства колониальных народов вульгарные материалисты считали растительную пищу, которую употребляли колониальные народы. Из этого же источника выводилось и происхождение классового неравенства. Показательна в этом плане книга Л.Бюхнера «Сила и материя».

Вульгарный материализм XIX века отождествляет сознание с веществом. В ХХ веке возникает под влиянием успехов физики иной вариант этой формы материализма: отождествление сознания с энергией. Появился ряд работ, в которых сознание отождествляется его носителями – лептонами (электронами, нейтрино), которые являются носителями информации о материальных объектах. Согласно этой гипотезе окружающий нас мир пронизан микролептонными волнами (волнами нейтрино), передающими движение мирового лептонного газа. Вокруг всех тел существуют «стоячие волны» - квантовые голограммы, вставляемые друг в друга и копирующие геометрию и структуру тел. Каждая голограмма содержит всю информацию о теле, являясь его «информационным двойником». (Б.И.Искаков. Лептонная концепция мироздания – синтез науки и религии? «Наука и религия, 1992, №4-5)

Уважаемый автор оставил в тени вопрос о необходимости объединения людей для совместной деятельности, в ходе которой возникает и развивается сознание. Идеи вульгарного материализма обычно домысливаются их бесхитростными почитателями. Были сообщения об энерго-информационных двойниках известных людей, проще – призраках, которые бродили ночами по коридорам зданий московского Кремля. Были замечены прогуливающиеся призраки Екатерины II, В.И.Ленина и др. Но не было сообщений о прогулках дворников и горничных, обслуживавших указанных лиц. Всё же данная концепция не приобрела такой популярности, какая постигла сообщение о взвешивании души. Американцы, используя точнейшие приборы, будто бы, взвесили человека непосредственно перед смертью и сразу после смерти. Разница составила по разным данным от 6 до 20 граммов. Это и есть «вес» души. Подобные утверждения не заслуживают критики, ответственность за них несут некоторые учёные, не понимающие мировоззренческого значения своих исследований.

Идеологический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В XIX веке сложилась и в ХХ веке развилась новая, ранее невиданная форма материализма – материализм идеологический. Карл Маркс и Фридрих Энгельс находились под впечатлением революций 1789, 1830 и 1848-49 годов искали обоснование революционной борьбы в философии сначала Гегеля, потом Фейербаха. Не найдя в философии лозунга революционной борьбы в философии, они обратились к науке. К.Маркс занялся в основном экономической наукой, а Энгельс естествознанием и военной наукой. В своих многочисленных работах они обосновывали тезис о том, что материальное производство есть основа общественного развития. Господствующие производственные отношения (отношения, возникающие между людьми в процессе материального производства и по поводу процесса этого производства) были названы базисом, а сфера культуры – надстройкой. Базис определяет надстройку, - утверждал К.Маркс. Базисные отношения он считал самыми существенными, от них зависели все другие отношения: политические, правовые, идеологические и соответствующие им идеи и учреждения. Более того, базис определяет состояние науки, искусства, философии и даже религии. Материальное производство – это, по Марксу, общий эфир, в котором исчезают все цвета. А, по Энгельсу, даже туманные образования в мозгу человека являются отражением материальных условий жизни. На похоронах К.Маркса Ф.Энгельс объявил в речи об открытом Марксом фундаментальном законе общества: люди, прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, религией, должны иметь пищу, одежду, жильё. Странно, что этого никто ранее не замечал.

В связи с невиданным никогда ранее культом материального производства и в связи с законом причинности возникает вопрос: чем определяется само материальное производство? Согласно закону причинности, материальное производство – следствие какой-то причины. В произведениях К.Маркса и Ф.Энгельса на этот счёт нет ясного ответа, есть только указание на связь производства с человеческими потребностями. Однако потребности являются лишь одним из причинных факторов, сами по себе они могут превращать вещество природы в необходимый человеку продукт. Необходимы знания, умения, навыки, а это как раз то, что объявлено вторичным по отношению к материальному производству, его следствием. Выходит, следствие есть в то же время и причина. Лишь после смерти К.Маркса Ф.Энгельс неохотно признал в письмах к единомышленникам в 90-е годы XIX века, что, оказывается, не только материальные производственные отношения влияют на духовную сферу общества, но и данная сфера тоже влияет на материальное производство. Что же в таком случае причина, а что следствие, что базис, а что надстройка, что основа, а что производное от неё? Ссылка на то, что базис оказывает большее влияние на надстройку, чем надстройка на базис была бы несостоятельна. Возник бы вопрос о критерии и масштабе сравнения. Теоретический тупик налицо, и выход из него только один – отказ от приоритета какого-либо одного вида общественного производства над другим видом.

Таким образом, материализм К.Маркса и Ф.Энгельса был поставлен на службу интересам их революционной борьбы. Признавались лишь те данные наук, которые соответствовали изначальной революционной установке, другие данные либо игнорировались, либо высмеивались. Так, например, была отвергнута идея М.А.Бакунина о строительстве государства «снизу» от территориальных общин к центру, а теперь в моде разговоры о местном самоуправлении. Идеологи пролетариата ждали революцию в 1852 году, а она не состоялась. Идеологи предсказывали неизбежность социалистической революции, а она, опять-таки, не состоялась. Идеологи не учли, что капитализм обладает огромными возможностями развития на собственной основе. Поэтому неудивителен крах идеологического материализма. Последствия этой формы материализма в полной мере ощутили жители социалистических стран, в особенности, Советского Союза. Люди, занятые в материальном производстве, были более значимы, чем люди, занятые в духовном производстве. Отсюда и стимулы духовные и материальные.

Другие формы материализма, например, научный материализм, не оказали большого влияния на общественное сознание. Иное дело, материализм в целом. В связи с крушением социализма и его идеологии началось тотальное наступление на материализм. Он стал объявляться «диагнозом», недостойным культурного, мыслящего человека. Те, кто вчера старательно конспектировал работы К.Маркса и Ф.Энгельса, объединились с теми, кто в недавнем прошлом, поддерживая полы рясы, озираясь по сторонам, входили в боковую калитку местного отделения Комитета государственной безопасности СССР. Теперь они все закадычные ниспровергатели материализма.

Материализм не ответствен за своё применение теми, кто рвался к власти, так же, как кухонный нож не ответствен за своё использование в качестве орудия убийства. Материализм есть мировоззренческая позиция, имеющая такое же право на существование, как и любая иная позиция. Выбор той или иной позиции – личное право каждого человека. Что же касается антиматериалистических аргументов, они производят жалкое впечатление. Например, ещё в XVIII веке В.Лейбниц утверждал следующее: если материя есть нечто принципиально отличное от сознания, духа, то как она порождает психические явления, идеальные образы. Духовное, будучи разнородным с материальным, невыводимо из него. Однако наука доказывает, что эволюция материальных объектов приводит к появлению жизни, а эволюция живых объектов приводит к возникновению сознания.

Вопрос В.Лейбница можно было бы повернуть и в обратную сторону: каким образом дух – нечто принципиально отличное от материи - порождает материю? Кроме ссылки на чудо, идеалистам ответить нечего. Самое главное, что следовало бы усвоить сторонникам и идеализма, и материализма, состоит в принципиальной недоказуемости и неопровержимости ни идеализма, ни материализма. Этот вывод усиливается и эклектичностью индивидуального сознания. В нём, как в коктейле, смешаны как идеалистические, так и материалистические взгляды. Философия есть ценностное знание – это мировоззрение, а в мировоззрении главный элемент – не доказательство, а убеждение.

 

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 190.