Идеализм как способ осмысления мира.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Бытие в качестве некоей целостности получает отражение в сознании людей. Исходные посылки осмысления бытия различны, в них примечательна лишь одна черта – аксиоматичность. Поскольку бытие бесконечно и потому в целом недоступно человеческому познанию, постольку в качестве исходного момента берётся некоторое недоказуемое и неопровергаемое начало. Такое начало является основой, фундаментом, на котором строится здание философской теории. Идеализм как способ осмысления мира есть признание духовного бытия в качестве первичного, а материального бытия вторичным, производным от духовного бытия. Идеализм существует в различных формах

Объективный идеализм предполагает существование нематериальных явлений, действующих извне на человека и определяющих его материальное бытие.Родоначальником такой формы идеализма считают древнегреческого философа Платона. Этот философ полагал наличие двух миров: мира идей и мира материальных вещей. Идеи – предельно совершенные духовные образования, образцы, эталоны соответствующих им материальных объектов. Любой из материальных объектов – не более чем несовершенное воплощение идеи этого объекта. Существует множество различных домов, однако ни один из них не является совершенным воплощением идеи дома. То же можно сказать и о любой вещи: каждой из них соответствует её идея. Идеей всех идей, по Платону, является идея Бога. Нетрудно видеть, что воплощением Бога на земле является человек, который, согласно Библии, создан по образцу и подобию Божию. Мир идей, естественно, неизмеримо совершеннее мира вещей, поэтому смысл жизни человека состоит в постоянном стремлении к божеству. «Подлинно философский идеализм, - писал Гегель, - состоит не в чём ином, как в следующем утверждении: истина вещей заключается в том, что предметы как непосредственно единичные, т.е. чувственные предметы, суть лишь видимость, явление».

Сущность объективного идеализма состоит, однако, не только в признании существования совершенных идей, а в двух других признаках: наличии нематериальных сущностей, находящихся вне человека, и воздействующих на него. С этой точки зрения объективно-идеалистическими следует считать и признание существования духов (добрых и злых), леших, домовых, чертей, ведьм и тому подобных персонажей народных суеверий. Человек, не «рискнувший» пересечь линию движения чёрной кошки, независимо от его объяснений является объективным идеалистом. Он верит в существование некоего «плохого» нематериального явления, которое осложнит его жизнь после пересечения пути кошки. В качестве иллюстрации к обыденному уровню объективного идеализма можно предложить посмотреть фильм «Вий». С другой стороны, данный уровень объективного идеализма характерен не только отрицательными эффектами. Сказки относятся к тому же уровню, различие лишь в счастливом конце сказки.

Объективный идеализм связан с религиями, поскольку любая религия основана на объективном идеализме. В то же время между ними существуют и определённые различия, указанные выше. Религия обращена в принципе ко всем людям, а объективный идеализм только к мыслящим людям.

Существует и другая форма идеализма, называемого субъективным. Субъективный идеализм, в отличие от объективного идеализма, исходит из абсолютизации показаний органов чувств. Подобно тому, как в объективном идеализме абсолютизируется идея, представляющая собой связь двух или более суждений, в субъективном идеализме абсолютизируется ощущение, но не ощущение вообще как форма отражения внешнего человеку мира, а ощущение данного индивида. Поскольку люди индивидуальны, постольку индивидуальны и их ощущения. Субъективный идеалист приводит аргументы такого типа: дальтоник идёт на красный сигнал светофора, полагая его сигналом зелёного цвета, человек с нормальным зрением видит перед собой стол, к примеру, двух метров в длину и одного метра в ширину, а на расстоянии в один километр этот же стол покажется размером в спичечную коробку, больной болезнью Боткина считаёт мёд горьким, хотя всем иным людям он кажется сладким, и т.д. А как многочисленны различия между людьми с точки зрения их генетики, образования и воспитания! Все они влияют на восприятие мира. Сколько индивидов, столько в принципе может быть и восприятий мира, а мир-то один. (Тут такая же ситуация, как в религии: Бог один, а религий, посвящённых Богу, десятки.)

Коль скоро ощущения людей сугубо индивидуальны, есть ли между ними что-нибудь общее? Общим, оказывается, является только сама индивидуальность, неповторимая индивидуальность каждого конкретного человека. Единая для всех людей картина мира оказывается невозможной, поэтому мир таков, каким он представляется данному индивиду. Да и вообще мир существует лишь постольку, поскольку я его познаю, поскольку он существует в моём сознании. Не будь меня, не было бы и моего мира. Следовательно, невозможна никакая философия (кроме личной «философии») и невозможно познание. Субъективный идеализм органично переходит в агностицизм – учение о невозможности достоверного познания мира.

Существует ещё одна форма идеализма, обычно замалчиваемая в материалистической философии или пренебрежительно нею оцениваемая. Это идеализмромантический. Романтика область желаемого идеального бытия, она весьма многообразна. Это не только романтика дальних странствий, не только романтика плавания на бригантине, пылкой любви и т.п. Романтика заключается и в стремлении к высоким идеалам, и в праведном следовании заветам божьим, и в ревностном соблюдении нравственных норм, и в поклонении старине, которая обычно предстаёт образцом для подражания нынешнему поколению, есть романтика поиска истины в науке, есть даже романтика бизнеса и жизненного успеха, основой которого является опять-таки бизнес, или наследство, оставленное богатой бабушкой в Америке, и т.д. По своему романтичной является и известная «американская мечта», согласно которой соискателю успеха надлежит как можно быстрее разбогатеть. Человек-романтик определённого типа мало считается с прозой жизни, которую он оценивает обычно отрицательно. Нет, он полагает, что жизнь должна быть изменена в соответствии с его представлениями и начинает действовать. Дон Кихот – неувядаемый образ романтика – отправляется на поиски подвигов в честь возлюбленной дамы и освобождения человечества от несправедливости. Ревнитель нравственности пытается привести отношения людей в соответствии со своими представлениями о нравственных нормах. Доморощенный изобретатель в сарае пытается создать вечный двигатель. Образованный юрист полагает возможным создание безупречных законов и воспитание когорты таких юристов, которые будут всегда действовать «по справедливости». Примеры такого рода указывают на особую форму идеализма – романтическую форму. Романтический идеализм – это идеи и действия, направленные на достижение того или иного идеала.Не беда, что романтический идеалист никогда не достигнет заветной цели, тут как в спорте: главное не победа, а участие. Движение – всё, конечный результат – ничто. Представляемое романтиком положение вещей кажется не только возможным, но и предпочтительным в сравнении с существующим положением дел. Они презирают в молодости « грошовой уют», а в зрелом возрасте энергично обустраивают его. Столь отчаянно современные дон-кихоты борются с ветряными мельницами бюрократизма, полагая возможным существование общества без бюрократизма.

Для философии важен вопрос о причинных факторах объективного идеализма, иначе говоря, почему люди становятся идеалистами?

Непонятные психические явления: сон, сновидения, а также умопомешательство, эпилепсия и другие расстройства психики, существенно влияющие на поведение человека. Уже на ранних стадиях становления человека рассудочного появляются представления о двойственности человека. Тело ощущаемо, дух, душа – неощущаемы, хотя в их существовании не приходится сомневаться. Кроме того, дух и душа активны по отношению к телу, тело же, как бы ведомо ими. Умирание, смерть также можно считать психическим явлением, поскольку представляет собой довольно длительный процесс. «Специфика» смерти состоит в том, что она прекращает жизнь тела. А душа продолжает жить и смущать живущих на земле своей таинстве Делает оно

ностью.

Страх человека перед грозными силами природы: землетрясениями, ураганами, наводнениями, грозой, пожарами и др. Эти явления неизмеримо превосходят физические возможности человека и объективно противоречат его существованию. Слабый человек делает явления природы предметами суеверного поклонения, он нисколько не сомневается в существовании потусторонних сил.

Противоречивость процесса познания. Ещё Сократ сформулировал противоречие: чем больше я знаю, тем больше я не знаю. Представим себе имеющееся знание в виде круга. Сегодня круг знаний больше, чем вчера, следовательно, линия окружности больше, поэтому мы ощущаем, что сегодня, несмотря на наше возросшее знание, больше точек соприкосновения нашего знания с незнанием. Завтра круг знаний расширится. А вместе с ним увеличится и область незнаемого. Чем больше познаёт наука тайн бытия, тем больше появляется новых вопросов к бытию. Поскольку оно бесконечно, постольку бесконечен и процесс познания. Имея в виду бесконечность процесса познания, Сократ говорил: «Я ничего не знаю, а другие и этого не знают». Как писал Байрон, «Сократ сказал: « Я знаю лишь одно –

Что ничего не знаю!» Сколь приятно

Такое званье! Делает оно

И мудрецов ослами, вероятно.

А Ньютон заявил уже давно:

«Вселенная для знаний – необъятна!

Лишь камешки сбираем мы, друзья,

На бреге океана Бытия!»

Всякое познание прекратилось бы, если бы дало исчерпывающее знание абсолютно обо всём. Такое состояние невозможно, однако в каждый данный момент времени хочется обладать «полным» знанием. И тут срабатывает стереотип: раз такое-то явление не познано, следовательно, его порождает какая-то мистическая сила. Всё непонятное и непознанное объявляется результатом действия нематериальных и недоступных человеку сил. Было время, когда мистифицировался гипноз, но когда ему стали обучать способных людей, спекуляции прекратились. В конце XIX века один учёный полагал, что наука скоро исчерпает себя. Осталось решить лишь две проблемы – и больше учёным будут нечего исследовать. Однако из этих проблем выросли теория относительности и квантовая механика. В настоящее время уже никто не опасается, что учёные останутся без работы. Противоречие, отмеченное Сократом, понятно философам, но не всегда понятно учёным. Когда какая-либо загадка не находит научного объяснения, некоторые учёные склоняются к мистике. Тут уж на сцену науки выходят духи, Бог, «барабашки» или иные недоступные органам чувств явления. В более или менее отдалённом будущем станут понятными, например, явления полтергейста или левитации. В настоящем же по поводу их достаточно мистических объяснений. Завтра появятся ещё какие-либо таинственные явления, над которыми будут ломать головы потомки. И так будет всегда. Бытие бесконечно, бесконечно и его познание. Поэтому самая верная точка зрения состоит в том, чтобы сказать: сейчас мы не знаем причину, возможно, узнаем её завтра. Такова позиция объективно мыслящего человека.

Массовое несовпадение результатов деятельности людей поставленным целям. Человек в своей деятельности постоянно ставит ближайшие и отдалённые цели. При помощи избираемых средств он пытается привести действительность в соответствие со своим мысленным образом этой действительности, из такой, какова она есть сама по себе, она должна стать такой, какой я хочу её видеть. Желаемое и действительно сближаются и кажутся почти тождественными друг другу. Но чем более отдалённа и сложна цель, тем меньше вероятность её реализации. В действия человека постоянно вмешиваются внешние факторы: действия других людей и явления природы. Гегель писал о «хитрости разума», который хитёр и изворотлив. Человек, решивший отомстить своему соседу, поджёг его дом. Однако поднялся сильный ветер, в результате чего сгорел весь город. Результат намного превысил цель, мститель никак не желал сжечь город. В жизни многих людей происходит события, ими вовсе не предполагаемые. События, имеющие положительные значения, называют счастливыми случайностями и довольно быстро их забывают. Но события, имеющие отрицательные последствия (тяжёлое заболевание, потеря денег или имущества, смерть близкого человека и т.д.), переживают болезненно и помнят долго. Переживания порождают мысли о действии какой-то неведомой силы, управляющей поведением людей. Люди начинают чувствовать себя марионетками в кукольном театре, а невидимый кукловод управляет их движениями.

Абсолютизация индивидуальности человека в противовес общему, что имеется в человеческом роде. Тот факт, что Иванов видит окружающую среду иначе, чем Петров, что гражданка Тарасова поражена чем-либо увиденным в природе, а гражданка Черкасова осталась равнодушной к данному эффекту, вовсе не является достаточным основанием для утверждения: «Мир таков, каким я его вижу». Такая позиция игнорирует совокупный опыт поколений, общественную практику и на место общественного ставит личное, индивидуальное. Но гражданку Тарасову осенило: она увидела то, что другим видеть заказано и никто её не переубедит, ибо все вокруг слепцы. Им не дано видеть то, что открыто лишь избранным.

Отлёт мысли от действительности. Субъективная сторона мировоззрения, фетишистская природа сознания иногда порождают первенство желаемого над действительным. Пусть не водятся рыцари в трамвае (хотя бы даже без шпаги), но я хочу, чтоб рыцари были и всегда уступали дамам место. Я хочу вернуть заблудших людей в лоно единственно верной морали, я верю в добрую натуру человека и всю жизнь отдам его воспитанию, ведь всё, что ни делается, делается к лучшему в этом лучшем из миров. А уж о любви и говорить не приходится. Любящий дарит любимой весь мир без остатка, в крайнем случае, своё сердце (таких людей ценят трансплантологи). Романтик примечателен не столько тем, что недооценивает объективные условия, сколько тем, что вообще игнорирует их. Он присущ в силу возраста детям и молодёжи. Нынешнему поколению молодых людей романтический идеализм, вряд ли, опасен. В зрелом возрасте количество романтиков резко снижается, они уже не спешат взойти на вершину, на которой до них никто не бывал. Подлинный романтизм души индивида проявляется в том возрасте, когда его сверстники уже обзавелись «грошовым уютом».

Дата: 2016-09-30, просмотров: 247.